Теоретические аспекты проблемы подбора вокального репертуара для сольного исполнения



Юнеева Елена Андреевна

Лекция 1

 

Основной задачей данного лекционного курса является обобщение опыта вокальной педагогики в вопросе подбора репертуара для сольного исполнительства и адаптация его к условиям образовательного процесса.

Методологической основой явились концепции Л.Б. Дмитриева, Е.А. Милькович, А.Г. Менабени, А.П. Зданович, В.М. Луканина, В.И. Павловской-Боровик в области вокальной педагогики.

Преподаватель стоит перед сложной проблемой, выбирая репертуар для того или иного ученика, т.к. данный момент является одним из главных в вокальном обучении, и педагог должен с полной ответственностью подходить к этому вопросу.

Выбранные вокальные произведения должны соответствовать основным критериям, таким как: художественная ценность, доступность, педагогическая целесообразность, развивающая направленность и т.д. А также, педагог должен чувствовать тонкую грань, через которую не следует переходить в силу неподготовленности или неопытности обучаемого, дабы не переоценить возможности студента и не выбрать для него репертуар, превосходящий его возможности.

Е. Милькович описывала в своём предисловии к «Систематизированному вокально-педагогическому репертуару» (Т. I) ситуации, когда на приёмные испытания в профессиональные музыкальные учебные заведения являлись 16-17-летние «певцы», которые пели арии Тоски, арии Кумы из оперы «Чародейка», ариозо Мазепы, арию Ленского, арию Германа и т.п. Несмотря на то, что они обладали хорошими голосами, звучание было «несвежим», в значительной степени носило в себе зачатки тяжёлых профессиональных недостатков (тремоляция, качание, сиплость и пр.), а иногда и тяжёлых заболеваний (стойкие фарингиты, ларингиты, поражение связок и т.п.) Таких певцов приходилось, прежде всего, лечить, а затем длительно отучать от плохих певческих навыков.

Исполнение подобных произведений, как правило, требует высокого вокального мастерства и значительной культуры. Результатом пения непосильных в вокально-техническом плане, эмоционально насыщенных, широких по диапазону и сложных в музыкальном отношении произведений, был непоправимый вред. В итоге ученик форсировал и портил свой голос, переоценивая свои вокальные данные и исполнительские возможности. Он приучался поверхностно, формально относиться к изучению художественных произведений (так как обычно в таких случаях работа над репертуаром сводится к бессмысленному и губительному для голоса «натаскиванию»).

Мнение, что ученик может петь все произведения, которые более или менее укладываются в природный диапазон его голоса – в корне неверно и в высшей степени вредно. Только то исполнение полноценно, которое всесторонне раскрывает художественную сущность вокального произведения.

Для того чтобы человек мог понять художественную сущность вокального произведения, чтобы он мог творчески овладеть им и полноценно его исполнить, он должен стоять на соответствующем общекультурном, музыкальном, исполнительском и вокально-техническом уровне.

Есть прекрасные вокальные произведения, художественная сущность которых несложна и которые не содержат значительных вокальных трудностей, произведения, для полноценного исполнения которых не требуется многолетнего профессионального обучения.

Есть вокальные произведения более сложные, и есть, наконец, такие, исполнение которых требует от певца высокой культуры, развитой музыкальности, большого вокального мастерства и выработанных исполнительских навыков.

Систематизированный подбор высококачественного, постепенно усложняющегося репертуара, всегда соответствующего музыкально-исполнительскому и вокально-техническому развитию ученика, является одним из главных условий здорового всестороннего роста певца и одним из лучших стимулов к его работе над собой. Систематизация должна проводиться по всем признакам: сложность художественного образа, сложность музыкального и эмоционального содержания, вокально-технические трудности (ширина диапазона, тесситура, подвижность и т.п.). 

Из вышесказанного следует, что перед педагогом стоит нелёгкая задача воспитания всесторонне развитого ученика, одним из средств которого является грамотный, индивидуальный, систематизированный подбор репертуара, что подтверждает актуальность рассматриваемого вопроса.

 

Теоретические аспекты проблемы подбора вокального репертуара для сольного исполнения

 

Для голоса совсем не безразлично, какие музыкальные задания ему будет предложено выполнять. В зависимости от того, какие упражнения, вокализы, произведения будут даны ученику, в голосе будут вырабатываться те или иные качества. Сам музыкальный материал будет воспитывать голос, вести его в желаемом направлении даже в том случае, если педагогические замечания, касающиеся голоса, будут отсутствовать.

Воспитание голоса через требования музыки является краеугольным камнем в методике каждого педагога. Педагогический материал, на котором строится развитие голоса, выработка основных технических и затем исполнительских качеств певца включает в себя упражнения, вокализы, этюды и художественные произведения.

Воспитывая голос через музыкальные задания, мы тем самым вызываем к жизни самое важное звено, необходимое в певческом искусстве, - связь между музыкальным представлением и его вокальным воплощением, между исполнительством и техникой.

Музыка воздействует на голосовой аппарат целостно. Певец не думает о том, что надо сделать, как построить звук, чтобы выразительно спеть мелодию. Чувство музыки подсказывает ему и характер звука, и манеру звуковедения. Подобранный по определённому плану музыкальный материал позволяет вести воспитание голоса и музыкальности певца в нужном направлении и в тесной взаимосвязи. Сознание здесь мало включается в детали работы голосового аппарата. Певец, добиваясь выразительного исполнения мелодии, не концентрирует своего внимания на том, какого у него положение языка, глотки, гортани, дыхания – он поёт, а голосовой аппарат интуитивно выполняет то, что ему диктует музыкальное представление.

Правильный подбор педагогического материала, хотя и является важнейшим фактором развития голоса, не должен быть единственным путём воспитания, он должен сочетаться с другими. Только тогда верно подобранный педагогический материал принесёт в полной мере и во всех случаях свою неоценимую пользу.

    Одним из вокально-педагогических принципов должно быть последовательное, постепенное движение от простого – к сложному. Только добиваясь тщательного выполнения определённой задачи, можно приступать к решению следующей. Голос не терпит спешки в своём развитии, и певец, пренебрегающий этой истиной, расплачивается очень дорогой ценой.

Искусство музыкального выражения это результат деятельности ума и чувств, творческого воображения и художественного мышления, артистического темперамента и воли, результат способности понимать и чувствовать музыку. В процессе исполнения вокальная техника и экспрессия взаимно определяют своё развитие. Выработка вокально-технических навыков совершенно необходима. Без умения управлять голосом экспрессия беспомощна. Дело всё в том, что основная работа над техникой голосоведения должна связываться с раскрытием содержания музыкального произведения.

Поэтому работая над вокальным произведением, сначала ставим технические задачи, затем, когда они выполнены хотя бы частично, добавляем художественные.

Сложной проблемой является выбор материала для певцов, у которых либо техника превышает художественный уровень, либо художественное развитие выше технических возможностей. В первом случае, помимо общих принципов, следует руководствоваться и тем, чтобы включать произведения, которые не столько сложны в техническом отношении, сколько способствуют художественному развитию. Так, характерен, скажем, относительно несложный в вокально-техническом отношении «Восточный романс» Даргомыжского. Тесситура его весьма ограничена, в мелодике нет скачков на большие интервалы, музыкальная фактура не требует особой эмоциональной и звуковой насыщенности. В то же время тонкость поэтического и музыкального образа способствует развитию у певца художественного чутья, гибкости исполнительской манеры. Особенно внимательно следует подходить к выбору материала для певцов, у которых техника значительно отстаёт от художественного развития. Для таких исполнителей очень полезными являются эмоционально яркие произведения, которые часто интуитивно приводят певца к нахождению верных технических приёмов. Художественный материал развивает у певца в гораздо большей степени, чем абстрактно-технические упражнения, важные качества его голосовой техники.

Обобщив всё вышесказанное, можно выделить несколько тенденций, которых придерживаются вокалисты-педагоги в выборе репертуара. Выбор материала должен быть глубоко продуманным, ответственным шагом, основанном на принципе постепенности и последовательности в вокальной педагогике, а так же принципе посильной трудности в вокальном обучении. Репертуар должен соответствовать художественному и вокально-техническому уровням обучающегося. 

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!