III . Режиссерский анализ (1-й этап).



Предлагаемые обстоятельства

Предлагаемые обстоятельства – это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, постановка, декорации, костюмы и т.д.

Возникновение данного сценического термина связано с аналогичным понятием в грамматике, обозначающим образ действия. Освоение предлагаемых обстоятельств является главным средством, которое призвано всколыхнуть чувства актера, привести в движение цепь ассоциаций, разбудить память прошлого, и повести актера к перевоплощению, что и есть создание образа.

Все предлагаемые обстоятельства можно условно разделить на четыре группы: обстоятельства прошлого – то, что происходило до начала пьесы, или первого выхода персонажа на сцену; обстоятельства, возникшие по ходу пьесы, о которых знает персонаж, или которые с ним случаются; обстоятельства режиссера и актера – вымыслы, дополняющие обстоятельства, данные автором, как правило, связаны с режиссерским и актерским решение роли, с их идейными и формальными приоритетами в ее толковании; обстоятельства сегодняшнего спектакля – когда персонажа, с которым ты общаешься на сцене, актеры играют в свою очередь с другими исполнителями.

В процессе отбора, накопления и присвоения предлагаемых обстоятельств все стадии важны, но естественно без последней первые три стадии бессмысленны, так как речь идет не о декларировании предлагаемых обстоятельств, а об их комплексном освоении как наивернейшем пути к образу.

Фабула непременно  произведения не могла возникнуть на пустом месте, этому предшествовало событие, которое произошло до начала сценического действия, но определила его дальнейший ход. Это событие послужило катализатором истории пьесы. То, из чего впоследствии развился конфликт. И случилось это событие непременно до начала спектакля, и этот факт жизни всех героев - есть исходное предлагаемое обстоятельство. «Это – событие, совершившееся до начала пьесы, но обусловившее движение всей фабульной структуры пьесы». (20,с. 45)

В реальной жизни нас окружает много разнообразных обстоятельств. Бывает, что даже не два из них, а несколько кажутся очень важными для нашей жизни. Но, как правило, мы совершаем поступок под влиянием только одного решающего для нас обстоятельства. Очевидно, что герои должны поступать также. Речь идет о таком предлагаемом обстоятельстве, которое, несмотря на свою временную отдаленность, оказывает решающее влияние на судьбы всех участников, вовлекаемых в сюжет. Оно ведет сюжет, толкает его, провоцирует конфликт, определяет масштаб и природу конфликта. Пережитые события в прошлом из событий превращаются в предлагаемые обстоятельства. Предлагаемое обстоятельство вообще обрисовывает прошлое и возможное будущее героев. Ведущее предлагаемое обстоятельство – это то, без чего не сложилось бы пьеса, не сложилось бы конфликта. «Ведущее предлагаемое обстоятельствопьесы — оно определяет борьбу по сквозному действию пьесы» (7с. 35)

 

 

Исходное событие

Исходное событие – это событие, которое начинается за пределами пьесы, и кончается на наших глазах. С него начинается действие пьесы. Оно связывает ведущее предлагаемое обстоятельство и начало борьбы по сквозному действию. Но подобное определение опасно для спектакля, так как не правильно определённое исходное событие может оставить за пределами действия некоторых актёров, ибо они не будут задействованы в развитии событий. Упрощая себе задачу определения исходного события, многие ищут его не в глубине, а на поверхности (фабула). Поверхностное определение исходного события может быть только лишь литературным и ничего не дающим актёрам по действию.

Исходное событие должно быть очень важным, и действенным для всех исполнителей.

«Настоящая драма, хотя и выражается в форме известного бытия, - пишет Салтыков-Щедрин, - но это последнее служит для нее только поводом, дающим ей возможность разом покончить с теми противоречиями, которые питали ее задолго до события и которые таятся в самой жизни, издалека и исподволь подготовившей самое событие…»(5,с.41)

Иными словами, режиссер, выводящий в центре своей драмы какое-то значительное для него событие, должен проследить истоки этого события – с чего все началось.

Существует точка зрения, что для того, чтобы определить исходное событие, следует ответить на вопрос: «Без чего не началась бы данная история? Какое событие должно было произойти, чтобы она началась?» Но в таком способе определения исходного события существует серьезная опасность: оно позволяет чрезвычайно вольно толковать саму историю, «данную историю». Ведь для того, чтобы увидеть где «начало истории», надо чтобы вся история была обозрима. То есть, мы должны видеть начало истории, ее середину и финал.

К. С. Станиславский полагал, что сразу же увидеть весь сюжет пьесы совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы докопаться именно до «авторской истории», а не сочинять ее за автора. Для этого он и предложил вскрывать события пьесы в их последовательности, то есть начинать с «первого действенного факта». Утверждая же, что исходное событие пьесы – то, без чего она не началась бы, очевидно, предполагая, что весь сюжет пьесы («данная история») можно обозреть сразу же, до начала анализа.

Как говорилось ранее, жизненный цикл любого конфликта в спектакле напрямую зависит от предлагаемых обстоятельств, а так как исходное событие связывает ведущее предлагаемое обстоятельство и начало борьбы, то есть конфликт, то исходное событие является связующим звеном между ведущим предлагаемым обстоятельством и конфликтом, завязка которого, в свою очередь, происходит в исходном событии.

 

3.3.Основное событие.

Основное событие – это второе из цепочки пяти событий в пьесе, если исходное событие является некой экспозицией спектакля (начавшись ещё до открытия занавеса, оно как бы вводит зрителя в курс дела, и в нём рождается ведущее предлагаемое обстоятельство), то основное событие свершается полностью на глазах у зрителя и с этого момента темпо – ритм спектакля начинает стремительно расти, противоречие между ведущим предлагаемым обстоятельством нарастает, обостряется конфликт и всё это приводит к кульминации спектакля – центральному событию (пику борьбы по сквозному действию). Это тот старт, точка отсчёта, где разворачивается конфликт. В основном событии зарождается ведущее предлагаемое обстоятельство, которое всегда конфликтно исходному предлагаемому обстоятельству. Основное событие – это то место, где разворачивается поле битвы нового спектакля. Возникши вдруг, оно меняет действие всех персонажей и побуждает активно продолжать борьбу по сквозному действию. Основное событие называется именно так, потому что является « основой основ», фундаментом для « надстройки» последующих событий. Основным стержнем в корневой системе событий. Почвой для прорастания семени, именуемом ведущим предлагаемым обстоятельством.

 

Центральное событие

Центральное событие выражает конфликт спектакля, это вершина, кульминация борьбы по сквозному действию, наиболее значительное событие, после которого борьба идет в открытую.

Исходя из определения центрального события, следует, что оно является наивысшей точкой кульминации сквозного действия, соответственно оно является переломным рубежом в сквозном действии, и отражает характер конфликта.

 

 

Финальное событие.

 В финальном событии находит разрешение основной конфликт пьесы, но пьеса на этом не заканчивается. С разрешением основного конфликта остаётся не до конца воплощённым сквозное действие пьесы, которое реализует сверхзадачу. Это момент, где утихают страсти. Разрешаются противоречия и зрители могут предвидеть дальнейшие судьбы героев, но пока ещё не ясным остаётся главное. То, зачем автор писал пьесу; то, почему у режиссёра возникла необходимость поставить её именно в это время – главная мысль произведения, где воплощается сверхзадача всего спектакля. В финальном событии умирает ведущее предлагаемое обстоятельство – то, что обостряло борьбу и двигало действие – исчерпывается здесь. Здесь подходит к логическому концу сюжетная линия спектакля. Финальное событие является своего рода « смертным одром» и « некрополем» для ведущего предлагаемого обстоятельства. Т.к. в этом событии происходит «гибель» и « дальнейшее успокоение» ведущего предлагаемого обстоятельства. Финальное событие подобно смерчу, опустошает поверхность рельефа, которым предстаёт перед нами конфликт.

 

Главное событие

Главное событие - всегда (во всех хороших пьесах) самое последнее событие. Наиболее точно и явно идея раскрывается тогда, когда случилось главное событие.

Самое главное, самое крупное событие, вмещающее в себя всю силу и сложность пьесы, - такое событие и случается всегда только в ее конце.

«Искусственно сконцентрировать в читателе впечатление от всей повести», так сформулировал А.П. Чехов закон главного события.

    Пьеса развивается от исходного события к главному.

Главное событие – это то событие, благодаря которому нам раскрывается идея автора. Главное событие – всегда последнее крупное событие пьесы. Производя анализ любой сцены пьесы, режиссер должен все время проверять, какое место занимает данная сцена в развитии событий – «от исходного к главному». Также как и все остальные события, главное должно быть определяющим фактом для поступков всех действующих лиц.

 

Сверхзадача

  Каждый режиссер – это творец, имеющий определенный ресурс идеологического материала, который скрупулезно, по крупицам собирает различные составные элементы для своего будущего творения – спектакля.         

Прежде всего, ему необходимо провести серьезную работу по осмыслению драматургического материала, а затем приступить к режиссерскому анализу, начиная с самого главного – поиска сверхзадачи. Она является своего рода отражением мысли режиссера на идею автора, а именно тем, ради чего он ставит спектакль. Как он, будучи разносторонне развитой личностью, живущий в конкретной социальной среде, данного государства, понимает идею автора. Что он как один из необходимых действенных элементов социума желает донести сегодня до зрителя. (2,с.36)

При определении сверхзадачи режиссер должен быть максимально собран. Ему необходимо увидеть пьесу как единое целое. Найти к ней ключ. Но следует помнить о том, что за глобальностью определений гибнет, то единственное, неповторимое, что имел в виду автор и во имя чего режиссер из множества работ выбрал именно эту пьесу.

Мировоззренческие, этические и эстетические взгляды должны отозваться на суть и форму, заключенную в спектакле, определить ее истинную сверхзадачу. Сверхзадачу, опирающуюся на авторскую, но выражающую суть режиссерских устремлений. Только тогда режиссер сможет заразить актера «своей сверхзадачей».

К.С. Станиславский говорил: «Сложность сверхзадачи заключается уже в самом термине, а именно в надбавке «сверх» по отношению к слову «задача», так как речь идет не просто о главной действенной задачи роли, но о главном ее эмоционально-действенном устремлении, непременно возбуждающем отклик в человеческой душе самого творящего артиста. Иными словами, сверхзадачу надо искать не только в роли, но и в душе самого артиста (1,с42)

Принципиальное значение сверхзадачи заключается в том, что она устанавливает неразрывную связь драматургии и актерского творчества, зависимость театра от литературы. Сверхзадача выражает собой основную идею пьесы, отраженную в данный момент времени конкретным режиссером, к которой должно быть приковано внимание всех участников творческого процесса. Поэтому и следует разграничивать эти понятия сверхзадача и идея. Ведь опираясь на идею драматического произведения, режиссер формулирует сверхзадачу. 

 

 

 

 

Сквозное действие

Действенный путь к осуществлению сверхзадачи К.С. Станиславский называл «сквозным действием». Сквозное действие проходит через всю пьесу, определяя задачу каждой отдельной пьесы и наполняя действие необходимым для ее осуществления эмоциональным содержанием. Без сверхзадачи и сквозного действия роль и спектакль распадаются на отдельные сцены, лишенные единого, объединяющего их замысла.

Линия сквозного действия соединяет воедино все элементы творческого процесса, она представляет собой те рельсы, по которым роль направляется к общей сверхзадачи спектакля. От актера и режиссера требуется большая забота о нахождении верного сквозного действия, потому что, как замечал Станиславский: «В роли всегда есть опасные моменты – стрелки, имеющие двадцать пять ответвлений, как на железной дороге». Сквозное действие, в свою очередь, и помогает избежать этих опасных ответвлений. (26,с.76)

Отход от сверхзадачи и сквозного действия в профессии режиссера – это не только потеря идейной целеустремленности, но это одновременно и распад формы, когда спектакль у режиссера и образ у актера размельчаются на отдельные куски, не создающие целого.

Сквозное действие роли обязательно сталкивается со встречным, препятствующим ему контрсквозным действием. Это конфликтное столкновение вызывает еще большую активность сценического поведения, позволяющую ярче и эмоциональнее выразить замысел роли и спектакль в целом.(19,с.32)

 

Конфликт

Драматический конфликт является столкновением антагонистических сил драмы – двух или нескольких персонажей, мировоззрений или различных оппозиций в одной и той же ситуации. Согласно классицистической теории драматического театра, целью последнего является представить человеческие действия в их развитии, проследить конфликт от момента его возникновения из кризиса до конечного разрешения. Драматическое действие не ограничивается простым и спокойным достижением определенной цели, напротив, оно протекает в обстановке конфликтов и столкновений, и подвергается давлению обстоятельств, напору страстей и характеров, которые ему противодействуют и ему сопротивляются. Эти конфликты и коллизии в свою очередь порождают действия и реакции, которые в определенный момент вызывают необходимость примирения.

Конфликт имеет место, когда некоему субъекту, преследующему определенную цель (любовь, власть, идеал), препятствует в его стремлении любой другой субъект (персонаж), либо психологическая или моральная преграда (препятствие). Это противодействие выливается в поединок индивидов, исход которого может быть как комическим и примирительным, так и трагическим – в случае, если ни одна из сторон не может найти компромисс без того, чтобы себя не дискредитировать.

В большинстве случаев конфликт разворачивается на протяжении всего действия, представляя собой его вершину. Но иногда к моменту начала пьесы конфликт уже прошел: в таком случае действие сводится к аналитическому представлению событий прошлого. Если персонаж ждет разгадки своей истории до конца пьесы, то зритель посвящен в нее заранее. (16,с.199-200)

Конфликт как полноценный составляющий элемент драматического действия претерпевал значительные изменения с течением времени. Изначально имел следующую форму – человеку всегда противостояло нечто большее, а именно Бог. Это был наглядный пример противостояния обычного живого естественного элемента чему-то более совершенному, сильному, властному.

В эпоху же классицизма и просвещения: герой – человек, наделенный разумом, противостоял уже не Богу, а высшей идее, вселенскому разуму и долгу. Романтизм же «ваял» человека с более совершенными качествами, в свою очередь человек становится подобным миру, которому он и противостоит. Идет борьба одного человека и общества с его морально-этическими установками и позициями.

«Жизненный цикл» любого конфликта в спектакле напрямую зависит от предлагаемых обстоятельств. Они могут являться своего рода катализатором, как для возникновения конфликта, так и для его угасания. 

 

 

Событийно – действенный ряд

Пьесы, в большинстве своем, имеют несколько действий. В каждом действии есть несколько событий, которые режиссер обязан для себя найти, и дать каждому из них действенное название. Таким образом, образуется цепочка событий, главных и второстепенных. При анализе режиссера необходимо выстроить эти события последовательно, начиная с исходного, дать каждому событию действенное название, и определить для каждого персонажа, участвующего в данном событии. Действия персонажей будут верными, если внутри события точно найден предмет борьбы. Событие – всегда процесс, который происходит сейчас на наших глазах во времени и пространстве. В каждом событии может быть только одно действие, и одно контрдействие. Таким образом, событие – это сумма обстоятельств с одним действием. События – это кирпичи, из которых строится здание спектакля.

Жизнь состоит из цепи событий, есть актерское событие (более узкое), состоящее из одного действия, есть режиссерское событие (этап), связанное со сквозным действием спектакля. Сочетание режиссерских событий формирует сквозное действие. Таким образом, спектакль представляет собой ряд режиссерских событий.

Когда действие исчерпало себя, кончается и событие, начинается следующее действие, следующий этап жизни, следовательно, следующее событие. Поэтому событие – всегда этап жизни, процесс, а не мгновение. Событие – это реальное происшествие. Происшествие происходит беспрерывно. В любом событии (происшествии) у каждого своего отношение, следовательно, свое действие. Для режиссера важно мыслить событийно. События всегда содержат реальную борьбу. То, что можно играть – событие, то, чего сыграть нельзя - предлагаемое обстоятельство. Событие – сумма предлагаемых обстоятельств с одним ведущим обстоятельством. (11,с.25)

События всегда меняются обстоятельством. Чтобы определить, событие это или нет, надо узнать, что происходит дальше. Событие меняется по двум причинам: или исчерпывает себя, или его меняет обстоятельство. Процесс перехода одного события в другое есть оценка. Этот процесс может быть длительным и мгновенным.

Зона оценки включает в себя четыре этапа реализации этого психофизического процесса. И процесс отношения также осуществляется в четыре этапа.

При актерской оценке происходит следующее: смена объекта внимания, сбор информации, определение главного признака, смена действия.

И переход в новое событие. Отношение распадается на точно такие же четыре исполнительских этапа: смена объекта внимания, сбор информации, определение главного признака, возвращение к новому действию. И продолжение прежнего события.

Наглядно показано, что как только наивысший признак установлен, устанавливается новое отношения, рождается новый ритм, начинается новое действие, осуществляется переход к новому событию. Поэтому пьеса делится не на куски, а на события.

Отношения рождаются в процессе оценки. В оценках – все мотивы нашего действия. Самое интересное в театре – следить за оценками. Надо томить зрителя, не торопить оценки. Это самое дорогое в театре. Очень важна неожиданность оценок.

Главное для режиссера – понять смысл события, и верно отнестись к нему. Действие – оценка – действие…закон всей жизни. Событие на сцене всегда одно для всех, но отношение к этому событию различно.

 

     

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!