Тема 7. Дизайн 1920-х гг. Баухауз. ВХУТЕМАС
Утилитарный пафос этого периода
Функционализм и конструктивизм – два основных направления дизайна 1920-х гг. Общие черты и различия. Связь с абстрактно-геометрической ветвью модерна. «Эстетика прямого угла» в функционализме. Понимание утилитарной функциональности как источника формообразующих идей – рождение новой эстетики.
Конструктивизм. Идейная основа. Образы динамики. Активность диагоналей, врезок. Утопичность и одновременно мощное новаторство формотворчества. Продуктивность их идей для будущего.
Новые методы и принципы преподавания. Система пропедевтических курсов. Исследование выразительных возможностей первоэлементов формы. Теоретические работы деятелей Баухауза и ВХУТЕМАСа.
Модуль 3. Развитие дизайна
В индустриальном и постиндустриальном обществе
Тема 8. Дизайн 1930-х – 1940-х гг.
Ликвидация Баухауза и ВХУТЕМАСа в результате изменения общественно-политической ситуации. Распространение этих идей в других странах.Внутренняя ограниченность их концепций.
Ар-деко – синтез тенденций модерна и функционализма. Стрим-лайн и т. п. явления. Национальное своеобразие дизайна различных стран. Преломление культурных традиций без прямого цитирования.
Становление дизайна в США. Коммерческая составляющая как отражение эгалитарности культуры.
Советский дизайн в тоталитарную эпоху. «Пролетарская классика» и «сталинский ампир». Строительство Московского метрополитена. Причины ретроспективной стилистики.
|
|
Дизайн предвоенной Германии. Образы агрессии и силы. Отражение в массовой продукции и в эксклюзивных изделиях.
Вторая мировая война. Вынужденное применение новых материалов. Влияние военных технологий на дизайн.
Тема 9. Дизайн 1950-х – 1960-х гг.
Новая образность – интерес к народно-национальной и детской тематике, образы изобилия и т.п.
Послевоенный дизайн стран Западной Европы. Развитие итальянского дизайна. Автопромышленность. Фирменный стиль «Оливетти». «Скульптурный стиль».
Дизайн в Великобритании. Традиционные черты. Сдержанность формальных средств. Общественная поддержка дизайна.
Дизайн Франции. Традиционные лидирующие формы. Интерес к эксперименту, склонность к острым и одновременно изящным художественным решениям.
Развитие дизайна Японии после войны. Сочетание традиционных ценностей и новаторства. Стратегия дизайна, направленная на лидерство в новых сферах (электроника). Роль японской эстетики для развития минимализма.
Дизайн скандинавских стран. Интерес к природным материалам. Традиции народных ремесел. Отражение особенностей климата.
|
|
Дизайн Германии. Возрождение идей и эстетики функционализма в новых условиях Стиль «Браун». Ульмская школа.
Особенности развития советского дизайна в условиях планового производства. Транспорт, военная промышленность, новые станции метро. Изменения в архитектурно-строительной политике и их влияние на дизайн. Создание ВНИИТЭ. Его роль как теоретического центра.
Тема 10. Дизайн 1970-х – 1980-х гг.
Ограниченность функционалистских тенденций и требований. Усилившееся влияние авангардного искусства середины ХХ в. – поп-арта и оп-арта. Поворот к постмодернизму. Внимательное и заинтересованное отношение к массовой культуре, использование ее образов и приемов, интерес к оптическим иллюзиям и другим приемам, вызывающих сильную эмоциональную реакцию.
Хай-тек. Образы технологического характера, использование металла, стекла, акцентирование конструкций.
Дизайн итальянских групп «Алхимия» и «Мемфис». Антифункционалистские тенденции. Ре-дизайн. Ироническое переосмысление приемов прошлого. Игровое начало. Интертекстуальность, тотальное цитирование.
Минимализм и «бедное искусство» (arte povera) как реакция на перегруженность деталями ретроспективных стилей. Влияние японской эстетики и живописи М. Ротко.
Особенности развития советского дизайна. Создание дизайн-программ. Их утопичность. Деятельность Сенежской студии. Понятие «художественное проектирование».
Станции метрополитена
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 663; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!