Быть готовыми устно отвечать-рассуждать данным вопросам.



Дополнительные источники:

  1. Блинников Л. В. Великие философы. М., Логос, 1998.
  2. История китайской философии. М., Прогресс, 1989
  3. Краткая история философии. М., Олимп М., ACT, 1996
  4. Переломов Л. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., Наука, 1991.

5. Томас Нагель Что все это значит. Очень краткое введение в Философию . М.: Идея-Пресс, 2001. – 84с. https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/157919308

URL: https://e.lanbook.com/book/112770 (дата обращения 02.09.2020).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для повторения тема « Античная философия»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Тема: Античная философия. (2ч).

Периодизация, три основных этапа – 1 этап Натурфилософия – теории устройства мира – Милетская школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор. 2 этап – классическая античная философия – Сократ, Платон, Аристотель. 3 этап – эпоха эллинизма( скептицизм, стоицизм, кинизм, эпикурейство).

 

Источники:

1. Текст лекции.

2. 1. Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие. М., 2019.

http://89.218.140.251/ek/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%90.%20%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8.pdf

С.37-57.

 

 

Античная философия.

Греческая античная философия сформировалась в VII – VI веках до н.э.. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно выделить приблизительно 4 основных этапа:

досократики – от формирования греческого философского мышления до перелома 5 – 4 вв.до н.э.;

классический период – (приблизительно с половины 5 в. И существенная часть 4 в до н.э.). он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.

эллинистический период – (конец 4 – 2 век до н.э.)

римский период – (1 в. до н.э. – 3 – 4 век н.э.)

Основные философы и школы.

Милетская школа.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира они видят в определенном материальном принципе.

Первый из ионических философов – Фалес из Милета (640 – 562гг. до н.э.). Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «Стойхеон» (Элемент, ядро, основу в логическом смысле слова), так и в смысле «Архэ» (первоматерия, праматерия, исходное состояние вещей в историческом смысле слова).

Другим выдающимся философом был Анаксимандр (611 – 546 гг. до н.э.). Подобно Фалесу стихийно тяготел к материализму. Также как и Фалес ставил, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное». Его «апейрон» характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них. «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении.

Третьим милетским философом является Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.). В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма. Первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматери и движения. Воздух как праматерия, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

Эфесская школа.

Гераклит

(544 – 480 г. до н.э.)

Родился и жил в городе Эфесе. Несмотря на то, что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. Гераклит стихийный материалист и основоположник диалектики[1].

Основные труды. «О природе» - сохранилось около 130 фрагментов.

Философские воззрения. Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворён, но он подчиняется мировому закону.

Диалектика. Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту – это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает). Противоположности существуют в единстве и в вечной борьбе.

Учение о душе. Душа человека – сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и , наоборот, «душам смерть – воде рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий разум – это Огонь (Логос).

Гносеология. Чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании Логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны.

Пифагореизм.

Пифагореизм – это философское течение, основоположником которого был Пифагор, дальнейшее же развитие было связано с деятельностью пифагорейского союза. Возникшее в ранний период развития древнегреческой философии, это течение просуществовало до конца античного мира.

Пифагор

(580 – 500 г. до н.э.)

Родился на острове Самос (Иония), долго жил в Египте и Вавилоне, затем переехал в Великую Грецию в город Кротон, где основал свою школу - Пифагорейский союз, научно-философское и политическое сообщество[2].

Основные труды. Не сохранились даже названия.

Философские воззрения. Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности – числа (имеются в виду целые натуральные числа).Пропорции между числами создают мировую гармонию[3].

Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка – с треугольником, четверка – с четырехугольником и т.д.). Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Земля состоит из частиц кубической формы, Огонь – из тетраэдров (четырехгранных пирамид); Воздух – из октаэдров (восьмигранников), Вода – икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) – Эфире; частицы Эфира – додекаэдры (двенадцатигранники).

Пифагорейский союз.

Периоды развития:

Период Время Основные представители

 

Ранний VI – IV вв. до н.э. Гиппас, Алкмеон

 

Средний (эллинистический) IV – I вв. до н.э. Филолай

 

Поздний (неопифагореизм) I – III вв.н.э. Нумений

Пифагорейский союз, созданный Пифагором, был научно – философской школой и политическим объединением. Это была закрытая организация, а учение его – тайным.

В него принимали только свободных людей, причём мужчин, и женщин, но только тех, кто прошёл многолетнюю проверку и подготовку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество и Пифагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т.п. Пифагорейцы стремились к победе над низменными страстями, высоко ценили дружбу.

У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни занимали занятия наукой.

Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Общим для большинства из них является понимание числа как первоосновы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел.

На пифагореизм среднего и позднего периодов большое влияние оказала философия Платона. В свою очередь, неопифагореизм оказал значительное влияние на неоплатонизм.

 

Элейская школа.

Основателем был Парменид из Элеи.

Парменид.

(504 гг. до н.э.– дата смерти неизвесна)

Родился и жил в г. Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и Пифагорейца Аминия.

Основные труды. Поэма “О природе” – сохранилась значительная часть этого произведения.

Философские воззрения. Своё учение Парменид преподносит как откровение, данное ему богиней Истины (Дике), но, по сути, в поэме предпринимается попытка рационального осмысления мира. Центральные проблемы философии Парменида – соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать силу истины можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился доказать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (несущее, пустота) – не существует.

Реально существующим Парменид считал только то, что умопостигаемо, может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления. Небытие не существует потому, что его невозможно “ни познать, ни в слове выразить”. Мыслить же о нём невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождество мысли и её предмета) небытие, несущее получает существование, становиться бытием, сущим.

Бытие для Парменида – сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое движение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично, всякое изменение предполагает появление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая против диалектики Гераклита.

Изменчивость, движение, множественность оказываются у Парменида характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы Парменида, где говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась.

Эмпедокл

(ок. 490-430 гг. до н.э.)

– древнегреческий философ родом из г. Акраганта (Сицилия); учился у пифагорейцев: Ксенофана и Парменида. Известен как эпический поэт, оратор, врач, инженер и философ. Многие его современники считали Эмпедокла живым богом. Желая, чтобы люди думали, что боги взяли его живым на небо, Эмпедокл, чувствуя приближение смерти, бросился в жерло вулкана Этна.

Основные труды. “Очищения”, “О природе” – сохранились фрагменты.

Философские воззрения. Эмпедокл, как и большинство его предшественников, - стихийный материалист. Но если они были монистами (одна стихия в качестве первоначала), то Эмпедокл – плюралист: у него все четыре традиционные стихии являются началами мироздания (“четыре корня вещей”). Стихии пассивны, всё происходящее в мире объясняется действием двух сил – Любви и Вражды (Ненависти). Любовь – причина единства и добра, Вражда – множественность и зла.

Космогония и космология. Изменения в мире – результат вечной борьбы Любви и Вражды, в которой побеждает то одна, то другая сила. Эти изменения происходят в четыре этапа (Схема 21).

Происхождение органического мира. Органический мир возникает на третьей стадии космогенеза и имеет четыре стадии: 1) возникают отдельные части животных; 2) Случайно сочетаются отдельные части животных и возникают как жизнеспособные организмы, так и нежизнеспособные чудовища; 3) Жизнеспособные организмы выживают, нежизнеспособные чудовища погибают (здесь заложена идея естественного отбора); 4) Животные и люди появляются путём размножения.

Гносеология. Главный принцип – подобное познаётся подобным. Так как человек тоже состоит из четырёх стихий, то земля во внешнем мире познаётся благодаря земле в человеческом организме, вода – благодаря воде и т.п. Ощущения возникают у человека из-за того, что отделяющиеся от вещей частицы проникают в поры органов чувств. Главной средой восприятия является кровь, в которой все четыре элемента наиболее равномерно смешаны.

Эмпедокл – сторонник теории переселения душ.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!