Сроки реализации учебного предмета



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

 

 

УТВЕРЖДЕНО   Приказом начальника управления культуры администрации г. Донецка от 30.08.2018 № 103-ОД

 

 

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ:

КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

 

Дополнительная предпрофессиональная программа в области

музыкального искусства для учреждений дополнительного образования –

школа искусств, музыкальная школа (школы искусств по видам искусств)

 

Донецк - 2018


УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ:

КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ. СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства для учреждений дополнительного образования – школа искусств, музыкальная школа (школы искусств по видам искусств).

 

 

Составитель:

 

Радченко Александр Николаевич – специалист высшей категории, старший преподаватель КУДО музыкальной школы № 1 им. Н. Леонтовича г. Донецка.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Положению об учреждении дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы (школы искусств по видам искусств), утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016 (с изменениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 под регистрационным № 1224 (далее - Положение), учреждения дополнительного образования сферы культуры, в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников - к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС (с изменениями) в учреждениях дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Программа «Коллективное музицирование. Симфонический оркестр» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты», утвержденными Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 14.08.2018 № 282-ОД и рассчитана на учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования - музыкальных школ и школ искусств.

Программа по учебному предмету «Коллективное музицирование. Симфонический оркестр» для учащихся учреждений дополнительного образования является частью предпрофессиональнй общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Инструментальные классы. Струнные, духовые и ударные инструменты».

 

Актуальность Программы.

 

Программа способствует широкому внедрению художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, раскрытия творческого потенциала детей и юношества.

 

Характеристика учебного предмета

 

В общей системе музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру.

Коллективная игра раскрывает перед юными музыкантами новые грани возможностей: обогащает кругозор, музыкальное восприятие, эстетический вкус, ощущение стиля, совершенствует профессионализм, повышает общее развитие обучающихся. В тоже время в коллективе музыкант может полнее раскрыться, обозначить лучшие стороны своего дарования, проявить целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством. В процессе совместного творчества у юных музыкантов постепенно устраняется индивидуализм, появляются навыки, характерные для коллективного музицирования.

Коллективные формы музицирования в учреждениях дополнительного образования имеют большое значение в подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности. Совместное творчество на уроках «Оркестрового класса» является залогом интереса к занятиям. При этом каждый ребенок становится активным участником оркестра, независимо от уровня его музыкального образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере. Совместное музицирование – прямой путь к созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Изучение предмета «Оркестровый класс» является составной частью обучения инструментальному исполнительству на струнных, духовых и ударных инструментах. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

«Оркестровый класс» – учебный предмет, который может входить в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства при условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании.

Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также, при наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических условиях.

В работу «Оркестрового класса» необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных оркестровых инструментах. Распределение по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестрового коллектива в школе, с учетом контингента учащихся по классам.

 

Цели и задачи учебного предмета.

 

Цели - формирование способностей учащихся к восприятию музыкальных произведений и творческой исполнительской деятельности.

Создание условий для эмоционального, познавательного, творческого удовлетворения интересов детей, побуждающих их к коллективной игре в детском симфоническом (камерном) оркестре и участию в культурно-массовых мероприятиях различного уровня.

Приобщение учащихся к мировой культуре через репертуар симфонического (камерного) оркестра, развитие музыкально-эстетического вкуса детей и их эстетического отношения к музыкальному искусству.

Задачи:

Образовательные:

- формирование специальных компетенций в области музыкального исполнительства;

- формирование исполнительских навыков;

- формирование умения творчески и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

Развивающие:

- развитие технических навыков игры на духовых инструментах;

- развитие музыкальных и творческих способностей детей;

- развитие умения работать в коллективе.

 

Воспитательные:

- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих принимать и уважать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у детей коммуникативных навыков, чувства ответственности и дисциплинированности;

- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

 

Сроки реализации учебного предмета

 

По образовательным программам с 8-летним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов, наиболее подготовленные учащиеся 4 класса.

По образовательным программам с 6-летним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 4-6 классов, наиболее подготовленные учащиеся 3 класса.

Для учащихся, планирующих поступление в высшие учебные заведения культуры и искусства, срок освоения программы «Оркестровый класс», может быть увеличен на один год (9класс).

Содержание предмета

 

Форма проведения учебного занятия – групповой урок, сводные занятия.

Объем учебной нагрузки определяется Типовыми учебными планами учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств.

За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно:

- овладение навыками коллективного музицирования: общего для всех исполнительского дыхания (ауфтакта), ритмической синхронности, сценической культуры, исполнительской дисциплины, различными компонентами музыкальной выразительности;

- совершенствование исполнительских приемов: чистоты гармонической интонации, единства штриховой палитры, осмысление взаимосвязи голосов – распределение их функций на главную, побочную, аккомпанирующую, технического владения инструментом;

- совершенствование навыка беглого чтения нот с листа;

- умение аккомпанировать хору, солистам;

- воспитание сценической уверенности, исполнительской стабильности;

- формирование положительной мотивации к самообразовательной деятельности.

 

По усмотрению дирижера в работе оркестра могут участвовать преподаватели отдела. Совместная игра, сотворчество стимулируют учащихся, укрепляют дисциплину, расширяются и репертуарные возможности оркестра. С другой стороны, такая форма работы обязывает педагогов поддерживать свое исполнительское мастерство.

 

Формы и методы контроля

 

Учет успеваемости обучающегося является важной составляющей процесса всестороннего комплексного воспитания юного музыканта. Форма и содержание контрольных мероприятий должна быть направлена на стимулирование желания обучающихся к дальнейшему совершенствованию профессиональных навыков, развитию самостоятельности и самооценки. Руководитель обязан тщательно и всесторонне разбирать, анализировать исполнение произведений: положительные стороны, недостатки и пути их устранения.

При оценке деятельности участника оркестра учитываются результаты его продвижения, проявление музыкальной инициативы, владение исполнительскими приемами коллективного музицирования, самоорганизация.

Ежеурочно в работе с группой педагог осуществляет текущий контроль, оценивая уровень обученности, творческую активность, степень ответственности за коллективный труд каждого участника оркестра.

За учебный год оркестр должен подготовить не менее 5-6 произведений ( в том числе с солистами). Выступление оркестра следует рассматривать как отчет о проделанной работе с последующим обсуждением ее результатов. В обсуждении должны принимать участие все педагоги отдела и администрация школы.

В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.

Контрольные мероприятия в оркестровом классе проходят по полугодиям:

I полугодие:

Сдача оркестровых партий - ноябрь.

Концерт оркестрового класса - декабрь.

 

II полугодие:

Сдача оркестровых партий - февраль.

Отчетный концерт - март.

Сдача оркестровых партий - апрель.

Заключительный концерт оркестрового класса - май.

 

К формам подведения итогов по предмету «Оркестровый класс» относятся различные выступления коллектива: участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, в тематических, праздничных, открытых, культурно – просветительских мероприятиях и концертах района, города, республики.

 

Методические рекомендации

 

Учебно-педагогический и воспитательный процесс направлен на последовательное и поступенное формирование способностей, развитие мышления, приобретение обучающимися знаний и навыков коллективной деятельности. Не изучив психологические особенности коллективного обучения, методику работы с оркестром, невозможно получить эффективный результат. Моделирование определенных творческих ситуаций, программирование на успех, сотворчество способствуют повышению качества обучения.

Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим направлениям: выбор репертуара на учебный год, аранжировка и инструментовка выбранных произведений, изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, репетиций, концертов.

Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану, в котором указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. Подбор необходимого, интересного нотного материала, соответствующего исполнительскому уровню оркестра, является одним из важнейших факторов его успешной работы. Учитывая наличие в оркестре учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого оркестранта. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

В репертуарной политике приоритетным является отбор и внедрение в педагогическую практику сочинений, которые могут эффективно способствовать художественно-образному усвоению новых средств выразительности. Необходимо обращаться к произведениям отечественной и мировой музыкальной классики различных жанров и форм.

Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально-исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в школе.

Среди практических методов оркестровой работы следует обратить внимание на разучивание партий отдельными группами оркестра, где должны быть обсуждены требования по темпу, выбору штрихов, динамике. Следующим этапом оркестровой работы является сочетание групп, воспитание в оркестрантах чувства ансамбля. Создание единого звучания коллектива требует от руководителя умения проведения целостного анализа музыкального произведения.

Оркестровая игра воспитывает коллективное чувство темпа и ритма, не дает свободы темповых и ритмических отклонений, требует определенной стабильности, воспитания чувства коллективного исполнения.

Важной технической задачей является отработка у оркестрантов ощущения строя, стремления к постоянному контролю над точностью интонирования. Постоянный контроль, требовательность к чистоте строя со стороны дирижера, воспитывает у учащихся стремление к интонационной точности.

Большое внимание следует уделять развитию у учащихся навыков чтения нот с листа, выстраивая работу «от простого – к сложному». Важно помнить, что количество прорабатываемых музыкальных произведений, их разнообразие по жанру, форме, фактуре, характеру имеет большое значение не только в расширении музыкального кругозора учащихся, но и в развитии навыков чтения нот с листа.

Особое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика: она развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности, служит благородной цели популяризации музыки различных направлений, является стимулом заинтересованности и привлечения учащихся к обучению в учреждениях дополнительного образования.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!