Историческая роль философии Средневековья



Историческая роль средневековой философии определяется, ее вкладом в развитие мировой философии и культуры.

Средневековье было периодом преобладания религиозной формы философской мысли над светской, что в свою очередь явилось негативным моментом;

- в господстве и главенствующей роли церковных догматов;

- в притеснении свободной мысли и преследования выдающихся философов, ученых за передовые взгляды своего времени;

- средневековая инквизиция, крестовые походы, все это было негативным моментом ее истории.

 

Однако, некоторые исследователи отмечают позитивный вклад, так как именно на основе религиозной философии Средневековья был преодолен глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причинной упадка и гибели античной государственности и культуры. 

 Позитивная сторона этого явления:

- религиозная идеология христианства скрепила духовные силы в римском обществе;

- оказала стимулирующее влияние на развитие духовной жизни, архитектуры, живописи, музыки, литературы.

- в сохранении наследия античных трудов Платона, Аристотеля, других философов древности;

- средневековая религиозная философия, внесла вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя общечеловеческие ценности, равенство всех перед Богом независимо от национальной принадлежности с социального положения, воспитывая людей в духе любви и терпимости.

Заключение

Важнейшей особенностью средневекового мышления является:

1. Его ретроспективность (обращенность в прошлое), так как главное событие человечес­кой истории – приход в мир богочеловека – уже состоялось, и главная книга – Библия – уже написана. Поэтому за истиной надо обращаться к прошлому. Средневековая философия пронизана уважением к христианской традиции, к авторитету священного писания.

2.  Основным доказательством становится не логическое обоснование, а ссылка на авторитет, цитата из авторитетного ис­точника. Эта же черта проявляется в средневековом искусстве как строгое следование канону.

3.  Для средневекового мышления характерен универсальный символизм. Символ это конкретный чувственный образ, воспринимаемый как знак (условное обозначение) чего-то отличного от него.

4. Для средневекового мышления характерна иерархичность. Все сущее располагается на незримой лестнице. Бытие вертикально ориентировано, эта вертикаль основана на священном принципе. Так, по лестнице символов можно восходить от простых земных вещей ко все более высоким духовным знаниям.

5. В христианской философии разрабатывается учение о человеке (антро­пология), совершенно не похожее на античную философию. Основу христи­анской антропологии составляет учение о первородном грехе. Человеческое тело изначально несет на себе печать первородного греха, оно слабо, порочно. Тело – это темница души. Его надо постоянно укрощать, подавлять. Только за счет телесных страданий можно достигнуть нравственного очищения души и спасения. Христианство требует от человека аскетизма – добровольного ограничения и подавления чувственных потребностей, перенесения боли.

6. Разум человеческий слишком слаб и ограничен, чтобы проникнуть в смысл сотворенного богом мира и выполняет вспомогательную роль в познании. Самые главные истины даны человеку как божественное откровение, они постигаются верой, а не разумом.

7. Высшей из наук почитается в это время теология (богословие), а философия объявляется «служанкой богословия» (определение Фомы Аквинского). Это считалось очень почетной миссией – быть помощницей в достижении самого важного знания – знания о Боге.

8. Преподавание велось монахами-проповедниками. В школах постепенно складывались основы педагогической и научной системы, которая получила название «схоластики». То есть школьной учености. Схоластика – вид средневековой религиозной философии, главной целью которой являлось систематизация и рационализация объяснения религиозного вероучения. Для выполнения этой задачи – истолкования и разъяснения божественных истин – средневековые философы использовали философские понятия античных фи­лософов, прежде всего Платона и Аристотеля, приспосабливая «языческую» философию к служению христианству.

9. На первый план в христианстве выходит нравственное учение, подкреп­ленное идеей вечного загробного воздаяния за добродетели и наказания за грехи (рай и ад). Очень важны для христианской этики принципы равенства всех людей перед богом и любви к ближнему. В христианстве осуждаются тщеславие и гордыня, привязанность к земным вещам, богатству, славе.

10. Одной из центральных проблем средневековой философии является проблема существования в мире зла. Требовалось объяснить, почему совер­шенный творец создал несовершенный мир. Если бог мог создать мир без зла, но не захотел, то он не является бесконечно добрым. А если он хотел создать мир без зла, но не смог, то он не является всесильным. Эта проблема положила начало жанру теодицеи – «оправдания Бога», разъяснения божественной справедливости. Самым распространенным аргументом в защиту бога был аргумент о свободе воли человека. Поскольку бог создал человека по своему образу и подобию, он наделил его свободой воли, способностью делать выбор между добром и злом. Человек злоупотребил этой свободой, поэтому именно человек – источник зла в мире. Но если бы у человека не было свободы воли, то теряет смысл идея загробного воздаяния за грехи и добродетели. Еще один вариант теодицеи восходит к идее Платона о том, что существуют только положительные идеи; есть идея красоты, но нет идеи уродства, уродство, это только отсутствие красоты. С этой точки зрения получается, что Бог – творец только добра, а зло лишено собственного самостоятельного бытия, оно представляет собой лишь отсутствие добра.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!