Глава 2. Знакомство с основными этапами истории и развития ручного ткачества.



Ручное ткачество имеет тысячелетнюю историю, и определить точную дату появления ремесла является затруднительным, ввиду того, что материальные следы, такие как: дерево, волокнистые материалы, недолговечны. Это ремесло сопровождает человечество на протяжении всей истории его развития.

Для создания текстильного полотна, был необходим материал, а именно волокна (растительного, животного или искусственного происхождения). Первичная цель человека была - защитить тело от воздействия окружающей среды, последующая имела декорирующий характер. С развитием общества, преобразуются орудия труда и способы изготовления ткани. Сухой и тёплый климат Египта и Перу сохранил для нас много прекрасных примеров текстиля, как бытового, так и ритуального. И здесь, как раз ткань является источником информации о мифологических и первых философских мировоззрениях древних.

Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк, и изготовленная около 6500 лет до н. э.[6].

Первые ткани были очень просты по структуре, для их создания использовали простейший ткацкий приём: перекрёстное переплетение нитей— основы и утка — полотняное переплетение. Однако довольно рано стали производить орнаментированные ткани, используя в качестве декоративных элементов религиозные символы, упрощенные фигуры людей и животных. Начиная примерно с 3400 года до н. э. можно проследить за развитием ткачества, благодаря египетскому методу мумификации и погребения. В Египетском музее Каира хранится льняная пелена, затканная разноцветными узорами с изображениями лотосов и скарабеев.Она была найдена в гробнице Тутмоса IV и датируется 1400 г. до н.э.[2]

Самые ранние ткани Перу были найдены при раскопках Уака Приета, палеолитического поселения на Северном побережье, датируемого около 2500 года до н. э. Текстиль был церемониальным, символичным, декорированным росписями и вышивкой.

Сохранившиеся древние индийские ткани отличаются сложным декором. Хлопковый фон почти полностью покрыт фигуративными, цветочными и геометрическими орнаментами, согласно религиозным правилам. Индийцы, посредством платья, декламировали принадлежность и статус к определённой касте и религиозной группе, которые тесно связаны с различными философскими направлениями Индии.

Китайские мастера использовали в качестве сырья шёлк, их работа отличалась невероятной тонкостью и мягкостью фактуры, сложным декором и богатством колористической гаммой, славились сложными композициями с пейзажно – растительными мотивами.

Раннехристианское искусство развивалось как новое, революционное, альтернативное и во многом отрицающее варварское (античное) искусство. Ткачество также переживает период нового рождения. Копты были искусными ткачами. Коптские ткани узорчатые ткани, украшенные вставками, представляющими из себя маленькие панно разнообразной формы с орнаментами или сюжетными изображениями[23]. Некоторые вставки, вытканные на завесах, использовались в быту или для культовых целей — в церквях. Основная масса маленьких панно служила украшением одежды, сюжеты их очень разнообразны. Часто встречаются изображения Греко–римских мифологических сцен, местные эллинистические варианты античных сюжетов, христианские легенды или отдельные персонажи из них, азиатские мотивы охоты, многочисленные геометрические орнаменты, цветы и птицы[1].

В дальневосточной Азии в технике, сходной со шпалерным ткачеством работали китайские мастера. Известны работы мастеров эпохи Сун (X– XIII вв.) и более поздние (XVIIIв.) шёлковые панно — «кэсы». [8].

В Западную Европу художественное ткачество пришло с мусульманского Востока через мавританскую Испанию, благодаря торговым отношениям и захвату крестоносцами Константинополя, вывозу части византийских вышивок искусство создания узорчатых тканей с помощью нитей распространилось по всем европейским странам.

Традиции художественного текстиля древних греков и римлян получили развитие в искусстве византийских мастериц. Они использовали в своей работе золотые кипрские нити. Их изготавливали из льняных нитей, путем обвивания их полосками животной кишки, покрытой с наружной стороны тонким листовым золотом или золотой нитью. Эффект от использования таких нитей был потрясающим — создавалась иллюзия естественности орнамента, ткань приобретала роскошь, достойную императорских особ. С III по XI в. при создании узорчатых тканей использовалось волоченое золото — тонкая металлическая проволока, пришиваемая к ткани лишь местами. После XI в. волоченое сменило золото пряденое — так называемые кипрские нити. В результате ткачество и вышивание стало одним из основных занятий знатных дам. Уже в середине XII столетия роскошь убранства была характерна для замков многих знатных европейских вельмож. Причем не последнюю роль в интерьере дворцовых комнат играли узорчатые ткани, изготовленные лучшими вышивальщицами. В XII–XIV вв. среди знати существовала традиция украшать стены комнат многочисленными коврами и завешивать кровати специальными пологами-шатрами, сотканными и расшитыми великолепными узорами.

Необходимо отметить, что в средние века в Европе искусство ткачества претерпело самое важное в своей истории превращение. Теперь это не только утилитарный декоративного творчества, но и одна из форм декоративно–монументального искусства, получившего название шпалера (это наиболее общее понятие для определения старинного гладкого сюжетного ковра, само слово происходит от итальянского обозначения решётки для живых цветов). Классическая западноевропейская шпалера — это односторонний безворсовый ковёр с сюжетными или орнаментальными композициями[3].  Выполняется шпалера полотняным переплетением, для основы обычно употребляется некрашеная кручёная нить (льняная, хлопчатобумажная, реже — шерстяная), для утка берётся шерстяная или шёлковая нить. Из–за разной толщины нитей утка и основы поверхность ткани становится рубчатой. Переплетение такого рода называли репсовым (от фр. reps — рубчатая ткань) [2].

Шпалеры были широко распространены в Западной Европе, начиная с XI – XIII вв. В интерьерах жилых и общественных зданий она соперничает со стенописью, мозаикой и витражами. Самые ранние из сохранившихся европейских шпалер — немецкие. Холодный и влажный климат препятствовал распространению стенописи, популярной в южных европейских странах, зато способствовал усилению монументальных качеств шпалеры превращая её в «шерстяную фреску» [17]. Тканые из шерсти плотные ковры не только украшали, но и утепляли холодные каменные стены. Иногда ими перегораживали большие залы, используя в качестве раздвижных на кольцах завес. Первые шпалеры, как и фрески, выполнялись по заказу церкви на библейские или исторические темы. Всё искусство того времени было подчинено христианской идеологии. Изображения на ранних шпалерах отличались монументальностью, простотой форм. Детали и диапазон красок сводились к минимуму, сюжеты, изображавшиеся на стенных коврах, очень разнообразны. На шпалерах которые обычно ткались сериями, можно было увидеть длинные истории — подробное и развёрнутое повествование. Художники и ткачи часто обращались к эпосу, античным мифам и рыцарским романам, давая в ряде шпалер последовательное развитие событий (3 шпалеры, из несохранившейся целиком серии «Ангелы», «Апостолы», «Карл» находятся в соборе в Хальберштадте) [17]. В шпалерах рассказывались жития святых, библейские и евангельские легенды, изображались различные аллегорические сюжеты. Шпалеры с религиозным содержанием, в основном, алтарные завесы или длинные узкие ковры, предназначавшиеся для украшения спинок церковных скамей, ткались, по–видимому, в женских монастырях монахинями3. Считается, что в течение XII–XIII вв. работы немецких мастеров шпалерного искусства начали проникать в Скандинавию (шпалера с аллегорическим изображением двенадцати месяцев для Бальдисхольской церкви в Норвегии). Во Франции был выполнен знаменитый цикл шпалер «Анжерский апокалипсис» (ок. 1380) для замка в Анже — заказ ЛюдовикаI, герцога Анжуйского.

С конца XIV в. шпалера прочно вошла в убранство интерьеров, стала элементом украшения балконов, окон и стен домов во время торжеств и шпалерное ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей европейского художественного ремесла. На протяжение Средневековья происходит развитие техники, которая вносила свой вклад в культуру.

Для развития ткацкого ремесла создавались уже не отдельные мастерские, а крупные мануфактуры. Усложнялись приспособления для ткачества монументальных произведений, появились два вида станков, различавшиеся способами натягивания основы (вертикально — готлис от фр. haute lisse— высокая основа и горизонтально — баслис от. фр. basselisse — низкая основа), что повышает качество и производительность[21]. Шпалерное ткачество со временем активизировалось в разных местах: XIV — Париж; XV в. — Аррас и Турне (здесь мастера первыми начали использовать для утка, наряду с шерстью и шёком «кипрское золото»); XV–XVI вв.— города в бассейне реки Луары (к концу XV в. зародился особый вид шпалер «мильфлёр» от фр. mille fleurs — тысяча цветов. [3]. Одним из самых выдающихся шедевров среди «мильфлёров» по праву, считается серия шпалер «Дама с Единорогом», состоящая из шести полотен. Эти ковры отличаются синим или тёмнорозовым фоном, усеянным цветами, среди которых находятся изображения Дамы, льва и единорога и являют собой модель восприятия человеком средневековья окружающего мира, стремление охватить мир в целом — мир «иерархически сгруппированных символов». Пять из них носят самостоятельные названия и изображают различные чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Шестая шпалера получила название «Моему единственному желанию» (фр. — «A mon seul desir»). Дата создания серии — весьма приблизительная — конец XV первые годы XVI вв. Предполагается, что шпалеры были созданы в качестве подарка на свадьбу Клод ле Вист и Жана де Шабанна. В 1882 г. вся серия была приобретена музеем Клюни). Возрождение — это переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем, когда христианство начинает постепенно утрачивать позиции ведущей идеологии. Ремесленные производства и прикладное искусство Европы переживают огромный скачок в развитии, это коснулось и производства тканей. С конца XVII в. происходят кардинальные изменения. Расширяется деятельность мануфактур, усиливается контроль со стороны мецената–заказчика, всё это привело к жёсткому цеховому разделению труда: художник–живописец — автор эскиза; специалист–картоньер — рисует картон в натуральную величину; красильщик — по эскизу выкрашивает нити; мастер–ткач — выполняет работу. В XVI в. Центрами ткачества становятся — Брюссель, Антверпен, Ауденарде — во Фландрии, Ферра и Флоренция — в Италии.

Особенности, свойственные средневековому искусству, уступают место новым художественным принципам эпохи Возрождения, возникает стремление к непосредственному отражению окружающей действительности[3]. Влияние итальянского возрождения в искусстве сказывается и на искусстве ткачества. Переход от готики к романизму в шпалерном ткачестве происходит постепенно. Шпалеры эпохи Возрождения претерпевают некоторые стилистические изменения.

Монументальные, но мало похожие на стенной ковёр, шпалеры напоминают по своей композиции итальянскую фресковую живопись эпохи Возрождения. Композиция и рисунок становится более сложным, наполненным декоративными элементами. Изображение условно делится на отдельные сцены при помощи узорных колонок, фигуры людей обретают динамичные позы, одежда, элементы декора костюмов, растения и животные выполняются точно и достоверно, хотя ещё сохраняется декоративное и условно–плоскостное отношение в изображении фигур и пространства. Заказчиками произведений шпалерного искусства теперь выступают не только церковь и монархи, но и состоятельные граждане.

Часто на шпалерах ткутся гербы заказчиков. В дополнение к шерстяным нитям, из которых ранее ткались шпалеры, во Фландрии добавляют «кипрское золото», что делало шпалеры блестящими и мерцающими. Шпалеры стали выполнять по картонам выдающихся мастеров живописи: Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг. В XVI веке, благодаря Рафаэлю, шпалера получила нововведение, близкое особенностям монументальной живописи того времени — тканый бордюр с изобразительными мотивами. Бордюр окаймлял центральный сюжет шпалерной композиции, так же как рама отделяла полотно от стены. В это же время большое развитие в искусстве шпалеры получили пейзаж и натюрморт.

XVII в. выдвинул тип нового художника — придворного виртуоза, призванного создавать средством своего искусства, прежде всего ослепительное зрелище5. Художники пытались с большей достоверностью «отразить» мир и «удовлетворить» потребностям человека. В XVII веке искусство шпалерного ткачества переживает новый период расцвета.

В шпалерах того времени ярко выражены черты стиля барокко. Появляется чувственно–осязаемая живопись широких панорамных композиций, энергичные акценты цвета и резкая игра светотени, что потребовало от ткачей особого мастерства и, даже, некоторой модернизации приёмов ткачества.

Во Франции развивается мануфактурное производство разнообразных предметов убранства королевских резиденций и придворных замков6. XVII становится временем расширения и усложнения производства тканей для одежды. В Англии в 1610 г. была создана королевская мануфактура, где работали приглашённые из Фландрии ткачи. XVIII век вошёл в историю как век Просвещения. Появились стили: барокко, позже— рококо, отличавшиеся естественной свободой, природностью и пышностью форм. Картоны Рубенса сыграли особую роль в формировании французской шпалеры XVII–XVIII вв.

Эскизы для картонов мадридской королевской шпалерной мануфактуры, созданной в XVIII в., рисовал Франсиско Гойя.

С 30–х гг. XVIII в. происходит сближение шпалеры со станковой живописью. Шпалера постепенно превращается из произведения искусства, созданного творческими усилиями художников и мастеров–ткачей в продукт художественной промышленности. Ткачи, как и учёные, имели склонность к эксперименту и вели поиск новых ткацких приёмов.

Увлечение китайской философией также отразилось в искусстве. Появился новый стиль — шинуазри (китайский стиль) — использование мотивов и стилистических приемов средневекового китайского искусства в культурах европейского типа. Изощренно–изысканная китайская орнаментика оказалась весьма созвучной европейскому рококо, возникли предметы интерьера и ткани с изображениями людей в экзотических халатах, многоярусных пагод с изогнутыми крышами, мифических драконов и вьющихся цветов.

В первой четверти XVIII в. в России в Петербурге по указу Петра I была создана шпалерная мануфактура (производство налаживали мастера из Парижа). Здесь особое место занимает портрет — жанр, нераспространённый в европейском шпалерном ткачестве. К концу 1820–х гг. мода на шпалеры в России проходит, создание их постепенно сокращается и в 1858 г. мануфактуру упраздняют.

В конце XVIII – начале XIX вв. происходят огромные изменения в жизни человечества: наука становится общественным достоянием; развитие промышленного производства и формирование новых классов — предприниматели и пролетарии. Неуклонный рост промышленного производства в Западной Европе не способствовал, а скорее препятствовал дальнейшему развитию тех областей декоративного искусства, которые были связаны с индивидуальным исполнительством. Если в XVIII в. шпалера из произведения искусства, созданного творческими усилиями художников и мастеров–ткачей, постепенно превращалась в продукт художественной промышленности, то во второй половине, и особенно в конце XIX в. шпалерное ткачество, в его классическом виде пришло к упадку[2]. Шпалерную мануфактуру, в конце концов, должна была заменить ткацкая фабрика, воспроизведение замысла художника вместо рук ткача взяла на себя машина.

В искусстве ХХ в. традиционные ремесленные материалы — глина, стекло, металл, текстиль — преобразуются, становясь обновлённым материалом современных художников. Ткачество переживает новое рождение. После кризиса XIX в., благодаря Жану Люрсе — французскому художнику и поэту, шпалере были возвращены её основные качества — органичность процессов создания и образной выразительности, плоскостность и декоративность. [3]. Главным условием для художника является собственноручное создание работы— от начала до конца. Середина ХХ в. была ознаменована художественным феноменом, получившим название «пластический взрыв». Это время было отмечено рождением новых модификаций, «сплавленных» видов декоративного творчества, каких до сих пор не знала история искусства: появилась «новая таписерия» (от англ. tapestry — обозначение сотканного произведения), которую ещё называют «мягкая скульптура» или «искусство подвижного волокна». ХХв. и наступивший XXIв. — это время художественных экспериментов во всём искусстве и в ткачестве, в частности.

Расширились рамки творческих возможностей художника. Поиски новых структур и фактур привели к синтетическому сырью. Отныне художник таписерии выступает одновременно как живописец, ткач, скульптор, сценограф, и архитектор.

Итак, способ скрепления двух шкур одной нитью доисторическим человеком трансформировался, в мифологическом мировоззрении, в «нить, скрепляющую вселенную, организующую миропорядок» [6]. Вернувшись с мифологических высот на землю, став обычным ремеслом нить и ткачество, как способ её преображения в полотно, прошли весь путь исторического и философского развития общества и вновь поднялись на «высоту» профессионального искусства.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 845; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!