Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?



Согласны ли вы с утверждением: «Смирение — вот противоядие от стыда»?

С высказыванием о том, что смирение является противоядием от стыда, сложно согласиться. Смирение часто обозначает отсутствие борьбы за собственное счастье. Человек, смирившийся с трудностями, неудачами и общественными несправедливостями, будет чувствовать себя несчастным, а впоследствии будет винить себя в том, что он не пошел против системы, будет стыдиться своей беспомощности и неспособности изменить свою жизнь к лучшему.

Стыдно должно быть не человеку, который благодаря чувству собственного достоинства защищал свои принципы и жизненные взгляды, защищал честь и достоинство, стыдно должно быть человеку, который побоялся вступить в схватку с несправедливым обществом, поэтому смирился со всем, что происходит с миром и с ним в том числе. Только гордый человек, который поборолся ради себя и своего будущего, может ничего не стыдится. А смирившийся человек рано или поздно испытает это тяжелое чувство.

О том, что смирение приносит человеку неудачи, размышляли различные писатели. И отечественные, и зарубежные авторы в своих произведениях показывали, что смирение не всегда приносит пользу, что смирение часто вызывает чувство стыда.

Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Шинель» раскрыл историю жизни «маленького человека», коим являлся Акакий Акакиевич Башмачкин. Герой повести смирился со всеми сложностями судьбы. Башмачкин мирился с издевательствами сослуживцев, мирился с низкой заработной платой, которая не позволяла герою даже купить новую шинель, мирился с несправедливостью общественных отношений. Башмачкин был неспособен пойти против этой несправедливости, поэтому он выбрал путь смирения. Когда у Акакия Акакиевича украли шинель, читатель может только догадываться о том, что чувствовал на тот момент Башмачкин. Но разве он не чувствовал стыд за то, что не смог сохранить свою мечту, воплощенную в шинели? Башмачкин смирился, но испытывал, вероятнее всего, чувство стыда за ту жизнь, которую он позволил себе проживать.

 

Герой повести В.Г. Распутина «Живи и помни» также смирился, но испытывал чувство стыда. В один момент Андрей Гуськов ушел с войны и стал дезертиром. Вскоре он понял, что у него нет пути назад, что теперь он навсегда стал предателем Родины. Гуськов даже смирился с этой мыслью и пытался жить с ней. Несмотря на то что герой повести «Живи и помни» оправдывал свое дезертирство жестокостью и бессмысленностью войны, он чувствовал стыд. Гуськову было действительно стыдно за то, что он предал свою Родину, что он прятался в то время, как другие спасали Отчизну. Данный пример вновь доказывает то, что человек, смирившийся с чем-то, не выпивает противоядие от стыда, а наоборот, приобретает это чувство стыда, которое терзает его душу.

 

Подводя итог к вышесказанному, хочется сказать о том, что чаще всего смирение – это неспособность или нежелание изменить свою жизнь. А когда человек не может улучшить свою жизнь из-за собственного бездействия, ему рано или поздно станет стыдно за это.


2. Гордость - это положительное или отрицательное чувство?

Часто в обществе путают явления гордости и гордыни, которые диаметрально противоположны друг другу. Поэтому часто возникает вопрос: гордость – это положительное или отрицательное чувство? Гордость – это уверенность человека в собственных поступках, когда он уважает самого себя за то, что он делает. С гордостью связано чувство собственного достоинства. Каждый человек должен обладать гордостью, ведь она позволяет справедливо и объективно оценивать собственные слова и действия. Гордость помогает человеку уважать самого себя и ценить то, что было когда-то сделано. Однако не стоит пугать гордость и гордыню, так как гордыня часто бывает не оправдана. При гордыне человек уверен в собственном превосходстве, совершенно не думая о других. Гордый же человек не отрицает положительных качеств других людей, оценивает других так же, как и самого себя.

 

Проблема гордости как человеческого явления отражалась в различных отечественных произведениях. Многие авторы демонстрировали, что гордость является положительным качеством. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» рассказывается о судьбе смелого Данко, который вырвал свое сердце, чтобы помочь другим людям. Старуха Изергиль, которая рассказывает эту легенду, называет Данко гордым человеком с гордым сердцем. Он уверен в собственных силах, герой знает, что ему удастся помочь своему народу. Данко берет на себя ответственность за спасение людей и ведет за собой племя, ради которого вырывает из своей груди сердце для того, чтобы осветить путь. Данко не испугался трудностей, а пошел до самого конца, будучи уверенным в собственных действиях. Это настоящий пример гордости как положительного человеческого качества.

О чувстве гордости писал и Александр Сергеевич Пушкин. Автор в повести «Капитанская дочка» показал, что человек может уважать самого себя, даже если его жизни грозит опасность. Центральный персонаж Петр Гринев отказывается присягать на верность предводителю восстания Пугачеву. Этот отказ равносилен смерти, и Гринев это прекрасно понимает. Однако чувство собственного достоинства не дает главному герою предавать Родину и предавать самого себя. Честь – вот основное качество Петра Гринева. Он не готов переходить на сторону восставших, в нем играет чувство гордости. Петр Гринев уверен в собственном выборе и уважает самого себя за этот выбор. Его не пугает собственная смерть, потому что она для Гринева лучше, чем предательство. Именно благодаря своим гордости, чести и чувству собственного достоинства главный герой «Капитанской дочки» остался в живых и вскоре обрел настоящее счастье.


Таким образом, гордость – это положительное человеческое чувство, которое не следует путать с понятием гордыни. Гордость помогает человеку почувствовать собственное значение в обществе, увидеть свои положительные стороны. Гордость помогает человеку уважать самого себя, что необходимо для здоровой самооценки, которая не является заниженной или завышенной.


3. Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
Французский писатель Оноре де Бальзак высказал интересную мысль: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье». С этим нельзя не согласиться. Действительно, человек, который мирится со всеми несправедливостями, остается несчастным. Смирившийся человек не способен защитить свою жизнь, он даже не хочет вставать против сложившейся системы, делающей жизнь многих несчастной. Только человек, который готов бороться, может жизнь, наполненную несчастиями, превратить в жизнь, полную радости и веселья. Если же человек мирится в трудностями, думая, что их нельзя исправить, его жизнь не будет иметь смысла. А когда жизнь не имеет смысла, человек является по-настоящему несчастным.

Проблема смирения как отрицательного явления поднималась во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей. В сказе Николая Семеновича Лескова «Левша» продемонстрирован образ, олицетворяющий в себе весь русский народ. Левша – человек, который не борется против всех общественных несправедливостей, с которыми ему пришлось столкнуться. Представители власти корыстно пользуются талантом и мастерством Левши, при этом жестоко обращаясь с ним. Левше ни разу не сказали спасибо за то, что он и другие тульские мастера подковали блоху, Левшу таскают за волосы, а когда он находится при смерти, оставляют умирать. За все повествование Левша не поднял бунт, не сказал ни слова против злодеяний в его сторону. Н.С. Лесков показывает, что это весь русский народ, который мирится с несправедливостями и становится все более и более несчастным. Изображая гибель Левши, писатель показывает, что будет, если народ, смирившись, будет и дальше терпеть издевательства.

Смирение как источник несчастья изображен в романе Джорджа Оруэлла «1984». Рабское смирение – вот что лежит в основе мировоззрения людей из произведения. Их права с каждым днем ущемляются все больше и больше: нельзя разговаривать на запрещенные темы, нельзя даже мыслить о том, что запрещено государством, нельзя совершать поступки, которые противоречат интересам властей. С каждым днем люди становятся более несчастными, но эти несправедливости не становятся причиной бунта героев. Люди смирились с тем, с чем им приходится сталкиваться. Увольнения, тюрьмы, казни – вот что угрожает героям романа каждый день. Нежелание подняться против существующей тоталитарной системы делает жизнь только хуже. Смирение в романе «1984» является нежеланием делать свою жизнь и жизнь близких лучше. В этом заключается человеческое несчастье.

Подводя итог, следует сказать о том, что смирение бывает негативным явлением, из-за которого человек делается несчастным. Он не готов бороться за собственную жизнь, мирится со всеми несправедливостями, что приводит к еще большим негативным воздействиям на личность. Неспособность и нежелание пойти против системы – признак несчастной жизни, которая будет становится все хуже и хуже с каждым днем.

Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?


Английский писатель Сэмюэл Батлер однажды сказал о том, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими. С этой точкой зрения можно согласиться, а можно и не согласиться. Все зависит от конкретной ситуации. Кротость – это, можно сказать, образ жизни человека. Скромность и смирение – это не то, что можно поменять в человеке за секунду. Если человек осознанно выбирает путь смирения, то он никогда не отречется от него. Нельзя сравнивать людей, кротких по своей природе, и людей, которые ведут себя скромно, чтобы достичь своих корыстных целей. В последнем случае их кротость – показное явление, которое исчезнет сразу же после достижения целей. В первом же случае скромность сохранится и тогда, когда человека будут превозносить. Все зависит от того, как рассматриваются кротость и скромность: как образ жизни или как средство достижения результатов.


Разница между двумя этими явлениями помогают отобразить художественные произведения отечественных писателей. Центральным персонажем сказа Н.С. Лескова «Левша» является тульский умелец. Левша обладает огромным талантом, благодаря которому ему удалось показать мастерство все русских людей. Но главный герой не кичится своими способностями, в нем нет ни капли высокомерия, потому что Левша – пример скромности и смирения. По приказу государя Левша отправляется в Англию, чтобы показать свой талант иностранцам. Те хвалят его и действительно превозносят, предлагая остаться работать у них. Но Левша не соглашается, потому что его место на Родине. Отказ Левши от предложения англичан и продолжение по пути смирения и скромности – отличный пример того, что скромный человек, которого превозносят, так и остается скромным человеком, потому что смирение – его образ жизни, а не способ достижения целей.


Совершенно по-другому оценивается кротость героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Молчалин – человек скромный и тихий. Он не вступает ни с кем в конфликты, он всегда поддерживает точку зрения говорящего с ним. Это связано с тем, что Молчалина с самого детства воспитывали в соответствии с принципом прислуживать высокопоставленным людям и прислуживать даже их собакам. Вся скромность и кротость Молчалина была связана с его корыстным желанием добиться успехов в карьере. Если бы он получил хорошее положение в обществе, то он бы перестал быть кротким и скромным. Данный пример действительно подтверждает мысль Сэмюэла Батлера, однако кротость и смирение Молчалина нельзя назвать настоящими, это показные чувства, которые первоначально были направлены на достижение целей.


Подводя итог, стоит сказать, что скромность и смирение у человека могут быть разными. Если они являются образом жизни человека, его мировоззрением, то превозношение человека никак не скажется на его отношении к жизни и к самому себе. Если же скромность и кротость – ложные чувства, являющиеся средством достижения корыстных целей, то с превозношением он перестанет быть кротким и скромным.


5. Как вы понимаете значение высказывания: «Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива»?

Римский писатель Плиний Младший высказал верную мысль: «Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива». Когда человеку причиняют боль, это часто вызывает у него настоящий гнев. В этот момент человек способен на месть. Такие необдуманные поступки могут привести к еще худшим последствиям. Если же человек спокоен и скромен, когда у него есть причины гневаться на другого человека, он показывает силу своего духа, способность не обращать внимание на земные трудности. Кротость демонстрирует способность человека не отвечать на злодеяния такими же злыми поступками. Можно сказать, что поддаться гневу может каждый, а идти по пути кротости в любой ситуации, даже самой трудной, способны только единицы.

Проблема кротости отражалась во многих литературных произведениях. Часто кроткие и скромные люди изображались как положительные персонажи. В «Сказании о Борисе и Глебе» демонстрируется кротость младших сыновей князя Владимира. Борис и Глеб мирятся с приближающейся гибелью, ведут себя очень кротко, хотя у них действительно есть причина гневаться: Борис и Глеб знают о том, что их брат Святополк решил умертвить их. Гнев героев мог достичь максимального уровня, ведь на кону стояла их жизнь. Борис и Глеб имели возможности пойти против Святополка войной, не только защитив при этом свою жизнь от опасности, но и забрав у Святополка власть, к которой он так стремился. Однако Борис и Глеб не делают этого, потому что Святополк – их брат, а братоубийство грешно. Так, кротость Глеба и Бориса показывает их нравственность и неспособность к моральному падению души, что наблюдается у Святополка, решившего лишить жизни своих братьев. Гнев Бориса и Глеба был бы оправдан, ведь они бы боролись за свои жизни, однако братья выбирают путь смирения и кротости.

Путь смирения выбирает и героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Во время поминок по отцу Сони Мармеладовой Лужин дает ей десятирублевую купюру с целью помочь, однако еще он подбрасывает Сонечке сто рублей, чтобы вскоре обвинить ее в воровстве. Честь Мармеладовой запятнана: она обвинена Лужиным в воровстве. Несмотря на то что ситуация разрешилась в пользу Сони, она имела право гневаться на Лужина, который фактически подставил ее и опозорил. Однако она отказывается от гнева и мести, выбирая путь смирения. Когда Родион Раскольников спрашивают Сонечку, имеет ли Лужин право на жизнь, Мармеладова отвечает, что не ей судить, кому жить, а кому нет. Героиня не способна быть судьей, она видит человека в каждом, даже в Лужине, который причинил ей истинную боль. Сонечка выбирает путь смирения, не ропщет ни на Лужина, ни на Бога.

Подводя итог, следует отметить, что гнев обычно является проявлением отрицательных эмоций. Только человек, который не отвечает злом на зло, а остается кротким, даже если ему причинили большие обиды, является человеком сильным, способным преодолеть различные жизненные трудности, как бы тяжело ему ни было.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!