В. История новой литературы (XVII и XVIII веков).
Борьба пуританских идей в Англии с традициями эпохи Возрождения. Влияние пуританизма на английскую литературу XVII века, Мильтон как поэт и публицист. Литература эпохи Реставрации (Ботлер, Драйден, Вичерли, Конгрив и др.). Еженедельные издания Аддисона и Стиля. Шеридан и его комедии. Английские романисты XVIII века.
Возрождение французской поэзии в XVII веке (Малерб). Основание французской академии. Теория и практика французской ложноклассической трагедии (Корнель). Главнейшие писатели эпохи Людовика XIV. Влияние английских идей (Вольтер и Монтескье). Дидро и энциклопедисты. Руссо. Бомарше.
Общий ход развития немецкой литературы в XVII и XVIII веках. Влияние просветительских идей Англии и Франции на Германию. Борьба против ложноклассического направления (Готшед и Лессинг). Лессинг как критик (его гамбургская драматургия) и драматург. Реакция взглядам Лессинга (Гердер и поэты SturmundDrangʹa). Юношеские произведения Гёте. История создания Фауста. Первые произведения Шиллера. Классический период немецкой литературы. Зрелые произведения Шиллера и Гёте. Возникновение романтизма.
Возрождение итальянской поэзии в XVII веке. Итальянские драматурги XVIII века (Метастазио, Гольдони, Гоцци). Альфиери и его трагедии. В. Монти.
Приложение 6
Таблица числа недельных уроков в гимназиях Министерства народного просвещения» (1890 г.)
ПРЕДМЕТЫ | КЛАССЫ | Общее число уроков по предмету с V по VIII классы
| ||||||
V | VI | VII | VIII | |||||
1 | Закон Божий | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | ||
2 | Русский язык с церковно-славянским, словесность и логика | 3 | 3 | 3 | 4 | 13 | ||
3 | Латинский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 | ||
4 | Греческий язык | 6 | 6 | 6 | 6 | 24 | ||
5 | Математика | 4 | 4 | 3 | 3 | 14 | ||
6 | История | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 |
Приложение 7
Программа лекций Ф.И. Буслаева по общему курсу истории литературы для студентов четырёх специальностей Императорского Московского университета, прочитанных в 1878-1879 гг.
Лекция № 1.Общий курс по истории литературы. Главные пособия для истории русской литературы. Пособия библиографические и для изучения рукописей. Задача и объём предлагаемого курса. Необходимость сравнительного изучения памятников русской литературы и искусства.
Лекция № 2.Периоды в преподавании и понимании литературы и искусства.Падение древней теории и эстетики. Вопросы, на которые даст ответы история литературы. Авторитеты и образцы. Изменение взгляда на образцовых писателей под влиянием истории литературы. Новый литературный интерес. Необходимость определить объём и границы литературы. Невозможность определить границы изящного в литературе и ограничить литературу изящною.
|
|
Лекция № 3.Необходимость теории для истории литературы. Теоретические принципы в истории литературы. Теория Аристотеля: значение и определение. Удобства времени, в которое появилась «Пиитика» Аристотеля. Влияние времени на пиитику Аристотеля. О подражании в поэзии и искусствах. Причина подражаний. Почему Аристотель начинает с подражания. Подражание природе в греческом искусстве. Пример художественного подражания безобразию. Натурализм в византийском искусстве. Изображение Иисуса Христа распятым.
Лекция № 4.Взгляд Аристотеля на стихотворную форму. Различие между комедией и трагедией. Неверность взгляда Аристотеля на эпос. Трагедия: различия между пониманием, образом мысли и характером. Определение трагедии. Односторонность взгляда Аристотеля на трагедию. Драматические произведения без характеров и их несостоятельность. Сравнение вымысла с очерком и характера с колоритом. Понимание речи в трагедии
Лекция № 5. Свойства хорошо составленного вымысла по Аристотелю. Недостаток целости во многих литературных произведениях. Единство вымысла. Пример Гомера. Противоречия Пиитики Аристотеля истории литературы. Отличие поэзии от истории. Произведения, в которых поэзия соединена с прозой Достоинства и виды вымыслов. Последовательность временная и внутренняя. Эстетические указания об ужасном, жалостном, страшном. Перечисление самых страшных предметов. Люди, не подвергающиеся страху. Отвага. Сострадание. Люди, не способные и способные к состраданию. Кому можно сострадать. Предметы, возбуждающие сострадание. Сценичность — средство для возбуждения сострадания. Очищение (катарсис). Действие музыки и поэзии на душу человека.
|
|
Лекция № 6.Учение Аристотеля о характере. Облагораживание недостатков. Учение Аристотеля о хоре. Отношение поэта к сюжету его творчества. Отношение эпоса к трагедии. Отличительные черты поэмы Гомера. Неверность взгляда Аристотеля на Одиссею. Сходные и различные части эпопеи и трагедии. Мнение Аристотеля об объективности поэта. О чудесном, допускаемом в трагедии эпопеи.
Лекция № 7.Мнение о превосходстве эпопеи над трагедией. Неверность взгляда на эпопею противников Аристотеля. Возникновение драмы. Средневековые мистерии и моралите. Средневековые братства. Странствующие комедианты Переход театра в руки образованного общества. Аристотель в защиту трагедии. Внесение Аристотелем грамматики и стилистики в пиитику. Определение имени и глагола. Склонение. Предложение. Разделение имён. Способы выражения. Указание силы поэтического творчества.
|
|
Лекция № 8.Влияние теории Аристотеля на последующие поколения до настоящего времени. Выводы из разбора Пиитики Аристотеля. Пиитика Аристотеля есть часть эстетики. Теоретический взгляд на искусство в Греции. Миф девяти муз. Олицетворение идей в средние века. Семь свободных искусств. Причина внесения грамматики в Пиитику Аристотеля. Какова должна быть эстетика в настоящее время.
Лекция № 9.Отделение пиитики от риторики. Отношение формы стихотворной и формы прозаической. Связь стиха с языком. Жизненность стиха в первоначальную эпоху. Проза как спутница культуры. Выражение стихом поучений. Хождение на Парнас.
Лекция № 10.Слияние поэзии и прозы в романе. Восточный и греческий романы. Внесение романа в Риторику. Происхождение слова «роман» и значение его у разных народов. Роман в стихотворной и прозаической форме. Роман исторический. Падение стихотворной формы. Отделение поэзии искусственной от безыскусственной.
Лекция № 11.Практическая основа Пиитики Аристотеля. Образцовые произведения и писатели. Возрождение классических образцов. Литературные академии. Их назначение. Необразцовая народная литература и её несогласие с правилами Пиитики Аристотеля. «Весёлая наука» трубадуров. Масса новых произведений, не подходивших под пиитику Аристотеля.
Лекция № 12.Деление литературы на изящную и неизящную. Изящный вкус. Составление художественных галерей XVII и XVIII веков, как определение случайно устанавливаемого изящного вкуса. Расширение границ изящной литературы и искусства в XIX веке и следствие этого. Четыре периода в науке и словесности. Эпоха Возрождения в Италии. Теория мистико-символическая. Объяснение этой теории у Данте и приложение её к Божественной комедии и другим произведениям.
Лекция № 13.Изложение символической теории Дюрана. Rationalebivinorumofficiorum. Приложение этой теории. МорализованныйДоказ. Морализованные сборники Морализация мифа об Аргусе в QestaRomanorum.
Лекция № 14.Источники средневековой мистической теории. Памятники древнехристианской археологии: катакомбы, саркофаги диптихи и т. д. Значение этих монументальных памятников. Крест. Монограммы и символы Христа. Античные типы и мифы в древнехристианском искусстве. Параллелизм.
Лекция № 15.Толкования святого писания. Две редакции Толковой Псалтыри. Принципы древнехристианского иконописного искусства.Два отдела редакции греческой Толковой Псалтыри с миниатюрами. Параллелизм в храме Святого Виталия в Равенне. Смысл слова Данила Паломника при описании церкви Воскресения Христова. Крайнее проявление принципа иконографии. Принципы параллелизма из рукописи BibliaPauperum.
Лекция № 16.Описания праздников церемоний. Новые формы для выражения религиозного чувства: символы и эмблемы и их значение. Сборник символов и эмблем в русской литературе. Сборник, послуживший источником для иллюстрации стихотворений Державина.
Лекция № 17.Составление рисунков по стихотворениям Державина. Академическое издание стихотворений Державина. Отношение рисунков к Тексту. Характеристика художественных воззрений в эпоху Державина. Характер рисунков к сочинениям Державина. Примеры античной и аллегорической иллюстрации. Две программы рисунков к некоторым стихотворениям Державина. Изображение народа, земледельца. Русский солдат и мужик в рисунках к стихотворениям Державина.
Лекция № 18.XVIII век, его значение и представители. Теория драмы и романа. Романтизм. Сущность романтизма. Представители романтизма. Панславизм. Западники и славянофилы. История литературы и искусства.
Лекция № 19.Разработка истории средневекового искусства. Изучение языка. В. Гумбольдт. Деятельность братьев Гримм. Понятие народности. Макс Мюллер и его теория. Теория исторической передачи преданий.
Приложение 8
Примерный учебный план для историко-филологических факультетов (1885 г.)
Основные (общие) предметы для обоих отделений историко-филологического факультета (словесного и исторического) | Специальные предметы для словесного отделения |
1 семестр Чтение авторов — 6 ч.; Упражнения — 4 ч. Греческая история — 4 ч. ИТОГО: 14 часов | Сравнительное языковедение — 4 ч. |
2 семестр Чтение авторов — 6 ч.; Упражнения — 4 ч. Римская история — 4 ч. ИТОГО: 14 часов | Санскритский язык — 4 ч. |
3 семестр Чтение авторов — 6 ч.; Упражнения — 4 ч. Греческая литература — 4 ч. ИТОГО: 14 часов | Русский язык — 4 ч. |
4 семестр Чтение авторов — 6 ч.; Упражнения — 4 ч. Римская литература — 4 ч. ИТОГО: 14 часов | Русская литература — 4 ч. |
5 семестр Чтение авторов — 6 ч.; Упражнения — 4 ч. Греческие древности — 4 ч. ИТОГО: 14 часов | Славянская филология — 4 ч. |
6 семестр Чтение авторов — 6 ч.; Упражнения — 4 ч. Римские древности — 4 ч. ИТОГО: 14 часов | Славянская филология — 4 ч. |
7 семестр Чтение авторов — 3 ч.; Упражнения — 3 ч. Философия Платона — 4 ч. История искусств — 4 ч. ИТОГО: 14 часов | Западно-европейская литература — 4 ч. |
8 семестр Чтение авторов 6 ч.;Упражнения 4 ч. Философия Аристотеля 4 ч. ИТОГО: 14 часов | Западно-европейская литература — 4 ч. |
Приложение 9
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!