Внешняя политика фараонов Нового царства.



Яхмос I вторгся в Палестину и овладел крепостью Шарухен. Но это было только начало. Тутмос I дошел в своем победоносном походе до реки Евфрат, а на юге – до третьих нильских порогов.

После его смерти (1525 г. до н. э.) наступил временный спад в агрессивной внешне политике. Сын Тутмоса I Тутмос II процарствовал всего несколько месяцев, а в малолетстве его сына - Тутмоса III всю власть захватила мачеха последнего, по имени Хатшепсут.

Она опиралась в своем правлении на жречество фиванского бога Амона, которое не ладило с военной знатью и предпочитало мирную политику. По-видимому, завоевательная политика предшественников Хатшепсут сильно истощила страну и советники царицы вынуждены были считаться с народными недовольствами.

Вместо военных походов правительница снарядила морскую экспедицию в страну Пунт, и корабли ее вернулись нагруженные золотом, слоновой костью, душистой мирровой смолой и живыми мирровыми деревьями, посаженными в кадки, а также обезьянами и собаками.

После смерти Хатшепсут (1503 г. до н.э.) Тутмос III став единственным владыкой, круто изменил внешнюю политику и приступил к активным завоеваниям. Он направился во главе своей армии в Азию, где политическое господство Египта было подорвано при его мачехе и соправительнице. Многочисленные царьки Сирии и Палестины объединили свои разрозненные отряды и ожидали фараона-завоевателя у могучей крепости Мегиддо, лежащей посреди плодородной долины.Лишь после полугодовалой осады крепость Мегиддо была захвачена египтянами.

В дальнейших походах Тутмос III овладел финикийским побережьем, Сирией с главным центром городом Кадешем и, перейдя Евфрат, опустошил могущественную страну Митанни.

Блестящие военные успехи Тутмоса III в Азии свидетельствуют о превосходстве военной организации и военной техники Египта. К тому же фараон-завоеватель использовал политическую раздробленность, царившую в Передней Азии в отличие от централизованного Египта.

Завоевания Тутмоса III не ограничились азиатскими землями, но распределились на юг, где египтянам покорилась большая часть Куша (нильской Эфиопии).

Степень зависимости покоренных стран была различной. В Эфиопии сидели царские наместники со своим административным аппаратом. В Палестине и Сирии остались десятки местных царьков, которые в своих письмах фараону подобострастно заявляют о своей преданности. Нередко дети таких царьков отправлялись в Египет в качестве заложников. Что касается царей более обширные государств (Митанни, Ассирии, Вавилонии и Хеттского царства), то они сохраняли независимость и называли себя «братьями» египетского царя. Это не мешало фараону рассматривать присылаемые ими дары как дань, хотя о реальном подчинении не могло идти и речи.

После целого ряда завоевательных войн наступил мирный период. Во время долгого царствования Аменхотепа III (1455-1424 гг. до н. э.) военные действия почти прекращаются. Зато оживляются дипломатические и торговые связи Египта. Переписка с зависимыми правителями и независимыми царями азиатских стран ведется клинописью и почти всегда на аккадском языке, считавшемся в то время международным.

К концу царствования Аменхотепа III влияние Египта ослабевает. Зависимые царьки Сирии и Палестины ведут между собой войны, не считаясь с приказами фараона, и многие из них вступают в соглашение с хеттским царем, оспаривающим у Египта его азиатские владения.

С юго-востока, с Сирийской степи, вторгаются воинственные кочевые племена хабиру (предки евреев), опустошающих египетские владения. Положение становится особенно острым при сыне и преемнике Аменхотепа III, Аменхотепа IV (1424-1400 гг. до н. э.), который мало обращал внимание на азиатские владения Египта, ибо был отвлечен внутренними делами. При нем произошел конфликт внутри господствующего класса рабовладельцев. Сам фараон, опираясь на неродовитых служилых людей пытался подавить старую знать, связанную с храмами главного бога Амона, покровителя Фив.

Древнеегипетская письменность и литература.

Литература. От древних египтян дошло до нас большое количество произведений художественной литературы, восходящих к чисто народным сказкам и былям.

Особенно популярна была повесть о Синухете. Это был вельможа, бежавший из Египта во время смуты из-за престолонаследия. Он попал в Синайскую пустыню, где едва не умер от голода и жажды. Его спасли бедуины. Он пошел дальше, в Палестину, где подружился с вождем одного из племен и женился на его дочери. Победив в поединке одного туземного богатыря, Синухет забрал себе все его имущество. Хотя он разбогател, его стала мучить тоска по родине. Он выпросил у фараона прощение за свое дезертирство и вернулся в Египет. В повести ярко противопоставлены культурная жизнь при египетском дворе и примитивный быт азиатов. Однако антипатии к чужеземцам нет. Беглого египтянина они встречают гостеприимно и проявляют к нему великодушие.

Другое повествование носит чисто сказочный характер. Один египетский чиновник, отправившись в морское плавание, чуть не погиб во время бури. Потеряв корабль, и всех своих спутников, он добирается на обломке потонувшего корабля до острова, где обитает добрый змей, у которого путник гости, пока фараон не присылает за ним своих моряков.

Следует отметить также «Повесть о красноречивом поселянине», «Сказку об обреченном царевиче», «Сказку о правде и кривде» и т. д

Сохранилось немало всевозможных народных песен, распевавшихся египетскими молотильщиками, рыбаками, носильщиками и т. д., а также любовных стихотворений, в которых юноша и девушка наивно выражают свою взаимную привязанность.

Совершенно иной характер носит трескучая и напыщенная придворная поэзия, прославляющая невероятные подвиги царей.

Образцом философского произведения, ставящего вопрос о смысле жизни и ее цели, является «Разговор разочарованного с душой». Один из участников диалога жалуется на жестокость и коварство людей и хочет уйти в загробный мир искать там справедливость.

Другой собеседник высказывает скептические взгляды. Никто не вернулся с того света, никто не знает, лучше ли там, чем на земле. Лучше искать счастья в земной жизни. Однако разочарованный не хочет слушать утешений. В конце концов ему удается убедить свою скептическую душу в преимуществах потустороннего мира перед земной жизнью.

Письменность возникла в конце 4 тыс. до н.э., а возможно уже в герзейский период. Ее раннее рождение связано с хозяйственными нуждами и государственным делопроизводством, с насущной потребностью в учете всех материальных ресурсов общества. Она окончательно сложилась ко времени Среднего царства. Исходной ее формой было рисуночное письмо (пиктография), которое затем трансформировалось в иероглифическое, что стало результатом упрощения рисуночных знаков и утраты их прямой связи с изображаемым. Иероглифическое письмо («священная резьба») включало в себя словесные знаки (идеограммы), указывающие на предметы или понятия; фонетические знаки, передающие слоги, сочетания звуков (обычно двух или трех), причем исключительно согласных, или (гораздо реже) отдельные звуки; стилизованные рисунки, поясняющими смысл слов и понятий (детерминативы).

Иероглифические изображения охватывали весь живой и предметный мир древних египтян. Иероглифическая письменность была расшифрована в 1822 французским египтологом Ж.-Ф. Шампольоном (1790–1832). .

Иероглифы читались справа налево. Их наносили на каменную поверхность, на деревянные доски и иногда на кожанные свитки, а также с начала II тыс. до н.э. на папирус. Папирус изготавливали из одноименного волокнистого растения нильских заводей, стебли которого разрезали вдоль, укладывали рядами край к краю, поперек первого слоя стелили второй и спрессовывали их; слои склеивались соком самого растения. Папирус был очень дорог; его использовали экономно, часто старую надпись стирали и поверх нее наносили новую (палимпсест). На нем писали палочкой из стебля каламуса с расщепленным концом; чернила были органического происхождения; основной текст наносился черной краской, а начало строки и иногда фразы – красной.слова не отделялись друг от друга.

Египтяне были страстными любителями письменности. Они покрывали иероглифами внутренние и внешние стены гробниц и храмов, обелиски, стелы, статуи, изображения богов, саркофаги, сосуды и даже письменные приборы и посохи. Ремесло писцов высоко ценилось; для их подготовки существовали специальные школы.

Трудоемкое иероглифическое письмо уже в эпоху Древнего царства не могло удовлетворить растущие хозяйственные и культурные запросы общества. Это способствовало упрощению знаков и появлению схематичных иероглифов. Возник новый тип письма – иероглифическая скоропись, которая получила название иератической, хотя ею писали не только священные, но и большинство светских текстов. В период Среднего царства классическое иероглифическое письмо использовалось лишь для надписей на камне, тогда как иератическое монополизировало папирусы. Процесс дальнейшего сокращения и упрощения знаков привел в 8 в. до н.э. к рождению, на основе деловой скорописи, демотической письменности, предназначенной для повседневного употребления: несколько знаков сливаются в один; они окончательно утрачивают рисуночный характер; появляется более двадцати простых знаков, обозначающих отдельные согласные звуки, – зародыш алфавита; тем не менее иероглифы остаются важной составляющей демотического письма. Фараоны XVI династии сделали попытку возродить старую иероглифическую письменность. Однако с упадком древнеегипетского религиозного культа и исчезновением жреческой касты она к началу нашей эры была забыта. Во 2–3 вв. н.э. в Египте сформировалась алфавитный тип письменности – коптская. Коптский алфавит состоял из двадцати четырех букв классического греческого алфавита и семи букв демотического письма.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1792; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!