Современные дискуссии о диалектике



 

Западная философия второй половины X1X в. отказывается от диалектики, которая трактуется как софистика, логическая ошибка (Р Гайм, Э. Гартман). Лишь в конце XIX в. под влиянием обострения социальных противоречий возрождается интерес к диалектике. Однако она трактуется с позиций субъективизма, иррационализма и пессимизма. Так, у Бергсона обосновывается иррациональная трактовка единства противоположностей, а само единство рас­сматривается как «чудо».

В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.П. Сартр) диалектика трактуется как более или менее случайная структура сознания. В позна­нии природы действует позитивный разум, диалектический же ра­зум, черпающий свои принципы из глубин сознания и индивидуаль­ной практики человека, познает социальные феномены. Другие эк­зистенциалисты (Марсель, М. Бубер) теологически трактуют диа­лектику как диалог между Богом и человеком. Близким по своим теоретическим установкам и происхождению экзистенциализму является и такое направление в европейской теологии XX века, как диалектическая теология (К. Барт, Р. Бультман и др.). В рамках это­го направления обосновывается «диалектический» путь к утвержде­нию через отрицание и противоречие. Человек может обрести от­ношение к Богу лишь на пределе своего бытия, лишь будучи «снят» богом в диалектическом отрицании, происходящем через «свер­шение» Голгофы. Программой «негативной диалектики», провозгла шенной В. Адорно (1903—1969), крупнейшим представителем франкфуртской школы, является - мыслить негативно, что означа­ет практиковать мышление, самокритично обращенное против за­ложенной в понятиях тенденции господства, которое становится тотальным для человечества в XX в., когда развитие науки и техники достигает своей высшей точки. В таком мышлении понятийное опосредование подвергается отрицанию, негации, в результате чего непосредственно данное получает приоритет перед поняти­ем. Адорно провозглашает революционный тезис: благом может бытъ только негативное, нетождественное, нерешенное. Предста­витель же второго поколения франкфуртской школы Ю. Хабермас (р. 1929) обосновывает теорию коммуникативного действия. В коммуникативном дискурсе, с этой точки зрения, не только опос­редуются взаимопониманием все познавательные акты, начиная с признания объективности мира, но и корректируются личные ин­тересы и влечения. Представителю определенного жизненного мира дозволяются отнюдь не все действия, рациональные с точки зрения успеха, но только те, которые считаются ценностно значи­мыми с точки зрения других участников дискурса. Важнейшим выводом концепции Хабермаса является то, что подлинная общественная интеграция обеспечивается на путях коммуникативного

понимания.

Трансформацию представлений о разви­тии привнесла синергетика, эксплицировавшая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации. Так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласован­ное взаимодействие; случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколько инициатором возникновения последней.

Таким образом, в арсенале современной диалектики все чаще используются идеи диалога, сотрудничества, коммуникативного действия, ненасилия, взаимопонимания, порождающие основы подлинной человеческой истории, единства человечества, при котором взаимоотношения между людьми должны строиться на достойных человека принципах и началах.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!