Материя и хаус как субстанция и процесс



Материя" и "хаос" - понятия неразрывно связанные, описывающие с позиций мономатериализма исходное состояние как субстанцию и процесс. В пределе сам процесс обретения материей физического бытия, согласно некоторым современным теориям, связан с хаосом и неустойчивостью. В стандартной космологической модели материя задана: она эволюционирует только в соответствии с фазами расширения вселенной. Неустойчивость возникает, стоит нам только учесть проблему рождения материи. Таким образом, особая точка Большого Взрыва заменяется рождением материи из кривизны пространства-времени. Стрела времени становится принципиально важным элементом, лежащим в основе самих определений материи и пространства - времени. Эта модель не соответствует рождению времени из "ничто". Космологическая стрела времени уже предполагается неустойчивостью квантового вакуума, из которого возникла вселенная. Гипотеза Большого Взрыва поставила физику "перед ее величайшим кризисом". Стивен Хокинг высказал предположение о том, что Большой Взрыв мог иметь чисто геометрический характер. В этом случае космологическое время было бы иллюзией: различие между временем и пространством исключалось путем введения "мнимого" времени, которое должно было рассматриваться как реальное. Такой подход привел бы к окончательному уничтожению всякой связи между бытием и становлением. Как пишет Хокинг о вселенной, "она просто должна быть, и все".

· 1 Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. - М., 1990. - С. 123.

Предположение об отсутствии космологического времени высказывалось и раньше. Наиболее ярким примером этого является "пустой" мир Минковского. Отсутствие в нем событий служит основанием для вывода об отсутствии времени во вселенной. Оно приобрело особый смысл после того, как теория относительности "опространствовала" время, сведя его к четвертой координате пространственного измерения.

Вневременность мира - вывод, вытекающий из современной теории пространства, в которой время выступает в качестве четвертой оси координат. Согласно этой теории, между событиями различных движущихся систем не может быть никакой одновременности, потому что в материальном мире нет никакого времени. Поскольку в "мире Минковского" нет времени, то там не может ничего происходить. Блистательная, хотя и неконструктивная мысль А. Венцля, которую он высказал до Хокинга, сводится к тому, что для физикалистского мира как объекта восприятия не подходит больше никакая временность, в нем ничего не происходит, он просто есть. Согласно теории относительности, и пространство не создается из мира, а только затем привносится задним числом в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света. "Шаг, который нам приходится делать, в некотором смысле напоминает шаг, который был вынужден сделать Эйнштейн, чтобы установить связь между пространством-временем, с одной стороны, и материей - с другой,.. никакой связи между "содержимым" (материей) и "оболочкой" - (пространством и временем) в ньютоновском описании не было. В отличие от Ньютона, геометрия в общей теории относительности Эйнштейна перестает быть эвклидовой, она зависит от распределения материи.

· 1 Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. - М., 1994. - С. 16-17.

Отсутствие космологического времени в современной физике сопровождается введением "мнимого" времени вместо реального. В этом случае физикализм неразрывно связан с философским субъективизмом

Универсальный эволюционизм - основа современной научной картины мира, критерии научности.

Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трёх основных сферах бытия ‑ неживой природе, органическом мире и социальной жизни ‑ в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Эти принципы, не отрицая специфики каждой конкретной отрасли знания, в то же время выступают в качестве инварианта в многообразии различных дисциплинарных онтологии. Формирование таких принципов было связано с переосмыслением оснований многих научных дисциплин. Одновременно они составляют один из аспектов великой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху. Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Становление эволюционных идей имеет достаточно длительную историю. Уже в XIX веке они нашли применение в некоторых областях знания, но воспринимались скорее как исключение по отношению к миру в целом. Принцип эволюции получил наиболее полную разработку в рамках биологии и стал её фундаментальным принципом со времён Ч. Дарвина. Однако вплоть до настоящего времени он не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной выступала физика, которая транслировала свои идеалы и нормы в другие отрасли знания. Физика традиционно исследовала фундаментальные структуры мироздания, и поэтому она всегда была в числе наук, претендующих на формирование базисных идей общенаучной картины мира. Но физика на протяжении большей части своей истории в явном виде принцип развития не включала в число своих фундаментальных принципов. Что же касается биологии, то она не достигла высокого статуса теоретически развитой науки, и только в XX веке были сделаны решающие шаги на этом пути. Её представления относились к области живой природы, которая традиционно не полагалась фундаментом мироздания. Поэтому, участвуя в построении общенаучной картины мира, биология длительное время не претендовала на то, чтобы её фундаментальные идеи и принципы приобрели универсальный общенаучный смысл, применялись во всех других областях исследования. Парадигмальная несовместимость классической физики и биологии обнаружилась в XIX столетии как противоречие между положениями эволюционной теории Дарвина и второго начала термодинамики. Согласно эволюционной теории, в мире происходит непрерывное образование все более сложно организованных живых систем, упорядоченных форм и состояний живого. Второе начало термодинамики демонстрировало, что эволюция физических систем приводит к ситуации, когда изолированная система целеустремлённо и необратимо смещается к состоянию равновесия Иначе говоря, если биологическая теория исходила из созидания в процессе эволюции все более сложных и упорядоченных живых систем, то термодинамика - из разрушения и непрерывного роста энтропии. Как отмечает Н. Н. Моисеев, сегодня мы представляем себе процессы эволюции, самоорганизации материи шире, чем во времена Дарвина, и понятия наследственности, изменчивости, отбора приобретают для нас иное, более глубокое содержание. С его точки зрения, всё, что происходит в мире, действие всех природных и социальных законов можно представить как постоянный отбор некоторых состояний из поля возможностей. В этом смысле все динамические системы обладают способностью «выбирать», хотя конкретные результаты «выбора», как правило, не могут быть предсказаны заранее.

Н. Н. Моисеев указывает, что можно выделить два типа механизмов, регулирующих такой «выбор». С одной стороны, адаптационные, под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств, а с другой - так называемые бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой системы. Но кроме этих механизмов для объяснения самоорганизации необходимо выделить ещё одну важную характеристику направленности самоорганизующихся процессов, которую Н. Н. Моисеев обозначает как принцип экономии энтропии, дающей преимущество сложным системам перед простыми.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 676; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!