Не иной какой-нибудь, не энский



А.Т. Твардовский родился 8 июня (21 н.с.) 1910 г. в деревне Загорье Смоленской губернии.

Семья Твардовских – большая, настоящая крестьянская. В музее есть фотография, сделанная в 1916 году, где изображены ещё совсем молодые Мария Митрофановна и Трифон Гордеевич и дети, рождённые к этому времени: Саша в панамке, стоит между матерью и отцом. Ваня, на велосипеде, Анна на руках отца и Костя, стоящий возле отца. Эта фотография стоит в спальне родителей, недалеко от кровати Марии Митрофановны.

Всего же у Твардовских было семеро детей – пять сыновей и две дочери. В 1947 г. Мария Митрофановна была награждена орденом «Материнская слава» III степени.

Твардовского по праву можно назвать вудеркиндом. Он рано начал писать стихи, а в 1927 году, когда ему не было ещё и 17 его стихи опубликовали в областной газете «Юный товарищ». А в 1936 году вышла его первая поэма «Страна Муравия».

Из «Автобиографии» - ««Страну Муравию» я написал в 1934 — 1936 году, и ее первое отдельное издание вышло в 1936 году в смоленском издательстве. Жил я тогда в Смоленске, областном центре моего родного края, учился в педагогическом институте и одновременно сотрудничал в местных газетах: «Рабочем пути» и «Смоленской деревне». Эта поэма была пятой моей книгой»

 В 26 лет он получила не только высшие награды страны – Сталинскую премию и Орден Ленина, но и стал прижизненным «классиком». Он был ещё студентом МИФИЛИ, а его поэму уже изучали во всех учебных заведениях страны. 

А.Т.Твардовский как-то сказал: «Мы живём, болтаем, пишем, пьём, едим, но её, войною, уже безвозвратно отрезана какая-то половина жизни, что-то навек закрылось. Сознание постарело» .

Позже исследователи творчества подсчитали, что 2\3 творчества Твардовского посвящено именно войне.

Уже в конце июня Твардовский отправляется в Киев в качестве военного корреспондента газеты «Красная Армия» Юго-Западного фронта.

Я дрожу от боли острой

Злобы горькой и святой

Мать, отец, родные сёстры

У меня за той чертой… –  пишет поэт в одной из глав «Василия Тёркина».   «За той чертой» - то есть в оккупированном, уже в августе 1941г., Смоленске. На смоленском направлении находятся части Западного фронта, поэтому при первой же возможности Александр Трифонович переводится в редакцию газеты «Красноармейская правда» Западного фронта.

25 сентября 1943 года, Твардовский с передовыми частями армии входит в Смоленск со стороны Рославльского шоссе. «Первым было впечатление, будто город горел все эти два года. Кварталы заволокло дымом, едкая пыль от взорванных зданий стояла в воздухе. Город было трудно узнать».

Вскоре он пишет стихотворение «В Смоленске», где описывает своё первое впечатление:

Два только года — или двести

Жестоких нищих лет прошло,

Но то, что есть на этом месте,—

Ни город это, ни село.

Из почти восьми тысяч зданий в 1941 – 1943 годах в Смоленске было уничтожено шесть с половиной тысяч. Взорвана электростанция, разрушен водопровод, уничтожен трамвай, 26 больниц, 33 школы, 31 здание высших и средних учебных заведений, 107 промышленных предприятий, два моста через Днепр, весь железнодорожный узел.  

В тот же день, 25 сентября после освобождения города жители собрались на митинг у памятника Отечественной войны 1812 года в Лопатинском саду. Присутствовали представители армии и партизанских соединений. После выступления первого секретаря Смоленского обкома ВКП(б) Д.М. Попова слово было предоставлено Твардовскому. После митинга Твардовский и Аркашёв отправились в Загорье, хутор, где Александр Трифонович родился. «На «виллисе» пробивались с трудом по разбитым разрывами мин и снарядов дорогам. День был солнечный и тёплый. Твардовский всю дорогу был молчалив и задумчив. Остановились на дорожке, заросшей травой, среди окопов и траншей. Ни одного дома вокруг! Александр Трифонович, выйдя из машины сказал: «Вот мы и приехали». Обвёл взором местность и, сняв фуражку, медленно зашагал по высокой сухой траве. Не дойдя до пруда, остановился у большого пня. Долго стоял с опущенной головой и застывшей болью на лице… Я нажал кнопку затвора. Так получился фотоснимок Твардовского в его родной деревне, которой по сути уже не было» Это наверно самый знаменитый фотоснимок Твардовского, на котором даже без рассказа Аркашёва видна вся боль и переживание за разорённую войной Родину.

Сам Твардовский потом напишет: «Родное Загорье. Только немногим жителям здесь удалось избежать расстрела или сожжения. Местность так одичала и так непривычно выглядит, что я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – всё занесено дурной, высокой как конопля, травой… Никаких родных мест, никаких впечатлений, примет, узнавания. Только война с её характерными приметами и чертами, присущими ей всюду, где я её видел».

И во всей этой неразберихе, разрушениях Твардовский пытается отыскать свою семью.

До войны родители Александра Трифоновича жили на улице Краснознаменной, на первом этаже двухэтажного деревянного дома в 15-ти метровой комнате, которую им передал сын Александр, переезжая в Москву. Дом этот был полностью уничтожен во время бомбежек города в первые недели войны. Только  27 сентября Твардовский  находит родных в Красном бору у дальних родственников. По разрешению военного коменданта освобожденного Смоленска генерала Сухомлина Твардовскому разрешают поселить родных в квартире чудом уцелевшего дома в Запольном переулке. Четырехэтажный жилой многоквартирный дом 1936 года постройки сохранил свой архитектурный облик, прямоугольный в плане, из красного кирпича. Там, в период оккупации находилось общежитие для немецких офицеров.

Александр Трифонович в своём стихотворении «В Смоленске» так говорит об этом:

Какой-то немец в этом доме

Сушил над печкою носки,

Трубу железную в проломе

Стены устроив мастерски.

Уютом дельным жизнь-времянку

Он оснастил, как только мог:

Где гвоздь, где ящик, где жестянку

Служить заставив некий срок.

И в разоренном доме этом

Определившись на постой,

Он жил в тепле, и спал раздетым,

И мылся летнею водой...

Как вспоминали сёстры поэта Анна и Мария, в доме не было окон, были разрушены часть пролётов, даже тела убитых немцев, но в целом в доме можно было жить. И здесь живут, как сказал Твардовский семь его родных душ. Саму большую комнату занимает сам поэт. Ему выделяют самую большую комнату, из окна которой был виден пустырь, дорога к Чёртову рву. О чем он и напишет в своём стихотворении «В Смоленске».

Пустырь угрюмый и безводный,

 Где у развалин ветер злой

 В глаза швыряется холодной

 Кирпичной пылью и золой…

 Дымок из форточки подвала,

 Тропа к колодцу в Чертов ров...

 Два только года. Жизнь с начала —

 С огня, с воды, с охапки дров.

 

 Редакционный поезд газеты «Красноармейская Правда» находился на станции Колодня. Членам редакции были выделены места для проживания на Вороньей горе, там же должен был жить и Твардовский, но он остаётся с семьёй и живёт до марта 1944 года. А затем, когда началась операция «Багратион», вместе с редакционным поездом поэт отправился дальше на Запад. Больше он в этой квартире не жил, только приезжал в гости. В последний раз Твардовский приезжает в Смоленск в 1965 году на похороны матери.

А в квартире остаются жить родители поэта – Мария Митрофановна и Трифон Гордеевич Твардовские, сёстры Анна и Мария с детьми. В разные годы в квартире проживали почти все родственники Твардовского: его братья Павел с женой, Константин, Иван, тёща с племянником… Сразу после воины в квартире проживало 11 человек.

Сохранилось письмо, в котором Твардовский сообщает новый адрес родственнику.

Последней жительницей квартиры до 1988 года была его младшая сестра Анна Трифоновна. Затем она переехала жить к дочери в Москву и передала квартиру музею-заповеднику. Сейчас в этой квартире не просто музей, где можно узнать о жизни и творчестве поэта. Находясь в квартире, можно сразу понять и о том, какие люди жили здесь.

Одна из комнат отведена под экспозицию.

Первые главы поэмы появились 4 сентября 1942г., когда фашисты вышли к Сталинграду. Твардовский всегда говорил, что стихи хороши только тогда, когда их читают люди далёкие от поэзии. «Тёркина» читали на всех фронтах, даже у противника находили вырезанные из газет и зачитанные до дыр главы поэмы.

Поэму «Василий Теркин» называли «энциклопедией фронтовой жизни бойца». И там действительно есть война в наступлении и в обороне, и на марше, и в окружении, зимой и летом, осенью и весной, есть рассказ про бои, про привалы, про госпитали, про труд и отдых, про все, что составляет солдатскую жизнь на фронте:

                       Про огонь, про снег, про танки,

                       Про землянки да портянки,

                       Про портянки да землянки,                   

                       Про махорку и мороз…

Тёркин – литературный герой. Его создал поэт. Но такова сила настоящего искусства, что он стал для всех читателей живым подлинным человеком, у которого учатся, слова которого повторяют, хотят подражать.

Строки из поэмы вскоре превращаются в крылатые фразы: «Ради жизни на земле», «Кому память, кому слава», «Жизнь одна и смерть одна»,»Непонятно да занятно», «Гроб дорога», «Орден как с куста», «Я согласен на медаль», «Жив, здоров, назло врагу».

И.Бунин писал о поэме: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» (3)

Действительно язык, легкий, образный, народный. Да какой он и может быть, если сам автор крестьянский сын и никогда не считал себя оторванным от своих родных и близких. Стихи его так и запоминаются сами. Словно это и не стихи, а просто ты встретился со старым другом, которого тебе представлять не надо. А потом расстался с ним. Что же, это жизнь...

Поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов. Одного сбитого самолета да взятого языка вполне достаточно. А ведь, по признанию самого Твардовского, он чуть было не увлекся «сюжетностью». Хотел «заставить» Теркина перейти линию фронта и действовать в тылу противника на Смоленщине . Но решил, что Тёркин должен быть самым обычным рядовым Великой отечественной...

Теркин — душа солдатской компании. Недаром товарищи так любят слушать его то шутливые, то очень серьезные рассказы.

Без преувеличения можно сказать, что самым известным рядовым Великой Отечественной стал боец Василий Тёркин.

Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силён,

Скажем откровенно:

Красотою наделён

Не был он отменной.

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой – героем…

В 1943г. готовится к выходу книга и художник Орест Верейский по просьбе Твардовского пытается написать портрет Тёркина. После долгих исканий Верейский предлагает позировать молодому поэту – фронтовику Василию Глотову. Идея пробоваться на образ Василия Тёркина показалась Глотову забавной. Когда Верейский рисовал его, он хитро прищуривался, расплывался в улыбке, что делало его ещё больше похожим на Тёркина, каким его представлял себе художник. Эти наброски оказались единственными из огромного количества, в которых Твардовский признал своего Тёркина. С этого момента Александр Трифонович не допускал ни одной попытки изобразить Тёркина другим.

 Естественно наброски с Глотова не были точным повторением его черт. Все прежние поиски тёркинских примет не пропали даром, но их основой стал Глотов. Тёркиным его называли и во время, и после войны.

Тёркин как и Твардовский – наш земляк. В 60-е годы ХХ века возник спор – где находится родина Тёркина. Путаница возникла не случайно. Бравый солдат Василий Теркин, как плод коллективного творчества мобилизованных писателей и поэтов, родился в декабре 1939 года. Место рождения – политодел Северо-Западного фронта, который находился тогда на захваченном у Финляндии западном берегу Ладожского озера в городе Кексгольме.

Книжица о подвигах Василия Теркина на финской войне сохранилась. В ней можно отыскать второй вариант необычной биографии. Оказывается, былинный удалец Вася Теркин – паренек из Подмосковья.

Что же касается «настоящего» Василия Теркина, то А.Т. Твардовский сделал его своим земляком.

не иной какой-нибудь, не энский

Безымянный корешок.


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!