Семинар №5 Античный эпос: (Гомер, «Илиада», «Одиссея», Вергилий, «Энеида»)
1. «Гомеровский вопрос». Современное состояние «гомеровского вопроса» и проблемы авторства.
2. Время и место создания поэм. Споры о возникновении поэм: главные теории.
3. Отражение в поэмах истории и мифологии. Миф о Троянской войне: как отзывается он в «Илиаде»? Историческая основа «Илиады» и «Одиссеи». В чем значение научного подвига Г. Шлимана?
4. Жанровое и композиционное своеобразие «Илиады» и «Одиссеи». Два плана повествования. «Закон хронологической несовместимости». Как проявляются линейное развитие действия и двуплановость композиции «Илиады»? Как проявляется прием ретроспекции в «Одиссее»?
5. Система образов: герои (греки и троянцы) и боги. Концепция эпического героя.
6. «Илиада» и «Одиссея»: различия в содержании и композиции поэм.
7. Женские образы поэм (Андромаха, Пенелопа, Прекрасная Елена), своеобразие каждой из них
8. Своеобразие эпического стиля: стихотворный размер, постоянные
9. эпитеты, повторы, сравнения и т.д. Художественные средства поэмы как система.
10. Гомеровская Греция. Реалии греческого образа жизни в поэмах. «Илиада» как «энциклопедия греческой древности» / Н.Гнедич/. Воплощение в поэме этического идеала древних греков.
11. Влияние гомеровского эпоса на дальнейшее развитие литературы.
«Илиада»
12. Мифологические источники «Энеиды».
13. Продолжение традиций Гомера и новаторство Вергилия в «Энеиде»:
· Сюжет и композиция поэмы Вергилия.
|
|
· Система образов; персонажи мифологические и исторические.
· «Энеида» как поэма об исторической миссии Рима. Социальное звучание и политическая тенденция поэмы.
· Переосмысление творчества Вергилия в последующей европейской литературе.
Гомер. Одиссея. Фрагменты для чтения
- Песнь I.
- 1-21 (предыстория поэмы).
- 67-77 (Зевс о судьбе Одиссея).
- 275-293 (Афина дает совет Телемаху).
- Песнь III.
- 248-277
- 303-312 (убийство Агамемнона).
- Песнь IV.
- 495-537
- 550-569 (Нестор рассказывает о судьбах героев Троянской войны).
- Песнь V.
- 1-20 (совет богов).
- 151-162 (Одиссей у нимфы Калипсо).
- 269-281 (строение Млечного Пути).
- Песнь VII.
- 230-297 (Одиссей в доме Алкиноя).
- Песнь IX.
- 34-36 (о родине).
- 105-537 (Одиссей у циклопа).
- Песнь X.
- 210-512 (Цирцея).
- Песнь XI.
- 84-139 (Одиссей в царстве мёртвых).
- Песнь XII.
- 166-285 (сирены, Скилла и Харибда).
- 397-425 (кораблекрушение).
- Песнь XXI.
- 42-79 (лук Одиссея).
- 410-454 (Одиссей натягивает лук).
- Песнь XXII.
- 15-67 (убийство женихов Пенелопы).
- Песнь XXIII.
- 205-241 (встреча Пенелопы и Одиссея).
Практические задания:
1. В чем заключается суть гомеровского вопроса? Дайте письменное определение терминов: аналитики, унитарии, теория «ядра», теория «малых песен», «темные места»..
2. Дайте письменное определение гекзаметра. Запишите его общую схему и составьте метрическую схему стихов «Илиады» и «Одиссеи» (по одному из каждой поэмы).
|
|
3. Назовите основне черты эпического стиля, дайте их письменное определение (см.: Радциг С.И. История древнегреческой литературы: Учебник. – М.: Высш. школа, 1982. – С. 67-73 или http://www.sno.pro1.ru/lib/radzig/20.htm )
4. Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка.
5. Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.
6. Составьте схему путешествий Одиссея в хронологическом порядке.
7. Прочитайте стихотворение О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, –
На головах царей божественная пена, –
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер –все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
|
|
Подумайте над вопросами и заданиями:
a. Почему образ кораблей открывает экспозицию стихотворения и превращается в «длинный выводок» и «поезд журавлиный»?
b. Прокомментируйте строчки: «На головах царей божественная пена...»
c. Охарактеризуйте образ Елены в гомеровском тексте и сравните со звучанием его в рассматриваемом стихотворении.
d. Почему море и Гомер тесно слиты в поэтическом тексте Мандельштама?
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!