Описание города Глупова в цыкле рассказов «История одного города»

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

Краткое содержание

Роман начинается обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца.

Далее следует рассказ о том, как глуповцы устроились на жительство. Раньше они были головотяпами, так как имели при­вычку тяпать головами обо все, что попадается на пути. Однажды они решили призвать на царство умного правителя. Долго блуж­дали, наконец увидели на берегу реки человека, который макал в воду пряники и закусывал. Обратились к нему с просьбой «володеть» ими. Он согласился, сказав: «Я глуп, а вы еще глупее». От­крывает галерею жизнеописаний глуповских градоначальников Де­ментий Варламович Брудастый, который, как только прискакал в город, на самой границе высек уйму ямщиков. В его голове вме­сто мозга действует органный механизм, умеющий наигрывать лишь два слова: «Разорю!» и «Не потерплю!», который затем сло­мался, и его пытался починить часовых и органных дел мастер Байбаков. Затем голову отослали в Санкт-Петербург, мастеру Винтергальтеру. Тот починил голову и отправил обратно в Глупов, но мальчик-посыльный ее потерял. Когда народ уже начал волно­ваться, капитан-исправник привез градоначальника точно такого же на вид, как Брудастый. Градоначальник закричал: «Разорю!», и все тут же притихли. Но тут подъехали дрожки, в которых сидел точно такой же градоначальник. В Глупове было установи­лось двоевластие, но из губернии прибыл посыльный, посадил обоих градоначальников в особые сосуды, наполненные спиртом, и увез для освидетельствования.

В городе началась борьба за власть. Бесчинства и беспорядки прекратил новый градоначальник Семен Константинович Двоекуров.

Двоекуров совершил очень многое. Он вымостил улицы: Дво­рянскую и Большую, собрал недоимки, покровительствовал на­укам и ходатайствовал об учреждении в Глупове академии. Но главная его заслуга состояла в том, что он ввел в употребление горчицу и лавровый лист. Все свои цели он достигал тем, что бесконечно сек глуповцев.

После смерти Двоекурова градоначальником стал Василиск Семенович Бородавкин, который поразил всех административной расторопностью. Миколадзе и Беневоленский испытывали особую страсть к изданию законов. Например, даже издали закон о пече­нии пирогов. При Грустилове появились различные прорицатели и колдуны.

Последним градоправителем Глупова стал Угрюм-Бурчеев. Это был диктатор-реакционер, который установил в Глупове тотали­тарный режим. Он всегда ходил в сапогах и только по прямой линии, спал на голой земле, а в морозы — на сеновале. Придумал проект, по которому дома должны были строиться только по пря­мой линии, окнами в палисадник, а жители — ходить строем на работу. Угрюм-Бурчеев решил преградить течение реки, повер­нуть ее вспять. В итоге он распорядился записывать всех глупов­цев в особые книги, то есть составлять на них досье.

Наконец, глуповцев поразило неслыханное зрелище: север потемнел и покрылся тучами, начался смерч, дождь. Неиспове­димый ужас охватил жителей. Обращаясь к толпе, Угрюм-Бурче­ев произнес: «Придет», но договорить не успел — раздался треск, и градоначальник исчез. История прекратила свое течение.

 


ОПИСЬ ГРАДОНАЧАЛЬНИКАМ

В разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным (1731 - 1826)

1) К л е м е н т и й, Амадей Мануйлович. Вывезен из Италии Бироном, герцогом Курляндским, за искусную стряпню макарон; потом, будучи внезапно произведен в надлежащий чин, прислан градоначальником. Прибыв в Глупов, не только не оставил занятия макаронами, но даже усильно к тому принуждал, чем себя и воспрославил. За измену бит в 1734 году кнутом и, по вырывании ноздрей, сослан в Березов.

2) Ф е р а п о н т о в, Фотий Петрович, бригадир. Бывый брадобрей оного же герцога Курляндского. Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч до зрелищ, что никому без себя сечь не доверял. В 1738 году, быв в лесу, растерзан собаками.

3) В е л и к а н о в, Иван Матвеевич. Обложил в свою пользу жителей данью по три копейки с души, предварительно утопив в реке экономии директора. Перебил в кровь многих капитан-исправников. В 1740 году, в царствование кроткия Елисавет, быв уличен в любовной связи с Авдотьей Лопухиной, бит кнутом и, по урезании языка, сослан в заточение в чердынский острог.

4) У р у с - К у г у ш - К и л ь д и б а е в, Маныл Самылович, капитан-поручик из лейб-кампанцев. Отличался безумной отвагой и даже брал однажды приступом город Глупов. По доведении о сем до сведения, похвалы не получил и в 1745 году уволен с распубликованием.

5) Л а м в р о к а к и с, беглый грек, без имени и отчества, и даже без чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре. Торговал греческим мылом, губкою и орехами; сверх того, был сторонником классического образования. В 1756 году был найден в постели, заеденный клопами.

6) Б а к л а н, Иван Матвеевич, бригадир. Был роста трех аршин и трех вершков и кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого (известная в Москве колокольня). Переломлен пополам во время бури, свирепствовавшей в 1761 году.

7) П ф е й ф е р, Богдан Богданович, гвардии сержант, голштинский выходец. Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество.

8) Б р у д а с т ы й, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был "Органчиком". Это не мешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки, запущенные его предместником. Во время сего правления произошло пагубное безначалие, продолжавшееся семь дней, как о том будет повествуемо ниже.

9) Д в о е к у р о в, Семен Константиныч, штатский советник и кавалер. Вымостил Большую и Дворянскую улицы, завел пивоварение и медоварение, ввел в употребление горчицу и лавровый лист, собрал недоимки, покровительствовал наукам и ходатайствовал о заведении в Глупове академии. Написал сочинение: "Жизнеописания замечательнейших обезьян". Будучи крепкого телосложения, имел последовательно восемь амант. Супруга его, Лукерья Терентьевна, тоже была весьма снисходительна, и тем много способствовала блеску сего правления. Умер в 1770 году своею смертью.

10) М а р к и з д е С а н г л о т, Антон Протасьевич, французский выходец и друг Дидерота. Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Летал по воздуху в городском саду, и чуть было не улетел совсем, как зацепился фалдами за шпиц, и оттуда с превеликим трудом снят. За эту затею уволен в 1772 году, а в следующем же году, не уныв духом, давал представления у Излера на минеральных водах5.

11) Ф ер д ы щ е н к о, Петр Петрович, бригадир. Бывший денщик князя Потемкина. При не весьма обширном уме был косноязычен. Недоимки запустил; любил есть буженину и гуся с капустой. Во время его градоначальствования город подвергся голоду и пожару. Умер в 1779 году от объедения.

12) Б о р о д а в к и н, Василиск Семенович. Градоначальничество сие было самое продолжительное и самое блестящее. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною. Ввел в употребление игру ламуш и прованское масло; замостил базарную площадь и засадил березками улицу, ведущую к присутственным местам; вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил съезжий дом. Умер в 1798 году, на экзекуции, напутствуемый капитан-исправником.

13) Н е г о д я е в, Онуфрий Иванович, бывый гатчинский истопник. Размостил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня настроил монументов. Сменен в 1802 году за несогласие с Новосильцевым, Чарторыйским и Строговым (знаменитый в свое время триумвират) насчет конституций, в чем его и оправдали последствия.

14) М и к а л а д з е, князь, Ксаверий Георгиевич, черкашенин, потомок сладострастной княгини Тамары. Имел обольстительную наружность и был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое. Оставил полезное по сему предмету руководство. Умер в 1814 году от истощения сил.

15) Б е н е в о л е н с к и й, Феофилакт Иринархович, статский советник, товарищ Сперанского по семинарии. Был мудр и оказывал склонность к законодательству. Предсказал гласные суды и земство. Имел любовную связь с купчихою Распоповою, у которой, по субботам, едал пироги с начинкой. В свободное от занятий время сочинял для городских попов проповеди и переводил с латинского сочинения Фомы Кемпийского. Вновь ввел в употребление, яко полезные, горчицу, лавровый лист и прованское масло. Первый обложил данью откуп, от коего и получал три тысячи рублей в год. В 1811 году, за потворство Бонапарту, был призван к ответу и сослан в заключение.

16) П р ы щ, Иван Пантелеич. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.

17) И в а н о в, статский советник, Никодим Осипович. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.

18) Д ю Ш а р и о, виконт, Ангел Дорофеевич, французский выходец. Любил рядиться в женское платье и лакомился лягушками. По рассмотрении, оказался девицею. Выслан в 1821 году за границу.

20) Г р у с т и л о в, Эраст Андреевич, статский советник. Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слез видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году. Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.

21) У г р ю м - Б у р ч е е в, бывый прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

22) П е р е х в а т - З а л и х в а т с к и й, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.

Описание города Глупова в цыкле рассказов «История одного города»

Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» представляет собой цикл рассказов, не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями, но объединенных в одно произведение ввиду общей цели - сатирического изображения современного Салтыкову-Щедрину политического устройства России. «Историю одного города» определяют как сатирическую хронику. Действительно, истории из жизни города Глупова заставляют смеяться и нас, сейчас, более чем через век после смерти писателя. Однако этот смех - это смех над самими собой, так как «История одного города» - это, в сущности, сатирическая история русского общества и государства, изложенная в форме комического описания. В «Истории одного города» ярко выражены жанровые черты политического памфлета.

Это заметно уже в «Описи градоначальников», особенно в описании причин их смерти. Так, один был заеден клопами, другой растерзан собаками, третий умер от обжорства, четвертый - от порчи головного инструмента, пятый - от натуги, силясь постичь начальственный указ, шестой - от стараний в преумножении народонаселения Глупова. В этом ряду стоит и градоначальник Прыщ, фаршированную голову которого откусил предводитель дворянства.

Приемы политического памфлета усилены такими средствами художественного изображения, как фантастика и гротеск.

Чуть ли не главной особенностью этого произведения, безусловно зас-луживающей внимания, является галерея образов градоначальников, не заботящихся о судьбе отданного им во власть города, думающих лишь о собственном благе и выгоде, либо вообще ни о чем не думающих, так как некоторые просто не способны к мыслительному процессу. Показывая образы градоначальников Глупова, Салтыков-Щедрин часто описывает настоящих правителей России, со всеми их недостатками. В глуповских градоначальниках можно без труда узнать и А. Меншикова, и Петра I, и Александра I, и Петра III, и Аракчеева, неприглядную сущность которого показал писатель в образе Угрюм-Бурчеева, правившего в самое трагическое время существования Глупова.

Но сатира Щедрина своеобразна тем, что она не щадит не только правящие круги, вплоть до императоров, но и обычного, заурядного, серого человека, подчиняющегося правителям-самодурам.

В этой своей серости и невежестве простой гражданин Глупова готов слепо повиноваться любым, самым нелепым и абсурдным приказам, безоглядно веря в царя-батюшку. И нигде Салтыков-Щедрин так не осуждает начальниколюбие, чинопочитание, как в «Истории одного города». В одной из первых глав произведения глуповцы, еще именовавшиеся головотяпами, сбиваются с ног в поисках рабских оков, в поисках князя, который будет ими управлять. Причем ищут они не любого, а самого что ни на есть глупого. Но даже самый глупый князь не может не заметить еще большую глупость пришедшего поклониться ему народа. Таким народом он просто отказывается управлять, лишь благосклонно приняв дань и поставив вместо себя в градоначальники «вора-новатора». Таким образом Салтыков-Щедрин показывает бездеятельность русских правителей, их нежелание сделать что-либо полезное для государства.

Сатира Салтыкова-Щедрина разоблачает приспешников государя, льстецов, разворовывающих страну и казну. С особой силой сатирический талант писателя проявился в главе, посвященной Брудастому-Органчику. Этот градоначальник день и ночь писал «все новые и новые понуждения», по которым «хватали и ловили, секли и пороли, описывали и продавали». С глуповцами он объяснялся только при помощи двух реплик: «разорю!» и «не потерплю!». Именно для этого и был необходим порожний сосуд вместо головы. Но апофеозом начальственного идиотизма является в «Истории одного города» Угрюм-Бурчеев. Это самая зловещая фигура во всей галерее глупозских градоначальников. Салтыков-Щедрин называет его и «угрюмым идиотом», и «угрюмым прохвостом», и «тугохвостом до мозга костей». Он не признает ни школ, ни грамотности, а только науку чисел, преподаваемых на пальцах. Главная цель всех его «трудов» - превратить город в казарму, заставить всех маршировать, беспрекословно выполнять абсурдные приказы. По его замыслу даже женихи и невесты должны быть одного роста и телосложения. Налетевший смерч уносит Угрюм-Бурчеева. Такой конец идиота-градоначальника воспринимался современниками Салтыкова-Щедрина как очистительная сила, как символ народного гнева.

Эта галерея всевозможных прохвостов вызывает не просто гомерический хохот, но и тревогу за страну, в которой безголовый манекен может управлять огромной страной.

Конечно, литературное произведение не может решить политических вопросов, поставленных в нем. Но то, что эти вопросы заданы, означает, что кто-то над ними задумался, попытался что-то исправить. Беспощадная сатира Салтыкова похожа на горькое лекарство, необходимое для излечения. Цель писателя заставить читателя задуматься о неблагополучии, о неправильном государственном устройстве России. Остается надеяться, что произведения Салтыкова-Щедрина достигли цели, помогли хотя бы частично осознать ошибки, хотя бы некоторые из них больше не повторять.

 

ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК

Несколько путников встречаются на Ладожском озере. Все они путешествуют к Валааму. Один из героев одет как послушник монастыря, хвалится тем, что умеет прекрасно приручать лошадей. Его зовут Флягин Иван Северьяныч, он рассказывает остальным историю своей собственной жизни. Иван Северьяныч был простого происхождения, жил в поместье одного из графов Орловской губернии. Однажды герой просто так забил до смерти одного монаха. Убитый стал являться ночью Ивану Северьянычу. Монах сказал ему, что герой будет много раз находиться у края гибели, но ни разу не погибнет, и только когда погибель станет реальностью, решит стать монахом.

Действительно, однажды Иван Северьяныч, которого все называют Голован, помогает хозяевам спастись от гибели в пропасти. После этого на некоторое время он попадает даже в милость графа. Как-то раз за провинность Ивана Северьяныча порют, он не выдерживает унижений и решает повеситься. Но от самоубийства героя спасает цыган, обрезавший веревку. Герой уходит вместе с ним от графа, похитив хозяйских лошадей. Потом он даже получает вольный лист и устраивается следить за маленькой дочерью одного помещика. Иван Северьяныч отдает девочку родной матери и ее нынешнему мужу офицеру-улану, с которым она сбежала от барина.

После этих событий герой отправляется в степь, куда пригоняют свои конские табуны татары. Чтобы получить коня татары стегают друг друга плетьми. Однажды, Иван Северьяныч убивает таким образом одного татарина, чтобы приобрести красавца коня. В итоге герой, по сути, оказывается в плену у татар, работает лекарем у них и очень хочет вернуться на родину. Даже обзаводиться несколькими женами и детьми, но не любит их из-за некрещенности и не христианской веры.

Через несколько лет, встав на ноги, Иван Северьяныч отправляется в странствие, ему удается попасть домой. Граф, который к тому времени становится богомольным, прощает героя за уход и похищение лошадей. Как-то Иван Северьяныч дает дельные советы мужикам по выбору самых хороших лошадей. На протяжении нескольких лет герой поддерживает знакомство с распутным князем, потом убивает, предназначенную ему в жену цыганку Грушеньку. Затем Иван Северьяныч в поисках смерти уходит на войну, возвратившись оттуда с орденом, работает справщиком. Некоторое время герой играет в театре и в конце концов уходит в монастырь. Такая жизнь его не тяготит, он остается в сане послушника. В Валаам он отправляется на богомоление. Своим попутчикам он признается, что ожидает скорой смерти.

Описание героев

Левша:

Александр Павлович

Русский император. Он большой поклонник английской культуры, восхищается техническими изобретениями этой страны. Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, А.П. восторгается различными интересными вещами, новшествами, которые ему гордо демонстрируют англичане. Он не решается в противовес показать им изделия и достижения русских мастеров. А.П. - политик, он боится испортить отношения с англичанами, в нем нет должного патриотизма. Ему противопоставлен его брат Николай Павлович и атаман Платов, которые являются много большими патриотами и болезненно переживают унижение русских людей.

ЛЕВША:

Тульский мастер. Его внешняя характеристика довольно скудна: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". Он один из трех мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем английская танцующая блоха. И эти три умельца подковывают блоху. А Л. делает гвоздики для подков. Образ Л. очень неоднозначный: и положительный, и иронически-негативный. С одной стороны, он очень искусный мастеровой, замечательный умелец. С другой стороны, он чрезвычайно забит, считает себя абсолютно незначительным существом. Англичане предлагают Л. остаться у них, но он отвергает это предложение. И здесь играет большую роль не только чувство патриотизма, но еще и неверие в возможность жить лучше, в человеческих условиях. Л. полностью забитое существо, которому даже в голову не приходит мысль о каком-то малейшем сопротивлении обстоятельствам. Жизнь его заканчивается трагично. Он заболевает и умирает безызвестным, никому не нужным, лишенный всякой заботы. Трагическая судьба Л. противопоставлена истории англичанина, приехавшего в Петербург вместе с ним. Того очень заботливо приняли в английском посольстве. Лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни - чисто русское качество. Погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. Важно заметить, что в описании Л. есть много комического. Этот искусный мастер был не только левшой, но и еще и косым. И это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Русский император. Именно он поручает атаману Платову найти умельцев, могущих превзойти английских мастеров. После он посылает Левшу с подкованной блохой в Англию, чтобы показать, на что способны русские мастера. В отличие от своего брата, Н.П. показан патриотом.

ПЛАТОВ

Казачий атаман. Именно он сопровождает императора Александра Павловича во время поездки в Англию. В отличие от императора, П. показан нам как патриот своей страны. Он уверен, что русские мастера смогут сделать вещь более удивительную, чем танцующая блоха. Именно он разоблачает англичан, когда отворачивает замок у английского пистолета и видит там надпись с именем русского мастера. Из-за своего прямодушия П. теряет хорошее расположение Николая Павловича. Примечательно то, что П. не признает личного достоинства людей, зависящих от него. Побои и угрозы он считает лучшим способом влияния на людей. П. оказался единственным человеком, который попытался помочь заболевшему Левше вернуться в Россию.

ЧЕРНЫШЕВ

Граф, вельможа при дворе Николая Павловича. Этот герой носит отрицательный характер. Он вредит России, мешает донести до императора важнейшую весть. Левша узнал, что англичане не чистят ружья кирпичом, в отличие от русских войск. Это очень важно, при чистке кирпичом ружейные стволы истончаются, и в них не держатся пули. Ч. препятствует донесению этой вести. Из-за этого позднее русская армия терпит поражение от англичан в Крымской войне.

Леди Макбет Мценского уезда:

КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА — героиня повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864, авторское обозначение жанра — очерк). Никаких сведений о возможных реальных прототипах К.И. не сохранилось. Скорее всего Лесков, некоторое время работавший в судебной уголовной палате, создал этот образ, воспользовавшись материалами уголовных дел. Отдавая в печать свой «очерк», Лесков представил его как «1-й № серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности». К.И., как писал о ней Лесков в начале повести, «купеческая жена, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали называть ее леди Макбет Мценского уезда». Писатель прямо указывает на литературный прототип К.И.— это леди Макбет У.Шекспира. И та, и другая убивают в стремлении к своей цели тех, кто им мешает; обе гибнут под тяжестью своих преступлений. Однако в отличие от прототипа К.И. — крестьянка, ставшая «купеческой женой»; в слепой страсти к своему любовнику приказчику Сергею она убивает мужа и свекра, а затем племянника, попадает в тюрьму и на каторгу, испытывает всю горечь предательства со стороны сообщника-любовника и в финале топит вместе с собой в водах ледяной реки свою соперницу Сонетку. Возможно Лесков при создании образа К.И. использовал английские народные баллады, очень популярные в России XIX»Шв. В частности, балладу «The Lord of Waristoun», в которой рассказывается о жене, убившей мужа. Фабула «очерка» во многом построена на основе сюжетов широко распространенной в России лубочной картинки «О купеческой жене и приказчике».

К.И. стала символом шекспировских страстей на русской почве: в ее образе Лесков сделал попытку исследовать «грубые и несложные формы», в которых проявляется «рабская покорность своим страстям и преследование дурных недостойных целей у людей простых, почвенных, невыдержанных». В характере героини начало языческое, телесное резко противопоставлено началу духовному. К.И. очень сильна физически, Лесков всячески подчеркивает ее «диковинную тяжесть», телесную «чрезмерность». Духовные же запросы К.И. практически сведены к нулю, что усугубляется еще и «скукой русской, скукой купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться». В доме есть Библия и «Киевский патерик» (жизнеописания святых и великомучеников Киевской Руси), но К.И. даже не открывает их. «Киевскому патерику» Лесков придает символическое значение — перед смертью племянник К.И. Федя читает в этом патерике житие «своего ангела»»Шв. велико-муч. Феодора Стратилата.

Вспыхнувшая в К.И. страсть к приказчику Сергею заставляет ее «чрезмерность» развернуться во всю мощь ее языческой силы. Она начинает жить как бы в соответствии со словами Макбета: «Я смею все, что смеет человек, // И только зверь на большее способен». Поступки, совершаемые К.И. под влиянием этой «языческой силы», поначалу вроде бы даже не вызывающие особого отвращения (первые две жертвы К.И.— персонажи малосимпатичные), неизбежно ведут героиню к провалу в «кромешное зло», к абсолютному противоречию христианству. Весь ужас и низость происходящего Лесков подчеркивает тем, что убийство мальчика Феди совершает беременная К.И. в ночь под праздник «Введения Богородицы во Храм». «Божья кара» настигает преступников тут же: их уличают и отдают под суд.

Вопрос об оправдании К.И. тем, что она совершила преступления «во имя любви», потом не раз поднимавшийся в критике, Лесков отвергает полностью. Это не любовь, а «темная страсть»: «Помнишь, как мы с тобой ночами погуливали да твоих родственничков на тот свет провожали» — уже на этапе говорит Сергей К.И., которая в своем унижении «уж ни бога, ни совести, ни глаз людских не боится». Сам Лесков вспоминал потом, что ему становилось по временам жутко, когда он писал «Леди Макбет Мценского уезда».

Русская критика XIX и XX вв., рассматривающая очерк Лескова в традиции «органической литературы» (термин Ап.Григорьева), относит образ К.И. к т.н. «хищному типу». Многие исследователи в этой связи (например, Б.М.Эйхенбаум) противопоставляют К.И. образ Катерины Кабановой из «Грозы» А.Н.Островского, которая в классификации Ап.Григорьева олицетворяет одновременно «смиренный» и «страстный» типы. У Катерины Островского любовная драма «перерастает в трагедию высокого духа», а у Лескова — в трагедию «грубо поставленных страстей», во многом напоминающую «Власть тьмы» Л.Н.Толстого. Райскому саду героини Островского противостоит «звериный» рай К.И., где «дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге, к темным желаниям». Создав образ К.И., Лесков как бы завершил характерную для XIX века литературную цепочку исследования «темных страстей» персонажей, принадлежащих к различным социально-сословным группам: царь Борис Годунов, помещик Иудушка Головлев и купчиха К.И. Все они погибают, преследуемые тенями своих жертв. Во фразеологический обиход русского языка прочно вошел сам эпитет «леди макбет мцен-ского уезда», употребляющийся, как правило, с оттенком иронии.

До 30-х годов XX века очерк Лескова находился в своеобразной литературной тени. В 1931 г. поэт-конструктивист Николай Ушаков в книге «30 стихотворений» опубликовал стихи «Леди Макбет», в которых «под лесковским эпиграфом» описал кровавую историю — на сей раз лесничихи. Стихотворение заканчивается в ироническом тоне: …То не бор в воротах, леди, не хочу таиться я,— то за нами, леди, едет конная милиция.

Образ К.И. не обошли вниманием и художники. В 1930 г. иллюстрации к очерку сделал Б.М.Кустодиев, а в 70-х — И.С.Глазунов.

Лит.: Анненский Л. Мировая знаменитость из Мценского уезда // Анненский Л. Лесковское ожерелье. М., 1986; Гуминский В. Органическое взаимодействие // В мире Лескова. М., 1983.

А.Л.Цуканов Повесть Лескова имела ряд воплощений на драматической сцене и на киноэкране — художественно мало значительных. Совершенно иной масштаб образ К.И. приобрел в опере Д.Д.Шостаковича (1932, авторское название такое, как и в повести; название «Катерина Измайлова» ввел В.И.Немирович-Данченко в своей постановке 30-х годов; позднее оно было использовано во второй, цензурной, редакции оперы, навязанной композитору в 60-е годы). В опере жанр первоисточника трансформирован в «трагедию-сатиру». Переосмыслен характер К.И.: не хищная страсть одуревшей от сытости и пятилетнего «заточения» купчихи, а всепоглощающая любовь владеет героиней. К.И.— жертва духовно-нищего общества, но одновременно и его палач. Музыка Шостаковича передает разнообразные чувства героини: тут и любовное смятение, муки совести, сознание безысходности. Шостакович принципиально исключает самый тяжкий грех К.И.— убийство ребенка ради наследства. В опере К.И. человечнее, одухотвореннее литературного прообраза, мотив ее поступков — мечта о любви как высшей цели существования, семье, материнстве. Однако тем ужаснее ее преступление, тем глубже трагедия. Подлинно трагедийный образ К.И. был создан Г.Л. Вишневской (1966), отразившей богатейший диапазон чувствований героини. В ее интерпретации К.И. предстает как олицетворение силы и боли женской души.

Очарованный странник:

Флягин

Флягин Иван Северьяныч - главный герой произведения и основной рассказчик событий. В образе Ф. сплелись мотивы сказочного героя, персонажа бытия, былинного богатыря и героя авантюрного романа. Связь Ф. со сказочным персонажем заключается в его неуязвимости, благополучном преодолении препятствий и преград. Наивность и простосердечие Ф. также напоминает сказочного героя. Он спасает от смерти своих хозяев, а в награду просит только гармонь. Самому Ф. чудесным образом всегда удается избежать неминуемой гибели. На кавказской войне Ф. удачно переплывает реку под выстрелами неприятеля, хотя другим солдатам этого сделать не удавалось. Эта же способность в любых ситуациях выходить живым и невредимым из любых ситуаций сближает героя с персонажами авантюрных романов. Так же, как и эти персонажи, у него нет дома, он скитается по свету. Он меняет во время своих странствий множество профессий и социальных ролей (крепостной графа К., нянька барскому ребенку, пленник у "татар", помощник князя, солдат, актер в балагане, послушник монастыря). С персонажами бытия Ф. объединяет то, что он был вымоленным ребенком, обещанным Богу. В юности в сновидении ему был предсказан приход в монастырь и паломничество на Соловки. Ф. чувствует в своей жизни присутствие провидения. Его искушают бесы, он открывает в себе дар пророчествовать, но это описано, скорее, с иронией. В отличие от персонажей бытия, Ф. не святой. Ф. герой очень неоднозначный. С одной стороны, он наивен и прямодушен. Всем сердцем чувствует красоту природы. В нем есть самоотверженность и бескорыстие. Убив Грушу, он пытается искупить свою вину и желает освободить молодого крестьянина от тяжелой солдатской службы. Под его именем Ф. идет в армию. Он же отдает барского ребенка настоящей матери, бывшей жене барина. Но в тот же момент, ему присущи нехристианские поступки. В молодости засек кнутом монаха, убил на поединке Савакирея, бросает своих татарских жен и детей. Грехом он посчитал только убийство монаха. В этом образе воплотились основные черты русского народа, и положительные, и отрицательные.

Груша

Это молодая цыганка. С ней знакомится Иван Флягин и впервые влюбляется. В Г. его привлекает ее артистизм, страстность, гордость. Особенно в описании ее внешности выделяются глаза. Г. - "чаровница-колдунья", она завораживает, очаровывает Флягина. Он полюбил Г., но она не испытала этого чувства в ответ. После того, как ее оставляет любовник-князь, кончает жизнь самоубийством.

Соборяне:

Все художественные средства и приемы в романе направлены на то, чтобы раскрыть тип душевного расположения человека, устремленного к Богу. Особенности мирочувствования и психики Савелия Туберозова раскрываются в частной жизни и в общественных связях. Но основное внимание уделено в «Соборянах» описанию духовно-религиозного опыта героя, поскольку автор показывает человека прежде всего в его отношении к Богу. Это сфера является всеобъемлющей, так как вера – «это предмет самый важный, это вопрос, который дает человеку все его направление и совершеннейшую отделку».
Протопопа Савелия Туберозова часто называют мятежным и сравнивают с протопопом Аввакмом. «Мятежность» героя вызвана обостренным чувстовм человеческого достоинства. Постоянными раздумьями над смыслом человеческой жизни. Туберозов ощущает себя гражданином и ему небезразлично. Что происходит в обществе, светском и церковном. Его беспокоит 2нестроение» мира, растление умов и нравов, причину которого он видит в отпадении от Бога, в нигилизме. Но и современная церковь видится ему часто формально благочестивой. Понимая, что здоровье народа – это «живой дух веры»(X, 329), Савелий Туберозов призывает отказаться от холодного формализма в общении церкви с паствой и непосредственно к человеку обратиться с проповедью евангельских заповедей. Герой совершает подвижнический подвиг, выступив с порицанием и осуждением «торговли во храме торговли совестью», сосредоточившись «на борьбе с внешними силами, нарушающими правду евангельского слова». Он совершает богатырский подвиг, воззвав: «не положи ее, творче и содетелю! В посмеяние народам чужим, ради лукавства слуг ее злосовестливых и недоброслужащих».
Образ Савелия Туберозова - в ряду лесковских праведников, которые вернули истинный смысл таким понятиям и образу жизни, как подвижнический подвиг, святость, праведная жизнь. не культ внешней обрядовости, не формальное благочестие, а живое участие к ближнему, забота о сохранении "живого духа веры" определяют их поступки. Христианство "научает приходить послужить страждующему", - убежден герой "Соборян", как и сам писатель.
В образе праведника Лесков воплотил христианский образ человека и свое понимание русского национального характера с его активностью в Боге, правдоискательством, деятельной натурой, обостренным чувством долга, добротой, смелостью, бескорыстием. Духовный мир и душевное устроение героя соответствует внутреннему уставу духовной жизни нации. Таким пониманием человека и национального менталитета обусловлена полемичность содержания образа праведника протопопа, которая проявляется в противопоставлении образам нигилистов.
С проповеди началось житие протопопа. Совсем отступила повседневная и будничная суета, пришло время спасения и страдания во имя Христово. Смысл праведнической жизни Савелия Туберозова - в жертвенном служении церкви и пастве, в трудничеcтве на этой ниве.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!