Современный танец как средство гармоничного развития младших школьников.



Дисциплины художественного цикла являются мощным фактором развития личности, они дают возможность самореализации школьника, не подчиняя динамику и уровень его развития какому-либо стандарту, воспринимать как результат сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала. Этот процесс является целью и результатом хореографического воспитания и становится отправной тoчкой осмысления предметов художественного цикла в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования детей.

Проблемa развития творческих способностей детей и подростков многогранна. Рассматривая хореографию как средство творческого развития школьников, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям.

Анализ практики художественного воспитания младших школьников свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в художественном воспитании детей и недостаточно эффективном практическом её использовании. Отчасти это объясняется тем, что возможности художественного воспитания используются не в полной мере. Так, многие школы преимущественно уделяют внимание передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувcтв либо считается второстепенным, либо вообще не принимается во внимание. А в искусстве хореографии как раз и заложены многие формы художественного воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных фoрм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной  деятельности.

С психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Начальная школа также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Развитие творческой активности младших школьников и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя основывается на уважении и понимании учащихся, умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает искать, изобретать. Таким образом, творческое мышление- мышление, порождающее нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

На основании анализа и обобщения психолого-педагогической литературы по проблеме я конкретизировала понятие творческие способности. Тaким образом, под творческими способностями детей и подростков мы понимаем такие психологические особенности ребенка, подлежащие развитию, как: дивергентное мышление (беглость, оригинальность, гибкость, точность), воображение, самостоятельность, творческая мотивация.

Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал.

Двигаться, как подсказывает музыка — строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.

Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, -рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой — движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения танца — это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается.

Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. Танец часто делится на сольный и массовый. Для того чтобы рисунок танца детей был четким и выполнялся ими без особого труда необходимо многократное выполнение одного и того же движения — упражнения.

У детей младшего школьного возраста происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

У учащихся среднего и старшего возраста происходит углубление знаний в отрасли, интересующей его больше других, что приводит к профессиональному выбору и росту, как профессионала.

Рассматривая хореографию как средство творческого развития школьников, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец — пластическая музыка «Танцевальная музыка, — писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, — представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию.

Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.).

Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал. Двигаться, как подсказывает музыка — строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.

Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико при обучении детей, как и предыдущих, — рисунок танца. Всякий рисунок танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой — движенческим строем хореографического произведения. Движения танца возникают и развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении. Движения тaнца — это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается.

Подбoр движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов в одном танце не всегда определяет его успех. Танец часто делится на сольный и массовый. Для того чтобы рисунок танца детей был четким и выполнялся ими без особого труда необходимо многократное выполнение одного и того же движения — упражнения.

В условиях демократизации общественных отношений, изменений, в социально-экономической отрасли, культуре и образовании особое значение, приобретает вопрос гармоничного развития подрастающего поколения.

В обществе вырастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать трудности, которые возникают, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Все это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и ведет за собой не традиционность подходов к гармоничному развитию как основе последующего усовершенствования личности.

Ученые Украины отмечают, что хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития личности. Производительность гармоничного развития детей средствами хореографии предопределена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику движений. Само хореографическое искусство успешно реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственную усталость и дает дополнительный импульс для умственной деятельности.

В последнее время наметилась позитивная тенденция: как дисциплину по выбору школы все чаще выбирают хореографию. Предопределенно это тем, что искусство танца одно из немногих, которое совмещает в себе физическую и духовную культуру, которая содействует разностороннему развитию человека. Так, культура танца способствует улучшению физического развития, укреплению здоровья, формированию интереса, к двигательной деятельности, удовлетворению естественной потребности в движении, профилактике отклонений в физическом развитии - нарушение осанки, плоскостопия, ожирения, и тому подобное (Е. Вильчковский, К. Глушак, О. Сайкина, А. Тараканова, Ж. Фирилеева и другие).

Однако в тех школах, которые положили начало хореографии как уроку, существует значительное количество проблем, связанных с ее преподаванием. Одна из них - механическое перенесение методов и приемов учебы танцевальных движений из практики работы самодеятельных детских коллективов. Предопределенно это отсутствием учебной литературы из школьного курса хореографии, которая подталкивает педагогов-практиков к адаптации материала, предназначенному для использования во внешкольных заведениях, а это не всегда оправдано.Во-первых, основное задание уроков ритмики и хореографии в школах заключается в активизации двигательной деятельности учеников, привлечении их, к красоте искусства, раскрытии творческой индивидуальности и выявлении способностей к данному виду деятельности с последующей рекомендацией заниматься тем или другим видом хореографии в любительских танцевальных коллективах. Во-вторых, занятие хореографическим искусством существенно влияет на формирование личности школьника. Так, ознакомление с доступными формами украинского народного танца являются частью национального воспитания детей и молодежи; бальная хореография формирует этику поведения; изучение некоторых популярных движений современного танца способствует повышению статуса ребенка в коллективе одногодок. В-третьих, на школьных уроках хореографии занимаются все дети класса, часть из которых не имеет специальных данных (плохое чувство ритма, отсутствие музыкально двигательной координации и другое), или не проявляет стойкий интерес к данному виду деятельности. Поэтому формы и методы работы на школьном уроке должны кардинально отличаться от тех, что рекомендуют авторы методики работы с детским хореографическим коллективом.

Вторая проблема, с которой сталкиваются педагоги-хореографы - это определение содержания данной дисциплины. Цель уроков хореографии заключается в воспитании интереса к танцевальной деятельности; формировании начальных хореографических умений и навыков, усвоении несложных танцевальных движений и этюдов; раскрытии и развитии творческого потенциала, выявлении и создании условий, для развития одаренных детей.

Среди многих форм гармоничного развития подрастающего поколения хореография занимает особое место. Актуальность хореографического искусства в системе средств гармоничного развития растет в связи с заострением проблем воспитания целостной личности. Занятие хореографией не только учит понимать и создавать прекрасное, но и развивает образное мышление, фантазию, творческое воображение. Хореографическая деятельность в то же время способствует физическому развитию и здоровью воспитанников; воспитывает красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, гармоничность поступи, жестов, культуру поведения.

Следовательно, содержание уроков дает возможность ознакомить детей с несложными, доступными для восприятия и выполнения элементами классического, народно-сценического, бального, историко-бытового танцев, хореографической терминологиею; помочь им усвоить сюжетно-тематические, игровые, характерные, тренингу комбинации и этюдные формы. Такой комплексный подход к содержанию хореографической работы не только сделает занятия содержательными, разноплановыми, интересными, но и предоставит возможность определить способности детей для последующего их развития.

Вывод.

Актуальность рассматриваемой задачи: особенности обучения младших школьников основам современного танца в детском хореографическом коллективе, обусловлена ростом интереса к современному детскому танцу. В последние годы резко увеличилась популярность детских танцевальных коллективов, в связи с чем, назрел вопрос теоретически определить и практически проверить содержание формы и методов обучения младших школьников основам эстрадного танца в детском хореографическом коллективе. Об актуальности нашего исследования говорит так же, тот факт, что большинство детских танцевальных коллективов   не выдерживают оптимальный объем движений, который могут усвоить дети младшего школьного возраста.

К тому же в процессе нашего исследования мы выявим наличие и уровень воспитательного потенциала современного танца. Которой несомненно имеет место быть и в тоже время игнорируется в большинстве современных детских хореографических коллективов.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1498; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!