А.Н. Скрябин. Симфония №3 “Божественная поэма”. 1 часть – “Борьба”, тема вступления.

АНАЛИЗ – ОТВЕТЫ (№3)

 

С.И. Танеев. Симфония до минор. 2 часть. Осн. тема.

Общий характер музыки – возвышенно-светлый, созерцательный, лирический.

Основная тема отличается своей протяженностью, широтой и непрерывностью развития. Она звучит в тональности Ля-бемоль мажор в партиях скрипки, валторны и деревянных духовых. Здесь продолжается развитие лирического образа темы ПП первой части, который представлен в несколько ином преломлении.

Тема Adagio интонационно близка ряду тем первой части. В тактах 1 – 2 проступает рисунок темы вступления. Далее, в тт. 5 – 6 и 11 – 12 уловимы интонации темы ПП, проходящие вторично более крупными длительностями. В теме можно найти и начальный оборот из ГП, и связь с темой заключительного раздела первой части.

Таким образом, тема Adagio вобрала в себя различные тематические элементы предыдущей части. Искусно переплавленные, они органически вплелись в новую мелодическую линию.

П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». 1 к. Баллада Томского.

Баллада написана в тональности ми минор. Мелодия ее напевна и носит повествовательный характер. Она интонационно связана с секвенцией Графини (квартовый мелодический ход в тактах 2 и 3).

Форма баллады – варьированно-куплетная. В конце каждого куплета баллады звучит тема карт. Эта тема становится одной из главных в опере. Тема трех карт, в свою очередь, является вариантом темы ариозо Германа «Я имени ее не знаю».

В балладе присутствует и сквозное развитие. Этому способствует драматизация оркестровой партии в каждом новом куплете. Последний куплет является кульминацией баллады и характер сопровождения здесь становится особенно напряженным и насыщенным.

Каждый раз по-другому звучит припев «Три карты…». Он то изменяется интонационно-ритмически (третий куплет), то появляется в более высоком регистре (последний куплет).

Зловещий оттенок вносит в балладу появление в каждом куплете в басовом регистре оркестра квартовой темы-секвенции в ритмическом увеличении. Она сопровождается здесь хроматическим движением в средних голосах и цепью увеличенных трезвучий.

 

А. К. Лядов. Симфоническая картина «Кикимора»: тема Кикиморы.

Тема появляется после вступления, во втором разделе «сказочной картинки» – Presto.

Основа темы Кикиморы – форшлаг флейт, за которым следует выдержанный в тембре двух гобоев и английского рожка аккорд – ми-минорное трезвучие, тоже с форшлагом. Звучание темы лаконично, но ярко образно (похоже на писк причудливого, но злобного существа). Последующие резкие скачки будто передают прыжки Кикиморы. Острые акценты, staccato, «колючие» оркестровые тембры, гармония увеличенного трезвучия – таковы основные выразительные средства музыкальной характеристики этого образа.

В дальнейшем появляются хроматизмы и альтерированные гармонии, последования минорных трезвучий по малым терциям, сочетание «долбящих» трубных октав со щелкающей звучностью ксилофона. Звукописную и выразительно-характеристическую роль играют на протяжении всего произведения форшлаги деревянных духовых (особенно флейт — больших и пикколо).

Различные изменения основных тематических элементов, непрерывная ритмическая пульсация, движение в темпе Presto объединяют всю быструю часть единым дыханием.

 

П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»: 1 к. Ариозо Ленского.

Ариозо «Я люблю вас!» включено в его сцену-диалог с Ольгой. Именно здесь ярче всего раскрывается образ Ленского – романтически-восторженного юного поэта.

Тему ариозо предвосхищает гибкая, пластичная мелодия, которая звучит в начале диалога у скрипок. Так, оркестр как бы говорит о том, для чего еще не находит слов взволнованный Ленский.

Ариозо является лирическим центром первой картины. Оно написано в тональности ми мажор, которая воспринималась Чайковским как светлая тональность любви, весеннего цветения.

Для ариозо характерна мелодическая выразительность, красота и интонационная связь с некоторыми эпизодами в партии Татьяны. Для Ленского в целом типичны мягкие, лирические интонации.

Ариозо написано в трехчастной форме с динамической репризой. Музыка пронизана непрерывным развитием. В третьей части основная тема («Я люблю тебя») звучит еще более взволнованно и страстно, чем в начале: ее мелодический диапазон расширяется, оркестровая фактура обогащается (восходящее мелодическое движение), одна за другой сменяются тональности.

 

А.Н. Скрябин. Симфония №3 “Божественная поэма”. 1 часть – “Борьба”, тема вступления.

Первую часть симфонии №3 А. Скрябина открывает могучая, величественная тема вступления, которая является основным “тезисом” произведения, темой-эпиграфом. Лаконичной, массивной теме в басах (октавы фаготов, тромбона, тубы и струнных басов интонируют на фортиссимо семь скандированных нот) отвечает краткий фанфарный мотив трёх труб с характерным скачком на сексту вверх.

Тема проводится дважды, каждый раз словно растворяясь в пассажах-фигурациях струнных. Во втором такте звучит альтерированная гармония, полна особой напряжённости и остроты. Состоящая из звуков неполного целотонного звукоряда, она занимает видное место в симфонии, появляясь всегда в важнейших кульминационных моментах.

Тему вступления можно назвать лейттемой симфонии, которая почти в неизменном виде проходит через весь симфонический цикл, открывая и завершая его. Одновременно она является зерном симфонии, из которого вырастают последующие темы: героическая и волевая гл.п. 1 части, лирическая тема 2 части и стремительная, ликующая тема финала.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!