Своего высшего расцвета французская классициская трагедия достигла в творчестве Жана Расина (1639-1699) - младшего современника и соперника Корнеля.



Расин дебютировал трагедией «Фиваида, или Братья-враги» (1664), не имевшей успеха. Вторая трагедия Расина - «Александр Великий» (1665), в которой он, изобразил Александра Македонского нежным любовником, придав ему черты молодого Людовика XIV имела больше успеха и стала популярной при дворе. В ноябре 1667 года Расин поставил трагедию «Андромаха». Спектакль имел блестящий успех и, подобно «Сиду», вызвал много споров. Новизна «Андромахи» заключалась прежде всего в правдивости и простоте, резко отличавших ее от напыщенности и искусственности поздних трагедий Корнеля. Расин заложил в «Андромахе» основу жанра психологической трагедии с очень простой фабулой и с минимумом внешнего действия. Вдохновителями Расина в «Андромахе» были великие поэты античного мира - Гомер, Эврипид и Вергилий.

В 1669 Расин создал свою первую трагедию из римской истории «Британника», в которой нарисовал яркую картину императорского Рима времен Нерона. Затем Расин пишет трагедии «Береника» (1670), наиболее лирической из всех его пьес. Следующими трагедиями Расина стали «Баязет» (1672), «Митридат» (1673), «Ифигения в Авлиде» (1674). Трагедии имели огромный успех. А в 1677 появляется лучшая из трагедий Расина «Федра». В ней тема жгучей, слепой, стихийной страсти, которая овладевает женщиной и неудержимо влечет ее к гибели достигает своего апофеоза. Пьеса была искусственно провалена недоброжелателями Расина и он на 10 лет отказывается от творчества. В 1689 году он вернулся к драматургии, сочинив по просьбе супруги короля мадам де Ментенон библейскую пьесу «Эсфирь» для любительского спектакля учениц Сен-Сирского монастырского пансиона. Затем была написана вторая библейская пьеса Расина - «Гофолия» (1691). Последние годы жизни Расина были совсем бесплодны в литературном отношении.

Характерными чертами творчества Расина являлись. 1. тяготение к простоте и правдоподобию. Расин говорил, что «только правдоподобное трогает в трагедии», что действие трагедии должно быть «не отягчено чрезмерно материалом» и должно свободно укладываться в рамки трех единств. 2. Современность. Под античными именами Расин переносит на подмостки трагического театра современных французских аристократов, наделяя их человеческими чувствами, страстями и слабостями. 3. В центре расиновских трагедий чаще всего стоит женщина. Именно женским образам предстает решать классициский вопрос выбора между чувством и разуморм. 4.Чрезвычайно большое значение в драматургии Расина имеет язык. Его герои и героини говорят языком современного образованного общества, без всяких прикрас. Простота слога Расина является сильнейшим орудием его психологического театра. В его пьесах исчезает всякая словесная мишура и риторика, поэтическая речь становится максимально конкретной, изобилующей смелыми образными выражениями, сравнениями.

Наряду с трагедией, как демонстрацией нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, в театре классицизма существовала и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни. В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Сделать комедийный жанр равным трагедии удалось Жан Батист Мольера, творчество которого являются вершиной комедий классицизма.

Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя имея в своей основе средневековый фарс, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Но Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в оптимистической вере в торжество человеческого разума.

Мольер (1622- 1673) Получил академическое образование стал юристом но уходит. Свое творчество он начинает в провинции где работал актёрам в течении 30 лет затем возглавил трупу и начал сам писать пьесы. Первые литературные комедии - «Сумасброд» (1655) и «Любовная размолвка» (1656), сюжеты которых он заимствовал у итальянских авторов. В обеих комедиях главным героем является ловкач-слуга Маскариль, остроумный, подвижной, предприимчивый, значительно превосходящий в умственном отношении своего незадачливого господина. Громадный успех комедий выдвинул труппу Мольера на первое место в провинции и привлек к ней внимание двора. Осенью 1658 года труппа Мольера получила приглашение выступить при дворе. В течение первого года пребывания в Париже труппа показывала только старые спектакли. Но в 1659 году Мольер ставит пьесу «Смехотворные жеманницы» - веселый, задорный фарс на тему о слугах, которые выдают себя за аристократов и ухаживают за девушками, отвергнувшими их господ. После Мольер пишет комедии сатирического характера «Школа мужей» (1661), «Школа жен» («Урок женам», 1662), имевших крупнейший сценический успех и вызвавшей оживленную полемику. По форме комедии «Школа мужей» и «Школа жен» приближались к канону классицизма. Тяготение Мольера к классицизму объяснялось его стремлением создать содержательный, идейно насыщенный комедийный жанр; такой жанр мог быть создан, по его мнению, только в рамках классицистской доктрины, определявшей пути развития большой литературы.

Начиная с 1664 года Мольер, параллельно своей основной работе в театре Пале-Рояль, все чаще и чаще выступает при дворе Людовика XIV со специально сочиняемыми им для придворных празднеств пьесами. Эти пьесы относились к созданному Мольером новому жанру комедии-балета, характерной особенностью которого являлось слияние комедии с балетом - излюбленным видом придворных увеселений. В комедиях-балетах Мольера комедийные сцены исполнялись актерами его труппы, а балетные - придворными любителями, вместе с которыми зачастую выступали сам король и принцы.

К этим комедиям относятся «Докучные»(1661), «Брак поневоле» (1664), «Любовь-целительница» (1665), «Сицилиец, или Любовь-живописец» (1666), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Графиня д'Эскарбаньяс» (1671), а так же знаменитейшие «Жорж Данден», «Мещанин во дворянстве» и «Мнимый больной», в которых имелись блестящие образцы комических балетных сцен. Однако в этих пьесах ведущая роль сохранялась за бытовой сатирической комедией, которая полностью подчиняла себе условный жанр придворного балета. Своей высшей точки мольеровская сатирическая комедия достигла в течение 1664-1669 годов. За это пятилетие Мольер написал свои самые острые пьесы - «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой». В них подвергнуты осмеянию и критике с народно-гуманистических позиций осмеивается церковь, дворянство, буржуазия. В последние годы своей жизни Мольер обращается к фарсу, с которого он начинал. Одной из последних комедий Мольера является фарс «Плутни Скапена» (1671). В пьесе точно воспроизведен ансамбль комедии дель арте с ее двумя парами любовников, парой стариков и парой слуг.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!