В Екатеринбург прибыл сын Чарли Чаплина



Клоунада

Клоунада — цирковой жанр, состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады.

Истоки клоунады — в народных фарсах. Традиционная маска белого клоуна взята из итальянской комедии дель арте, французского и английского площадного театров, рыжего клоуна — от народных шутов и внешне неловкого и неуклюжего униформиста, пародирующего номера артистов. На конфликте, возникающем между нарядным и самоуверенным белым клоуном и неловким, нелепым рыжим клоуном, строится так называемое антре, в котором победителем обычно бывает рыжий.

В драматургии XX века клоунада часто используется не в развлекательных целях, а как эстетическая антитеза серьёзным вопросам духовного, социального и философского характера, поставленных режиссёром или драматургом. Так к эстетике клоунады прибегали великие абсурдисты — С.Беккет «В Ожидании годо», Сл. Мрожек «Танго», В. Гомбрович «Венчание», «Ивонна, принцесса Бургундская», А. Жарри «Король Убю» и другие.

клоун Фумагали исполняет клоунады «Пчелка»

Значение действие состоящее из комических сцен
Применение Клоунами в цирке, а также в сольных комических номерах
 
 

Философия клоунады и смеха. Как Анатолий Марчевский учит смеяться сердцем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «АиФ-Урал» 25/10/2017

В цирке клоун дирижирует настроением публики. Екатеринбургский цирк

 

 

 

 

 

 

 

С 24 по 26 ноября в Екатеринбурге пройдёт X Всемирный фестиваль клоунов. «Смех, уверенность в себе, в своём будущем, в торжестве добра – это то, что нужно людям во все времена», - говорит директор Екатеринбургского цирка, автор и идейный вдохновитель уникального фестиваля Анатолий МАРЧЕВСКИЙ.

Сохраняя достоинство

Рада БОЖЕНКО, «АиФ-Урал»: «Анатолий Павлович, актуально ли сегодня выражение «цирковое искусство»?

Анатолий МАРЧЕВСКИЙ: «В советское время цирк был признан искусством, сегодня его пытаются признать шоу-бизнесом, но мы сопротивляемся и занимаемся тем, чем должны заниматься искусство и культура, в первую очередь – воспитанием.

Но культуры не бывает без политики. Мы тогда отражали действительность, уверенно шли в светлое будущее, были уверены в себе (мы, в принципе, уверены в себе и сегодня). У нас были приоритетные ценности: мир, дружба, торжество добра, оптимизм. По большому счёту ничего не изменилось, эти ценности необходимы нам и сегодня.

Цирк же имеет свою специфику – он очень серьёзно влияет на эмоциональное состояние человека. Особенно клоунада, смех».

- Но ведь смех – универсальное «оружие». Его можно использовать и не на благо человека.

НОВОСТЬ ПО ТЕМЕ

В Екатеринбург прибыл сын Чарли Чаплина

- Да, «злые языки страшнее пистолета». Причём если раньше всё же была защита нравственного здоровья человека, то сегодня хамству, по сути, дан зелёный свет. Хамите сколько хотите, распространяйте безнаказанно недостоверную информацию на любых платформах, в любых СМИ. Это очень серьёзное изменение в нашей жизни. Помню, для меня пресса была зеркалом, лакмусовой бумажкой, которой я проверял себя как творческая личность. Приезжая в любой город на гастроли, мы, артисты, всегда волновались: что напишут, понравимся или не понравимся? Журналисты были профессионалы, знающие специфику цирка, и они порой делали серьёзные подсказки.

Что же касается смеха в цирке… Одно из главных особенностей советской клоунады – ты вызываешь смех, не унижая ни собственное достоинство, ни достоинство зрителя. Михаил Румянцев (Карандаш), Юрий Никулин, Олег Попов, Леонид Енгибаров, – великие клоуны, гении – могли, выходя в манеж, сделать сатиру, могли высказаться в репризе по поводу какого-то явления нашей жизни, но при этом они оставались умными, грамотными, добрыми людьми. Они создавали образы, с которых дети, молодёжь брали пример. И сегодня эта традиция продолжается.

«Мне захотелось жить. Спасибо за ваше искусство!»

В зоне контакта

- Это особенность исключительно отечественной клоунады?

- Советская клоунада оказала значительное влияние на мировую. Благодаря нам значительно повысилась культура европейской клоунады.

Дело в том, что долгое время в Европе был распространен старый, задержавшийся с прошлых веков образ клоуна, над которым смеялся зритель. Разница значительная. У нас смеялись вместе с клоуном, а там - над клоуном. Потому что тогда зрители считали себя выше этого «идиота», «дурака», «недотепы». Всех этих снобов поставил своей сатирой на место великий клоун и дрессировщик Анатолий Дуров. Помните, как он высмеял градоначальника Павла Зелёного, выкрасив свинью в зелёный цвет? Ничего же сказано не было, а люди всё поняли. С другой стороны, в Европе была распространена и «уличная» клоунада, когда клоун ставил зрителя иногда грубовато в неудобное положение, мог его чем-то обсыпать, облить, посмеяться над его неуклюжестью.

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

«Хочу видеть клаберов в симфоническом зале». Кредо внука Сергея Прокофьева

У нас же к клоунам всегда относились как к актёрам. Например, Енгибаров – философ – он в своих репризах, не произнося ни слова, говорил о человеческих чувствах: о любви, дружбе, одиночестве, достоинстве. Образ, философия, драматургия, мысль и цирковые средства её выражения – то, что свойственно российской клоунаде. Образно говоря, в старой клоунаде Европы смеялся желудок, у нас всегда смеялось и смеётся сердце.

Вы знаете, я получал огромное количество писем. Одно из них помню до сих пор. Девушка писала, что после пережитой трагедии – смерти мамы – потеряла смысл жизни. Друзья насильно затащили её в цирк, и она впервые за два года засмеялась. «Мне захотелось жить. Спасибо вам за ваше искусство», - написала она. Смех, уверенность в себе, в своём будущем, в торжестве добра – это то, что нужно людям во все времена. И за это добро нужно сражаться, его на блюдечке никто не принесёт. И людей, которые посвящают жизнь тому, чтобы дарить людям радость, немного. Это те великие клоуны, которые вот уже в десятый раз соберутся у нас на Всемирном фестивале клоунов.

- А наши клоуны что-то переняли у европейцев?

- Если от нас в европейскую клоунаду пришла философия, то к нам из европейской – игра со зрителем. Теперь нет клоуна, который бы не приглашал в манеж кого-то из публики. И это нормально. В цирке зритель для клоуна – партнёр. А клоун – дирижёр зрительского настроения, поэтому он должен находиться в зоне контакта с публикой.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!