Теория самоактуализации А. Маслоу



 

 Фундаментальную психологическую теорию самоактуализации разработал один из крупнейших психологов современности, основателя и лидера гуманистического течения в западной психологии Абрахама Маслоу (1908—1970). Маслоу сделал самоактуализацию краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы.

 Пять основных контекстов, в которых Маслоу разрабатывал идею самоактуализации:

(а) исследование самоактуализирующихся личностей;

(б) первая теория человеческой мотивации;

(в) самоактуализация как процесс развития личности (вторая теория мотивации);

(г) пиковые переживания как мгновения самоактуализации;

(д) по ту сторону самоактуализации: теория мотивации и ценностей бытия (третья теория мотивации).

Исследование самоактуализирующихся личностей

Толчком, приведшим к его ставшему классическим исследованию самоактуализирующихся личностей, послужили учителя Маслоу — Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер. Маслоу считал, что существуют особый тип людей — самоактуализирующиеся личности, представляющих собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.

Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей.

В результате были выделены следующие 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1) Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.

2) Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3) Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4) Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5) Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне.

6) Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

7) Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.

8) Пиковые переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.

9) Чувство общности с человечеством в целом.

10) Дружба с другими самоактуализирующимися людьми; узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11) Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12) Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.

13) «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14) Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15) Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое

 Маслоу отмечает, что более выраженная социальность и сопричастность человечеству сочетается у самоактуализирующихся людей с более ярко выраженной индивидуальностью. Для них теряют свой смысл и другие противопоставления: чувств и разума, созерцания и действия, самости и альтруизма, духовности и чувственности, обязанности и наслаждения.

15 черт «Самоактуализирующихся людей» описывает не людей, а идеальный предел, к которому они приближаются. Совершенных людей нет и быть не может.

Маслоу пишет, что у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди: реализация потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать.

 Возникающее противоречие этого утверждения с фактической направленностью устремлений большинства людей Маслоу попытался разрешить в своей иерархической теории мотивации. Маслоу выделяет пять групп присущих человеку базовых потребностей, начиная с физиологических и кончая потребностью в самоактуализации. Эти группы потребностей образуют иерархию. Низшие потребности являются одновременно и более насущными. Если эти потребности не удовлетворены, вся активность направляется на их удовлетворение. Потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней. Поэтому Самоактуализация, выражающая сущность человека, далеко не всегда выступает как реальный мотив.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 993; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!