Формирование у родителей гендерной компетентности.



С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие − отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким.

Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.

Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.

Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и ребенка» Санкт-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).

Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.

К сожалению, в общих этнографических описаниях многих авторов вопросы о путях и средствах воспитания детей дошкольного возраста ограничиваются лишь отдельными замечаниями. Как справедливо было замечено Г. А. Комаровой, общественная сторона проблемы детства обычно не становилась объектом специального анализа. Однако при знакомстве с отдельными работами (Никитина Г. А., Семенова Л. И., Суворова З. И. Волков Г. Н., Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. и др.), в которых раскрываются принципы народной педагогики, становится понятным, как отношение родителей и образцы воспитания влияли на воспитание девочек и мальчиков.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресованапотешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.

Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.

Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.

Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.

Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.

Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития, как девочек, так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию, как должную.

Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.

Очевидно, что наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое время и место. Но в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог шел в сторону равенства, демократизма и гуманизма.

До сих пор остаются актуальными слова К. Д. Ушинского, считавшего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. В книге «Воспитание ребенка в русских традициях» авторы пишут: «Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности — мы не устаем твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией[1].

Вместе с тем, становится очевидным, что многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется. Поэтому при взаимодействии воспитателей и специалистов с родителями, одной из актуальнейших задач является приобщение родителей к этому чистому, проверенному истоку, которым является народная педагогика. Этот материал можно поместить на стенде, напечатать в газете для родителей, использовать при проведении родительского собрания и т.п. Но современные родители не могут жить только прошлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе современных тенденций.


 

Глава 2. Практическая часть

Организация гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста, осуществлялась в разновозрастной группе МАДОУ – Детский сад общеразвивающего вида № 83 г.Иваново.

Возраст 2 мл.г. 6 человек
Возраст ср.гр. ___________
Возраст ст.гр. 8 человек
Возраст подг.гр. 7 человек

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду, как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское.

Сначала мы собирали методический материал по данной теме, затем его систематизировали и апробировали в работе. Был создан консультативный материал для родителей и специалистов ДОУ.

Для ознакомления сотрудников ДОУ по вопросу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста был проведён семинар «Социально – половое воспитание в детском саду», с целью — познакомить педагогов с особенностями социаль­но-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку. (Приложение № 1 )

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.

Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

Вместе с тем, организация системной и научно-обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.

Нами, в результате анкетирования родителей было установлено , что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25% ) знают, как это делать. А как быть с остальными?

Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка:

· здоровье и физическое развитие;

· социально – личностное;

· познавательно-речевое развитие;

· художественно-эстетическое.

Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка в русских традициях. О роли матери и отца в крестьянской и дворянской русской семье. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему « О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях» (конспект в приложении № 2). О значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения. Так же родителям было предложено познакомиться с элементами русского фольклора для мальчиков и девочек на «Посиделках в русской избе». (Приложение № 3).

Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по воспитанию мальчиков и девочек и многое другое.

Родители были привлечены к педагогическому процессу. На «Неделе профессий» очень интересны были встречи с папой Кати Наумовой, который работает кузнецом, он рассказал детям о настоящей тяжёлой мужской профессии. Детям было очень интересно слушать его рассказ и рассматривать изделия, изготовленные им лично. Бабушка Коли Зорина поведала о работе воспитателя детского сада, папа Кати Чекушкиной показал и рассказал о работе охранника. Так же мы близко рассмотрели труд столяра, благодаря рабочему по зданию в детском саду и работу прачки, или как сейчас называется профессия – машинист по стирке белья. Дело в том, что в современном обществе мужчины и женщины могут заменять друг друга практически во всех сферах деятельности, и нам было непросто найти среди родителей по – истине те профессии, которые чётко выражают половую принадлежность.

С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, мы внесли в жизнь детей полотенца для умывания и стаканчики для полоскания рта. Всё было организованно в игровой форме, с привлечением прачки – Татьяны Фёдоровны, которая подарила детям полотенца для мальчиков и для девочек; и старшей медицинской сестры – Марины Александровны – которая внесла детям новые стаканчики для полоскания рта разного цвета для мальчиков и для девочек. Так же мы сделали различение по цвету в «Домиках для одежды», на детских кроватках, а так же стульчиках в групповой комнате. Это всё помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом.

Интерес вызвало и панно «Ладошки наших деток – Мамочка и папочка – найди меня». Родители с интересом искали своихдете, но редко кто правильно угадывал.

Педагогический процесс строился следующим образом : группа по-прежнему оставалась смешанной и разновозрастной; организовывались занятия по половому признаку 1 – 2 раза в неделю; так же были организованы специфические занятия отдельно для мальчиков и для девочек. Мальчики пробовали себя в плотническим деле, а девочки – в роли воспитателя на занятии с детьми младшего возраста.

Всвоей работы мы опирались на программу полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки» Шелухиной Ирины Петровны.

Работа строилась по трём разделам :

Раздел 1. Мужчина и женщина, – какие они?

Цикл занятий данного раздела позволил нам уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей.

Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, лётчики, спасатели).Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).

Раздел 2. Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина.

Все занятия этого раздела сформировали у детей предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли.

Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

В процессе выполнения заданий этого раздела формировались представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывалась культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

В процессе работы у детей вырабатывались:

— навыки доброжелательного отношения друг к другу;

— умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.;

— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

— умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

— умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Таким образом, мы будем продолжать воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.

Заключение

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Список литературы

1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009

2. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003

3. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987.

4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.

6. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. канд. пед. н., СПб, 1999

7. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998

8. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003

9. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А.Венгера «Развитие». – М., 2000

10.

Приложение 1.

«Социально-половое воспитание в детском саду»

Цель : познакомить педагогов с особенностями социаль­но-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

План проведения семинара:

1. Тендерное воспитание в детском саду.

2. Мальчики и девочки.

3. Роль игры в жизни дошкольника. Игрушки для девочек и мальчиков.

4. С чего начать? (Практические рекомендации по организации работы по социально-половому вос­питанию).

5. Практическая часть.

Ход семинара:

Тендерное воспитание в детском саду

1. Биологический и социальный пол — тендер.

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы от­носимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?

(Варианты ответов слушателей.)

Это сходство делит всех людей на две большие груп­пы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, жен­щины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга муж­чины и женщины?

(Варианты ответов слушателей.)

А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Приведите примеры генетического, физиологичес­кого и анатомического различия мужчин и женщин.

(Варианты ответов.)

Что вы можете сказать о социальных ролях мужчин и женщин?

(Варианты, ответов.)

Мужчина и женщина — как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разно­му ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в воспри­ятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание — источник конфликта.

Различие между полами будоражило умы чело­вечества. Например, в XVII в. в Европе считали, что женский организм являет собой недоразвитый вариант мужского. Основа такого понимания строилась на со­циальных ролях, которые исполняли в обществе в то время мужчина и женщина. Если вспомнить историю XVII в., станет ясно, что роль женщины в то время сводилась к воспроизведению рода и сексуальному удовлетворению мужчины. Женщина большую часть времени находилась в доме родителей или мужа, из­редка появляясь на балах.

В эпоху Возрождения европейцы изменили свой взгляд и стали считать, что мужчина и женщина — полярные по своей природе организмы. Социальные различия между мужчиной и женщиной определялись различием их биологического статуса.

В основу разделения человечества на два противо­положных пола брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют консти­туционные особенности человека. Эти уровни:

—генетический пол (набор генов);

—гонадный пол (железы внутренней секреции);

—морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

—церебральный пол (дифференциация пола под влиянием тестостерона).

Всегда рождались люди с неопределенными мор­фологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Есть в нашей речи и такие выражения: «Не баба, а мужик в юбке» или: «Штаны носит, а ведет себя как женщина». Это говорит о том, что существует социокультурные аспекты в различении мужского и женского. Можно привести пример социо­культурного различия пола в европейской культуре и африканской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке во многих племенах — это привилегия мужчин. Еще пример: юбки в Шотлан­дии — это национальная одежда мужчин, а юбки в европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.

Наблюдаются сейчас изменения и в морфологии пола в связи с изменением социального статуса женщи­ны в обществе. Женщины во многих странах получили равноправие, многие из женщин занимают лидиру­ющее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии, как это было принято считать во все века, становятся теперь доступны и для женщин. В совре­менном обществе женщины занимаются и тяжелым физическим трудом. Американские ученые провели исследования изменений женщин с XIX до XXI в. Вот какие они сделали выводы.

На смену женской фигуре, называемой «песочные часы» (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра), как у Мэрилин Монро, пришла фигура наших совре­менниц — прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщин напоминает треугольник — чисто мужской вариант. Ученые отметили, что у некоторых женщин наблюдает­ся огрубение голоса и полысение головы. Установлено, что у таких женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны.

Поэтому в современной науке принято четко раз­граничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятием пола и тендера.

Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, опреде­ляемое генетическим строением клеток, анатомо-фи з зиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер — социальный статус и социально-психоло­гические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодей­ствии людей.

«Генетические, эндокринные и церебральные фак­торы определяют не только психологические различия между мужчиной и женщиной, а уровень психической и двигательной активности» (Д.В. Воронцов). Это дви­гательная активность и активность психических про­цессов внутри организма. А общество всегда определяет средства и границы проявления активности. В любом обществе существуют свои критерии: что можно и что нельзя. В обществе существует культура, которая усва­ивается его членами. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин — своеоб­разные правила этикета. Именно культура является системообразующим признаком поведения, которое называет мужским или женским.

Гендер называют социальным полом, так как че­ловек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при вза­имодействии может стать «мужчиной», т.е. ее пове­дение напоминает мужское — курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол — мужской.

Доктор Джон Мани ввел понятие тендерной иден­тичности для описания внутреннего состояния лич­ности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной. Он основал первую клинику по изменению пола. Мани заявлял о гибкости тендерной идентичнос­ти. Это свидетельствовало в пользу отсутствия пробле­мы, связанной с изменением биологического пола. Но биофизик Мильтон Даймонд опроверг теорию Мани. Он доказал, что тендерная идентичность жестко связана с мозгом с момента зачатия. Мозг также запрограмми­рован на то, чтобы быть .мужским или женским.

И пол, и гендер являются системами условных обо­значений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют фор­мы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.

Начиная с 1970 г. ведутся споры о том, что опре­деляет поведение и образ жизни человека — биология или среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологи­ческий пол?

С момента рождения ребенка начинается его воспи­тание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается тендерная социали­зация — процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представле­ниями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Родился ребенок. Если его запеленать, то мама, не зная, кто у нее родился, не сможет сказать, перед ней мальчик или девочка. Но биотоки мозга уже различа­ются у новорожденных по частоте импульсов. А пока и новорожденным все равно, кто они по полу. Ребенок только после трех лет начинает осознавать свой пол. Поэтому до трех лет мальчик может сказать: «Я пош­ла» и «Я пошел».

Ребенок начинает с рождения познавать окружа­ющий мир. Придя в детский сад, ребенок познает по­добных себе так, как он делал это с игрушками дома. Он может укусить сверстника, ткнуть пальцем в глаз, может обнять, когда другой плачет. Идет процесс поз­нания. Ребенок начинает понимать, что он отличается от других. И это отличие видит в туалетной комнате. Приведу пример из жизни детского сада.

Дети ясельной группы покинули туалет, кроме одного мальчика. Он справляет свою нужду, нянечка моет горшки. Заходит девочка, взяв свой горшок, начинает снимать колготки. Мальчик внимательно за ней наблюдает. Нянечка хотела отвлечь пристальное внимание мальчика, но не успела, так как он задал вопрос девочке:

—Тебе делали опелацию (операцию)?

—Нет.

—Он у тебя отолвался (оторвался)? — продолжает любопытствовать «джентльмен».

— Нет, у меня не было! — ответила «дама».
Мальчик делает вывод:

— Интелеснаяконстлукция!

Так дети познают биологическое отличие полов.

Наблюдая за маленьким ребенком, можно увидеть, что мозг его запрограммирован на половое поведение. Я наблюдала за своим годовалым внуком. На выходные дети его приводили к нам, и мы с ним вместе делали домашнюю работу. Для игр я ему давала то, чем зани­малась в это время сама. Но он быстро терял интерес к предметам женского пользования. Как только он нашел ящички с дедушкиными гвоздями, шурупами и инструментами, отпали проблемы с его развлечением. Как только он приходил к нам, то сразу после разде­вания бежал к этим ящичкам.

Ребенок исследует квартиру. Он видит, как бабушка делает прическу, и тут же пытается подражать мне — лепит себе на волосы бигуди-липучки. Проходящий мимо дедушка с возмущением говорит:

— Саша! Что ты делаешь? Ты же мужик! Положи на место бабушкины бигуди и больше их не бери.

Так начинается тендерное воспитание. И оно сопро­вождает подрастающего ребенка на каждом шаге.

— Саша, кто тебе ногти накрасил?

Ребенок смотрит на свои розовые ногти и счастливо улыбается. Ему интересно наблюдать, как его ногти из обычных превращаются в розовые. Мама ему накраси­ла их, он ее попросил об этом. Но дедушка говорит:

— Ногти красят только девочки и тети, а ты — мальчик. Больше к нам не приходи с накрашенными ногтями.

И двухлетний Саша прячет свои ногти за спину, так как ему нравится на выходные приходить в гости к нам.

Можно сделать вывод, что тендерный стереотип ограничивает познание и свободу.

Когда биологический и социальный пол идентичны, то наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми. А если эти полы не совпадают, то происходят психологические отклонения. По телевидению показывали передачу о превращении мальчика в девочку и последствия такого превращения.

Девочки и мальчики

Ребенок родился. Если в один ряд положить ново­рожденных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают различать пол ребенка красные и синие ленточки. Пол ребенка трудно различить и в год, когда малышей стригут и одевают в одинаковые кос­тюмчики.

Но записи биотоков мозга у новорожденных маль­чиков и девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем разные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяется плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят: «Ты же мужчина, мужчины не плачут!» А при обучении различие мальчиков и дево чек используют не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребенок в три года должен...», «К пяти годам он уже умеет...» А в медицинских таблицах нормы веса, роста разные для мальчиков, и девочек.

Чем же они отличаются друг от друга? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»).

Девочки рождаются более зрелыми на 3—4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

Мальчики начинают позже ходить на 2—3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.

При рождении мальчиков у женщин чаще быва­ют осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120—180 зачатий мальчиков.

Мальчики более подвижны, чем девочки. Для де­тей 7—15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.

Трудновоспитуемые — чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная, память — надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правиль­ности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для полу­чения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта. Когда в класс приходит новый учитель, то девочки обязательно спрашивали, придет ли он еще, есть ли у него семья. Мальчикам это все было безразлично.

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгады­вают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, бес­покойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрес­сивны, чем девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую неприят­ность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женско­го — рождение жизни и ее сохранение. А цель мужс­кого пола — это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

А суть — это: каким должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и жен­щин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Игра в жизни дошкольника. Игрушки детей

Игра в жизни дошкольника.

Игра занимает важное, если не сказать, централь­ное место в жизни дошкольника, являясь преобразую­щим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит:

—развитие ребенка;

—развиваются его действия в представлении;

—происходит ориентация в отношениях между людьми;

—ребенок приобретает навыки кооперации. (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).

Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происхо­дит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, спомощью условных действий. Сначала это действия сигрушками, потом с заменителями иг­рушек, потом речевые и воображаемые действия (как будто, понарошку).

В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

Игра начинает входить в жизнь ребенка в младен­ческом возрасте. Мама говорит малышу, который еще не разговаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» и начинает слегка покусывать ребенка за ножки или ручки. Ребенок смеется, хватает ручонками маму за лицо. Это идет игра.

В год у ребенка подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с по­судой.

По мере взросления игры становятся более сложны­ми: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».

На втором году и мальчики и девочки любят во­зиться с куклами — начало семейной игры. Но если за ними понаблюдать, то можно увидеть, что девочкибережнее обращаются с ними. А мальчики могут нести куклу и вниз головой. В 5—7 лет уже хорошо играют в семейные роли. Объединение в игры происходит в 2—3 года, группы для игры формируются по 2—3 че­ловека.

Темы детских игр разнообразны. Главное в них — подражание роли взрослых. Сказки, мультфильмы способствуют возникновению новых ролей: принц и принцесса, король и королева, Человек-паук и др.

Для детей старшего возраста характерны коллек­тивные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борь­ба). Это детям доставляет удовольствие. Бывает, что в играх девочки меряются силами с мальчиками.

В 6—7 лет ребенок с удовольствием еще играет с пластилином, этот мягкий материал — средство его самовыражения.

Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка, тем самым можно помочь определить его будущую профессию.

Игра — элемент созидательного творчества, элемен­ты которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии. 2. Место для игр.

Игра — это творческий процесс. Значит, место для игры — это зона творчества. Эта зона должна быть активной, но не вызывать у ребенка агрессию.

2.1. Место для детских игр должно быть хорошо освещено. Оно может находиться у окна, тог­да освещение этой зоны будет естественным в светлое время суток. Если вы отвели ему угол в комнате и там темно, нужно позаботиться о дополнительном освещении.

Таким образом – образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учётом всех особенностей.

НЕОБХОДИМО собрать «Копилку материалов по гендерному воспитанию».

Приложение № 2

О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях.

Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.

Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и ребенка» Санкт-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастит и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).

Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только в последствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае. (Кон И. С. 1988).

К сожалению, в общих этнографических описаниях многих авторов вопросы о путях и средствах воспитания детей дошкольного возраста ограничиваются лишь отдельными замечаниями. Как справедливо было замечено Г. А. Комаровой, общественная сторона проблемы детства обычно не становилась объектом специального анализа. Однако при знакомстве с отдельными работами (Никитина Г. А., Семенова Л. И., Суворова З. И. Волков Г. Н., Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. и др.), в которых раскрываются принципы народной педагогики, становится понятным, как отношение родителей и образцы воспитания влияли на воспитание девочек и мальчиков. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресованапотешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.

Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.

Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.

Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.

Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.

Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития, как девочек, так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию, как должную.

В то же время, как показывают исследования Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой традиции детской игры с правилами (к каковым относятся и подвижные игры) постепенно утрачивают свои позиции ведущего средства целостного воспитания дошкольников в силу исчезновения коллективного носителя игры – разновозрастной детской группы. Данный факт не может нас не беспокоить в связи с тем, что именно в подвижных играх проблемы единства духовного и телесного здоровья девочек и мальчиков решались и решаются в органическом единстве.

Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.

Г. Е. Верещагин, занимаясь изучением народной педагогики удмуртов, в одной из своих работ по этому поводу писал так: «Находясь при работах и занятиях родителей с малолетства, дети их скоро и легко привыкали к. работе, а родители незаметно подбадривали их, поощряли добрым словом» (Верещагин Г. Е. Очерки воспитания детей у вотяков.СПб., 1886). В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости — этот опыт народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что с одной стороны труд девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом, способствовал тому, что у детей просто и естественно формировалась гендерная идентичность. С другой стороны – заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.

Очевидно, что наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое время и место. Но что мы должны признать, так это то, что в воспитании подрастающего поколения народ-воспитатель, народ-педагог шел в сторону равенства, демократизма и гуманизма.

До сих пор остаются актуальными слова К. Д. Ушинского, считавшего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Осознание того, что утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. В книге «Воспитание ребенка в русских традициях» авторы пишут: «Многим из нас может показаться отжившей эта традиция отцовской авторитарности — мы не устаем твердить о «равноправии» мужчины и женщины в семье. Но давайте задумаемся, а всегда ли это хорошо? Сегодня некоторые психологи, отмечая факт ослабления отцовской власти в семье, придают ему значение подлинной социальной катастрофы. И недаром: ведь «семьей мир стоит». Мужчина вносит в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного». Отсутствие всего этого неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией[2].

Приложение № 3.

НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С АКЦЕНТОМ НА ГЕНДЕР

ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ И О МАЛЬЧИКАХ

 

***

Спи, Ванюшка,

Спи, родной.

Спи, Ванюшка,

Спи, усни,

Не вздымай головы,

Бай да люли,

Будет пора,

Да разбудим тебя.

Спи, спи, усни,

Будешь большой,

Будешь рыбку ловить,

Тетерку ловить,

Будешь лес рубить,

Татку, мамку кормить.

***

Спи-ко, голубочек,

Милый соколочек.

Спи-ко, Арся, по дням,

Ты расти по часам,

Спи по утренним зорям,

Спи по черным по ночам,

Баю-баю-баю-бай,

Крошка милый, не вставай!

 

***

Якимка, Якимка,

Сходи за мякинкой,

Накорми скотинку:

Пеструю свинку,

Коровку чернуху,

Кобылку рыжуху,

Теляток, козляток,

Овечек, ягняток,

Курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

***

Баю-баю, баю-баю,

Не ложися на краю

Придет серенький волчок

Схватит Сашу за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый листок.

Под кусточком камушки,

Плохо жить без мамушки.

***

С гоголя вода,

С младенца Владимира

Вся худоба!

 

***

А ту-ту-ту-ту!

Не вари кашу круту,

Вари жиденьку,

Корми Митеньку.

***

А Ванюша попляши!

Твои ножки хороши,

Еще нос сучком,

Голова пучком.

***

У лисы боли,

У медведя боли,

У нашего Петеньки

Ничего не боли.

***

Я не тятькин сын

И не мамкин сын.

Я на дереве-то рос,

Меня ветерок сюда снес,

Я упал на песок,

Стал кудрявый паренек.

***

– Где ты, брат Иван?

– В горнице.

– А что делаешь?

– Помогаю Петру.

– А Петр что делает?

– Да на печи лежит.

 

***

Андрей-воробей!

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек;

Не клюй песок,

Не тупи носок!

Пригодится носок

Клевать колосок.

***

– Чух, чух, дятел,

Дома ли Яков?

– Нет дома Якова.

В город уехал:

Сам на лошадке,

В новенькой шапке.

Жена на баране –

В новом сарафане.

Детки на кошках –

В новых сапожках.

***

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в ямку!

Бух!..

 

***

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щелкает Орешки.

Ты, Ваня, не проси,

Иди сам и натряси.

***

– Мальчик-пальчик,

Где ты был?

– С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Кашу ел,

С этим братцем

Песни пел,

Песни пел да плясал,

Родных братьев потешал.

***

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке –

Туда же по дорожке.

– Куда, Фома, едешь,

Куда погоняешь?

– Я еду сено косить.

 

***

А тари, тари, тари!

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги,

Куплю Маше серьги,

Останутся пятаки,

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики,

Куплю Маше ложки,

Останутся полушки,

Куплю Маше подушки.

***

Как на то тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Ехал Ваня, поспешал,

Со добра коня упал.

Две подружки увидали,

Прямо к Ване подбежали.

На добра коня сажали,

Путь-дорогу показали.

Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам!


 

ДЛЯ ДЕВОЧЕК И О ДЕВОЧКАХ

***

Маша в гости приглашала,

Маша в гости зазывала:

— Приходи, Ванюша, приходи, Петруша,

А Никитушка – ну, пожалуйста!

Маша деток привечала,

Маша деток угощала:

— Вот Ванюше блинчик, вот Петруше блинчик,

А Никитушке – мятный пряничек.

***

— Вставай, Дунюшка, уже день занимается!

— Пусть занимается, у него до вечера много дел.

— Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!

Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!

— Вставай, Дунюшка, каша готова!

— А я уж, матушка, за столом сижу!


 

***

Баю, баю девушку,

На полянке жнеюшку,

На лугу грабеюшку,

У стола стряпеюшку,

У окошка швеюшку.

***

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблоко в саду.

***

— Красна девица,

Сходи за водицей!

— Волка боюся,

Медведя страшуся.

— Волк на работе,

Медведь на заботе.

***

Наша Маша маленька,

Чуть побольше валенка,

В лапоток обуется –

Пузырьком надуется.

***

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Темной ноченькой не спится,

Наша деточка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Машу не пугай.

***

Бай-бай-бай-бай!

Да баю Танюшку, бай-бай.

Что ты Танюшка, не спишь,

Только плачешь да глядишь.

Бай-бай-бай,

Да, Таня, рано вставай.

Таня, ноченька коротка,

Тебе спать – легка работка.

Спи-ко, Таня, по ночам,

Расти кудри по часам.

Чтобы русые кудерышки

По плечикам вились.

Спи-ко, малое дитя,

Нарисую я тебя

На бумажку, на портрет,

Да лучше Тани нашей нет.

***

Катя, Катя маленька,

Катя удаленька.

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой!

***

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка, не гуди,

Мою Свету не буди.

Ты тянись, тянись, мой лен,

Ты сойди на Свету, сон.

Баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

***

Прилетели гуленьки

Прямо Мане в люленьку,

Стали плакать-ворковать:

«Чем нам Манечку питать?

Сахарком али медком,

Али кашкой с молочком?

Она сахару не ест,

Меду в рот не берет.

Уж мы съездим на Торжок,

Купим Манечке горшок.

Купим Манечке горшок,

Купим маленький мешок.

Будем печку топить,

Будем кашку варить.

Будем кашку варить,

Будем Манечку кормить».

***

Ай, Наденька, попляши!

Твои губки хороши,

Нос сучком,

Голова крючком,

Спина ящичком.

***

Тяги, тяги, потягушеньки,

На Катю порастушеньки!

Расти, доченька, здоровая,

Как яблонька садовая!

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в роток говорунок,

А в головку разумок!

***

Айдыбок, дыбок, дыбок,

Нашей Танечке годок!

Купили Танечке платок –

Во всю голову цветок!

***

Аленка-маленка

Шустра-быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала.

Везде поспела –

В охотку ей дело.

***

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щелкает Орешки.

Ты, Ваня, не проси,

Иди сам и натряси.

***

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке – платок,

Посередочке цветок.

Братьям-соколам –

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам –

Да по белым рукавицам.

***

Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани,

Двадцать пять рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

Ты подай, слуга, карету,

А я сяду и поеду.

Ты, слуга, подай метлу,

Я в карете подмету.

[1]Соколова Л. В.,Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. — М.: Айрис-пресс,

2003- с. 85.

[2]Соколова Л. В.,Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. — М.: Айрис-пресс,

2003- с. 85.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 925; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!