Пропорционир-е разворота набора по Марку Винцентиусу, Виллару де Оннекуру, Яну Чихольду и пр.



Полоса набора книж изд-й по ОСТ 29.62-86

В Р есть ОСТ 29.62-86 «Изд-я книж и журн. Осн параметры изд-полигр оф-я». Откуда 3 вар-та оф-я изд-я: 1) рассчитан на оф-е учеб прог, мат-лов науч конф, автореферат диссеров, учеб-метод изд-й, норм-произв, прейскурантов и журналов – min поля, min интерлиньяж, т.е. min кач-во оф-я; 2) для обществ-полит, худ, науч-поп, науч, технич, справоч, учеб, детской, долгоt журналов – д/массового исп-я, среднее м/у кач-вом исполн-я и матер ресурсами; 3) для собр-я сочин-й, мнографий – пропорции средневек изд-й с большими полями.

Также есть ряд др стандартов: гост 7.21-80 «Учебники и учеб пос для 1-10 кл общеобраз шк. Издат оф-е и полиграф исполн-е. Технич усл-я», гост 3489.1-74 «шрифты типограф», гост 5773-90 «Изд-я книж и журн. Форматы», ост 29.124-94 «Изд-я книж. Общие и технич усля» (для взрослых), ост 29.125-95 «Газеты. Общие технич треб-я125-95 " аф исполн-е. Технич усл-я. и матер ресурсамичеб, детской, долгоод изд-й, норм-произв, прейскурантов и журнало», ост 29.127-2002 «Изд-я книж и журн д/детей и подростков. Общие технич усл-я». + СанПиНы

Построен-е полосы набора: осн критерии, эл-ты, параметры и правила. Правила расчета интерлиньяжа. Пар-ры полосы при многоколоноч наборе. Соотн-е пробель эл-в, формир-щих визуаль стр-ру полосы набора.

При разметке полосы набора н руковод-ся: технологич, экономич, эстетич и историч аспектами. Для статич событий – квадрат формат, для динамики – продолговатые. Праметры, кот необх-мо учит-ть: ориентация стр, поля, формат txt поля. Способы задания txt поля: 1) формат изд-я, наруж и ниж, внутр, внеш; 2) формат изд-я, внеш и внутр поля, длина и высота блока txt.

Правила: txt д занимать 60-75% обрезного формата; длина строки зависит от типа изд-я; полож-е эл-тов полосы набора: колонэл-ты.

Виды полос: 1) спусковая – обознач начало пр-я или раздела; 2) концевая – обознач конец пр-я; 3) рядовые текстовые; 4) начальные – начало пр-я или раздела, но без спуска, предыдущ стр обяз-но дБ концевой или титуль; 5) иллюстрационные; 6) смешанные; 7) титульные.

Колонки – тип вертик раздел-я полосы. Расстояние м/ у колонкам – средник. В больш-ве книг исп-ся одна колонка, но в книгаз большого формата нередко исп-ся две и более.

Многоколон верстка: те же правила, что для одно. При выполнении верстки текста в неск-ко колонок необх-мо придерж-ся правила для опред-я предела ширины колонки: выписать в строку все строчные литеры выбранного шрифта, если длину этой строки умножить на 1,5, то получится max допустимая ширина колонки. Строки в смежных колонках дБ выровнены по горизон и вертик; колонтитул отделен от таким же пробелом, что и колонки м/у собой; если таблица на все колонки, то предшеств txt разверстыв-ся над ним; нельзя оставлять неполную концев строку вверху колонки; сноска внизу той колонки, к кот относится, если относится к заголовку, то в первой колонке.

Интер – один из осн критериев удобочит-ти. Плотно набранный txt хоть и уменьш V изд-я и с/с, но снижает читабельность книги – при переходе глаза с конца одной строки на начало др увелич-ся вероят-ть выбора не той строки.

Интер – расст-е м/у базовыми линиями соседних строк. Не стоит путать с межстроч интервалом. Интер измер-ся в пунктах и скалд-ся из кегля шр и расст-я м/строками. В общем случае по умоляя-ю интер = 120% кегля.

Сущ-ют 3 способа расчета: 1) H txt в пунктах/ N, т.е. кол-во строк; 2) H - K. / N-1: 3) (H- K – 0,4 K)/ N-1.

Важно учесть тип колонэл-тов: инклюзив, т.е. включен в txt поле, при эксклюзив колонтит отд-но не рассчит-ся, т.е. он уже включен в отступ с края.

Шрифт, гарнитура, полигар-ра, супергар-ра

Шр – с-ма визуаль отображ-я инфо при пом усл символов. В более узком знач-и: комплект однотип и граф-ки упоряд-х по рисунку начерт-й литер/ букв, воспроизв-х к-л авлфавит, а также цифр, знаков препин-я и спец-х знаков опр рис и с-мы письма, составляющих единую стилистич и компзиц с-му, необх-х д/набора txt на одном или неск-х яз.

Гар-ра – комплект начерт-й шр, объед-х общим худ замыслом, хар-ром рис, имеющее собств назв-е. Понятие гарнитуры как семеяства шр было вв Морисом Бентоном в конце 19в.

Полигар-ра – гарнитура, кот содержит развитую с-му начерт-й (по насыщ-те, ширине, пропорц-ти).

Супергар-ра – шрифт с-ма, вкл шр разных типов (засечки/без, равноширин, моноширин, контраст/неконтраст).

 

Осн подходы и способы класс-ции: f-ная, историч, морфологич.

Класс-ция – группировка шр д/изуч-я и обращ-я в соотв-и с их формой, контрастом, засечками, происхожд-ем, назнач-ем и пр.

Сущ-ет 3 подхода к класс-ции: 1. Ролевая/функциональ – шр (:) по назнач-ю, обл-ти примен-я: текстовые, акцидент, декоратив; книж, газет, плакатно-афишные, картографич, декоратив/реклам. 2. Морфрологич – по построению и форме: контраст/неконтраст, одноширин/разноширин, с засеч/ без. 3. Историч – по месту и t происх-я. Эти подходы сложилист к 19 в.

Каждая фирма, кот производит шр, им свою класс-цию (Bitstream, Linotype, Adobe). Есть искусствоведч класс-ция Роберта Брингхерста. Есть класс-ция комп (цифр) шр (IBM, Panose, Windows). У некот стран есть своя класс-ция: Англ – BS, Герман – DIN.

Сущ-ют и стандарты, кот класс-ют шр.

Но единой, универсаль класс-ции нет.

Ист-я разв-я класс-ции шр.

Западная школа шрифтоведения имеет давние традиции - можно сказать, что она возникла в самый момент самоопр-я шрифтового дизайна как независимой обл-ти тв-ва. Это происходило в 19в ввиду таких процессов, как промышл революция, расцвет конкуренции и возник-е рекламы - важнейшего потребителя и заказчика разнообразных шр. Почти одноt вышли в свет 1е труды как по теории шрифтового дизайна, так и по систематике имеющегося шрифтового наследия. Клас-ция приобрела смысл и стала востребованной. В 1924 г. в работе Франсуа Тибодо «Фр учебник по совр типографии» заложены принципы опис-я и клас-ции шр, не утратившие знач-я и сегодня.

В анг-амер-фр типографике распространен подход Максимилиана Вокса. По Воксу, шр подразделяются на 9 групп: Humanes (венец антиква), Garaldes (ант старого стиля), R'eales (переходная ант), Didones (ант нового стиля), Insises (шр, имитирующие надписи на камне), Lin'eales (гротески), M'ecanes (брусковые), Manuaires (каллигр), Scriptes (рукопис).

Герм индустр стандарт DIN шире охватывает ист-ю и геогр-ю шр. Согласно DIN, шр подраздел-ся на 3 осн группы: латиницы, готич и иных алфавитов или с-м письма (Non-Roman). В свою очередь, шр латиницы DIN рассматривает более подробно и различает: Roman, Baroque, Classical, Free Roman, Linea Roman, Block, Script. Т.о., клас-ция также имеет историч основу и морфол развитие.

Канадский поэт, типограф и теоретик типографики Роберт Брингхерст основывает собственную клас-цию прежде всего на ист-и иск-в. Клас-ция Брингхерста очень масштабна и охватывает все мировые с-мы письма, хотя наиб разработанная и подробная глава относится, конечно же, к шр латиницы. Брингхерст по примеру биологии (:) шр на типы, классы, отряды, роды и семейства. При всей разветвл-ти этой с-мы она все равно содержит некот спорные моменты: гротески и брусковые шр у Брингхерста оказываются в одной подгруппе, хотя они далеки по морф признаку.

Класс-ция фирмы ParaType совмещает истор и морфрол аспекты, в Р опубликована Шмелевой.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!