ТЕМА 16. Кино США в послевоенный период



Американское кино 1950-х гг. находилось под воздействием двух противоположных тенденций:

· с одной стороны, произошло окончательное преодоление последствий Великой американской депрессии, что способствовало ослаблению финансового давления на американский кинематограф;

· с другой стороны, конкуренция со стороны активно развивающегося телевидения провоцировала американских кинематографистов форсировать применение специальных экранных средств, которые отсутствовали на телевидении, что значительно увеличивало стоимость кинопроизводства.

В США исторически сложилась ситуация, когда кино обладало меньшим (по сравнению с Европой) самостоятельным художественным статусом. Борьба киноискусства с телевидением за зрителя стала во второй половине ХХ в. одной из основных движущих сил в развитии американского кинематографа. На этом пути в 1950-е американское кино пошло в сторону усиления чистой зрелищности и применения спецэффектов, то в конце 1960-х – 1970-е гг. основной упор в этой борьбе стал делаться на психологические возможности плёночного кино. Кроме того, были разработаны несколько систем широкоэкранного кино. В кино стал систематически применяться цвет. Наиболее значительные голливудские фильмы конца 1950-х гг. – это высокобюджетные цветные широкоэкранные трёхчасовые фильмы на исторические темы.

Одним из крупнейших американских режиссеров в этот период становится, начавший в 1920-е гг. в Великобритании свою карьеру, А.Хичкок. В послевоенный период он снял в США свои классические «фильмы ужасов» ( «Веревка» (1946 г.), «Головокружение» (1958 г.), «Психо» (1960 г.), «Птицы» (1963 г.)). Во всех четырех фильмах были оригинально использованы различные эстетические, технические и психологические приёмы.

В США существовало независимое производство профессиональных кинофильмов. К началу 1960-х гг. стали появляться интересные фильмы, созданные в полулюбительских условиях. Наиболее яркий пример – снятый Д.Кассаветисом за свои деньги фильм «Тени» (1960 г.), который обратил на себя внимание кинокритики нервной натуралистической манерой съемки и мастерством актерской игры.

В этот период в американское кино постепенно внедряются принципы современного искусства. В них намеренно дискредитировалась базовая идея о том, что кино интересно своей способностью воспроизводить реальность и подчеркивалась самодостаточность процессов, запечатлённых на кинопленке. Достигает своего высшего развития американский киноавангард. Наиболее интересные фильмы были созданы в конце 1950-х – в 1960-хгг. С.Брекеджем, Й.Мекасом, М.Сноу и основателем поп-арта художником Э.Уорхолом.

Э.Уорхол снял в 1960-е гг. около пятидесяти экспериментальных фильмов, шокировавших кинематографическую общественность не столько своей тематикой, сколько радикальным отношением к пространству, времени и действию на экране. В двух самых известных его лентах – «Сон» (1963 г.) и «Небоскреб Эмпайр» (1964 г.) – в течение, соответственно, шести и восьми часов демонстрируется практически неизменное изображение (спящий человек изредка переворачивается, за верхушкой Эмпайр-Стейт-Билдинг проплывают облака). Эти фильмы были сняты без использования звука.

Характер развития американского кино в 1970-х гг. заметно отличался от европейского не только в силу большей ориентации кинематографа США на коммерческий результат, но и вследствие возникновения в Америке двух новых факторов.

Во-первых, характерная для всего мира в 1950 – 1960-е гг. борьба кино с телевидением за зрителя в США имела свои особенности. Здесь она привела к тому, что киноиндустрия все меньше интересовалась зрителями зрелого возраста и всё больше надежд связывала с молодёжью и старшими подростками. Молодёжь составляла значительную в количественном отношении аудиторию (во второй половине 1940-х гг. по США прокатился «бэби-бум»), обладала определёнными финансовыми средствами, хотела интересно и современно проводить свой досуг. В 1950-е гг. в Сан-Франциско, а затем и в других городах США начинают стихийно складываться молодёжные контркультуры (битники, позднее рокеры, хиппи и др.).

Во-вторых, в тематическом плане приблизительно в этот же период американское кино стало чаще обращаться к проблематике насилия в его иррациональном аспекте.

Эти две тенденции объединились в самом заметном голливудском фильме 1960-х гг. – в картине А.Пенна «Бонни и Клайд» (1967 г.). У режиссеров, продолжавших ориентироваться на широкую аудиторию, тема насилия в том или ином виде также часто занимает важное место. Так, у Ф.Копполы, снимавшего различные трагедии о людях, действовавших достойно и правильно, но в результате потерявших себя («Крёстный отец» (1972 г.), «Разговор» (1974 г.), «Апокалипсис сегодня» (1979 г.)), насилие (чаще физическое) обычно оказывалось движущей пружиной событий, приводящих в итоге к трагедии героя. Насилию как естественному выражению свойственной человеку агрессивности, связанной с подавленной сексуальностью, посвящены фильмы М.Скорсезе «Таксист» (1976 г.) и «Бешеный бык» (1980 г.). Проблемы агрессии, физического и психического насилия исследуются в фильме С.Кубрика «Заводной апельсин» (1971 г.). Завершает рассмотрение этой темы в американском кино 1960-1970-х гг. фильм М.Формана «Полет над гнездом кукушки» (1975 г.). Этот фильм, центральный в творчестве режиссера, показывает последствия психологического давления на человека со стороны общественности и власти, которые не останавливаются ни перед чем, чтобы искоренить свободомыслие и непокорность отдельных членов общества.

На протяжении нескольких десятилетий в фильмах В.Аллена режиссёр рисовал юмористический портрет испуганного нью-йоркского интеллектуала («Энни Холл» (1977 г.), «Манхэттен» (1979 г.) и др.). В своих фильмах В.Аллен сам часто играл главного героя.

Режиссёр Б. Фосс – хореограф по своей первой специальности – ставил фильмы-мюзиклы. Он поднял американский мюзикл на качественно новый уровень, превратив танцевально-музыкальные номера из проходного материала в органическую часть общего драматического действия («Кабаре» (1972 г.), «Вся эта суета» (1979 г.)).

В 1970-1980-х гг. ряд режиссёров, ориентирующихся на подростковую и молодёжную аудиторию, снимали увлекательные приключенческие и фантастические фильмы, в которых добро и зло противостояли друг другу. Это Дж.Лукас («Звездные войны» (1977 г. и др.) и С.Спилберг(«Челюсти» (1975 г.), «Инопланетянин» (1982 г.) и др.). В 1980-е эту традицию продолжил ученик С.Спилберга Р.Земекис, в фильме «Кто подставил кролика Роджера?» (1988 г.) сочетавший «живых» и анимационных персонажей, что интересно обыгрывало двойственную плоскостно-пространственную природу кино.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!