Классификация тестов по предмету диагностирования 12 страница
Подсчет баллов по показателю нейротизма производится аналогично. При сумме баллов менее 12 испытуемых относят к представителям, отличающимся эмоциональной устойчивостью (стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемых относят к эмоционально неустойчивым типам личности. Показатели 9~13 — среднее значение нейротизма; > 15 — высокий уровень нейротизма; > 19 — очень высокий уровень нейротизма; < 7 — низкий уровень нейротизма (высокая эмоциональная устойчивость).
Интерпретация результатов тестирования предполагает выявление и социально-психологической характеристики испытуемого. Вот как она дана АИ. Красиной применительно к четырем типам испытуемых в двухфакторной модели Г. Айзенка [449, с 41-42]:
Экстраверсия. Скорее всего, вы социально открыты, "расторможены", хорошо завязываете и поддерживаете эмоциональные контакты. Это может быть полезно в ситуациях, где требуется способность брать ситуацию в свои руки. Например, работа коммерсанта, брокера, торгового работника, журналиста. Вам свойственна общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Вы в большей степени склонны действовать под влиянием внезапного побуждения, чем по намеченной программе. Вас, подобно магниту, притягивают предметы и объекты внешнего мира.
Интроверсия. Скорее всего, вы скромны, не нуждаетесь в постоянной поддержке группы (самодостаточны), возможно, излишне скованны в личностных контактах и испытываете трудности в общении. Эти черты могут помочь в тех ситуациях, где требуется сосредоточенность и выполнение кропотливой работы. Вам более присущи склонность к самоанализу, застенчивость, социальная пассивность. Вам нелегко включаться в процесс группового решения задач, и вы предпочитаете индивидуальную работу. Ваши интересы направлены на внутренний мир человека, который вы считаете более значимым, чем мир предметов и внешних обстоятельств, вынуждающих считаться с их существованием
|
|
Нейротизм. С большой долей вероятности можно сказать, что вы не удовлетворены своей способностью разрешать жизненные проблемы и достигать желаемых результатов. Вам свойственна повышенная тревожность по поводу мелких житейских проблем. Возможна тревожность и по поводу своего здоровья, часто не имеющая реальных оснований. Вам свойственны высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности, поэтому вы склонны опираться на мнение большинства. Вас отличают развитое чувство ответственности, обязательность, постоянные переживания за судьбу близких. Чувство сострадания и сопереживания может колебаться в зависимости от предмета привязанности. Вам свойственна склонность к сомнению, проверке даже хорошо сделанной работы. Ваша самооценка скорее всего занижена и не совпадает с завышенным идеальным образом "желаемого Я", которому вы считаете необходимым соответствовать. И в то же время у вас нет достаточных внутренних побуждений, чтобы действительно захотеть Достичь этого.
|
|
Эмоциональная стабильность. Ваша характеристика противоположна портрету тех, кому свойствен нейротизм. Вы не склонны к беспокойству, уступчивы по отношению к воздействиям со стороны окружающих людей и обстоятельств, склонны к лидерству, способны расположить к себе и вызвать доверие у большинства окружающих".
Определив место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, можно делать предположения и о наличии у него определенных черт характера (см. рис 5 — "Круг Айзенка").
Рис. 5. Взаимосвязь двух основных измерений личности по Г. Айзенку ("Круг Айзенка")
На основе данных тестирования экспериментатор пишет заключение, в котором отмечает уровневые характеристики показателей по каждому испытуемому и тип темперамента. Даются рекомендации о путях самокоррекции свойств личности, показатели которых оказались чрезмерно высокими либо слишком низкими.
|
|
Приложение 4
Графологический анализ
рисуночных тестов (фрагменты из работ слушателей ШПП)
При выполнении контрольных работ слушатели усваивают навыки по графологическому анализу и интерпретации рисуночных тестов, выявляют взаимосвязь цветовых предпочтений и характера рисунков с психологическими свойствами личности испытуемых. Такой анализ осуществляется по каждому из трех видов проективных рисунков испытуемых:
невербальному (непроизвольные рисунки по всем предложенным квадратам с обозначениями определенных символов);
вербальному (непроизвольные рисунки по всем квадратам, тематика которых определяется словами: "гнев", "радость", "умиротворенность", "депрессия", "человеческая энергия", "женственность", "болезненность" и любым другим словом испытуемого);
произвольному.
Инструкция к тестам непроизвольных рисунков (приводится по Н.Н. Обозову[4])
Возьмите стандартный лист бумаги формата А4 (210 х 298 мм), сложите его пополам, потом еще раз пополам и еще раз пополам. Получится восьмушка. Лист разверните, прямоугольники (почти квадраты) пронумеруйте слева направо в верхнем и нижнем рядах, как показано на рис 6. В квадратах нарисуйте символы, как они изображены на рисунке, впервые предложенном Л. Торреем.
|
|
Рис. 6. Символы в квадратах
Составление теста непроизвольного невербального рисунка
Используя символы, изображенные в квадратах, нарисуйте, не задумываясь, все, что приходит в голову. Дайте волю своей фантазии.
Вспомните беспечные минуты своей жизни. Каждый из предложенных символов вызывает у вас какие-то ассоциации, чувства, эмоции. Вот и постарайтесь их изобразить. Использование цвета (например, рисование различными цветными фломастерами или цветными карандашами) должно усилить образы. Время выполнения теста — около 30 минут.
Составление теста непроизвольного вербального рисунка
После выполнения задания лист переворачивается и пронумеровываются квадраты, как и в первом случае. В верхнем ряду квадратов напишите слова "гнев", "радость", "умиротворенность", "депрессия". В нижнем ряду — "человеческая энергия", "женственность", "болезненность". В восьмом квадрате — любое слово, которое придет вам на ум. Это слово может означать человеческое качество, например какое-либо переживание Все слова следует писать в верхней части самого квадрата. На предложенные слова, интерпретируя их значение, сделайте зарисовки, т.е. все то, что приходит вам на ум в виде своеобразных ассоциаций и представлений. На выполнение теста отводится 30 минут.
Фрагменты графологического анализа рисунков испытуемого
(Рисуночные тесты из работ слушателей ШПП)
1. Графологический анализ непроизвольного невербального рисуночного теста. На рис. 7 представлен непроизвольный невербальный рисуночный тест одного из испытуемых — Александра Б. Графологический анализ и интерпретация этого рисуночного теста в трактовке слушательницы ШПП Светланы И. сводятся к следующему.
Фактор нажима: сильное надавливание. Это говорит о том, что Александр Б. испытывал сильное психологическое напряжение, был подчеркнуто активен. В рисунках испытуемого это является устойчивой особенностью, и поэтому можно предположить, что перед нами личность агрессивная и амбициозная.
Преобладающие линии: прямые. Испытуемый избегает изображения кривых линий. Вероятнее всего, он наделен "колючим" характером. У него проявляются настойчивость, ориентированность на достижение цели, уверенность в себе. Наполнение пространства светотенью скорее всего подчеркивает зрелость характера испытуемого. Ему свойственны напористость и некоторое упрямство. Прослеживается частое изменение штрихов, что говорит об обеспокоенности человека. Удлиненные линии свидетельствуют об импульсивном, легковозбудимом темпераменте. Так оно в действительности и оказалось, У Саши — холерический темперамент.
В рисунках наблюдаются и прерванные, незаконченные линии, что может означать определенную незащищенность, свойственную мыслителям (ранее определенный тип личности Александра Б. — "собеседник-мыслитель"), для которых смысл Жизни не столько в форме, сколько в содержании, идее.
Размер рисунков: средний. Это говорит об определенном контроле испытуемого за своим поведением.
Расположение рисунков: тенденция располагать рисунки в центре квадрата. В межличностном отношении это может означать некоторую скованность и обеспокоенность. Это своеобразный способ делать все, чтобы тебя заметили. Главное — небезразличное отношение со стороны других людей. Рисунки эскизные. Это присуще людям зрелым, опытным.
Первый квадрат ("Я" человека и его место в мире). Точка в центре обозначает "Я" испытуемого. Точка окружена линиями (в частности, это контур телевизора), что говорит о том, что испытуемый обеспокоен заботой о собственной безопасности, либо о том, что в момент работы над рисунком oh находился в скованном состоянии. Однако ярко выраженная светотень говорит о человеке, любящем покой и размышление. Синие тона светотени говорят о спокойствии человека, находящегося возле телевизионного приемника Подставка коричневая, что указывает на уверенность, способность преодолевать преграды на пути к цели.
Второй квадрат ("Я" и его движение или обездвиженностъ в пространстве). На рисунке корабль, терпящий бедствие и взывающий о помощи. Это можно интерпретировать так: "Я" человека "тонет", но он не теряет надежду на спасение с помощью громогласного, выраженного красным цветом сигнала SOS. Вода — признак депрессивного состояния, синий цвет воды — неуверенности. Корабль изображен в коричневых тонах, что трактуется как надежда на спасение.
Третий квадрат (ясность мотивов и стремлений). Затемнений на рисунке нет. Красные флажки, развевающиеся по ветру, и ясный горизонт, скорее всего, говорят о целеустремленности своего "Я" на перспективу развития.
Четвертый квадрат (проблема "Я" — активное или пассивное отношение к преградам на жизненном пути).
Черный квадрат включен в большой рисунок. Это указывает на масштабность в разрешении собственных проблем, признак готовности иметь дело с незнакомыми вещами, богатство эмоциональных реакций. Это соответствует действительности, так как Саша — художник, по темпераменту — холерик. Воздушный змей означает чувство давления, от которого испытуемый старается избавиться. Выражено желание человека устоять на земле.
Пятый квадрат (возможность продолжения жизненного пути). Перекрещивающиеся линии здесь — признак активного столкновения с препятствиями. Выражено в разных цветах, но преобладает гамма красно-желтых, что говорит о стремлении человека к успеху. Ему нужна активная и полная впечатлении жизнь.
Шестой квадрат (символ прошлого и настоящего, отношений с близкими). Форма стройки имеет угловые формы, что свидетельствует о теоретическом мышлении, склонности к абстрактному мышлению. В то же время углы означают противоречивость, сопротивление, напряжение в отношениях с близкими. Опора подъемного крана — в коричневом цвете, что говорит об уверенности испытуемого в "строительстве" новых домов и семейных отношений. Прослеживается стремление к гармонии, согласию с близкими испытуемому людьми.
Седьмой квадрат, (деликатность — чувственность). Оставаясь в границах своего образа, испытуемый обнаружил утонченность своей натуры, деликатность. Ясное звездное небо, Млечный Путь, созвездие Северной Короны, окруженное яркими красными звездами, — все это говорит о возвышенном, вечном, о стремлении человека вырваться из плена "уютного домашнего очага". Красный цвет звезд скорее всего говорит о состоянии возбуждения автора рисунка, об излучении им своеобразного "энергизма".
Восьмой квадрат (убежище "Я"). Солнце говорит о тоске по светлому, теплому, живому пристанищу. Сочетание синего цвета с желтым свидетельствует о стремлении к нежным отношениям, которые принесли бы удовлетворенность и счастье.
2. Графологический анализ непроизвольного вербального рисуночного теста (рис 8).
Первый квадрат (гнев). Голова мужчины. Мимика напряжена Голова — сфера интеллекта — изображена анфас, что указывает на признак эгоцентризма Чрезмерно мощная шея сигнализирует об осознании телесных импульсов и старании их контролировать. Тщательно проработанное лицо свидетельствует о сильной озабоченности отношениями с другими, своим внешним видом. Подчеркнутый подбородок — потребность в доминировании. Маленькие уши говорят о стремлении испытуемого не принимать критики, заглушить ее. Большие расширенные глаза указывают на тревогу, беспокойство, потребность в защите. Ярко выраженный рот свидетельствует об агрессивности. Доминирующие цвета — фиолетовый и красный. Это означает, что испытуемый легко и быстро увлекается всем, что возбуждает, поглощен
вещами, которые способны сильно волновать, захватывать.
Рис. 7. Непроизвольный невербальный
Рисунок испытуемого Александра Б.
Рис. 8. Непроизвольный вербальный
Рисунок испытуемого Александра Б.
Рис. 8. Непроизвольный вербальный
Рисунок испытуемого Александра Б.
Второй квадрат (радость). Голова, лицо, шея — те же, что и на рисунке "гнев". Глаза здесь — "щелочки", что свидетельствует о внутреннем запрете на плач. Изображение подобия прически указывает на наличие у испытуемого чувственности, повышенной сексуальности. Палитра цветов — коричнево-красная, что говорит об ориентировке на чувственные удовольствия, о стремлении удовлетворить потребности.
Третий квадрат (умиротворенность). Испытуемый изобразил спокойствие природы. Доминирующие цвета — синий и зеленый. Это говорит о желании освободиться от стресса, избежать конфликтов и разногласий. Он предпринимает все усилия, чтобы, действуя осторожно, как-то разрешить сложившуюся ситуацию и связанные с нею проблемы.
Четвертый квадрат (депрессия). Изображен алкоголик. Голова опущена. Такое впечатление, что верхняя часть туловища как бы давит на нижнюю. Четко вырисовывается линия плеч, что указывает на малоценность, ничтожность сущего, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи здесь — свидетельство повышенной осторожности, тревожности. Крупное туловище — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей. Рот-черточка говорит о том, что человек не имеет возможности словесно влиять на других людей. В то же время разнообразие в положении ног — признак самостоятельности.
Пятый квадрат (человеческая энергия). Выражена основательность опорной части — признак рационализма, склонность принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Точное соединение опорных конечностей с телом отражает степень контроля за своими суждениями и решениями. Источник света и тепла — огонь (желтый цвет) интерпретируется как подчеркнуто выраженное желание иметь наставника, а также потребность в любви. Агрессивность передана посредством контуров красного цвета и изображения молота с наковальней.
Шестой квадрат (женственность). Женское лицо и ствол дерева Голова анфас — свидетельство эгоцентризма Большое внимание уделено волосам как символу чувственности, повышенной сексуальности. Прорисовка губ расценивается так же, как чувственность. Ярко выраженный нос — символ сексуальности. Крона дерева аномальной формы указывает, с одной стороны,
на способность передавать свою художественную или познавательную интуицию посредством символов, но, с другой — на неумение быть искренним до конца, даже на желание скрывать свое расположение духа, пуская пыль в глаза, но не раскрывая душу. Коричнево-зеленая гамма — это строжайший контроль над собой, старание не проявить обиды и раздражения.
Седьмой квадрат (болезненность). Основные моменты те же, что и в интерпретации рисунка "гнев". Но здесь четко вырисовываются крупные уши, говорящие о возможности слуховой галлюцинации. Встречаются у людей особенно чувствительных к критике, а также озабоченных проблемами послушания. Угловатые плечи свидетельствуют о повышенной тревожности, осторожности. Основной цвет — синий. Такому человеку надо отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательности окружающих.
Восьмой квадрат (героизм). Испытуемый для восьмого квадрата избрал слово "героизм". Голова животного повернута влево, что свидетельствует о человеке, склонном фантазировать и размышлять. До воплощения замыслов дело не доходит. Отсутствие глаз, ушей и т.п. — неприятие информации. Поворот хвоста животного вправо свидетельствует о том, что для человека собственный мир более значим (Саша — интроверт). На рисунке изображены только самые необходимые элементы, что говорит о слабости, о стремлении экономить энергию. Жирные линии говорят о тревожности. Угрожающее животное — выражение отношения к своему "Я". Георгий Победоносец и угрожающее животное — признаки агрессивности.
Выявленные качества личности испытуемого по многофакторному личностному опроснику Р. Кэттелла в большинстве случаев совпадают с результатами реального тестирования по рисуночным тестам.
Краткая характеристика Александра Б. по факторам
А — закрытый, малообщительный
В — конкретно думающий
С — реалистично настроенный
Е — зависимый
F — рассудительный, благоразумный
G — непостоянный
Н — скромный, робкий
I — реалистичный
J — осторожный, подозрительный
М — погружен в себя
N — расчетливый, несентиментальный
О — тревожный
Q1 — традиционный, консервативный
Q2 — предпочитает собственные решения
Q3 — дисциплинированный
Q4 — вялый, спокойный (иногда взвинчен, напряжен)
Показатель MD — точен и реалистичен в оценке своего "Я".
3. Интерпретация произвольного рисунка (самотестирование слушателя Юрия К.).
Испытуемым было предложено за 5 минут изобразить первое, что придет в голову. Слушатель Юрий К. изобразил на рисунке избушку на курьих ножках, стоящую на опушке леса. Рядом — наклоненная к избушке ель, своими лапами касающаяся крыши избушки.
Самотестирование рисунка Юрием К.
Общее впечатление — чувство одиночества, воспринимаемое испытуемым не без юмора. Энергичность, твердость и уверенность линий свидетельствует о мужском характере. Отсутствие у избушки входной двери и окон — психологическая недоступность, закрытый внутренний мир. К домику нет дорожки, что подтверждает и усугубляет все вышесказанное. Изображение домика в центре рисунка отражает стремление к безопасности, успеху, достижению материальных благ.
Дерево, наклоненное к домику, видимо, означает наличие достаточного количества жизненной энергии, позитивный подход к жизни. Направленность веток вниз говорит о нерешенных проблемах. Расположение веток по обеим сторонам дерева — о стремлении к росту, о внимании к различным сторонам жизни. Наклон дерева к дому — желание обрести безопасность и покои в домашней обстановке.
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!