Энергия и культивирование поля 3 страница



И я говорю себе, что вижу красоту этого, качество этого – как этого достичь? Давайте остановимся на этом вместо того, чтобы вводить энергию и все прочее. Как это сделать? Может ли мысль вникнуть в это? Может ли мысль стать углубленной?

Прошу вас, вслушайтесь в это. Имеется поверхно стная жизнь. Я хочу вести другой образ жизни, на большой глубине. Я понимаю глубину не в смысле измеряемости и времени, необходимых для продви жения, но глубину, как нечто не имеющее дна; нечто недоступное постижению; я хочу найти это и жить с ним. Так вот, скажите, что мне делать? Я не знаю, я спрашиваю, может ли мысль, являющаяся временем, прошлым, может ли она проникнуть в подобную углубленность?

Вслушайтесь в мои слова. Я ясно вижу очень ясно, что глубина, которую можно измерить, не является сколько-нибудь значительной. Я вижу, что в продви жение вниз включено время, оно может длиться годы; я вижу это интеллектуально; отбрасывая такое пони мание с помощью рассуждения, я вижу, что глубина обладает качеством бытия вне времени и вне изме ряемости, она бесконечна и дно ее никогда не может быть достигнуто. Это не умозаключение и пребывает для меня не на словесном уровне. Мне пришлось использовать слова для вас. Поэтому это становится для вас понятием, умозаключением.

М. Задаете ли вы мне этот вопрос, или я сам задаю его себе?

К. Я ставлю этот вопрос себе и поэтому предлагаю вам задать его себе. Итак, я говорю себе: может ли мысль проникнуть в эту глубину, ибо мысль – един ственное движение, которым я располагаю?

КУ. В этом случае мы не может применить это орудие.

Р. Как может человек дойти до глубины, не приме няя это орудие?

К. Я живу чрезвычайно поверхностной жизнью и я хочу выяснить сам для себя, существует ли некая неизмеримая глубина и вижу, что мысль не может дойти до нее, так как мысль есть некое мерило, мысль – это время, мысль – реакция прошлого, поэтому мысль никогда не сможет прикоснуться к глубине. Так каким же образом это может произой ти? Если мысль не в состоянии к ней прикоснуться и является единственным орудием, которым обладает человек, что же ему предпринять? Мысль своим движением, своей деятельностью создала этот мир, поверхностный мир, в котором я живу, к которому я принадлежу. Это вполне очевидно. Так вот, может ли ум, не используя мысль, прикоснуться к чему-то, являющемуся бездонным? Не только на какое-то одно мгновение, не только во время сна или одинокой прогулки, но жить в этом. Мой ум говорит, что эта глубина должна быть раскрыта, чтобы ум мог обре сти определенное качество – я должен осознать эту странную бездонную глубину чего-то, не имеющего имени.

П. Во что человек должен проникнуть, погрузиться?

К. Я бы не применил эти слова.

П. Верно, сэр. Мысль – это измерение измеряемо го. Должна быть свобода от механизма проведения измерений.

К. Нет, нет. Подходите к этому просто.

П. Можете ли вы погрузиться в то, что является мыслью?

К. Мы уже говорили об этом. Мысль – это время, мысль – это измерение, мысль – это реакция памя ти, мысль – это знания, переживания, прошлое, поэтому мысль есть время. Мысль всегда действует поверхностно. Это просто.

П. То, что вы сейчас сказали, кончается в абстрак ции.

К. Нет.

П. Сэр, это так.

К. Это не абстракция, это реальность. Так что такое мысль?

П. Вы сказали, что мысль – это время. Вы выдели ли это из мысли как нечто абстрактное.

К. Мысль не может проникнуть в это. Вот и все.

Остановитесь на этом.

П. Поскольку это измеряющее орудие, можете ли вы вникнуть в это орудие?

К. Меня интересует глубина, а не механизм изме рения… Механизм измерения вполне очевиден. Мне вовсе не нужно в него вникать.

П. Если вы говорите это, то я скажу – в какое измерение человек проникает? Если мысль – един ственное известное нам орудие и вы не хотите им пользоваться, в какое измерение может проникнуть человек, не используя мысль?

К. Вопрос не в проникновении.

П. Тогда о чем идет речь?

КВ. Мы все еще связаны имеющимися в нашем распоряжении механизмами определенного устрой ства, и это не создает положение, при котором можно было бы раскрыть то не имеющее дна состо яние, в котором мы хотели бы жить. Слова легкове сны. Орудие слишком хрупко. Нужны особые слова, приспособленные к подходу к этому измерению. Для общения это орудие нам необходимо.

П. Что является орудием? Разговорная речь слиш ком хрупка. Я не могу рассказать вам «как», когда я нахожусь в этом состоянии.

К. Занимаемся ли мы словесным общением, или нас интересует соприкосновение с этой глубиной?

КБ. Я знаю, что соприкасаюсь с чем-то. Как я могу рассказать вам про это состояние?

П. Вы сказали, что не пользуетесь имеющимся у вас орудием – а именно мыслью.

Р. Я полагаю, что К. указал на имеющуюся разницу – дело не в случайном ощущении этого, но в том, чтобы быть в нем, жить с ним.

К. Аппетит приходит во время еды. Ведя поверхно стную жизнь, как это происходит у всех людей, я говорю себе, что хотел бы найти эту глубину, в которой имеются большая широта и красота, нечто огромное. Что же мне предпринять? Что представля ет собой некое другое действие, иное движение, которое должно произойти, когда мысль не функци онирует? Может ли ум сохранить бытие вне измеря емости?

П. Тогда вопрос ставится так, может ли это состо яние обрести бытие при отсутствии всех мерил?

К. Вот и все. На протяжении всей вашей жизни вы не знали мерила, измеряемость. Я спрашиваю вас – может ли ум существовать без мерил?

П. Если бы я спросил вас – «как», вы ответили бы «нет». Остается только одно: наблюдать, как ваш ум измеряет, ибо другого пути нет.

 

Действие во внимании

 

К. Я хотел бы знать, что мы имеем в виду под действием.

М. Действие неизбежно означает перемену.

К. Я хочу выяснить значение слов «действовать», «делать»; не «что было сделано» или «что нужно сделать»; две последних фразы относятся к прошло му и к будущему, действие всегда в активном насто ящем; не действие, совершенное в прошлом или которое произойдет в будущем, но действие, совер шаемое сейчас, в данную минуту.

П. Может ли быть действие данной минуты?

К. Я хочу выяснить, П., существует ли некое дейст вие происходящее непрерывно и поэтому являющее ся движением, не связанное с причинностью. Я веду исследование, продвигайтесь вместе со мной.

П. Что вы имеете в виду под действием?

К. Должно ли действие всегда иметь причину, мо тив, направление?

П. Не является ли это проблемой ума? Действие означает «делать». Оно всегда происходит по отно шению к чему-то. Каково движение действия?

К. Прошлое, настоящее и будущее. Мы знаем это.

Что мы имеем в виду под действием? Делать, физи ческое действие, переход отсюда туда, интеллекту альная или эмоциональная разработка проблемы?

Так вот, для нас действие означает «воздействовать на», «продвигаться через», «двигаться от». Я просто объясняю. Существует ли действие, не вызывающее конфликта – внешне или внутренне? Существует ли действие, являющееся целостным, не фрагментиро ванное? Существует ли действие, не связанное с окружающей средой, не связанное со мной или с общиной? Существует ли действие, движение кото рого происходит вне времени? Все это является для меня действием. Но для нас действие происходит во взаимоотношении с кем-то другим. Действие связа но с общиной, в которой мы живем. Наши действия диктуются условиями экономическими, климатичес кими, личными и окружающей среды. Они основаны на верованиях, идеалах и т. д. Вот действие, которое нам известно. Я хочу выяснить, существует ли дейст вие, не зависящее от давления окружающей среды.

М. Действие не есть некое отдельное движение.

Быть здесь или быть является действием.

выражение? Такой вопрос? Человек всегда дейст вовал в сфере известного. Вот и все. Я знаю, что всякое действие порождает трение. Я хочу выяснить, существует ли действие, не содержащее противоре чий и не вызывающее возникновения конфликтов.

А. Вы не были бы здесь, не будь этого мотива.

К. Это не означает, что действие есть некая посто янная величина. Проследите за серией образцов, шаблонов. Следование какому-то образцу, шаблону ведет к полному разрушению мозга. Такое действие является механическим повторением. Я хочу выяс нить существование действия, которое является по вторным и не вызывает конфликтов, не подражает, не приспосабливается и поэтому не вызывает разло жения, распада.

М. Жить означает воздействовать на окружающую среду.

К. Поэтому я не завишу от окружающей среды. Я хочу вести жизнь без конфликтов, что означает жить в действии. И я вижу, что жизнь всегда содержит конфликты. Я хочу выяснить существование такого образа жизни, в котором действие не создает кон фликта. Конфликт состоит в подражании, приспо соблении к шаблону, что предпринимается в надеж де избежать конфликта. Все это является механиче ским образом жизни. Можем ли мы установить такой образ жизни, в котором не было бы ни малейшей тени подражания, приспособления, подавления? Прежде всего, не может быть речи о том, чтобы его «найти», давайте, отбросим это слово. Такой образ жизни, в котором не существует конфликта, имеется сейчас, сегодня.

М. Не окажется ли такое действие гибельным?

К. Оно не будет гибельным. Мой разум, глядя на все действия в сфере известного, наблюдая их, прилагая все свое внимание – мой разум задает этот вопрос.

Теперь вступил в действие разум.

А. Мой разум говорит мне, что нанося боль другому, я причиняю боль самому себе в значительно большей степени. В мире нельзя причинить зло другому без причинения гораздо большего зла себе.

К. Слово «разум» означает не только наличие очень подвижного и бдительного ума, но и умение читать между строк. Я читаю между строк ума, но для того, чтобы читать между строк, я должен читать между строк той действительности, которая является изве стной. Прочитав это, мой разум говорит, что в сфере известного действие всегда будет противоречивым.

П. Мы здесь как будто попали в тупик. Вы говорите что-то, и нет пути для выяснения, нет возможности говорить об этом.

К. Я сказал, что приступаю к исследованию.

мание вызывает энергию и эта энергия направляет.

К. Внимание есть действие. Вы сказали также, что сознание есть его содержание.

П. Происходит ли изменение в самих клетках мозга при состоянии внимания?

М. Биологически каждая клетка индивидуальна, способна перезарядить энергию и поэтому функцио нировать. Каждая клетка функционирует также в связи с тем, что сознание внедряется в клетки.

К. Я думаю, что это так. Я хотел бы начать с другой точки. Клетки мозга прошли через растрату энергии, являющуюся конфликтом, подражанием и всем про чим. Они привыкли к этому. Сейчас клетки мозга прекратили это. Они вышли из этой сферы и мозг уже не является вместилищем всего этого. Он может функционировать технологически и т. д., но мозг, видящий жизнь, является действием, в нем больше нет конфликта, и он в состоянии внимания. Когда имеется полное понимание, внутреннее, не нало женное волей или извне, то вся его структура ожив ляется, не в обычном, а в ином смысле. Я думаю, происходит физическое преображение. Я думаю, что это направление смерти, и смерть есть это. Итак, существует действие, не являющееся повторением, и поэтому свобода от известного является вниманием в неведомом.

П. Свобода от известного пребывает и в клетках мозга. Клетки мозга – это известное, но свобода от известного тоже пребывает в клетках мозга.

К. Поэтому происходит явное преображение.

М. Мозг свободен от всего, что было в него внедре но; это – физическое преображение.

К. Логически это так, в том смысле, что пока ум функционирует в сфере известного, он продвигается по определенной колее и клетки мозга тоже действу ют в неких колеях. Теперь, когда эти колеи перестали существовать, действует весь мозг в целом, не по колее, но в свободе, которая есть внимание.

 

Безмолвие…

 

К. Я думаю так потому, что многие люди старались обрести безмолвие посредством мыслей. Приводи ли себя в состояние безмолвия, применяя самогип ноз, контролируя болтающий ум до полного его при тупления, когда он становится тупым и затихает. Я хочу начать исследование с пункта о правильном подходе, иначе мы уйдем в сторону. Существует ли естественный, здравый, логический, объективный, уравновешенный подход к безмолвию? Не могли бы мы начать продвигаться от этого? В чем состоит необходимость безмолвия?

П. Необходимость безмолвия легко понять. Даже в обычной жизни когда вечно болтающий, раздражен ный ум временно затихает, появляется ощущение свежести. Ум тоже обретает некоторую свежесть; следовательно, безмолвие, помимо всего прочего, само по себе очень важно.

Б. Кроме того, обычно мы не видим по настоящему краски и вещи, если нет известного качества безмол вия.

С. Наряду со всем этим существует еще традиция, утверждающая, что безмолвие имеет большое значе ние, считается необходимым в различных системах пранаямы, при контроле дыхания, служит прочной основой всего этого. Существуют многочисленные и различные состояния сознания, и вы не можете установить, какое является нездоровым и какое – здоровым.

К. А если предположить, что вы ничего не знаете о мнении других, указывающих, почему вы должны быть в состоянии безмолвия, задали бы вы этот вопрос?

П. Мы бы задали этот вопрос даже находясь на уровне успокоения.

К. Следовательно, вы задаете этот вопрос, чтобы успокоить ум?

П. Да.

К. Потому что ум болтает, и это вызывает утомле ние и изнеможение. Итак, вы спрашиваете, сущест вует ли способ привести ум в состояние покоя нарко тиками? Этот способ нам известен, но имеется ли другой путь естественно, здраво и логично привести ум в состояние покоя? Как бы вы подошли к этому?

Испытывая утомление и изнемогая из-за болтовни ума, я спрашиваю себя: «Могу ли я, не прибегая к наркотикам, привести ум в состояние покоя? «С. Есть много путем для достижения этого.

К. Я не знаю ни одного. Вы все утверждаете, что имеется много путей. Я говорю, как может ум проде лать это без усилия? Ибо усилие вносит в ум беспо койство и не создает спокойствия, оно вызывает истощение. А истощение не является спокойствием.

Конфликт тоже не К. Я бы не назвал это безмолвием, поскольку на данный момент это величие вас ошеломляет.

С. Отсутствие «я» не происходит на сознательном уровне, но оно все же имеется.

К. Вы видите изумительную картину, изумительный закат, величественную горную цепь, и с вами проис ходит то же, что с ребенком, поглощенным игрушкой; это великолепие ошеломляет «я» на какой-то момент, и ум становится безмолвным. Вы можете проделать это на опыте.

С. Но вы говорите, что это не является безмолвием.

К. Я бы не назвал это безмолвием, так как величие горы, красота чего-либо захватывает вас только на какой-то момент, «я» отталкивается в сторону, на мгновение его нет. Затем я возвращаюсь к моей болтовне. Во всяком случае, я хочу внести полную ясность в то, что всякое искусственное действие с мотивом, с направлением представляется К. искаже нием, которое не может привести к возникновению глубины безмолвия. Эти искусственные приемы, ди сциплина, контроль, отождествление с чем-то более значительным временно создает спокойствие. И то гда я спрашиваю себя: Почему безмолвие необходи мо? Не будь мотива – задал бы я себе этот вопрос?

Пар. Вы описываете ваш ум?

К. Нет, сэр. Я не описываю мой ум. Я сказал: «Любая форма воздействия, тонкая или очевидная, не приведет к возникновению глубины безмолвия». На мой взгляд все эти формы являются поверхностны ми: быть может, я ошибаюсь, мы ведем исследова ние.

Пар. Состояние вашего ума – это уже безмолвный ум.

К. Возможно, я не знаю. Так вот, какой подход к спокойствию является естественным и здравым?

Р. Но подход является мотивированным.

К. Я бы не применил этого слова. Что представляет собой состояние естественного спокойствия? Если я хочу вслушаться в то, что вы говорите, мой ум должен быть спокойным – это естественно. Если я хочу видеть что-то вполне ясно, мой ум не должен болтать.

П. В этом состоянии пребывает все равновесие, вся гармония.

К. Я бы сказал, что основой для глубины безмолвия являются уравновешенность и гармония между умом, телом и сердцем, великая гармония и отказ от всех искусственных методов, включая контроль. Я бы ска зал, что гармония – это главная основа.

П. Вы применили слово «гармония». Как это разре шает проблему? Единственное, что я знаю – это конфликт. Я не знаю безмолвия.

невозможно, ибо центр приводит все в соответст вие со своими ограничениями. Привожу ли я всех в состояние безмолвия?

Р. Почему появляется разделение между умом и телом?

К. Оно возникает из-за нашего воспитания и обуче ния, когда главное внимание обращено на развитие интеллекта, как памяти, рассудка как функции, про исходящей отдельно от дела.

Р. Это подчеркивание преувеличенной важности ума. Но при отсутствии обучения может произойти чрезмерное подчеркивание эмоций.

К. Конечно. Человек придает интеллекту несрав ненно большее значение, чем эмоциям. Не так ли?

Всякая эмоция переводится в набожность, в сенти ментальность, в разные формы экстравагантности.

Пар. Как можно разграничить накапливание памяти для применения в технике и в повседневной жизни и накапливание памяти эмоциональной?

К. Это очень просто, сэр. Почему мозг, вместилище памяти, придает такое значение знанию – техноло гическому, психологическому, взаимоотношениям?

Почему? Люди придают необычайное значение зна ниям. У меня контора, я стал важным бюрократом, это означает, что у меня много знаний, выполняющих определенные функции; я становлюсь напыщенным, глупым, тупым.

Пар. Не является ли это желание врожденным?

К. Это создает ощущение безопасности. Это при дает вам некий статус. Люди преклонялись перед знанием, знание отождествляется с интеллектом.

Человек, обладающий эрудицией, ученый, философ, изобретатель, – все они имеют дело со знанием и они создали изумительные вещи в мире, как напри мер, полет на Луну, как производство множества новых веществ и т. д. Они создали поразительные вещи, и восхищение перед этим знанием доходит до чрезмерного напряжения, и мы считаем это правиль ным. Так мы развили необычайное восхищение, вос хищение, доходящее почти до преклонения перед интеллектом. Это относится и ко всем священным книгам и их толкованиям. Поправьте меня, если я ошибаюсь. В противовес этому наблюдается реакция против эмоциональности, чувств любви, преданно сти, сентиментальности, экстравагантности в выра жениях и телом пренебрегают. Вы видите это и потому занимаетесь йогой. Такое разделение между телом, умом и сердцем является неестественным.

Так вот, мы должны создать естественную гармонию, при которой интеллект будет функционировать как чудесные часы, а эмоции, привязанности, забота, любовь и сострадание будут действовать здраво, и тело, которым так пренебрегали и злоупотребляли, получит то, что ему полагается. Но как вы добьетесь этого?

М. Существует латинский афоризм: «Я знаю, что является правильным, но я не поступаю в соответст вии с этим».

К. Не впутывайте сюда латынь. Вглядитесь в воп рос, видя его таким, каким он является фактически.

П. говорит, что мы начали с безмолвия и сказали, что бесполезно вести дискуссию о безмолвии, пока не выяснили, существует ли естественный путь для подхода к нему. Естественный путь – в выяснении, имеется ли гармония. Но мы ничего не знаем о гармонии, ибо мы находимся в состоянии дисгармо нии. Поэтому давайте займемся беспорядком, а не гармонией, не безмолвием.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!