Правовая семья религиозного права
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
- главный творец права – Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
- весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
- отсутствует деление права на частное и публичное;
- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
- судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
Правовая семья традиционного права
|
|
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Признаками данной правовой семьи являются следующие:
- доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
- обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
- обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
- нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;
- судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;
- судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
- юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
- архаичность многих ее обычаев и традиций.
Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак – все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.
|
|
Подводя итог данной главы, можем сделать следующий вывод:
– Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны. Структурными элементами правовой системы являются: а) собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; б) правовая идеология – активная сторона правосознания; в) судебная (юридическая) практика.
– Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.
IV . Общая характеристика правовой системы России
|
|
Становление и развитие российской правовой системы происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности.
Правовая система российского государства со времен Петра I является составной частью романо-германской правовой семьи. По мнению И.А. Иванникова, «ее историческими, религиозными и юридическими источниками выступают право Российской империи, советское право, обусловленное социалистической идеологией, и постсоветское право (1991–2001 гг.)».
Доимперское право России нашло отражение в «Русской Правде», Судебных грамотах, Царских Судебниках и Соборном Уложении 1649 года. Особенность формирования русского права заключалась в том, что оно закрепляло широкие права общины на землю и слабое развитие частной собственности. Кроме того, для отечественного права всегда была важна связь с государством.
В последние годы происходят существенные изменения в российской правовой системе. В некоторых субъектах Российской Федерации (в Ингушетии, Чечне, Дагестане и др. республиках Северного Кавказа) наблюдаются попытки узаконить действие мусульманского права и местных обычаев.
В данной главе мы подробнее рассмотрим особенности советской правовой системы, а также правовую систему современной России.
Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!