Структур урока работы над басней



Методика анализа басни в начальной школе

План

1. Определение басни

2. Тематика басен, включенных в круг чтения младших школьников

3. Достоинства басни как жанра литературы

4. Существенные признаки басни

5. Один из центральных вопросов анализа басни аллегории. ( Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после)?

6. Структур урока работы над басней

7. Условия, обеспечивающие успех работы над басней

8. Образец построения урока чтения басни

Определение басни

Басня—одна из форм эпического жанра (по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Л. Абрамовичу) появилась задолго до нашей эры (Эзоп, Федр). В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

Басня – это краткий аллегорический нравоучительный рассказ или стихотворение

Тематика басен, включенных в круг чтения младших школьников

Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей. В настоящее время в книги для чтения, наряду с шестью баснями Крылова, вошли еще две басни Л. Н. Толстого и одна басня К. Д. Ушинского.

Достоинства басни как жанра литературы

а) Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня — метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками (что осуждает басня? Чему учит?).

б) Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20—30 строк, но по содержанию это — пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня — замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.

Существенные признаки басни

Наличие морали (нравоучения)

 Наличие аллегории (иносказания).

 В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательным для басни является стихотворная форма, например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе.

Когда работать над моралью басни

В методике (Е. А. Адамович, Н. П. Кононыкин, Н. А. Щербакова, Н. А. Щепетова, В. И. Яковлева и др.) традиционным стал подход, согласно которому работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания.

Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни),

 наконец, рассматривается мораль.

Иной путь работы над басней описан Л. В. Занковым. По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно:

 сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли,

 после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?»

 «Уже после того,— пишет Л. В. Занков,— как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

Однако, как показывают исследования психологов и методистов, а также школьный опыт, учащиеся начальных классов в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа:

 непосредственное восприятие (эмоционально-образное)

 опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идеи).

Басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключенная в морали, требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль — вывод из конкретной части басни, а мораль — обобщенное выражение идеи.

Структур урока работы над басней

I.Подготовительная работа

1. Рассказ учителя об авторе басни (презентация, слайд-шоу и др.)

2. Беседа о повадках животных – действующих лицах басни

3. Викторина по басням

4. Словарная работа

II.Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи, просмотр мультфильма

III.Эмоционально-оценочная беседа

IV.Анализ содержания басни

1. Уточнение структуры и композиции басни (Чтение, составление плана,выборочное чтение)

2. Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)

3. Установление главной мысли конкретного содержания басни.

V.Раскрытие аллегории (иносказания)

VI.Анализ той части басни, где заключена мораль

 VII. Аналогия из жизни

VIII.Чтение басни в лицах. ИнсценированиеIX. Обобщение. X.Домашнее задание: заучивание наизусть, либо подготовка выразительного чтения


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!