Различия в восприятии серьезных (академических) 4 страница
ных танцах произвольно соединяют движения отдель_
ными группами мышц и частями тела, например, пра
вая рука — левая нога, правая рука — правая нога.
В танцевальной системе, разработанной англий_
ским хореографом Рудольфом Лабаном во второй по_
ловине XX в., структура любого движения регистри_
руется на основании четырех факторов:
·пространства;
·силы;
·времени;
·течения.
Исходя из разных их параметров, Р. Лабан рас_
сматривает восемь базовых типов усилий, на которые
можно разложить любое движение:
– прямые — многофокусные движения, которые от_
ражают фактор пространства;
– сильные — легкие, которые отражают фактор силы;
– быстрые — медленные, которые отражают фактор
времени;
– ограниченные — свободные, которые отражают
фактор течения.
Подобные подход позволяет легко диагностировать
двигательный репертуар танцовщика и позволяет арт_
терапевту выстраивать программу творческого и лич_
ностного развития его клиента, двигаясь от ограниче_
ний к свободе, а от ригидности — к разнообразию.
Далее различные движения соотносятся с чувства_
ми и отношениями танцующего, что позволяет им
углубиться внутрь себя и осознать причины своей ри_
гидности и ограниченности. Продуманная система
вопросов, активизирующая самоанализ, помогает свя_
зать движение с внутренним миром.
Пространство — как много места я позволяю себе
занять в жизни среди других людей? Насколько я чув_
|
|
ствую «свое» пространство? Как я вхожу в простран_
ство других людей? Какие зоны пространства мною
освоены и используются, а какие нет?
Время — какой ритм более органичен для меня?
При каком ритме — быстром или медленном — я чув_
ствую себя более уверенным, более осознающим, бо_
лее испуганным? Могу ли я освоить разнообразие
ритмов?
$____ !_ :______ ______________ ___________
__!
(__) **_ _________ ______________ ________
__
Бога. Постарайтесь в танце рассказать ему о вашей
жизни, о том, что вы достигли, что не достигли, перед
кем вам надо покаяться и попросить прощения.
8. Танец смерти. Представьте себя в виде собствен_
ного скелета. В сиянии полной луны, на заброшен_
ном кладбище вы встаете из могилы и начинаете
|
|
танцевать. Почувствуйте, как движется скелет и как
постукивают кости. Танец отлично прорабатывает
различные страхи и избавляет от них.
9. Танец новорожденного. Представьте себе, что вы
только что родились и начинаете свою жизнь за_
ново, с чистого листа. Посмотрите на мир чистыми
глазами ребенка, так, как будто вы видите его в пер_
вый раз.
10. Танец «Визитная карточка».
11. Танец любви. Выразите в своем танце ощущения
любви к жизни; вы — сама любовь, которая изли_
вается из вашего сердца на весь окружающий мир.
12. Танцы времен года: Осень — Зима – Весна – Лето.
13. Метаморфозы. Танец превращений — танцы ли
чинки, гусеницы, куколки и бабочки. На символи_
ческом уровне эти танцы отражают различные
этапы становления и развития личности человека.
14. Имитация в танце движений животных — Непово
ротливый бегемот, Проворная змейка, Парящий орел,
Шустрый Заяц, Медлительная черепаха и т. д.
15. Имитация в танце движений природных явлений
и стихий – « Растущий цветок», «Бег ручейка»,
«Танец морских волн», «Восход солнца», «Мерцаю
щая звезда».
16. Выражение в танце под музыку соответствующего
характера основных архетипических образов —
Героя, Матери, Мудреца, Дитя.
|
|
8__0' _ #___
4. Вальс на ниточке. Представить, что к носу партне_
ра прикреплена ниточка и за эту ниточку другой
партнер его «водит за нос».
5. Танцы полярностей. Здесь могут быть организова_
ны такие взаимодействия как: «Мать и дитя», «Ге
рой и его противник», «Шустрик и Мямлик», «Муд
рец и глупец»,
Их музыка насыщена современными ритмами, богат_
ством мелодий и отвечает требованиям самого высоко_
го художественного вкуса. Очень экспрессивна и хо_
рошо подходит для выражения в танце самых разнооб_
разных чувств музыка аргентинского композитора
Астора Пьяццолы.
8__' ___ __0__
1. Визуальный танец. Поставьте любимую музыку,
лягте на пол и расслабьтесь. Представьте самого
себя танцующим. Следует созерцать и держать в
сознании одновременно два образа — танцующий
и наблюдающий.
2. Танец частями тела. Представьте, что ваше тело в
полном покое и только кисть одной руки может
танцевать. Далее танцуйте по отдельности всеми
указанными выше частями тела, вплоть до каждого
|
|
пальца руки и ноги. Можно сделать и парный та_
нец — руки и ноги, шеи и таза и т. д.
3. Танец с самим собой. Выполняется перед зеркалом.
Начинайте двигаться под медленную музыку.
Представьте себе, что вы видите себя впервые.
Каково ваше впечатление? Как бы вы отнеслись к
человеку, которого видите в зеркале? Что в вашем
танце характеризует вашу индивидуальность и
отличает от других? Поищите новые движения для
обогащения своих чувств.
4. Танец на просторе. Представьте себя в окруже_
нии бесконечного свободного пространства — в
космосе, в океане, в степи. Танцуйте, растекаясь в
пространстве, в котором тело теряет свои грани_
цы. Представляйте, как все ваши проблемы уходят
в бесконечность.
5. Танец животных сил. Представьте себе то живот_
ное, которое вам симпатично и на которое вы хо_
тели бы походить. Войдите в его образ и почувствуй_
те с ним внутреннюю связь. Опишите в танце его
обычный день.
6. Мое имя. Выразить в танце свое мироощущение и
связанное с ним свое имя.
7. Последний день. Представьте себе, что наступил
последний день вашей жизни и вы танцуете для
$____ !_ :______ ______________ ___________
__"
(__) **_ _________ ______________ ________
__+
др. импровизировать ритмический рисунок, а за_
тем и мелодию основных эмоциональных состоя_
ний — печали, радости, спокойствия и гнева.
2. То же самое задание в отношении выражения
архетипов коллективного бессознательного — Ге
роя, Матери, Мудреца, Дитя.
3. Импровизировать ритмический рисунок, а затем и
мелодию основных природных стихий – Земли,
Огня, Воды, Воздуха.
4. Импровизировать произнесение своего имени с
различными интонациями – радости, уныния, во
сторга, гнева и т. д.
5. Сочинять абстрактные стихотворения типа:
Фенора мега трани фога
Беданис куртис парвин док,
Ачера морга фера турна
Мешадра вона мергис спок.
Следует почувствовать тембровую краску гласных
и согласных и то настроение, которое может за ней сто_
ять. Например, гласная а — открытая, светлая, легкая,
радостная. Гласная у — мрачная, приземленная, тяже_
лая. Далее читать стихотворение в различных эмоци_
ональных модальностях, используя словарь признаков
характера звучаний, разработанных в исследовании
В.Г. Ражникова.: — радостно, спокойно, элегично, вла
стно, грозно, странно, дерзко и т. д.1
6. Интонировать голосом эти же эмоциональные со_
стояния без текста, превращая стихотворение в ме_
лодическое интонирование.
7. Выполнить абстрактную импровизацию на форте_
пиано, передавая кластерами аккордов художе_
ственный образ, выражающий то или иное настрое_
ние.
8. Проговорить диалог Шустрика и Мямлика, кото_
рые собираются кататься на лыжах.
9. Сделать этот же диалог бессловесным и мелодич_
ным, интонируя голосом соответствующие смыслы.
10. Мелодизация и импровизация различных движе_
ний человека: «Прогулка», «Торжественное ше
ствие», «Погоня» и т. д.
1 Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004.
/_______
1. Никитин В.Н. Модерн Джаз_танец. Начало обуче_
ния. М., 1998.
2. Горшкова Е. Выразительные движения. Танец
Души //Свободное тело. Хрестоматия по телесно_
ориентированной психотерапии и психотехнике. /
Составитель В.Ю. Баскаков. М., 2001.
3. Еремина М. Роман с танцем. СПб., 1998.
4. Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь. Киев, 1994.
5. Старк А., Хендрикс К. Танцевально_двигательная
терапия / Пер. с англ. И. Бирюковой. Ярославль,
1994.
__ B__'__
Музыкальное искусство, как и танец, представля_
ет собой невербальную форму выражения. По опреде_
лению выдающегося отечественного музыковеда
Б.В. Асафьева, музыка — это искусство интонируемого
смысла. Это означает, что для понимания смысла му_
зыкального произведения его следует не столько ра_
ционально понимать, сколько стараться чувствовать
эмоциональное значение тех интонаций, которые пе_
редаются при помощи звуков музыки.
Перед началом выполнения творческих заданий
желательно обогащение слухового опыта.
Приступая к выполнению нижеследующих упраж_
нений, надо знать, что основными средствами музы_
кального выражения, от которых зависит создаваемое
настроение, являются лад и темп, которые предопре_
деляют, какими будут другие средства музыкальной
выразительности: мелодия, гармония, ритм, метр,
темп, тембр, регистр, динамика. Варьируя их пара_
метры, можно добиваться передачи различных настро_
ений и их оттенков. При выполнении вокальных им_
провизаций следует обращать внимание на такие ха_
рактеристики певческого голоса, как звонкость и полет_
ность, отчетливость и мягкость звука.
Для целей музыкально_творческого развития мож_
но использовать следующие виды упражнений.
1. На ударных и шумовых музыкальных инструмен_
тах — бубнах, барабанах, трещотках, маракасах и
$____ !_ :______ ______________ ___________
___
(__) **_ _________ ______________ ________
__,
На эти и другие гармонические последовательно_
сти можно импровизировать мелодии в различных сти_
лях и жанрах народной музыки — русской, испанской,
венгерской. Это могут быть танец, песня или марш.
Гармоническая последовательность представляет собой
тот фундамент или каркас, в котором могут быть созда_
ны различные по своей конфигурации мелодии.
Эти импровизации могут исполняться как индиви_
дуально, так и коллективно.
19. Для тех, кто владеет музыкальным инструмен_
том, — исполнять музыкальные произведения в
различных предлагаемых обстоятельствах, как это
описано в системе Станиславского. Например,
играть Экспромт Шуберта Ges_dur так, как бы
передавая:
·романтическое колыхание воздуха в теплом лет_
нем вечере;
·напряженное состояние природы перед грозой;
– состояние ожидания радостного известия.
– Играть, внутренне представляя музыкальное про_
изведение в различном освещении — синем,
красном, зеленом, коричневом.
– Играть музыкальное произведения, стараясь пе_
редать вкусовые ощущения – кислого, горького,
вяжущего, сладкого и соленого.
Играть музыкальное произведения, стараясь пе_
редавать обонятельные ощущения, как будто поочеред_
но вдыхая аромат душистых цветов, протухшего мяса,
нашатырного спирта.
/_______
1. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Учебник для
музыкального самообразования. М., 2000.
2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
__ 8___
Театр является синтетическим искусством, в кото_
ром слово соединяется с мимикой, позой, движением и
жестом. С помощью этих средств актеры воссоздают и
передают публике выражаемые ими различные эмо_
циональные состояния. Поэтому все существующие
11. Мелодизация и импровизация голосом образов и
движений животных: «Танец медведя», «Шустрый
зайчик», «Хоровод белок», «Шествие черепах» и т. д.
12. Импровизации мелодий на темы образов природы:
«Весенний ветер», «Утро в лесу», «Разговор мор
ских волн», «Восход солнца», «Далекая звезда».
13. Сравнение собственного творчества с творчеством
профессиональных композиторов, которые созда_
вали музыку на те же образы. Такие произведения,
как «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Вре_
мена года» П. Чайковского, «Карнавал животных»
К. Сен_Санса, программные произведений Ф. Шу_
берта, Р. Шумана, дают для этого богатый матери_
ал.
14. Импровизации голосом и на инструменте мелодии
на темы настроений картин изобразительного ис_
кусства, например: «Аленушка» Васнецова, «Мас_
леница» Кустодиева, «Золотая осень» Левитана.
15. Передавать содержание музыкального образа:
– в цветных рисунках абстрактной живописи,
– скульптурных композициях,
– в движениях танца,
– в тактильных прикосновениях.
16. Импровизация различных по характеру мелодий
на основе органного пункта или гармонического
трезвучия. На основе этого упражнения хорошо
осваивать различные виды мелодического движе_
ния — поступенное, скачкообразное, на основе
прямых и ломаных арпеджио, с опеванием верх_
них и нижних задержаний.
17. Импровизировать мелодии голосом или на инстру_
менте в стиле различных композиторов — Моцар_
та, Бетховена, Чайковского, Шопена. Для этого сна_
чала прослушивается несколько произведений
выбранного композитора для обогащения музыкаль_
но_слуховых представлений и вычленение наибо_
лее характерных для этого композитора интонаций.
18. Импровизация мелодий на основе простейших
ладогармонических последовательностей типа:
a)I – VI – II – V – I;
b) I — IV – V – I;
c) I – V – V – I, I – IV – VII – III – VI – II –
V – I.
$____ !_ :______ ______________ ___________
___
(__) **_ _________ ______________ ________
___
шению активности ретикулярной формации ствола
мозга, снижению психического напряжения, уменьше_
нию гипервентиляционного синдрома и тревоги. Уре_
женное и углубленное дыхание оптимизирует процес_
сы легочной вентиляции и улучшает здоровье.
3. Зажечь свечу на расстоянии 20 см от рта и выды_
хать, стараясь сохранять пламя свечи спокойным.
4. Взять полное дыхание и выдыхать воздух порци_
ями. Дети могут сделать от 15 до 20 выдохов, взрос_
лые — до 50–60. Главное — равномерный объем вы_
дыхаемой порции воздуха.
5. Встать прямо, взять полное дыхание и медленно
выдыхать на звук ссс…, ммм…, ффф… При мычании чув_
ствовать вибрацию на губах и в голове. Посыл звука в
переднюю часть твердого неба на корни передних вер_
хних зубов обеспечивает наилучшее резонирование го_
лоса, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и
полетность.
_________)___ _'____)___ _________ A_9_ <___)______4
Александра Николаевна Стрельникова, в прошлом
певица, разработала свою систему дыхания первона_
чально для самой себя, чтобы вернуть себе потерян_
ный голос. Не имея специального медицинского обра_
зования, она тем не менее сумела разработать систему
дыхательных упражнений, с помощью которой впо_
следствии многие ее пациенты научились правильно
дышать и попутно избавились от разнообразных забо_
леваний, самыми распространенными среди них были
астма, бронхит, ринит. Сегодня эта гимнастика широ_
ко практикуется многими актерами, лекторами, учите_
лями для владения речевым дыханием.
Парадоксальность разработанной А.Н. Стрельни_
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!