Характеристика Ларисы Огудаловой



Г. МОЦИ-270. Литература

Тема урока: Система персонажей. Характер и душа Ларисы, мотив свободного полёта, связанный с её судьбой. Психологическая драма её судьбы. Контрольная тестовая работа по творчеству А. Островского.

Цель

Образовательная

- представить систему персонажей, повлиявших на трагический исход судьбы главной героини; проверить знания обучающихся по творчеству А.Островского.

 

 

Система персонажей в пьесе Островского «Бесприданница».

- главная героиня пьесы, беспридан­ница. В ремарке описана лаконично: «одета богато, но скромно», о ее внеш­ности мы больше узнаем по реакции окружающих.

Лариса любит Паратова как человека, воплощающего и способного по­дарить ей иную жизнь. Она «отравлена» Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком ми­ре, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предна­значена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами это­го мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, меч­ты, которые сообщают его образу привлекательность.

Лариса - безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску, она лишена цельно­сти характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлости и ци­низма окружающих ее людей она и не хочет видеть и - довольно долго - не может разглядеть. Это отличает ее от Катерины из пьесы Островского «Гро­за». Отказываясь от стиля жизни матери, Лариса готова выбирать среди по­шлых поклонников.

Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедли­во приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым при­чудам вроде претенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свобо­ден, так довольно одного его взгляда...».

Так же, как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным по­ступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собствен­ной судьбы. Умирая, она благодарит своего убийцу - Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не по­старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слы­хала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете... нечего и искать».

В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с по­шлостью, фальшью, «красивостью»: цитаты из и Е. А. Ба­ратынского сочетаются с высказываниями типа «Сергей Сергеич... это иде­ал мужчины», «Вы - мой повелитель». В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Ларису, он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувст­ва. Это сочетание делает роль Ларисы чрезвычайно выигрышной, она при­влекла таких актрис, как и .

- «молодой человек, небогатый чи­новник». Лариса для него — это не просто любимая девушка, это еще и своего рода приз, который ему достается, возможность восторжествовать над Пара­товым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Пара­товым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Это унижает Карандышева, лишает чувства победы.

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для не­го это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив, лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Совершаемое им убийство - не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем: «Я много, очень много перенес уко­лов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом образе он осо­бенно смешон и жалок.

- «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, кра­савцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, пре­тендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизненным поискам.

Черты Паратова, которые восхищают Ларису, не представляют ценно­сти в мире Островского. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств. При этом в Паратове легко сочетается барская иррацио­нальность (способность сорить деньгами, выходки со стрельбой в любимую женщину и т. д.) и простой, неприглядный расчет. Однако умение театрализо­вать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на очень точном ощущении того «амплуа» богатого и рокового барина, в кото­ром он выступает (этого ощущения катастрофически не хватает таким «диле­тантам», как Карандышев) дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то необычайно благородное. Это проявляется, например, в разговоре с матерью Ларисы о женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ларисы в финале пьесы. Для Паратова в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, со­хранить маску.

Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устроенного ее женихом, Паратов примыкает к ряду грязных «шутников», способных для собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинст­ва.

Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принима­ет их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный «цыганский табор», чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух до­чек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей.

Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но «любезничать надо было: маменька приказывает». По­том «набегал» разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: «положение ее незавидное». Затем «проявился» некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Лариса ему явно симпатизирует, тем более что он друг ее детства. Он приветлив, мо­лод, весел, богат. Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством. Правильно сравнивает его Гаврила с Кнуровым: «В лета войдет - такой же идол будет». На глазах черствеет его сердце. Это хорошо видно в его издевательствах над Робинзо­ном. Вожеватов уже и сейчас каким-то жалким выглядит рядом с другими. Ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. Он безот­ветственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. А пройдет немно­го времени, и он предаст погибающую Ларису, ссылаясь на свое гнусное ку­печеское слово. Именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Лари­сы с помощью орлянки.

Может быть, Кнурова предпочесть? Этот ведь намного богаче, он во­рочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Па­риж на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное - он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он; о чем она говорить и петь ему будет, когда он всяких сантиментов начисто лишен. Не зря называют его «идолом». А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за кото­рые осуждение не переходит». Его фамилия в переводе означает «хряк, ка­бан». Это в полной мере отражает характер Кнурова - циничного, сухого че­ловека, для которого материальные ценности заслоняют нравственные.

 

Героиня пьесы Н. Островского «Бесприданница» Огудалова Лариса – яркий, уникальный образ в русской литературе. Женщина, загнанная в безвыходную ситуацию, вынужденная мириться с реальностью, которая отвратительна её тонкой ранимой душе. Высокое чувство, которое зародилось в её душе, излилось на человека, который оказался подлым и недостойным.

Характеристика Ларисы Огудаловой

Лариса Огудалова – новый тип персонажа, такой женский образ появился в произведении Н.Островского в связи со стремительной сменой эпох, техническим прогрессом, изменением общества, его ценностей и мировоззрения. Имя героини означает «чайка», она действительно парит гораздо выше, чем ограниченные, хищные торговцы и предприниматели, которые привыкли, что за деньги можно купить всё. Для таких, как Паратов, душа и тело, красота и наивность – тоже товар, его можно продать, проиграть, отдать даром.

Лариса не только красива, но и умна: понимание собственного бессилия перед ситуацией, высокие моральные принципы, тщеславие и амбициозность, которые не чужды главной героине – всё это делает её существование невыносимым. Душа девушки ищет родственной натуры, тепла, понимания, любви, но она не находит желаемого. Реальность проста, груба и пошла – товарно-денежные отношения сместили главные человеческие ценности: любовь проиграла деньгам.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!