Страдания народа Израиля в этом мире



Раби Моше бен Нахман (Рамбан) «Шаар hагмуль», « Врата Воздаяния»

 

Выдающийся еврейский мыслитель раби Моше бен Нахман (Рамбан) родился в испанском городе Герона в 4955 (1195) году. Начав учиться у известных раввинов своего времени раби Иеуды бен Якара и раби Натана бен Меира, он постепенно стал признанным алахическим авторитетом, чьими решениями руководствовались общины во многих странах рассеяния. Труды Рамбана, в особенности его пояснения к Талмуду и монументальный комментарий на Пятикнижие, до сих пор широко изучаются во всем еврейском мире.

 

В 5023 (1263) году арагонский король принудил Рамбана участвовать в диспуте о вере с монахом-выкрестом Пабло. Великий мудрец с достоинством опроверг нападки христиан на Талмуд и со всей ясностью показал вздорность их толкования Священного Писания. Вскоре после диспута Рамбан по приказу короля покидает Испанию и отправляется в Эрец Исраэль. После длительного путешествия осенью 5027 (1267) года он прибывает в Акко, откуда вскоре посылает в Испанию своему сыну Нахману знаменитое письмо, содержашее основные принципы еврейской этики. Рамбан побывал во многих святых местах Эрец Исраэль и на основании увиденного существенно переработал свой комментарий к Торе. После посещения Иерусалима он поселился в Акко, бывшем тогда центром еврейской жизни, где и скончался в 5030 (1270) году.

 

В книге Шальшелет Акабала рассказывается о предании, связанном со смертью Рамбана. Перед отъездом из Испании он сообщил своим ученикам, что в день его смерти расколется камень на могиле его матери. Преданные ученики регулярно посещали кладбище. И вот в один из дней они увидели могильный камень расколотым. Так весь Дом Израиля узнал о своей невосполнимой потере.

 

* * *

 

Существует несколько версий книги Рамбана, которые отличаются друг от друга второстепенными деталями. Настоящий перевод выполнен с издания, подготовленного равом Д.А. Софером (Иерусалим, 5760), и сохраняет принятое в нем разбиение на параграфы. В круглые скобки заключены пояснения, добавленные переводчиком.

 

 

Суд Рош Ашана

 

1) Учили наши мудрецы: Сказал раби Круспидай от имени раби Йоханана: «Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга “средних”. Совершенным праведникам немедленно даруется жизнь и решение суда запечатывается. Законченным грешникам сразу же выносится и утверждается смертный приговор. А “средние” остаются в “подвешенном” состоянии от Рош ашана до Йом кипура: если заслуживают, им даруется жизнь, не заслуживают — выносится смертный приговор» (Рош ашана 16б).

 

Но мудрецы не имеют в виду, что только «совершенным праведникам», у которых нет грехов, даруется жизнь, и что только «законченные грешники», у которых вовсе нет заслуг, приговариваются к смерти, — ведь сколько праведников умирает безвременно, и сколько нечестивцев обретает безмятежное долголетие! И Писание недвусмысленно заявляет, что «есть праведники, которым воздается, как если бы они вершили злые дела, и есть нечестивцы, которым воздается как за праведные дела» (Коэлет 8:14). И сказали наши мудрецы: Сказал раби Янай: «Не дано нам объяснить ни безмятежности нечестивых, ни страданий праведных» (Авот 4:15).

 

А причина в том, что за одни грехи Святой, благословен Он, взыскивает с праведных в этом мире, а за другие — в мире грядущем. И то же с заслугами: за одни Воздающий награждает в этом мире, за другие — в мире грядущем. Человек, грешивший весь год, испачкался в преступлениях, замарался в грехах, катился от злодеяния к злодеянию. Но он также совершал праведные и добрые поступки. И предстают его дела перед Владыкой Вселенной, и Он, благословенно Его Имя, взвешивает эти поступки — одни в сравнении с другими. Праведнику — если он совершенный праведник — даруется жизнь. Но и нечестивцу, совершившему добрый поступок, за который по закону полагается награда в этом мире, даруется жизнь, и приговор запечатывается. То есть определяют ему жизнь в покое, богатстве, благополучии и почете, — и получается, исходя из приговора, что он «совершенный праведник». А нечестивец, если он абсолютно нечестив во всех отношениях, немедленно приговаривается к смерти.

 

Подобно этому, добродетельный человек, совершивший, оступившись, лишь одно прегрешение, может быть приговорен к смерти в Рош ашана. То есть он либо умрет в этом году, либо, претерпев страшные недуги, будет вести жизнь, полную невзгод и страданий. И окажется, что, согласно приговору, он — «законченный грешник», несмотря на то, что он праведник, который удостоится жизни в будущем мире. А тот, первый, которому была дарована жизнь, — законченный нечестивец и исчезнет без следа после смерти. И величайший из пророков, которого судят и наказывают за одно легкое прегрешение, называется (в Писании) «законченным грешником». А такой злодей, как царь Ахав, о котором сказано: «Видишь, как покорился Мне Ахав? За то, что он покорился Мне, Я не наведу на него беду в его дни, — во дни его сына наведу беду на его дом» (I Мелахим 21:29), назван (в Писании) «совершенным праведником».

 

2) И когда мудрецы сказали, что одним «даруется жизнь», а другим выносится «смертный приговор», они не имели в виду лишь продолжительность жизни. Но любое наказание, которое может поразить человека в этом мире, — болезни, нищета, смерть детей и т.п. — всему этому мудрецы дали имя «смерть». А награду и воздаяние добром они назвали словом «жизнь».

 

3) Тот суд, перед которым, по словам мудрецов, каждый предстает в Рош ашана, не решает, удостоится ли человек Ган Эдена и жизни в будущем мире или же попадет в Геином и будет истреблен без следа. Но в Рош ашана человек судится лишь по отношению к этому миру: достоин ли он жизни и благоденствия или смерти и страданий. Так сказали мудрецы о суде в Рош ашана: «Этот день — начало Твоих деяний, память о первом дне Мира. Ведь это закон для Израиля и правосудие Б-га Яакова. И о государствах в этот день будет сказано: кому меч и кому мир, кому голод и кому сытость. В этот день будут сосчитаны все творения, чтобы вспомнить их к жизни или к смерти» (Рош ашана 27а).

 

Таков общий принцип: в Рош ашана взвешиваются поступки человека, и выносится и скрепляется печатью приговор — оправдательный или обвинительный, — определяющий судьбу человека в этом мире в соответствии с тем, что он заслужил своими делами в этом мире. А когда человек переходит в обитель вечности, там отмеряется и определяется удел, которого он удостоится в Мире Душ.

 

 

Грядущий Великий Суд

 

4) Учили наши мудрецы (Рош ашана 16б-17а): Сказали учителя Школы Шамая: «Три группы в день Суда: первая — совершенные праведники, вторая — законченные грешники, третья — “средние”. Совершенным праведникам даруется жизнь в будущем мире, и приговор немедленно утверждается. Законченные грешники приговариваются к наказанию Геиномом, и приговор немедленно утверждается, как сказано: “И пробудятся многие из спящих в земном прахе: одни — для вечной жизни, другие — на позор и вечное поругание” (Даниэль 12:2).

 

По отношению к “средним”, грехи которых уравновешиваются их заслугами, Святой, благословен Он, который зовется “Великим в благоволении”, склоняется в сторону добра. И про них сказал Давид: “Люблю я, когда прислушивается Ашем к голосу моей мольбы”, и о них говорит весь этот псалом целиком: “…обнищал я, но Он меня спас” (Теилим 116:1,6). Но если среди половины греховных поступков “средних” был грех намеренного неисполнения предписывающих заповедей, — например, еврей, который никогда не накладывал тфилин, не читал “Шма”, не произносил после­трапезного благословения, — такие опускаются в Геином, вопят там от ужаса и подымаются оттуда исцеленные, как сказано: “И проведу… через огонь, и очищу их, как очищают серебро” (Зехария 13:9). И о них сказала Хана, мать пророка Шмуэля: “Ашем умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает” (I Шмуэль 2:6).

 

Но тот, у кого грехов больше, чем заслуг, и среди них грех намеренного невыполнения предписывающих заповедей, о котором было сказано (выше), а так же грешники народов мира, которые совершали преступления своей плотью, например, развратничали, — они спускаются в Геином и наказываются там в течение двенадцати месяцев. По истечении двенадцати месяцев их тела истребляются, души сжигаются, Геином извергает пепел, и ветер рассеивает его под стопы праведников, как сказано: “И будете топтать грешников, ибо они станут пеплом под ступнями ваших ног в тот день, который Я определю, сказал Б-г Воинств” (Малахи 3:21).

 

Но насмехающиеся над словами наших мудрецов, благословенна их память, — еретики, вероотступники, безбожники, отрицающие Тору, не верящие в воскрешение мертвых, подражающие образу жизни неевреев, а также те, “что наводили ужас в стране живых” (Йехезкель 32:24), то есть магнаты, держащие общество в чрезмерном страхе не во имя Б-гоугодных целей, — (например, самодержцы народов мира) даже если они не вводили свой народ в грех и вели прямым путем, тем не менее народ направлял свои добрые чаяния и дела на службу им, а не на служение Владыке Вселенной — и те, которые грешили сами и вводили в грех многих, например, царь Израиля Яровам сын Невата и его сподвижники, — все они опускаются в Геином и караются там веки вечные, как сказано: “И выйдут, и увидят останки людей, преступивших против Меня, — ведь черви, снедающие их, не умрут и огонь, сжигающий их, не погаснет” (Йешая 66:24)».

 

5) И этот день, о котором сказали мудрецы «Три группы в день Суда…», есть день, назначенный для Всеобщего Суда. О нем написано: «День Ашема, великий и страшный» (Малахи 3:23). И это день и срок — начало будущего мира — о нем учили в главе Хелек (Санхедрин 107б): «У поколения потопа нет удела в будущем мире, и оно не предстанет перед Судом. У жителей Сдома нет удела в будущем мире, но они предстанут перед Судом». Об этом-то дне и говорит вся приведенная нами берайта «Три группы в день Суда и т.д.»

 

6) Однако наши мудрецы не имели в виду, что наказание и награда, причитающиеся человеку, откладываются до дня этого Суда, а до тех пор нет для души человеческой ни правосудия, ни наказания, ни награды. Но так как в берайте говорится о совершенных праведниках, которые удостаиваются жизни будущего мира, наступающей после этого Суда, — названа их конечная награда: жизнь будущего мира. А законченные грешники в тот грядущий день будут отсечены от жизни будущего мира и возвращены по решению Суда в Геином, чтобы там постоянно обновляющимися карами и страданиями отсечь и уничтожить их души. Поэтому-то берайта говорит о конечной награде за выполнение заповедей и о конечном наказании за преступления.

 

Но для каждого отдельного человека есть суд в день его смерти, при котором он включается в одну из указанных групп. Совершенных праведников, записав решение суда и поставив печать, сразу вводят вГан Эден, жизнь в котором подобна жизни в будущем мире. Законченных грешников, записав приговор и поставив печать, сразу же вводят в Геином и подвергают в нем карам. А «средних» проводят через Геином и извлекают оттуда в место успокоения, как мы в дальнейшем разъясним (п.60).

 

7) Как на суде, который происходит изо дня в день над душами умерших, так и на великом Суде, упомянутом в этой берайте, существует три вида наказания Геиномом. Продолжительность самого легкого из них не определена — каждого карают по его преступлениям, пока он ни взмолится — и его поднимают. Самое строгое — на веки вечные. А средняя кара — двенадцать месяцев. Пока существует этот мир, Геином исторгает их по прошествии двенадцати месяцев, и они передаются ангелу Думе, поставленному над мертвыми, и нет им успокоения, и мы в дальнейшем разъясним это и прямо, и намеком. Но спустя двенадцать месяцев после Великого Суда тела истребляются, души сжигаются и ветер рассеивает пепел под стопы ног праведников.

 

Несмотря на то, что среди грешников есть такие, которым причитается большее наказание и они виновны более других, все караются по двенадцать месяцев. Но кары и страдания для них в Геиноме тяжелее, чем для прочих — один уровень Геинома под другим, как мы упомянем в дальнейшем (п.52). И все по закону, правосудию и истине, как сказано: «Ибо все Его пути — правосудие» (Дварим 32:4).

 

 

«Средние» и награда за заповеди нечестивцам

 

8) Ты можешь спросить: «А те, которых мудрецы называют “средними”, так как их грехи уравновешиваются заслугами, и о которых сказано, что “Великий в благоволении” склоняет для них суд в сторону добра, — они опускаются в Геином или нет? Если сказать, что опускаются, — тогда, чем им помогло то, что “Великий в благоволении” склоняет для них суд в сторону добра? Если же сказать, что не опускаются, то чем же искупаются совершенные ими грехи?»

 

Изложение ответа начнем с вопроса: А тот злодей, который вышел по суду «законченным грешником» и приговорен к наказанию Геиномом на веки вечные за то, что не верил в воскрешение мертвых или наводил чрезмерный страх на своих подданных, — если он при этом учил Тору и соблюдал заповеди, чем он будет за это вознагражден? Тогда получается, что его приговор абсолютно ничем не отличается от приговора тому, кто все свои дни служил идолам, развратничал и проливал кровь — а ведь написано: «Ашем праведный… не совершит несправедливости» (Цефания 3:5)?!

 

Объяснение: если человек соблюдал заповеди и совершал добрые дела, но при этом много грешил или совершил одно тяжелое преступление, за которое он должен быть истреблен по приговору как «законченный грешник», — тогда награду за исполненные заповеди и за добрые дела Святой, благословен Он, дает ему в этом мире, как сказано: «И Он воздает Своим ненавистникам перед лицом их, чтобы уничтожить» (Дварим 7:10). И так объясняет Ункелус: «За совершенное перед Ним добро Он воздает Своим ненавистникам в этом мире, чтобы истребить их в будущем мире. Не откладывая, творит благо Своим ненавистникам: за добро, которое они совершили перед Ним, платит им при жизни». То же самое по отношению к тому праведному, чьи грехи и заслуги уравновешены, — Святой, благословен Он, по Своему великому добру склоняется к его благу и обращается с ним как с «совершенным праведником»: он не сходит в Геином, но карается при жизни за грехи и преступления, которые совершил, и это искупает его от наказания Геиномом.

 

Так учили наши мудрецы: «У кого заслуг больше, чем грехов, с того взыскивают за те немногие и нетяжкие грехи, которые он совершил, в этом мире, чтобы дать ему полную награду в мире будущем. У кого грехов больше, чем заслуг, — дают ему награду за те немногие заповеди, которые он исполнял, в этом мире, чтобы сполна взыскать с него в день грядущий», как объяснено (в Иерусалимском Талмуде) в трактате Пеа (1:1).

 

9) А если ты скажешь: Я тебя спрашивал об умершем, который предстал перед Судом, и его грехи и заслуги уравновешены, а ты мне отвечаешь о живом, с которого взыскивают при жизни. Ведь согласно твоим словам, человек никогда не окажется «средним», которого «Великий в благоволении» мог бы помиловать. А в берайте мы учили: «Три группы в день Суда» — праведники, такие «средние» и злодеи, т.е. именно в день Суда после смерти они обладают этими характеристиками?!

 

Ответим мы тебе так: Истинный Судья, да благословится Его Имя, судит человека по его делам. Есть грехи, за которые, согласно закону, взыскивают в этом мире, при жизни того, кто их совершил, а есть такие, за которые, согласно закону, взыскивают после смерти, в Геиноме. И поэтому, когда Святой, благословен Он, судит в Рош ашана человека, грехи которого уравновешиваются его заслугами, Он, по Своей великой доброте, склоняется к его благу и избавляет от Геинома. И согласно приговору, Он взыскивает с него за грехи при жизни в этом мире. И так же расплата с тем, у кого заслуг больше, чем грехов, не откладывается до часа смерти, но поскольку Святой, благословен Он, видит, что тот удостоится Мира Душ, Он заранее взыскивает с него за немногие грехи при жизни в этом мире.

 

В соответствии с этим, если человек, у которого в Рош ашана преобладали заслуги, и он был приговорен к искупительной смерти, затем добавил грехов на чашу весов, так что его заслуги теперь уравновешены или же грехи перевесили, — этим он оттягивает исполнение своего смертного приговора до тех пор, пока он не получит награду за исполненные им заповеди в виде долголетия или иных благ этого мира или же пока не примет наказание невзгодами за свои преступления и грехи, чтобы получить полное воздаяние в Мире Душ, как упомянули мудрецы в надлежащем месте (Иерусалимский Талмуд, Пеа).

 

Так же учили и в Берешит раба (33:1): «Раби Акива сказал: Как с тех, так и с этих Он взыскивает с чрезвычайной скрупулезностью. Он придирчив к праведникам и взыскивает с них за немногие дурные поступки, совершенные в этом мире, чтобы даровать им покой в будущем мире. И Он дарует нечестивцам покой и награждает их за те немногие заповеди, которые они выполняли в этом мире, чтобы в будущем взыскать с них».

 

 

Страдания народа Израиля в этом мире

 

И еще сказано в Эвель рабати (Смахот 8): Когда схватили рабана Шимона бен Гамлиэля и раби Ишмаэля бен Элишу и приговорили их к смертной казни, заплакал раби Ишмаэль. Сказал ему рабан Шимон бен Гамлиэль: «Раби, почему ты плачешь? Ведь ты в двух шагах от надела праведников — и плачешь?» Сказал ему: «Я плачу, потому что нас казнят, как и тех, кто служил идолам, развратничал, проливал кровь и осквернял Шабат». Сказал ему: «Раби, возможно ты сидел за трапезой или спал и пришла к тебе женщина, чтобы спросить о своем статусе: чиста она или нечиста. А ты сказал ей: “Подожди, пока я высплюсь”. А ведь Тора сказала: “Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте. Если кого-либо из них притеснишь…”, и сразу вслед за этим написано: “И возгорится Мой гнев и убью вас мечом” (Шмот 22:21—23)». «Моим мечом» не сказано, но просто «мечом» (т.е. с праведника за его немногие грехи взыскивают при жизни «мечом» злодеев, исполняющих волю Б-га).

 

10) Именно поэтому народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы. Каким образом? Невозможно, чтобы среди народов мира не было праведности и добрых дел, да и народ Израиля небезгрешен. Но народы мира караются за свое идолослужение Геиномом и истреблением, а Израиль — «их удел жизнь» (Теилим 17:14), ибо они прилепились к Создателю Вселенной, да будет Он благословен. Поэтому-то Суд так строг ко всему народу Израиля, чтобы взыскать с него в этом мире за нечистоту грехов, а различные блага изливаются на народы, чтобы в этом мире даровать им награду за добрые и праведные дела, которые они совершили. Об этом сказано: «Только вас Я признал из всех земных племен, поэтому взыщу Я с вас за все ваши грехи» (Амос 3:2).

 

11) И так толкуют в Гемаре, в трактате Таанит (11а) стих Пятикнижия (Дварим 32:4): «Б-г верен» — как взыскивают с нечестивцев в будущем мире даже за мельчайшие грехи, совершенные ими, так взыскивают с праведников в этом мире даже за мельчайшие грехи, совершенные ими. «…и нет кривды — как в будущем мире праведникам выплачивается полная награда даже за самую легкую заповедь, которую они соблюдали, так в этом мире выплачивается награда нечестивцам даже за самую легкую заповедь, которую они соблюдали». Об этом же сказано: «Мир сотворен либо для совершенных праведников, либо для законченных грешников» (Брахот 61б). То есть, совершенные праведники вкушают этот мир и наследуют мир будущий, как сказано: «Есть, что дать в наследство любящим Меня, и их сокровищницы Я наполню» (Мишлей 8:21). А законченные грешники, хоть и падут в истребляющую бездну, вкушают этот мир в награду за немногие совершенные ими добрые дела.

 

И об этом сказано: «И праведнику на земле воздается, тем более нечестивцу и грешнику» (Мишлей 11:31). Т.е., и праведнику воздается в этом мире за грехи, которые он совершил, — тем более воздастся нечестивцу и грешнику. Имеется в виду, что по воздаянию за грехи праведникам в этом мире, можно представить воздаяние нечестивцам в мире будущем, во много раз превосходящее то, что мы видим здесь, на земле.

 

12) Несмотря на то, что в целом происходит так, как описали наши мудрецы, возможно, что, если человек согрешит перед самой смертью и чаша его грехов перевесит, тогда заслуги.которые у него были, облегчают для него кары Геинома. И так же, если тот, у кого было больше грехов, перед самой смертью уравновесил грехи заслугами, тогда «Великий в благоволении» склоняет для него (суд) в сторону добра, и он удостаивается Мира Душ. Но его грехи, равные его заслугам, ухудшают его долю, ибо каждый удостаивается будущего мира по своим делам. Так сказали мудрецы о будущем мире (Бава батра 75а): «Святой, благословен Он, сделает каждому шатер, соответствующий его достоинству… » (Раши поясняет, что «Шатры будут различаться в зависимости от уровня праведности».).

 

И, возможно, что такой же закон действует по отношению к тому, кто в Рош ашана находился в одной из групп и получил свой приговор, но затем изменил свое поведение, так что стал соответствовать другой группе: его приговор остается в силе, но в Мире Душ его будут судить в соответствии с этими тремя группами по простому значению берайты.

 

13) После того как в этом мире взыскивается с того, у кого заслуг больше, чем грехов, он теперь как будто бы и не совершал их, и ему даруется доля в будущем мире в соответствии с заслугами. Но тем не менее доля того, за кем числятся сто заповедей и были грехи, за которые с него уже взыскали в этом мире, не равна доле того, за кем числятся сто заповедей и нет греха. Ведь второй — совершенный праведник, а первый — праведник, не достигший совершенства, поэтому и взыскали с него в этом мире, чтобы удостоить будущего мира. Тем не менее, он не достиг уровня праведников, которые не грешили. Но чем чище и богаче заслугами человек, тем обширнее его благой удел, — по его вере и по его поступкам, «ибо Б-г правосудия Ашем, счастливы все полагающиеся на Него» (Йешая 30:18).

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!