Методики преподавания изобразительного искусства в школе



Конспект. Выучить основные понятия.

Лекция 3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Методика как наука

Методика представляет собой отрасль педагогики, которая изучает закономерности обучения ИЗО, накапливает технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание обучения ИЗО, овладевать опытом изобразительной деятельности, оценочными отношениями.

Структуру методики можно представить как взаимосвязь трёх компонентов:

● Общедидактического (общие для преподавания всех школьных предметов принципы, закономерности, правила и т.д.);

● Частнодидактического (специфическое для школьного курса ИЗО содержание и методы его преподавания);

● Технологического (наборы практических советов, ориентировочные основы деятельности учителя ИЗО). Например, описания принципа наглядности в пособии В.И. Булавко отражают общедидактический компонент методики, описания педагогического рисунка – частнодидактический, рекомендации к выполнению отдельных средств наглядности – технологический.

Предмет Методика – школьная дисциплина, её содержание и структура, а также процесс овладения учащимися содержанием художественного образования при взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Так, цели подробно описаны у Ростовцева, содержанию преподавания посвящены труды Беды, Шорохова, Шпикаловой, Шешко и др. ученых. Процесс проведения занятий, требования к его организации и технологический аспекты проведения уроков искусства описаны в ряде трудов: Рожковой, Кургузаловой, Глинской и др.

Методика отвечает на вопросы: с какой целью, чему, с помощью чего и как учить ИЗО. Цели, содержание, средства, методы, формы и приёмы обучения изо между собой взаимосвязаны, образуют некую целостность. Так, описывая авторскую методику организации и проведения занятий кружка живописи, учитель руководствуется целями (развитие творческих способностей или подготовка к поступлению в университет), соотносит с ними содержание (творческие задания или базовый курс натюрморта), методы обучения (описания вариантов выполнения или анализ ошибок).

Методика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Научные исследования в М своим объектом делают реальные процессы обучения ИЗО, раскрывают закономерные связи между различными его сторонами, сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса художественного образования. В этом заключается научно-теоретическая функция М. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением ИЗО, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание художественного образования, устанавливать принципы художественного обучения, определять оптимальные возможности методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и др. В этом заключается нормативно-прикладная (конструктивная) функция М. Так, исследования содержания обучения композиции, выполненные В.П. Климовичем, определили тематику заданий по курсу для студентов худграфа.

Связь Методики с др. науками

Наиболее тесно М связана с историей и теорией ИЗО и смежными с ними науками, основы которого составляют основную часть содержания курса ИЗО. Так, знакомство с произведениями изобразительного искусства на занятиях по ИИ позволяет учителю организовывать процесс восприятия искусства на занятиях в школе.

Методика – это частная дидактика, поэтому имеет тесную связь с педагогикой. В Методике реализуются общие закономерности обучения, отбор содержания производится на основе учёта принципов дидактики. Разработка воспитательных, развивающих задач обучения опирается на теорию воспитания.

Укрепляется связь Методики с возрастной психологией. В условиях гуманитаризации содержания образования, внимания к психологическим особенностям познавательной деятельности Методика широко опирается на данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся разного возраста.

Боле опосредована связь Методики с другими науками: историей, социологией, философией, физиологией, кибернетикой, информатикой, медицинскими науками, этнографией, техническими науками и экономикой. М связана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика даёт представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Развитие М как науки происходит параллельно с развитием смежных наук. Успехи смежных наук влияют на развитие методики. Так, успехи в развитии педагогики в последние 10 лет вызвали к жизни появление многих новых исследований в области М.

Теория и опыт – взаимосвязанные источники развития М.

«Искусство воспитания,писал КД.Ушинский,имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом лёгким и знакомым... но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания». «Нельзя быть учителем по шпаргалке».

Педагогическую деятельность можно рассматривать как профессиональную и непрофессиональную. Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознаёт педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого. Самым надёжным путем совершенствования мастерства учителя является дидактическое осмысление им своего педагогического опыта и обращение к методике, как к области знаний, науке, являющейся основным ориентиром в вопросах обучения ИЗО.

На эти два источника развития М обращает внимание Н.Н. Ростовцев: «... Методикакак наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты... Практическая методика ... требует известных способностей и наклонностей и в этом смысле является искусством – искусством трудным, сложным и очень ответственным».

Методика как наука и как практика преподавания удивительным образом встречаются В процессе изучения истории методики. «Для успешного овладения методикой, в первую очередь, необходимо критически использовать всё лучшее, что было достигнуто за предыдущие эпохи. Историю М нужно изучать как с практической, так и с теоретической стороны, выяснить, что было в старых системах преподавания положительного, и вместе с тем отметить отрицательные стороны обучения, неприемлемые с нашей точки зрения».

5. Методы и этапы научного исследования в Методике

Необходимость дидактических исследований в области художественного образования вызвана проблемами, накопленными современной школой:

● дидактическое исследование явления обучения искусству;

● выявление закономерностей процесса обучения искусству;

● дальнейшая разработка теории художественного образования;

● обоснование специфических целей и содержания обучения изо;

● конструирование образовательных технологий обучения изо;

● определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения изо.

 

Методы педагогических исследований – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Являясь педагогической наукой, М использует общепедагогические методы исследований: эмпирические (изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент); теоретические (теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы). Среди методов изучения педагогического опыта выделяют: изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, наблюдение, беседа, анкетирование и др.

Методики преподавания изобразительного искусства в школе

Теоретические основы

Цель учебной дисциплины ʼʼМетодика преподавания изобразительного искусстваʼʼ - формировать профессиональные знания и навыки для учебно-воспитательной работы с детьми.

Конкретные же цели изучения предметной области "Искусство", сформулированные в стандарте, заключаются:

- в формировании осознания значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- в развитии эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

- в развитии индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

- в формировании интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Цель дисциплины «Изобразительное искусство» с учетом заложенных в стандарте целей, сформулирована следующим образом:

- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

В современной педагогической науке эстетическое воспитание определяется как организованный, целенаправленный и контролируемый процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности, эстетического создания, способности к активной творческой деятельности по законам красоты.

 

Художественное образование определяется как составная и необходимая часть эстетического воспитания, как процесс освоения школьниками системы знаний, умений и навыков, создающих основу для эстетической деятельности личности.

Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: дошкольных, общеобразовательных, учреждениях дополнительного образования детей, учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

В соответствии с Концепцией художественного образования  главная цель художественного образования и эстетического воспитания школьников – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

- привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

Содержание художественного образования включает:

- формирование культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов;

- формирование художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств;

- формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

- формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;

- формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

- формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Для каждого этапа художественного образования важную роль играют возрастные особенности.

В дошкольном возрасте - формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность.

В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности.

В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве - независимо от его профессиональной или любительской направленности.

Методологические принципы освоения содержания художественного образования:

- начало обучения с раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

- мультикультурный подход, предполагающий включение в программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

- опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства;

- комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

- распространение вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;

- внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным обучающимся.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!