Ребенок стихиен. Пожалуй, это самое важное, что надо знать о нем и над чем стоит глубоко задуматься.



Среди детей, расположенных к агрессивности, мы встречаем, много независимых характеров. Опыт пережитого, иногда врожденный недостаток — физическая слабость — делают их мизантропами. Склочники, ворчуны, человеконенавистники — это дети порока.

Приведу одно воспоминание. Будучи в Париже, я выбрался на соревнования' по плаванию. Прекрасный бассейн, амфитеатр, заполненный десятками тысяч детей вместе с учителями. Много солнца и радости. В этот момент появляется министр просвещения. Оркестр играет «Марсельезу», дети встают, снимают головные уборы. Один только подросток продолжает сидеть. Товарищ осторожным и мягким движением пробует поднять его с места, снять с головы шапку. Тот сердито смотрит и не подчиняется. Сидит в шапке. Он демонстрирует свое отношение к правительству. Три взгляда устремлены на строптивого парнишку. Его сразу заметили полицейский, учитель и я. Потом мы все трое встретились глазами и улыбнулись. Я почувствовал зависть от того, что богатая и беспечная Франция может себе позволить снисходительно улыбаться на подобную выходку.

Каждый ребенок переживает периоды и старческой усталости, и слабости, и пьянящего душевного подъема от красоты и необычайности жизни, но это не значит, что взрослые всегда и во всем должны подчиняться ребенку, стремясь сохранить его душевный покой. Но и заставлять его переступать через себя, насильно вытягивать из этого состояния не следует.

Сердце ребенка не успевает в развитии за его ростом, ему надо давать отдых. А может, наоборот — подтолкнуть к активной деятельности, чтобы стало крепче, сильнее? Подход должен быть сугубо индивидуальным, но важнее всего, чтобы ребенок вам доверял, потому что сам он заслуживает того, чтобы ему верили и его понимали. Но ошибочно считать, что понимать ребенка — это значит избегать конфликтов с ним.

Кто подсказал молодежи, к каким конфликтным ситуациям может привести иногда жизнь и каких компромиссов потребует, какие из них причиняют боль, но не ранят душу, а каких трудностей, можно вообще избежать и каким образом?

Кто подскажет моральные ориентиры? Можно ли считать человека моральным только потому, что он не плюет на пол и не вытирает нос скатертью? Или мораль заключается еще и в поступках?

Да, молодость благородна, отважна, а что же люди взрослые делают, с этим благородством? Уничтожают, растаптывают, сжигают дотла в душах собственных детей, а потом болтают, рассыпаясь в любезностях, о всякой чепухе: идеализме, беззаботности, стремлении к свободе иной, как бы абстрактной, молодежи, — как раньше говорили о невинности, благодарности, любви и привязанности собственных детей. И создается впечатление, что идеал — это нечто наподобие свинки или ветряной оспы и что постепенно он ослабевает, как и названные болезни, но через него проходят все, как, к примеру, через залы картинной галереи или через свадебное путешествие.

Будь собой, ищи свою дорогу. Познав себя — сможешь познать ребенка. Не требуй от детей большего, чем можешь дать сам.

Помни, что взрослый и сам отчасти ребенок, потому прежде всего начинать надо с познания, обучения и воспитания самого себя.

Самая большая ошибка — когда считают, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке.

Будь собой, приглядывайся ,к детям и не мешай им проявлять себя.

Смотри и не требуй. Не заставишь живого, подвижного ребенка быть тихим и сосредоточенным; недоверчивый и недовольный ребёнок не станет искренним и открытым; упрямый и себялюбивый не будет мягким и кротким.

Пусть никакой из моих взглядов не покажется вам безусловно убедительным и вы не останетесь безусловно убежденными в моей правоте. Пусть сегодняшний день будет всегда переходом от суммы вчерашних знаний к большему опыту дня завтрашнего. Только в таких условиях работа не станет ни скучной, ни монотонной, ни бесперспективной.

НАКАЗАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ

Вы только что прочитали целую главу -выдержек из трудов Януша Корчака и сами убедились, что его мысли не утеряли современности.

Вывод Корчака, что воспитание — это процесс постоянного познания ребенка и развития его врожденных способностей, наверняка не показался вам неожиданным. Гораздо интереснее узнать о способах, применяемых для реализации этого постулата.

Выше уже рассматривалась полезность самостоятельного детского печатного издания. Януш Корчак создал первый в мире печатный журнал, публиковавший материалы, подготовленные самими детьми, профессиональные детские писатели туда не допускались. Этот журнал выпускали сироты, дети во многом ущербные (по нашим понятиям), и он сыграл немалую роль в самовоспитании ребятишек, в развитии их самоуправления. Очень важную роль в корчаковском Доме сирот играл детский суд чести, который судил, но не наказывал. Азбука воспитательной работы Корчака начиналась уже с того, что он не употреблял коллективное и многоликое «дети», а использовал определение «ребенок», как бы подчеркивая этим значение индивидуального воспитания ребенка — частицы коллектива, которая должна стать личностью.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 430; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!