Вопрос 3.Занятия общественный строй и верования восточных славян.
Главным занятием восточных славян было земледелие и связанное с ним скотоводство. Высокого уровня достигло у ряда племен ремесло, в том числе изготовление изделий из железа. Южные черноземные области среднего Приднепровья и прилегающие к нему районы являлись наиболее благоприятными для развития хозяйства. Однако здесь соседями славян были воинственные кочевые племена Северного Причерноморья, которые часто совершали набеги на славян. В VII–VIII вв. у одного из этих народов – хазар – возникло сильное государство – каганат. В зависимость от Хазарского каганата попала южная часть восточных славян. Они выплачивали хазарам дань. На севере у восточных славян, наряду с земледелием, скотоводством и ремеслом, существенное значение имели охота (особенно на пушного зверя), бортничество (сбор меда и воска лесных пчел), другие промыслы. Развивались обмен и торговля, чему способствовало и то, что по рекам через земли восточных славян проходили важные международные торговые пути: из Западной Европы в восточные страны и с севера Европы – в Византийскую империю.
Занятия славян – земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и др.
Земледелие – основное занятие. Археологи находят зёрна ржи, пшеницы, льна, орудия земледелия – мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох. Рожь у славян называлась «жито» («жизнь»). В южной лесостепной полосе господствовала зáлежная система земледелия, или перелог – после снятия нескольких урожаев землю не засевали для восстановления плодородия. В северных лесных районах существовала подсечная (подсечно-огневая) система земледелия, или подсека: деревья рубили и сжигали, расчищая участок земли («лядину»).
|
|
Скотоводство. Славяне выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Скот высоко ценился. В древнерусском языке слово «скот» означало также деньги.
Бóртничество («борть» – улей-колода) – сбор мёда диких пчёл.
Торговля. Меха, мёд, воск, моржовую кость, а также рабов славяне обменивали на ткани, драгоценности, вина, оружие. Основным являлся водно-сухопутный путь «из Варяг в Греки». Его маршрут: Балтийское (Варяжское) море, р. Нева, Ладожское озеро, р. Западная Двина, Вóлхов, Ильмень-озеро, р. Ловать, далее суда вóлоком перемещались в р. Днепр (Борисфен) и по Чёрному морю достигали Византии. По р. Волге (Итиль) пролегал Волжский торговый путь в страны Востока – Хазарию, Волжскую Булгарию, Персию, Хорезм.
Языческие верования. Религия славян – язычество (от старославян. «языци» – народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, олицетворяющим силы и явления природы, идолопоклонство. Формы верований:
|
|
-фетишизм– поклонение предметам и явлениям (камням, деревьям);
-анимизм – вера в духов, культ предков. Славяне верили, что духи – души предков, родичей, живут рядом. Дух (демон) оказывает положительное или отрицательное влияние. Существовала вера в рожаниц – богинь плодородия. В воде жили водяные и берегини, в лесу – леший (лесовик), в полях – полевики, в жилище – домовой, в бане – банник;
-тотемизм – вера в происхождение человеческого рода от животных. Славяне поклонялись кабанам-вепрям, медведям, лосям и т.д. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. Так, в былинах богатырь Вольга оборачивается соколом, девушка-невеста превращается в лебедя, утку, лягушку;
-политеизм – вера во многих богов.
Основные славянские боги:
-Перун – бог молнии и грома, покровитель князя и дружины;
-Сварóг – бог неба и небесного огня, покровитель ремесленников;
-Сварожичи – сыновья Сварога;
-Род – божество Вселенной и плодородия;
-Ярило – бог весеннего плодородия, у ряда племён – бог Солнца;
-Хорс, или Даждь-бог – бог Солнца и света, солнечный конь;
-Купала – бог лета;
|
|
-Стри́бог – божество ветра и бурь;
-Велéс – бог скота, покровитель пастухов и богатства;
-Мóкошь (Макошь) – супруга Перуна, богиня плодородия, покровительница женского рукоделия и девичьей судьбы;
-Семаргл – единственный зооморфный славянский бог, крылатый пёс, воплощение священного числа семь (иранского происхождения).
Языческие праздники были связаны с сельскохозяйственным циклом.
Археологами найдены языческие идолы, святилища – кáпища и места захоронений – трéбища. Обряды совершали жрецы – волхвы́. Способы захоронения – помещение трупа в почву (ингумация) и трупосожжение (кремация). В погребальный костёр клали оружие, сосуды с пищей. Существовали человеческие жертвоприношения. Многочисленные останки людей, как взрослых, так и детей, принесённых в жертву, найдены в языческих святилищах в Прикарпатье. Византийский автор IX в. Лев Диакон описал языческие обряды росов (называя их скифами) во время осады г. Доростола князем Святославом. «Когда наступила ночь... скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)».
|
|
Общественный строй. Родовая и соседская (территориальная) общины. В VI–IX вв. у восточных славян шёл процесс разложения первобытнообщинного строя, формирование государства, развитие феодальных отношений. Низкий уровень земледелия требовал больших затрат физического труда. Основной хозяйственной единицей была родовая община (вервь) – коллектив людей, связанных кровным родством и единством хозяйства.В родовой общине все её члены родственники – члены одного рода. Они совместно вели хозяйство, обрабатывали землю общими орудиями труда, урожай потребляли также совместно.
Совершенствование производительных сил (развитие земледелия, скотоводства, железных орудий труда) создавало излишки урожая. Родовая община распалась на семьи, на смену ей пришла соседская (территориальная) община – поселение людей, состоявшее из семей, живущих по соседству на определённой территории, не связанных родственными узами, коллективно обрабатывающих землю. В соседской общине основой стало не кровное родство, а близость проживания. Основной хозяйственной единицей являлась семья. Сохранялась общинная собственность на леса, сенокосы, пастбища, водоёмы. Пашня делилась между семьями на наделы. Собственностью семьи являлся собранный ею урожай, орудия труда, жилище, скот. Возникло имущественное неравенство.
Военная демократия (вóждество) – форма племенной организации в эпоху разложения первобытнообщинного строя в VI–VIII вв.; переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках материальные ценности и политическую власть. Высшим органом управления продолжало оставаться вече – верховный орган племенного самоуправления и суда. Но в условиях многочисленных войн возрастала роль военачальника – князя. Князь вначале выбирался на вече. Затем роль вече падает, и власть князя становится наследственной. Князь опирался на дружину,которая могла принудить народ к повиновению.
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!