Здание молодёжного центра «Зангари», молочный магазин.



Обзорная экскурсия по с.Шаркан.

 

Общие сведения:

Шарканский район расположен в одном из самых живописных уголков в восточной части Удмуртской Республики. Сотни чистых родников, великолепные холмы, цветущие луга образуют ландшафт района. Район граничит на севере с Дебесским, на западе и северо-западе – Игринским и Якшур-Бодьинским, на юге и юге-востоке – с Воткинским районами Удмуртии, на востоке – с Пермской областью. Расстояние от районного центра, села Шаркан, до столицы Удмуртии, города Ижевска – 88 км.

Общая площадь района 1,4 тысячи кв.км. Около 40% территории занимают леса.

В районе проживает 18412 человек, из них 83,1% - удмурты, 15,5 % русские, а также представители других 29 национальностей Район образован 15 июля 1929г. в составе 15 сельсоветов, 143 населённых пунктов с райцентром в с.Шаркан.

В Шаркане проживает более восьми тысяч человек.

Достопримечательности:

В районе выявлено 14 памятников археологии из них 1 памятник – городище Сосновское является памятником федерального значения; 1 памятник архитектуры (церковь в с.Сюрсовай) и 3 памятника истории регионального значения (обелиски на братских могилах красноармейцев, погибших в годы гражданской войны, Шаркан, Зюзино, Сосновка), памятниками местного значения являются 23 памятных сооружений, посвящённых землякам погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Уникальность Шарканского района признана по многим аспектам.

В районе проживает 83% коренного народа Удмуртской республики, основная часть которого проживает в деревнях. Относительная отдалённость от столицы республики повлияло на сохранение обычаев, обрядов и поверий удмуртского народа.

Уникальность природного ландшафта послужила образованию в 2001 году природного парка «Шаркан», где уже положено начало развитию экотуризма. На его базе разработано несколько проектов. Проект «Шаркан – родина Тол Бабая» находится в стадии реализации. Великолепные холмы, живописные возвышенности, прекрасные луга и леса, лесные поляны полные ягод и грибов, множество родников из года в год привлекает горожан. Великий лес седого Урала начинается отсюда, не случайно Шарканский район называют удмуртской Швейцарией.

Частью уникального природного комплекса района является Каргора (Каргурезь). Она образовалась 25 млн. лет назад в условиях жаркого климата и представляет собой спрессованные отложения древнего русла реки. Её высота 274 м. радиус обзора с неё – 25 км. Гора считается священной, жертвенной: в прежние времена здесь совершались обряды, проходили праздники.

Шарканская земля хранит в себе множество мифов и легенд, её порой называют обитель Нюлесмурта (духа леса). Полянка, лесок, родник, порой даже отдельное деревце имеют свою историю, легенду …

Особый интерес к финно-угорской мифологии среди населения района и республики вызвал первый удмуртский художественный фильм «Тень Алангасара», снятый в 1992-1993гг. недалеко от деревни Старый Пашур на специально построенной для съёмок площадке – удмуртской стоянке IX – XIV вв. Несмотря на то, что дома стоянки пострадали от времени, тем не менее, это место обладает особым магнетизмом, чувствуется дремучесть лесов и нетронутая природа. Жители окрестных деревень очень гостеприимны и обладают особым весёлым нравом. Сохранили они и традиционный уклад жизни.

С целью сохранения истории района, обрядов и традиций, бытующих здесь, в 1997 году был создан Шарканский краеведческий музей. Его фонды уже приковывают интерес исследователей.

В районе работают фольклорные коллективы разных направлений, основная задача которых сохранение и возрождение забытых традиций и обрядов. Старожилы деревень в своём сердце и памяти хранят как в музее обряды своих предков, передавая их из поколения в поколение.

Таким образом, уникальность Шарканского района, а именно: изумительная природа, сохранённые традиции и обряды народа, существование разнообразных мифов и легенд, богатая история района, заставляет говорить о том, что в районе имеется большой потенциал для развития эко- и этнотуризма; природные же условия идеальны для развития спортивного туризма.

 

Впервые упоминания о починке Шаркан мы встречаем в книге П.Н.Луппова «Удмурты в XV – XVII веках”. В переписи населения Каринской волости Хлыновского уезда, проведённой Михаилом Воейковым и подъячим Фёдором Прокофьевым в 1678 году, значится: «Починок вновь росчисной Шаркан, живут в нём: …» Отсюда следует, что жили в нём пять семей, в них 17 мужчин, в том числе и дети. Среди них были четыре брата – сыновья некоего Почаша.

О происхождении названия деревни Шаркан  в народе бытуют две легенды. По одной из них, якобы через эти места проезжал хан Шарухан. Поскольку у удмуртов не было звука «х», получилось слово «Шарукан», близкое к названию села. Вторая легенда гласит о том, что до переселения удмуртов из д.Ломлэзь, на расчищенном месте один татарин посеял репу. Репа уродилась очень хорошая. (Репа по-татарски «шалкан») Очевидно, как символ хорошего урожая и было присвоено вновь образовавшемуся населённому пункту название Шалкан. Впоследствии буква «л» была заменена буквой «р» и прочно укоренилось название Шаркан. О связи двух слов – «шалкан» и «шаркан» говорит тот факт, что крестьяне имели «пчелиные угодья по ключам и репища по лесам».

В конце 18 начале 19 веков деревня Шаркан стала разрастаться, появляются первые улицы. Самую старую из них назвали Сосновской (сейчас ул.Советская). Вторую улицу назвали Балаш (в ул.Ленина переименовали после того как на перекрёстке с улицей Советской установили первый в республике памятник В.И.Ленину в 1925г.). Также одними из старых улиц были улицы Чаг-Чум  (ул.Крестьянская), в переводе с удмуртского - чаг-лучина, чум-клеть, амбар. Нюрвыл (ул.Пролетарская) – в переводе болотистая местность. Когда же речкой Шарканкой на пригорке красовалась небольшая, красиво отделанная церковь, а на её площади выстроились добротные деревянные дома, в которых жили священнослужители, эту улицу в народе стали называть Поповской, ныне эта ул. Коммунальная. Она была самой зелёной и ухоженной.

 

Дом Зоновых.

По воспоминаниям старожилов, самым богатым хлеботорговцем в с.Шаркан в нач.ХХ века был Зонов. В бланках переписи населения по населённым пунктам Шарканской волости за 1895 год Зоновы значаться: «Зонов Дмитрий Антипович, 60 лет, чеботарь. Жена Агрипина Назаровна, сын Алексей Дмитриевич, 23 года, дочь Елизавета – 17 лет. Прибыли в Шаркан из Вятского уезда Орловской губернии».

Первоначально, по приезду Дмитрий Антипович был чеботарём, его сапожная мастерская находилась в небольшом деревянном доме, где он жил со своей семьёй. Однако через несколько лет Зоновы построили большой двухэтажный деревянный дом, затем в 1914г. каменный двухэтажный с каменными складами во двор. Видимо, скупая хлеб у крестьян ближних и отдалённых деревень они нажили необходимый капитал и оказались умелыми и рачительными хозяевами.  Помимо продажи хлеба добывали они и щебень недалеко от д.Галечево, крестьяне грузили камни на телеги и возили на своих лошадях в Воткинск и другие сёла на продажу. Камень шёл на фундамент. Зоновы имели небольшой кирпичный заводик, из кирпичей которого, был построен их последний дом и там же пристрой для аптеки. Аптеку сдавали под аренду. Построили они и одну из первых школ в селе. Неподалёку от села была расположена их мельница, которая обслуживала крестьян в округе. Держали Зоновы ездовых лошадей. Звон медных бубенчиков зоновской тройки можно было услышать и на просёлочных дорогах и на дороге Шаркан-Воткинск-Ижевск. Ямщики жили на первом этаже дома.                                                      

Имея большие запасы зерна Зоновы не ограничивались лишь местной торговлей, они экспортировали зерно в европейские страны, в частности вывозили в Англию, Германию. Оттуда они выписывали журналы, наряды. На различные светские вечера, мероприятия выезжали в заводской посёлок Воткинск или в купеческий городок Сарапул, где жила двоюродная сестра Алексея Дмитриевича Зонова.

Из рассказов Кощеевой Парасковьи Ивановны, чья мама работала у Зоновых прислугой, они очень хорошо обращались со своими рабочими. Так, её маму выдали замуж с богатым приданным, отправили несколько сундуков и пару золотых монет.

У Дмитрия Антиповича был один сын и четыре дочери. Анна – старшая, в первой мировой войне была медсестрой на Римском фронте. Остальные три дочери стали монахинями. Одна из них жила в монастыре острова Свияжск, сын Алексей Дмитриевич явился основным наследником. Похоронены Дмитрий Антипович и Агрипина Назаровна на шарканском кладбище, что находилось на территории бывшего Петропавловского храма.

Основной капитал Зоновы нажили при Алексее Дмитриевиче (1873-1942гг.) и его жене Александре Андреевне (1873-1941). У них было пятеро детей: Петр (1898-1965), Герман (1908-1924), Зоя (1903-1942), Зинаида (1900-1973), Александра (1906-1999).

Вскоре после революционных событий, семья Зоновых покинула Шаркан, захватив с собой лишь самое необходимое. Старший сын Пётр в это время находился на службе в царской армии, а к тому времени уже белой армии. В Шаркане осталось всё нажитое годами: дома, добротные хозяйственные постройки, домашняя утварь, вплоть до посуды. Около года семья прожила в г.Воткинске, определяя свою судьбу, затем уехали в г.Сарапул, в августе 1919г в г.Омск. Отсюда, вся семья, кроме Зинаиды, уехали в ноябре 1919г. в Харбин, Зину оставили, как самую старшую, она должна была ехать позже, однако по стечению обстоятельств она осталась в России и, как оказалась на всю жизнь. Заработав небольшой капитал в Харбине Зоновы перебрались в Америку.

В их доме в разные годы размещались районная поликлиника, волостное управление, райком партии, в 1977 году переехала милиция, ранее находившаяся в деревянном доме Зоновых. В настоящее время здесь размещены различные организации и учреждения. В 1947 году к «зоновскому» дому был сделан пристрой из кирпичей разрушенной Сосновской церкви.(?)

В 1992г. в с.Шаркан приезжал внук Алексея Дмитриевича Зонова, Георгий Петрович Зонов, ныне проживающий в США. Он передал свой потомственный дом в постоянное пользование районной администрации. После этого он ещё несколько раз приезжал на свою историческую родину – с.Шаркан.

 

Родыгинские (святые) места.

В 1849 году приехала к нам в село семья Родыгиных. В бланках переписи населения по населённым пунктам волости, проведённой в 1895 году, записано: Родыгин Михаил Иванович – хозяин завода. Сословие из бывших государственных крестьян. Родился в Вятке, 59 лет. Его жена – Любовь Дмитриевна, 51 год. Сын Алексей – 29 лет, сын Семён – 8 лет, невестка Родыгиных Надежда Ивановна, внуки: Михайло – 9 лет, Иван – 3 года.

Место для строительства завода они выбрали в конце улицы Балаш, за логом, на возвышенном месте. На территории современного акционерного общества «Шаркан-трикотаж» рядом с обширным каменным корпусом стояло большое приземистое одноэтажное деревянное здание. Это и был дом Родыгиных. В настоящее время он обложен кирпичём и переоборудован под церковь. Ранее здесь находился детский сад трикотажной фабрики.

Первое промышленное предприятие в с.Шаркан, работало на привозной железной руде и местном древесном угле. Завод выпускал транспортный инвентарь, втулки для деревянных колёс, чугунную посуду, решётки, части сельскохозяйственных орудий, чугунные гайки, сельскохозяйственные орудия, печноё литьё, наладил производство веялок, которые пользовались большим спросом. Так, в конце 19 века завод изготовлял до 10 комплектов молотилок с конными приводами. Оборудование – вагранка, воздуходувка с деревянным цилиндром, приводимая в движение силою лошадей. Несколько позднее установлена печь для подогрева чугунных заготовок. Первоначально было занято около 20 человек, не считая углежогов.

Продукция шла местным потребителям и продавалась на ярмарках Казани и Нижнего Новгорода. Ежегодно здесь работало около 100 рабочих. Производительность труда составляла в среднем 500000 рублей в год. Завод полностью работал на привозном сырье, которое доставлялось из Воткинска и Ижевска на гужевом транспорте. Мастерские находились в низких деревянных помещениях. Кроме завода Родыгины имели небольшую сельскохозяйственную ферму, где работали исключительно женщины, в основном жены и дочери рабочих завода. Затем появились на ферме женщины и из других волостей, приехавшие издалека богомолки, которые оставались на постоянное жительство.

Стекались же они сюда по следующей причине.

В результате благородной деятельности Родыгиных , в Шаркане оказалась икона Богоматери Скоропослушницы. Исторический путь которой весьма интересен. На доходы от завода Михаил Иванович сделал богатые пожертвования в древние монастыри на святой горе, в Афоне, куда русские паломники приходили ещё в Х1 веке. И весной 1883 года жена шарканского заводчика Любовь Дмитриевна привезла ответный дар монахов – икону Богоматери редкого тогда ещё для удмуртского края типа «Скоропослушница». на обороте монахини сделали надпись: «В дар и благословение Михаилу Ивановичу Родыгину от святого Афона; освящена в келии св.Саввы; освящена в Копках 1883г. 6 марта». Икона стала гордостью домашней молельни Родыгиных и находилась там около 15 лет. В одном из архивных дел отмечено: «С 1897г. к иконе стали стекаться богомольцы и приносить пожертвования, так как распространялась молва о чудотворениях иконы. Видя всеобщую любовь прихожан именно к этому образу, М.И. Родыгин построил для «Скоропослушницы» особое двухэтажное здание.

Вершиной же деятельности Родыгина в селе Шаркан явилось строительство церкви на личные средства и открытие женской общины. Около 1901 года Родыгин купил в селе Светлом церковное здание. В Шаркане его собрали вновь, благоустроили и полуофициально стали называть храмом Михаила Архангела – в честь небесного покровителя главы рода. Главным праздничным днём для «родыгинской» церкви считалось 13 июня – день почитания главной святыни храма. Интерес вызывавший Иконой Богоматери «Скоропослушницы» у православных с.Шаркан, в домашних, неофициальных условиях не мог удовлетворяться полностью. Да и членам Петропавловской церкви с.Шаркан всё это не нравилось, и они написали рапорт в Духовное правление: «Сам храм и все постройки возведены почти на пожертвования. Но Любовь Дмитриевна не только дома, но и храм считает своей собственностью. Икона Божьей Матери действительно прислана с горы Афон. А риза и украшения на ней (брошки, браслеты, кольца, серьги), оцениваемые Родыгиной в 4 тысячи рублей, пожертвованы разными лицами, в то время, когда молва о чудотворениях иконы привлекла сюда массы богомольцев. Они не составляют достояния Родыгиных. Притчу села Шаркан не известен ни один случай исцеления с помощью иконы». Указом Епископа Вятского и Слободского в феврале 1903 года «в предупреждение соблазна, происходящего от сборов пожертвований частными лицами», икона, находившаяся в то время в женском общежитии, была перенесена в храм села Шаркан.

Но уже 8 февраля 1908 года по указу Вятской духовной консистории разрешено построить для рабочих и служащих Шарканского чугунолитейного завода и с\х фермы принадлежащих крестьянину А.М.Родыгину, домовую призаводскую церковь. А строительство церкви при заводе было вызвано, как объяснил Алексей Михайлович, необходимостью: 1) удержания рабочих от пьянства и разгула во время праздничного отдыха 2) религиозно-нравственного воздействия на среду заводского населения.

13 июня 1911 года «родыгинская» церковь Михаила Архангела была освящена епископом Вятским Филаретом. Храм, таким образом, приобрёл все официальные права. Тогда же, судя, по всему, к родыгинцам вернулась высокочтимая афонская икона.

Осенью 1912 года в общине обитала 61 женщина в возрасте от 14 до 75 лет. Преобладали в списке двадцатилетние и русские. Кроме того, 28 удмурток и одна бесермянка. При общине с 1910 года действовала миссионерская удмуртская школа. Славился хор. Действовала также ткацкая учебная мастерская. Поначалу женщин принимали со взносами-пожертвованиями. Некоторые жертвовали своими домами и постройками стоимостью от 150 до 500 рублей, а некоторые – хлебом, скотом, церковной утварью и облачениями. Благодаря всему этому построено 4 больших корпуса и надворные постройки.

Всего же было построено 8 домов с кельями. Помимо храма при монастыре имелись школа и мастерские. Вскоре сюда был переведён известный                                удмуртский миссионер, учёный, проповедник отец Иоанн (Васильев), благодаря его заботам создан хор удмуртских девушек – инокинь, монахинь, которые исполняли на церковно-славянском и удмуртском языках. Проповеди, поучения отец Иоанн проводил на русском и удмуртском языках. Шарканские монахини были известны и как искусные вышивальщицы, ткачихи. Во главе обители стояла монахиня Елена (Девятова).

Помимо организации монастыря семья Родыгиных организовали общество трезвости, пожарную дружину, выделили средства для открытия бесплатной библиотеки при чайной «дабы отвлечь людей от пьянства и разгула», отсылали свои пожертвования на строительство православных храмов

Вдова М.И.Родыгина Любовь Дмитриевна писала в марте 1913 года духовным властям в Сарапуле: «Цель моей жизни – видеть общину самостоятельным женским монастырём». Мечты богомольной вдовы начали осуществляться, но только к сожалению, в самые трудные годы. 27 ноября 1915 года Любовь Дмитриевну постригли в монахини. Она официально стала «заведующей общежития» под именем София. А по указу св.Синода 12 апреля 1918г. в с.Шаркан открыта женская община на месте сельскохозяйственной фермы. А 16 мая 1918 года Любовь Дмитриевну уже избрали «настоятельницей Шарканской женской общины». 13 июня 32 послушницы в возрасте от 23 до 68 лет были одеты в рясофор. По материалам школьного музея в общине обитали 88 женщин от 14 до 75 лет. Они имели 40 десятков земли, 12 коров, 7 лошадей, яблоневый сад, огород, занимались в школе для рукодельниц.

Женский монастырь власти разогнали в 1920 году. Здания его занял детский дом (который существует с разными названиями и назначениями и по сей день). Сама же икона, вернее всего, была снова помещена в каменный сельский храм, ещё действовавший, но как известно в 1939 году он был окончательно закрыт. И как считали все православная икона Богоматери бесследно исчезла в те страшные иконоборческие годы. Но спасительницей святыни оказалась монахиня Дорофея. При разгоне монастыря в 1920-м году или же при закрытии храма в 1939г. ей удалось уберечь икону. Странствуя по немногим, пока ещё действующим приходам Удмуртии, бывшая монахиня бережно оберегала икону от влаги, пожара и «комисаров». Икона до сих пор будто только что написана. Как ни удивительно, Дорофея таилась и от церковных властей. Причина в том, что прежде, как уже говорилось, была определённая конкуренция за право обладания святыней между монастырём и сельской церковью. Лишь умирая, монахиня передала икону воткинскому священнику, Иоанну Бортникову. Афонская надпись на тыльной стороне иконы однозначно подтверждает: это именно та высокочтимая и многострадальная святыня.

23 мая 1999 года Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай торжественно вручил православным села Шаркан старинную икону Богоматери «Скоропослушницы».

Нынешний молитвенный дом во имя первоверховных апостолов Петра и Павла за неимением обоих шарканских храмов оборудовали в бывшем доме Родыгиных. Возродить же прежнее великолепие своих святынь прихожанам в настоящее время абсолютно не по силам.

После революции 1917 года семья Родыгиных уехала. Попечителем завода был оставлен И.В. Бехтерев, его приказчиком – Корляков. В 1918 году, когда все зажиточные крестьяне, торговцы, церковнослужители были обложены денежной контрибуцией, Корляков, освободившись из под ареста, помог Никонов Фёдор, забрал все деньги – 80 тысяч рублей и скрылся вместе с женой Бехтерева. (Из личного архива В.П. Вотинцева, бывшего в 1918г. председателем ВИК-а). Это ускорило конфискацию чугунолитейного завода и передачу его под контроль рабочего комитета.  

  В 1918г. чугунолитейный завод преобразован в завод «Металлист» (кустарно-промысловая артель). Он также продолжил выпускать бытовые чугунные изделия, сковородки, детали для молотилок, печное литьё. Производилась сборка и ремонт молотилок, веялок и другой сложной техники. В отдельные годы на заводе трудилось до 180 рабочих. В 1938 году завод свернул свою деятельность. На его базе организована ткацкая артель «Комсомолец», позднее тут размещались трикотажная, сапожная, кулерогожная мастерские. В 1960г. на базе артели создана ткацкая фабрика, ныне ЗАО «Шаркан-трикотаж» (1987).

После Великой Октябрьской революции вся территория монастыря была передана детскому дому. Сначала его называли «детским приютом», затем «детским городком». Городок состоял из нескольких корпусов, имеющих разные названия. Большой корпус назывался «Москва», здесь на первом этаже размещалась ткацкая мастерская, ткали клетчатые головные уборы, полотенца, Были корпуса под названиями «Ленинград», «Пермь», «Казань», «Сарапул», «Камчатка». Стоял корпус и за прудом, назывался он «Америка». Теперь здесь расположена улица Лесная, но в народе до сих пор живёт название «Америка». Здание церкви позже «назвали детским дворцом». В первые годы в детском городке жилось тяжело. Летом в основном питались подножным кормом.

В годы Великой Отечественной войны в Шарканский детский дом привозили ребят со всех уголков СССР. Много детей было из Курской области. В нижнем здании школы размещался Литовский детский дом.

В 1959 году детский дом был переименован в специальную коррекционную школу-интернат для детей с отставанием в развитии. Сюда устраивали детей-сирот Шарканского и Воткинского районов. В первый год в школе было всего 360 детей. В настоящее время здесь живут и учатся около ста детей.  

 

 

Фабрика «Шаркан-трикотаж».

С ткацких мастерских при женской общине начинается история Шарканской трикотажной фабрики. На базе мастерских была организована в 1938 году артель «Комсомолец». Кроме ткачества в артели было несколько других мастерских: трикотажная, сапожная, красильная, кулерогожная, темокатная (катали валенки), шерстобитка. В 1960 году артель была передана в подчинение государственной промышленности и переименована в ткацкую фабрику. Были установлены двадцать деревянных ручных ткацких станков, на которых вырабатывали платки, скатерти, покрывала. В 1961 году на фабрике началось техническое переоснащение и к 1962 году ручной труд полностью заменён механизированным и автоматизированным. Были установлены жаккардовые автоматические станки. Налажен выпуск декоративной ткани. В это же время ведётся строительство новых зданий в кирпичном исполнении. Строительство велось руками самих рабочих, во время субботников, после смены.

Первые метры технической ткани были выпущены в 1965 году. Эту ткань отправляли на заводы радиотехнических изделий, где её обрабатывают, пропитывают специальным раствором. Из готовой ткани изготавливали кленовидные ремни, которые широко применяются в технике.

В 1987 году начато перепрофилирование ткацкого производства на выпуск трикотажных изделий. Ввод, установка нового оборудования осуществлялись без остановки фабрики. На предприятии установлено высокопроизводительное швейное и вязальное оборудование фирм Италии, Испании, Германии, Японии

В настоящее время ЗАО «Шаркан-трикотаж» специализируется на выпуске верхних трикотажных изделий из полушерстяной и вискознополиэфирной пряжи для взрослых и детей. Кругловязальные машины испанской фирмы «Джумберка» позволяют выпускать трикотаж самых разнообразных ажурных и жаккардовых переплетений, что придаёт изделиям изысканность. В ассортименте – жакеты, жилеты, платья, юбки, сарафаны, комплекты и костюмы широкой цветовой гаммы.

Учитывая то, что в летний период покупательный спрос снижается, фабрика перешла на пошив одежды из готового полотна.

В 2004 году впервые занялись разработкой коллекции школьной формы, верх выполнен из трикотажа, юбочки из текстиля. При разработке изделий учитывались мнения детей, педагогов и родителей.

Модели разрабатывают свои специалисты. Ежегодно ЗАО «Шаркан-трикотаж» принимает участие в ярмарках проводимых в разных регионах страны, и продукция предприятия нередко отмечается дипломами.

ЗАО «Шаркан-трикотаж» является производителем и поставщиком трикотажных изделий на внутренний рынок России. Только за 2003 год выпущено 51,5 тысячи изделий на сумму 15 миллионов рублей. Продукцию предприятия знают более чем в двадцати регионах – Пермской, Кировской, Тюменской, Челябинской и Свердловской областях, в Мордовии, Чувашии, Башкортостане, Татарстане, Ниж.Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Постоянно ведётся работа над поиском новых рынков сбыта.

В 1999 году ЗАО «Шаркан-трикотаж» стал обладателем международного гран-при «Престиж и качество», имеет порядка 50 дипломов различных ярмарок, лауреат госпремии Удмуртской Республики, входит в число победителей конкурса «100 лучших товаров», несколько лет подряд Шарканский район присваивал предприятию «Народную марку».

Здание КБО.

  В 1926 году жители нескольких деревень внесли взносы и организовали продажу красок, через год они организовали закусочную и постепенно начали закупать скот. Через некоторое время открыли мануфактурный магазин. Первоначально артель называлась «Выль сюрес». С 1933 года по 1960 год артель называлась уже «Свобода». В неё принимали 20% здоровых от числа рабочих инвалидов. И сознательно здоровых людей переводили на третью группу инвалидности. Дополнительно в артели были открыты гончарная, рогожная, швейная и сапожная, две мельницы. Самой доходной отраслью оказалась мочальная.

Шарканский райпромкомбинат был образован в 1940г. На основании распоряжения Министерства бытового обслуживания населения УАССР №382 от 6 июня 1967г. райпромкомбинат был переименован в комбинат бытового обслуживания населения. В 1977 году в районное производственное объединение бытового обслуживания населения. Действовали цеха: швейный, трикотажный, мочальный, обувная мастерская, шерстобитка, фотография, парикмахерская, часовая мастерская, мастерская по ремонту бытовых приборов, работали 12 комплексно-приёмных пунктов на территории района.

В 1992 году Шарканское РПУБОН было исключено из реестра государственных предприятий исполкома Шарканского райсовета, и перешло к частным предпринимателям.

Здание молодёжного центра «Зангари», молочный магазин.

По рассказам старожилов, краеведов И.Е.Весёлых и Н.К.Антиповой в здании было налажено булочное производство женщины татарской национальности Кадысьи. Жила она напротив в деревянном здании. Готовые булочки продавали в здании магазина «Лакомка». Здание молодёжного центра ранее было одноэтажным, пристрой второго этажа сделали при советской власти и оборудовали под чайную, которая проработала до 1960 года.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!