ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ



 

История социальной медицины в зарубежных странах

Основы социальной медицины (гигиены) возникли также давно, как и личная гигиена. Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, захоронение умерших и пр.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египет, Месса потами, Вавилон, Индия, Китай) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т.п. При оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый платил в несколько раз больше, чем бедный.

Египет. Эхнатон (ХУ в. до н.э.) был реформатором не только в области религии, но и в области медицины. Он выступил против всесилия фиванских жрецов, с их колдовством, знахарством, магией. Возвысил врачей: международный медицинский знак – «кадуцей» (змея, обвивающая кубок) – появился при Эхнатоне. Роль врача при нем приобрела определенную социальную значимость. Врачи древнего Египта знали анатомию и клинику многих заболеваний. Они различали приобретенные и врожденные болезни.

Прошло около тысячи лет, когда в соседней с Египтом Греции родился человек, поднявший медицину до уровня важнейшей государственной дисциплины.

Гиппократ (У1 в. до н.э.) и его время. Гиппократ поклонялся одному богу – богу врачевания Эскулапу. От Гиппократа пошло: врач должен бороться за жизнь больного до последнего. Он отверг само понятие «несовместимые с жизнью повреждения». Из опыта Спарты он заимствовал пропаганду здорового образа жизни, требовал соблюдения всех правил (умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения и умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотиков, веселые ежедневные танцы и пр.). Врачи в этот период относились к высшим государственным чиновникам.

В древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена его детей – Гигея, Панацея – стали нарицательными (гигиена означает «здоровый», панацея – несуществующее лекарство от всех болезней).

Ибн-Сина (Авиценна) был придворным лекарем и визиром при нескольких халифах (980 – 1937). Разработал «Канон врачебной науки», создал первую в истории медицинскую энциклопедию, которая содержала раздел «Нравственных характеров». Он ввел в научный и врачебный обиход представления о врачебной этике и деонтологии – важнейших составных частях социальной медицины.

При халифах врачи добились самого высокого положения при дворе. Они отвечали не только за здоровье самих халифов и их окружения, но и решали множество социально значимых задач. В плане любого военного похода учитывалось мнение врачей: 1) физическое и нравственное состояние войска; 2) гигиена воинов и живности; 3) половое и сексуальное обеспечение войска; 4) рацион питания войска; 5) медицинская помощь раненым; 6) профилактика эпидемий в войсках, 7) учет природно-климатических условий территорий, куда направлялось войско; 8) санитарно-эпидемиологическое состояние населения, которое завоевывалось; 9) последствия военных действий (природные, эпидемиологические, социальные, медицинские и др.).

Мнение врача учитывалось при решении многих вопросов: когда и на ком жениться, что следует делать, от чего кому воздержаться и т.д.

Одновременно во времена халифов нравственная чистота и жизнь по совести считались непременными атрибутами здорового образа жизни. Ибн-Сина впервые одел медицинских работников в белые одежды. Белый халат как символ чистоты и незапятнанности стал знаком медицинского работника.

С конца 8 века в европейских государствах (особенно в Великобритании, Германии, Франции) социальные аспекты здоровья изучались в рамках антропологии и социальной медицины.

Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томазо Кампанеллы и др.), которые в своих трудах, излагая представления об идеальном обществе, большое внимание уделяли режиму труда, гигиене, здоровому образу жизни, питанию и пр.

Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с появлением профессиональных заболеваний. Основоположником этого направления является итальянский врач Бернардино Рамаццини, издавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников», в котором он описывал условия работы и соответствующие заболевания у рабочих различных профессий.

Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе «Декларация прав человека и гражданина», принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения рассматривалось как национальное богатство.

В 1784 г. в Германии впервые В.Т. Рау ввел термин «медицинская полиция», включив в это понятие наблюдение за здоровьем населения, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, просвещение населения и пр.

В Англии в 1848 году было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и принят «Закон об общественном здоровье», организованы санитарные советы.

В 60-х г.г. Х1Х столетия были созданы международные договоренности о мерах по борьбе с инфекционными заболеваниями. В 1861 г. В Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет, который стал одним из первых международных мероприятий по охране общественного здоровья.

К концу Х1Х в. общественная (социальная) гигиена (медицина) сформировалась как наука, изучающая влияние социально-экономических факторов на здоровье различных групп населения.

Одним из основоположников социальной гигиены был Альфред Гротьян, «врач-социалист», как он себя называл. Именно он в 1902 г. начал читать курс лекций по теме «Социальная медицина» в Берлинском университете. В своей книге «Социальная патология» он писал: «...задачей социальной гигиены является изучение всех сторон общественной жизни и социальной среды с точки зрения влияния на человеческий организм и на основе этого изучения – поиск мероприятий, которые ... не должны иметь всегда только чисто медицинский характер, но могут захватывать часто и область социальной политики или даже общей политики».

Выдающийся американский гигиенист  Г. Сигерист (1911 г.) утверждал, что медицина должна изменяться в сторону слияния лечебной и профилактической помощи, что врач нового поколения должен стать врачом социальным.

Значительное развитие социальная медицина получила в ХХ столетии.

США шли своим путем к осознанию необходимости создания институтов социальной медицины. Если в СССР в предвоенные годы за общественное здоровье отвечали социальные гигиенисты (а за «моральное здоровье» - социальные психиатры), то в США и за то,  и другое отвечали социальные психологи. Американское общество тогда процветало и, действительно, было стабильно, поэтому вопросов об общественном здоровье американского народа тогда не возникало. Правда, практикующие врачи сталкивались с необходимостью при подходе к пациенту учитывать такие, например, его социальные данные, как наличие или отсутствие у него семьи, степень удовлетворенности своей работой или местом жительства. Появились книги, написанные терапевтами, такие как: «Пациенты имеют семьи» (Генри Ричардсон, 1943), «Пациент как личность» (изучение социальных аспектов болезни) (Кэнди Робинсон, 1940).

Положение в корне изменилось после второй мировой войны. Назревал глубокий социальный катаклизм: «Все вдруг поняли, что общество больно, и эта боль идет не от ран!», - так сказал выдающийся американский писатель Дж. Сэлинджер. А видный американский экономист Пол Сэмюэлсон решил, что «цикл благополучия для Америки закончился». Многие при этом считали, что причина болезни кроется в том, что американцы, сбросив на Японию атомные бомбы, нанесли себе тяжелый моральный ущерб. Как пришла американцам мысль искать спасение в социальной медицине? Они, разумеется, знали о существовании Института социальной медицины в Оксфорде. Но опыта тот институт (как и другие, в том числе его филиалы) приобрести не успел. Не было даже концепции социальной медицины. Первый американский институт социальной медицины возник в 1946 г. при Нью-Йоркской Медицинской академии. Возглавил его терапевт, доктор медицины Яго Гальдстон. Открытие института произошло вслед за появлением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Генеральный директор ВОЗ Брок Чишолм выступил с речью, отметив, что этот институт — краеугольный камень будущего здания здоровья Планеты. Институт поддержали финансами Милбанк, Мемориальный фонд, Рокфеллеровский фонд. В институте действовали факультеты: истории  медицины, философии и социологии медицины, гигиены, психологии, психиатрии, эпидемиологии, гигиены питания, социальной педагогики, социальной криминологии, планирования и маркетинга и др.

К столетию Нью-Йоркской Медицинской академии Институт социальной медицины провел первую международную конференцию (1947 г.), опубликовав ее материалы в сборнике «Социальная медицина: еѐ истоки и объекты» – наука о воспитании человека.

Затем, под влиянием британского и американского институтов социальной медицины, стали открываться колледжи, которые готовили социальных работников, социальных педагогов, социальных юристов и, конечно, социальных медиков. В Англии и Америке стали создаваться инфраструктуры социальной защиты населения. Как специализированная отрасль социальная медицина сложилась относительно поздно (в 1950-е в США). После второй мировой войны социальная медицина стала быстро развиваться и в настоящее время за рубежом является одной из наиболее обширных (если не самой обширной) областей социологического знания. Значительный вклад в становление и развитие социальная медицина внесли такие известные социальные мыслители и социологи как Маркс, Энгельс, Франк, Парсонс, Мертон, Фуко, Мэмфорд, Наварро, Уинтер и др.

В других странах Западной Европы (в Италии, Франции, Испании, Бельгии, Западной Германии, Норвегии, Австрии) институты социальной медицины появились позже. До сих пор их нет в Голландии, Швейцарии, Дании, Швеции.

Среди современных крупнейших западных социологов нет, пожалуй, ни одного, который бы не занимался вопросами социальной медицины. Издаются солидные издания, связанные  с социальной медициной, такие как «Здоровье и социальное поведение», «Социальная наука и медицина», «Социология здоровья и болезни».

В последнее время в западных странах наблюдается тенденция к разделению социальной медицины как науки и предмета преподавания на две дисциплины: социальная медицина, которая готовит специалистов в области общественного здравоохранения, разрабатывающих меры по охране и восстановлению здоровья населения, и менеджмент в здравоохранении, который готовит специалистов в области управления органами и учреждениями здравоохранения.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1050; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!