Изучение объектов в позитивистской 1 страница
Пособие для вузов ______ ____ __ ____ ___ __ ____
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТВОРЧЕСТВА
______
__________
____
Рекомендовано учебнометодическим советом
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств в качестве учебного пособия
_
Петрушин В.И.
Психология и педагогика художественного
творчества: Учебник для вузов. — М.: Академический
Проект, 2006. — 640 с. — («Gaudeamus»).
ISBN 5_8291_0749_Х (Академический проект)
ISBN 5_902357_55_1 (Фонд «Мир»)
Автор книги — действительный член Международной
Педагогической Академии, доктор педагогических наук, про_
фессор психологии Московского государственного педагоги_
ческого университета, заведующий кафедрой психологии твор_
чества Краснодарского государственного университета куль_
туры и искусства.
В работе рассмотрены исторические этапы становления
психологии художественного творчества, раскрыты роль и
значение искусства в жизни общества, даются основные по_
ложения современных подходов к психологии художественно_
го творчества.
Во второй части книги предлагаются приемы и методы,
направленные на развитие художественно_творческих способ_
ностей в различных видах искусства.
|
|
Книга является учебным пособием для студентов, обуча_
ющихся в колледжах, училищах и вузах культуры, а также пе_
дагогов дополнительного образования в детских школах ис_
кусства.
Для любителей и профессионалов, а также студентов
вузов культуры и искусства, преподавателей детских школ ис_
кусства, педагогов дополнительного образования по предме_
там эстетического цикла
© Петрушин В.И., 2006
© Академический Проект, оригинал_
макет, оформление, 2006
© Фонд «Мир», 2006
УДК 159.9; 7.0
ББК 88; 85.1
ISBN 5_8291_0749_Х
ISBN 5_902357_55_1
УДК 159.9; 7.0
ББК 88; 85.1
ББ П31
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Доктор медицинских наук,
профессор РАТИ Гройсман А.Л.
Доктор психологических наук Ражников В.Т.
П31
_____ ______
__________________________
___ ____!
_________ _____ _ ______ _____
__________ ______________ _________
Творчество — деятельность человека, направлен_
|
|
ная на создание какого_либо нового и оригинального
продукта в сфере идей, науки, искусства, а также в
сфере производства и организации. Художественное
творчество — разновидность творческого процесса. Его
психология — новый предмет, который повсеместно
вводится сегодня в программы многих вузов культуры
и искусства. Изучая его, будущие артисты — музыкан_
ты, певцы, актеры, режиссеры, художники учатся не_
обходимому мастерству и осмыслению получаемых ими
необходимых профессиональных навыков.
Несмотря на огромные различия в материале, с
которым работают представители различных творчес_
ких профессий, имеются тем не менее некоторые об_
щие закономерности, присутствующие во всех видах
художественного творчества. Их знание необходимо
каждому художнику, если он хочет стать настоящим
профессионалом в своем деле.
Искусство театра, музыки, живописи основано на
умении художника и артиста выражать свои мысли
чувства на невербальном уровне, при помощи интона_
ций, красок, мимики, жеста и движения. Умение выра_
зить одно и то же эмоциональное состояние при помо_
щи разных видов искусства (хотя бы в двух_трех) – то,
к чему должны стремиться все желающие войти в храм
|
|
искусства и служить его музам.
Не секрет, что многие, даже состоявшиеся боль_
шие артисты, бывают незнакомы с психологическими
тонкостями и секретами своего мастерства. В некото_
рых случаях они даже посмеиваются над теми, кто
пытается эти законы изучить и преподавать, говоря
при этом, что главное дело в искусстве, в таланте и в
________
_
________
_
интуиции художника, а всякие там знания и премуд_
рости без настоящего таланта ничего не дадут. Во
многих случаях с такими высказываниями можно со_
гласиться. Однако у тех же самых мастеров возникают
очень большие трудности и проблемы, когда они начи_
нают пытаться передать свой опыт и знания молодым
артистам — своим ученикам. Не обладая необходимым
багажом знаний для осмысления тонкостей своей про_
фессии, они начинают учить по методу, в основе кото_
рого лежит принцип «Делай как я». С точки зрения
современной дидактики и психологии обучения подоб_
ный метод признается самым несовершенным и самым
неэффективным, дающим самые плохие результаты.
Миф о непознаваемости творческого процесса, несмот_
ря на все достижения современной психологии, оказы_
вается очень живучим. И он очень мешает развитию ху_
дожественного таланта во всех сферах искусства.
|
|
Условно всех специалистов, занимающихся искус_
ством, можно классифицировать по тому, насколько
хорошо они владеют необходимыми профессиональны_
ми знаниями и соответствующими умениями. Их мож_
но было расположить по предлагаемой ниже схеме.
Умеет
В Средние века, вторя Гвидо Аретинскому, италь_
янский композитор Д. Царлино в трактате «Установле_
ние гармонии» писал: «Тому, кто пожелает судить о
вещах, относящихся к искусству, нужно владеть двумя
вещами: во_первых, быть умудренным в делах науки,
т. е. в теоретической части, а затем быть опытным в
делах искусства, т. е. в практике... музыкант_практик
без знания теории или теоретик без знания практики
всегда может заблуждаться и составлять неверное суж_
дение о музыке»1.
Думается, что можно смело перенести эти сужде_
ния на артиста любой другой специализации, ибо толь_
ко соединение теории и практики рождает настоящего
профессионала.
В любой сфере искусства можно найти тех высоко
профессиональных художников, у которых мастерство
оказывается тесно связанным со знанием того, что они
делают, на уровне современных достижений психоло_
гии. Но надо признать, что таких специалистов, в об_
щем, немного. Еще меньше оказывается тех, кто владеет
общими законами творчества, которые применимы к
любой специализации в сфере искусства. Этим объяс_
няется то, что введение в вузы искусства такого специ_
ального предмета, как «Психология художественного
творчества», сталкивается с большими трудностями.
Если, к примеру, по таким предметам, как «Общая пси_
хология» или «Педагогика», мы имеем огромное коли_
чество учебников и пособий самых разных авторов, то
по дисциплине, излагаемой на страницах данного учеб_
ного пособия, мы имеем всего несколько книг. Класси_
ческими и до сих пор не устаревшими и не потерявши_
ми своего значения являются монографии Л.С. Вы_
готского «Психология искусства» и Б.М. Теплова
«Психология музыкальных способностей». До этого
была прекрасная работа французского психолога Т. Ри_
бо «О психологии творческого воображения». Но эти
труды не являются, к сожалению, учебными пособиями.
Вышедшие за последнее десятилетие книги и учебные
пособия на эту тему A.А. Мелик_Пашаева, А.Л. Гройсма_
на, Е.П. Крупника, Л.Б. Ермолаевой_Томиной, Н.В. Рож_
дественской в определенной мере решают эту пробле_
1 Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья
и Возрождения. М., 1966. С. 37
_________
_
__________
_
___________
__________
_______
Не умеет
Приведем любопытное свидетельство знаменито_
го музыкального теоретика раннего средневековья,
создателя нотоносца Гвидо Аретинского: «Что такое
музыкант? — спрашивал он и сам же себе отвечал.
Музыкант — это тот, кто размышляет о музыкальных
законах и владеет умением петь, ибо между музыкан_
тами и певцами большая разница ; одни говорят, дру_
гие знают, что такое музыка, ибо тот, кто делает, чего
не знает, зовется скотом»1.
1 Там же. С. 507–508.
Знает Не знает
________
_
________
_
му. Однако обобщающего учебного пособия пока в ху_
дожественной педагогике не имеется.
Если проанализировать область психологии худо_
жественного творчества по разным источникам, то во
многих работах по истории искусства, искусствоведе_
нию и эстетике мы можем найти огромное количество
интересных фактов, наблюдений и высказываний де_
ятелей искусства, пытавшихся осмыслить свою дея_
тельность и передать свой опыт своим ученикам.
Сегодняшние методы и приемы обучения в творчес_
ких вузах конкретному виду искусства — музыке, живо_
писи, актерскому мастерству, хореографии и т. д.—
основаны как на собственном опыте Мастера, так и на
обобщении опыта мастеров прежних поколений, познав_
ших тайны своего ремесла. Но все эти тонкости художе_
ственного творчества должны быть поняты и осознаны
на основе закономерностей общей психологии.
Психология художественного творчества при всей
ее специфичности — это только одна из ветвей общей
психологии, и только она может дать этой дисциплине
необходимую научную базу.
Обобщение этого опыта и подведение под него
психологическую базу было одной из главных задач
данного пособия.
Предметом данного курса является изложение
общих психологических закономерностей художествен_
ного творчества, приложимых к любому виду искусст_
ва. К его задачам мы отнесем раскрытие особенностей
творческой личности художника и закономерностей его
художественной деятельности, а также изложение тех
методов, которые ведут к развитию художественного
таланта. Главное здесь — чтобы в распоряжении слу_
жителей Мельпомены были приемы совершенствова_
ния собственной творческой природы, психофизичес_
кого аппарата артиста, его слуха, голоса, зрения, ми_
мики, пластики, навыков перевоплощения. Подобный
тренинг нужен и необходим не только актерам, но и
артисту любой специализации — и музыканту_инстру_
менталисту, и вокалисту, и художнику, и танцору, и хо_
реографу, и режиссеру, словом, всем тем, кто стоит
перед алтарем Аполлона.
Все это, по глубокому убеждению автора, даст
молодым служителям муз, вступающим в жизнь, необ_
ходимую опору в их профессиональных исканиях, воз_
можность легче проходить через неизбежные и необ_
ходимые «муки творчества», поможет обрести нужную
стойкость и уверенность в своих силах в движении по
трудной и благородной стезе артиста_художника.
Согласно исследованиям В. Проппа, существует
ограниченное число тем и сюжетов, присутствующих
в общечеловеческой драме жизни. Но невозможно
подсчитать количество самых разнообразных романов,
живописных полотен и симфоний, спектаклей и бале_
тов, которые эти темы и сюжеты раскрывают. Точно
так же, несмотря на огромное количество методов и
приемов, которые используются художниками для со_
здания своих произведений, в них всегда можно найти
некоторые общие психологические законы художе_
ственного творчества, так или иначе всегда присутству_
ющие при создании любого произведения искусства.
Их изучение — увлекательное путешествие в мир твор_
ческого освоения жизни в форме художественного
образа. То, как это происходит в различных видах ис_
кусства с точки зрения современной психологии, и со_
ставляет содержание этой книги.
Психология художественного творчества — наука,
которая родилась на стыке многих дисциплин. Поми_
мо методики обучения различным художественным
дисциплинам она опирается на общую психологию, на
психологию способностей, возрастную психологию,
психологию индивидуальных различий, а также фило_
софию, социологию и эстетику. Данные этих исследо_
ваний также будут отражены в предлагаемом учебном
пособии.
Своеобразие произведений искусства зависит не
только от таланта художника. Оно зависит и от истори_
ческих и социальных условий, от культуры, в которой
растет и развивается художник, его генетических осо_
бенностей в виде темперамента и способностей, нако_
нец, от особенностей личности и психологии его на_
ставников и учителей. К.С. Станиславский в своих
записных книжках однажды отметил: «Творчество ар_
тиста — это психофизиологический процесс. Возмож_
но ли изучать творчество, не имея никакого представ_
ления ни о физиологии, ни о психологии человека?»
Ответ напрашивается сам собой — невозможно. По_
________
!
этому пристальное рассмотрение проблем художе_
ственного творчества с точки зрения современной
общей психологии, психологии творчества и психоло_
гии личности даст начинающему артисту надежный
фундамент для осознания секретов овладения своей
замечательной профессией.
Но ознакомление с законами творчества важно не
только для будущего артиста, но и для всех людей –
не для того, чтобы все были художниками, а для того,
чтобы никто не был рабом собственных чувств и каж_
дый мог бы свободно выражать свои чувства при по_
мощи художественного творчества.
* * *
Автор адресует эту книгу своим студентам, решив_
шим посвятить свою жизнь нелегкому труду в каче_
стве служителей Аполлона.
Автор также выражает большую признательность
и благодарность:
ректору Краснодарского государственного универ_
ситета культуры и искусства профессору Ирине Ива_
новне Горловой;
проректору по научной работе профессору Ната_
лье Романовне Туравец;
проектору по учебной работе профессору Анато_
лию Ивановичу Дунаеву за создание хороших условий
для написания этой книги.
_"____#
____ ___$___%_!_&___!________
__________________________
___ ____!
"_ _____________ #_____ __________
Художественное творчество — создание книг, сим_
фоний, картин, театральных, оперных и балетных по_
становок — существует в рамках той деятельности,
которую относят к области искусства. В свою очередь,
искусство специалисты рассматривают как форму
общественного сознания, позволяющую отражать дей_
ствительность в форме художественных образов.
В разные эпохи представление о том, что такое
искусство, менялось и понималось по_разному. В Древ_
ней Греции такого понятия вообще не существовало и
вместо него употреблялся термин «techne», которое
одновременно обозначало и ремесло, и красиво сделан_
ные предметы быта. Они занимали промежуточную
область между материальным и духовным производ_
ством. У Гомера термины «sophie» ( мудрость) и
«techne» (искусство, ремесло) были слиты и понима_
лись как явления очень сходные между собой. Мы мог_
ли бы сказать, что это было «мудрое ремесло».
Искусство, неотделимое от технического ремесла,
долгое время, вплоть до средних веков, не противопо_
ставлялось духовным видам деятельности.
«В эпоху Возрождения, — отмечает видный отече_
ственный философ В.П. Шестаков, — художник стано_
вится носителем эстетических и этических ценностей.
Этическое понятие о доблести — virtu — приобретает
эстетическое значение, обозначая человека, виртуозно
и свободно владеющего своим делом... На смену сред_
невековому представлению о совершенном человеке
как знатоке, умеющим все созерцать и обо всем рас_
суждать, выступает идеал человека, умеющего все
делать»1.
1 Шестаков В.П. Эстетические категории, М., 1983. С. 257–258.
$____ "_ %__________ &_#' __________ #____________
""
(__) *_ _________ ______________ ________
"+
Средневековый термин «ars» в отличии от антич_
ного techne относился прежде всего к определенным
видам ремесла. Термин «art», который сегодня являет_
ся общепринятым для обозначения всех видов искус_
ства, появляется только в XVIII в. Он относился в пер_
вую очередь к так называемым «изящным» искусст_
вам, куда входили музыка, живопись и скульптура.
История искусства свидетельствует, что оно роди_
лось из синкретической, многосоставляющей практи_
ческой и духовной деятельности человека, каковой в
течение долгого времени выступал народный фольклор.
Поначалу песни, танцы, всевозможные художества
в прикладных искусствах были органично вплетены в
повседневную жизнь наших предков. Они использова_
лись ими как магические способы воздействия на при_
роду и животных, а затем и на самих себя с целью
элементарного выживания и обладания всем тем, что
для этого необходимо — пищей, одеждой, защитой от
внешних врагов в виде суровой природы, злых зверей
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!