Изобразительно выразительные средства с примерами «Слово о полку Игореве»



Автор "Слова" использовал множество тропов:

Можно начать с эпитетов: Боян вещий, старый Ярослав, храбрый Мстислав, красный Роман Святославович, старый Владимир, ратный дух, храбрые полки, поганые полки половецкие, храбрый Святославич, Олегово храброе гнездо, поганый половчанин, Дон великий, кровавые зори, черные тучи, синие молнии, гром великий, храбрые полки Игоревы, храбрые русичи, золотой шолом, поганые головы половецкие, сабли каленые, золотой отчий стол, мила красна Глебовна, покров смертный зеленый, храбрый князь, сила русская, жены русские, милые лады, сильные полки, храбрые сердца, худая пора, удалые сыны Глебовы, славный Роман, грозные половчане, жемчужная душа, храброе тело, ведун разумный, поганые полка, старые кенязья, поганые полка.

Сравнения простые:

- "Сами скачут, как серые волки в поле, серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы" (князь отважный, ищет славу);

- "По русской земле разбрелись половцы, как пардусов выводок" "Скрипят телеги их (половецкие) в полуночи, словно лебеди кричат распуганные" "Высоко взлетаете вы (Мстислав и Роман) на дело важное, словно как сокол на ветрах ширяется".

Сравнения сложные:

- видим что войско русское сравнивается с храбрым гнездом;

- половцы с бесовыми детьми, пардусовым выводком, черными воронами.

Тавтологические высказывания:

- уже невеселое время, братья, настало: уже пустыня силу прикрыла;

- ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами сглядеть;

- полков половецких. Два солнца смеркли, два багряных столпа угасли, а с ними и два молодых месяца;

Слова-обращения: "Братьия и дружина! Лучше бы нам быть порубленными, чем даться в полон". "О, Боян, соловей старого времени!" "О, сыновья мои, Игорь и Всеволод! Рано вы стали мечами разить Половецкую землю, а себе искать славы!" "Ты, галицкий князь Осмомысл Ярослав, высоко ты сидишь на престоле своем златокованом!" " О, стонать тебе, земля Русская, вспоминая времена первые и первых князей!" "Ты, Игорь-князь! Не мало тебе величия, а Кончаку нелюбия, Русской земли веселия!" "А ты, Мстислав и смелый Роман! Храбрая мысль носит ваш ум на подвиги".

Метафоры: "Растекался мыслию по древу, серым волком по земли, сизым орлом под облаками", "Скача соловьем по мысленну древу, взлетая улом под облаки, свивая все славы всего времени" (Боян), "Кровавые зори свет поведают, черные тучи идут с моря, хотят прикрыть четыре солнца" (вместе перед опасностью), "Ваше храброе сердце + в жестоком булате заковано и в буйстве закалено! То ль сотворили вы моей серебряной седине!".

С помощью этих средств выразительности мы понимаем, что Игорь - отважный, смелый, хочет добыть честь и славу, верен в любви, любящий отца, решительный, но излишне самоуверен. Всеволод - уважает своих воинов, всегда придет на помощь, патриот. Святослав - мудрый тактик и стратег, хороший политик и воин, любящий отец, имеет богатый жизненный опыт. Ярославна - княжна, красивая, умная, верная, любящая жена и мать.

Автор «Слова» скуп на эпитеты (образные определения), но зато, когда они появляются в тексте, то поражают своей меткостью. При описании смерти князя Изяслава Васильковича автор употребляет такой эпитет: «жемчужная душа». Жемчужная душа - то есть храбрая, отважная, светлая, чистая. Обладающий ей человек готов пожертвовать своей жизнью ради процветания и свободы своей родины. Следующий эпитет: «тёплый туман»: «О, Донец! Немало тебе величия, лелеявшему князя на волнах, одевавшему его тёплыми туманами под сенью зелёного дерева». Это изобразительно - выразительное средство передаёт существенную деталь в бегстве Игоря из плена: туманные ночи теплее ясных, и Донец во время ночлегов как бы одевал его тёплыми туманами, берёг его. Струны Бояна «живые» - этим подчёркивается искусство игры Бояна. О струнах также говорится, что они сами «рокочут славу». То есть инструмент как бы оживает в руках мастера, что ещё раз свидетельствует о высоко искусной игре певца.

В произведении присутствует также большое количество образов - символов. «В эту ночь одевали меня чёрным покрывалом на кровати моей тисовой сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моём тереме златоверхом «Чёрное покрывало - символ похорон. Жемчуг символизирует слёзы, доски без матицы - знак несчастья. Прославлению князей служат образы - символы «солнца», «соколов», которые показаны по контрасту с «тьмой, тучами, галками, чёрными воронами» - символами врагов - половцев. «Чёрные тучи с моря идут, хотят закрыть четыре солнца». «Темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы, Олег и Святослав, тьмою заволоклись и в море погрузились». Есть в «Слове» и цветовые образы - символы, например, «злачёные стрелы», «золотое седло», «золотое ожерелье», «золотой шлем», «золотой стол», «золотое слово». Золото - символ славы и вечности. Тогда становится понятно, почему автор называет слово Святослава «золотым» и что означало пересаживание Игоря из золотого седла в кощеево. Слово Святослава «золотое», т. е., автор тем самым подчёркивает его нравственное значение. Смена сёдел даёт зримое представление о несчастье, которое постигло Игоря.

Важную роль в произведении играет и метонимия:

1) Суша, поверхность суши «Боян носился мыслью по древу, серым волком по земле»;

2) Страна, край, область, местность. «Поднялась Обида средь полков Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову»;

3) Народ какой-нибудь страны, люди, населяющие её. «О! Рыдать Русской земле, вспоминая прежние времена и прежних князей!».

Слово «голова»:

1) Часть тела « Тяжко тебе, голова, без плеч, худо и телу без головы»;

2) Убитый человек « Куда,Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там и лежат поганые головы половецкие».

Слово «кость»:

1) Отдельная часть скелета;

2) Мёртвое тело человека «Немиги кровавые берега не добром были засеяны - засеяны костями русских сынов». «Черная земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита, горем взошли они по Русской земле».

Слово «стяг»:

1) Воинское знамя «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая челка - серебряное древко - храброму Святославичу!

2) Войско, отряд, полк «В Новгороде трубы громкие трубят, Во Путивле стяги бранные стоят!».

С помощью метонимии, которая активно использует многозначность слова, можно почерпнуть информацию о мышлении автора. Ведь метонимия обращает внимание читателя на те детали, которые автор хотел бы сделать более заметными, видимыми. Это помогает понять творца произведения. Метонимия может дать также информацию об окружающем автора мире, который он воплотил в образах. Для примера возьму выражение «испить шеломом Дона». «С вами, сыны русские, хочу сложить свою голову, или испить шеломом (шлемом) Дона». Дон понимался современниками Игоря как территория врага. Но половцы, так как они были кочевыми племенами, поселений не строили.

Как же отметить их нахождение на местности? Отсюда - синекдоха: Дон - территория - Дон - обитатели, половцы.

Шлем - неотъемлемая часть вооружения воина времён Игоря. Шлемом, как и щитом, копьём гордился каждый воин, украшал, лелеял его. Можно допустить расширение понятие «шлем» как «часть вооружения» до «оружие в целом». Есть в «слове» и сходная анализируемой конструкция: «Искусить Дону великого». Испить и искусить. Поставленные в сходном окружении, допустимо рассматривать как синонимы со значением «попробовать», тогда можно понять значение выражения «испить шеломом Дона» как «испытать врагов оружием».

Следует упомянуть и о таком художественно - изобразительном средстве, как гипербола. Гипербола «Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, себе ища чести, а князю славы» - подчёркивает боевой настрой русского войска, большое желание победить половцев. «Великий князь Всеволод, Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать… Ты ведь можешь по суху живыми стрелять огнестрелами - удалыми сыновьями Глебовыми». «А ты, славный Роман, и ты, Мстислав! Храбрая дума на подвиг вас зовет. Высоко взлетаешь ты на подвиг ратный в отваге, ширяясь на ветрах, как сокол, который стремится птицу в отваге превзойти… У вас железные кольчуги под шлемами латинскими: от них дрогнула земля, и многие страны - Хинова, Литва, Ятвяги, Деремела». Эти гиперболы помогают автору изобразить князей, которых Святослав призывает на защиту Игоря и Всеволода, более могущественными и, сильными, мужественными. Также гиперболы усиливают эмоциональность «золотого слова Святослава» и тем самым делают более действенным призыв к объединению князей.

Важную роль в «Слове» играют метафоры. В конце слова отношение автора к Игорю меняется с осуждения до прославления. Восхвалению князя служат метафоры: «Девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева. Игорь едет по Боричеву к святой Богородице. Сёла рады, грады веселы».

Метафоры «струны рокочут», «голоса девиц на Дунае вьются», телеги не скрипят, а кричат, как лебеди: «Кричат телеги в полуночи, словно лебеди вспугнутые. А Игорь к Дону войско ведёт!». Слава «звенит» и в славу «звонят». Это помогает чётче представить образы, услышать рокот струн, голоса девиц, скрип телег… С помощью сравнения воинов - дружинников и князей с соколами можно чётче представить картину соколиного полёта, соколиной охоты. «О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «А чи диво ся, братья, стару помолодити! Коли сокол в мытех бывает, - высоко птиц сбивает, не даст гнезда своего в обиду».

Таким образом, изобразительно - выразительные средства, используемые в «Слове о полку Игореве», помогают лучше понять автора, его мысли и чувства, делают образы более видимыми, слышимыми, ощутимыми. Они (средства) могут также дать информацию об окружающем мире, понять некоторые особенности жизни людей в 11-12 веках, которая отражена в образах, авторских отступлениях и т. д.

Благодаря художественным средствам «Слова» можно не просто узнать об исторических событиях, а почувствовать вкус, запах, краски описываемой эпохи. Читая художественное произведение, ты, с помощью художественно - изобразительных средств, как бы мысленно переносишься в события, становишься их наблюдателем. летописный повесть литература

Перед тобой предстаёт живописная, яркая картина, слышны звуки, чувствуются запахи, можно представить людей, причём не только их внешний, но и внутренний мир. Движения человеческой души, которые очень важны при анализе исторических фактов, событий, явлений, во всей их полноте, красоте, широте, глубине, можно увидеть только благодаря художественно - изобразительным средствам.

 

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!