Креативность – главное свойство творческой личности.



Среди личностных свойств, влияющих на креативность как универсальную способность к творчеству, Малахова И.А. выделяет следующие: природные задатки и индивидуальные особенности человека; возрастные параметры развития; социальная среда; характерологические особенности; мотивы и дисциплина творчества; структура и характер деятельности.

Я.А.Пономарев выделяет два основных личностных качества, способствующих творческому процессу:

1. способность действовать «в уме», определяемая как высокий уровень внутреннего плана действий;

2. интенсивность поисковой информации и чувствительность к побочным образованиям.

Главное качество любой творческой личности: При разнообразии формулировок общим является то, что творческая личность – это свободная личность, т.е. личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я» (К. Роджерс).

От художника требуется ясность жизненной по­зиции, заинтересованность в судьбах людей, осмысление времени.

В англоязычной литературе к главным качествам твор­ческой личности причисляют чувство самоидентичности. Творческий человек ценит свою уникальность и неповторимость, «не стыдится» ее. Ведь любой творческий акт – это форма духовного «самообнажения».

Многочисленные исследователи выделяют свои состав­ляющие творческого потенциала. Наиболее важными чертами гения считаются высокий интеллект и особые способности, которые перевешивают. Плюс добавляют упорство, безрассудную смелость, интеллектуальную отвага.

Интересно, что творческие натуры легко приспосабливаются к людям, но в целом они менее склонны к социальным контактам, общению.

По сравнению с общей популяцией найдено преобладание шизотимических черт и интравертированность.

Творчество – это синдром раскрепощенности. То есть, творческие люди характеризуются отсутствием как познавательного, так и поведенческого угнетения. Г.Айзенк связал творчество с личностно измеренным психотизмом: агрессивностью, холодностью, эгоцентризмом, импульсивностью, антисоциальностью, упрямством.

Часто у творческих личностей встречаются такие черты, как:

Ø «детскость», доходящая до инфантилизма;

Ø особое, «горькое», чувство юмора;

Ø «самостояние» человека;

Ø наивность, чудачества и заблуждения гениев.

Структура творческой личности состоит из следующих компонентов (И.А.Малахова):

а) творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;

б) индивидуально-психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей;

в) творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.

Количество свойственных творческой личности качеств, изучаемых различными исследователями, очень велико, и зачастую выделяются противоположные друг другу характеристики. Наиболее про­тиворечивы данные об эмоциональной уравновешенности. Гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, но множество экспериментальных результатов противоречат этому.Н.О.Лосский, занимаясь типологией человеческих характеров, взял за основу классификации то, что сегодня называется направленностью личности: то, “чем жив человек”, что для него самоценно, а не служит средством для чего-то более значимого. С этой точки зрения Н.О.Лосский различал три основные типа “характеров”:Чувственный. Главным для таких людей является удовлетворение физических потребностей. Эгоцентрический. Для эгоцентрика главное – самоутверждение в той или иной форме, в том числе, может быть, и наносящее ущерб потребностям первого уровня. Сверхличный. Это люди, для которых главным становится что-либо, не имеющее, казалось бы, отношения ни к их телу, ни к их эго. К этому высшему типу относятся, в частности, выдающиеся творцы в искусстве и других областях культуры.

Исследования Н.В.Рождественской актерски одаренных личностей показали, что наиболее существенными для них являются следующие акцентуации (в порядке частоты встречаемости) (в терминологии К.Леонгарда):гипертимный тип.,застревающий тип.,эмотивный тип.,циклотимия.,демонстративный тип.,аффективно-экзальтированный тип интроверсия

18 Факторы формирования личности художника.Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко:

1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия;

3) ближайшее окружение;    4) ситуация в обществе в целом.

Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности; Однако, самой «неблагоприятной ситуацией для развития гения является не борьба, не трудности, не опека, а полное равнодушие и безразличие, на которые невозможно ни опереться, ни бороться против них. Это относится как к ближайшему окружению, так и к более широким общностям (научному сообществу или обществу в целом)».

Что необходимо развивать у одаренных детей:

Ø интеллектуальные способности, дивергентное мышление, познавательные способности;

Ø творческие способности: оригинальность мышления, богатое воображение, фантазия, развитая интуиция, готовность к риску;

Ø самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;

Ø реалистическую Я-концепцию, эмпатическое отношение к людям, терпимое отношение к критике;

Ø чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.

Специальными условиями развития должны быть: благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы, личный пример взрослых, создание микроклимата саморазвития и самовыражения на основе сотрудничества и эмпатии и др.

Среди социальных факторов особое внимание уделялось социальному статусу семьи, материальному уровню жизни, образованию и вероисповеданию родителей, количеству и составу детей в семье и т.п. Результаты таких исследований отражают лишь среднестатистические тенденции.

Некоторые характеристики родительского стиля поведения в целом и отношений с детьми положительно влияют на развитие у ребенка творческого потенциала. К ним можно отнести:

Ø неконформность (т.е. наличие собственного мнения и умение его отстаивать);

Ø отсутствие повышенной тревожности и необосно­ванных страхов;

Ø независимость, вера в свои силы, основанная на их реалистической оценке;

Ø поощрение в ребенке самостоятельности и инициативы;

Ø демократический стиль воспитания, уважение к личности ребенка;

Ø ровный, но не слишком теплый фон эмоциональных отношений в семье.

Хотя среда «не создает, а про­являет талант», ей отводится 95% влияния на формиро­вание разных вариаций креативности и только 5% –наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или подавлять творческие способности людей, не обладающих высоким креативным потенциалом.

 

19 Возрастная динамика творческой продуктивности.Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет».

X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество почти не существует».

1.Р.Вудвортс: «период 20 – 40 лет, очевидно, наиболее благоприятен для открытий».

2. Н.Беард, исследовавший вклад в культуру 1000 знаменитостей, ввел классификацию их жизни по десятилетиям:Бронзовая декада — от 20 до 30 лет;Золотая декада — от 30 до 40 лет;Серебряная декада — от 40 до 50 лет;Железная декада — от 50 до 60 лет;Оловянная декада — от 60 до 70 лет;Деревянная декада — от 70 до 80 лет.

3.Г.Леман опубликовал на эту тему более 50 статей и одну монографию (1953г.) Анализируя представленные им данные, можно сделать вывод, что наивысший период творческой активности у творческих личностей приходится на возраст 30–45 лет, затем происходит заметный спад (до 50% от максимального значения в возрасте около 45 лет) и практически полный спад к 70 годам.

4. В.Риис дал анализ творческих биографий врачей и композиторов, который особо останавливался на их творчестве в пожилом возрасте. Из 12 биографий композиторов, изученных автором, только у одного – Яна Сибелиуса, прожившего 92 года, наблюдался спад продуктивности, и то после 60 лет. У И.Брамса (1833–1897) и А.Дворжака (1841–1904) спад наблюдался только в последнее десятилетие жизни. Остальные 9 композиторов в выборке В.Рииса (Л. ван Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон-Бартольди, Р.Шуман, А.Брукнер, П.Чайковский, Г.Малер, С.Прокофьев, Д.Шостакович) плодотворно работали до последнего.

5.Маргарет Рихтер: активная творческая жизнь художника – это реальность. Портретист Альфред Граф успешно работал до 93 лет, Кристиан Даниэль Раух – до 78, Адольф Менцель – до 88.

6.А.А.Бодалев и Л.А.Рудкевич сопоставляют две группы: А – наиболее выдающихся представителей науки и искусства (всего 405 человек) и Б – менее выдающихся деятелей (всего 467 человек). Их выводы (всего 14):

1.Спад творческой активности в среднем возрасте распространен только в выборке Б.

2.Более выдающиеся представители творческого труда, как правило, раньше начинают профессиональную деятельность и раньше создают первые зрелые работы.

3.Окончание периода оптимальной продуктивности, как и окончание творческого труда в целом, у наиболее выдающихся ученых и деятелей искусства происходит обычно позже, чем у менее выдающихся.

4.У представителей выборки А фазовый характер деятельности в целом проявляется слабее. Период обучения (первая фаза) у них обычно более длительный и не прекращается с началом самостоятельной творческой деятельности (вторая фаза), часто же продолжается до кон­ца жизни. Третья фаза – продуктивная – обычно вообще не усматривается. У менее выдающихся деятелей искусства фазовый характер деятельности выражен более четко. Вторая фаза (пери­од расцвета) в выборке А по длительности значительно превосходит таковую в выборке Б.

5.В обеих выборках спад наблюдается чаще в точных науках и изобретательстве, чем в гуманитарных науках, живописи, музыке и т.д.

6.Спад чаще наличествует у тех ученых и деятелей искусства, чье творчество совпало с кульминационным пунктом в развитии соответствующей области или завершило его, а также у ученых и деятелей искусства с консервативными взглядами, «ориентированных назад». У представителей творческого труда, работавших на более ранних этапах развития данной области, у прогрессивные ученых и деятелей искусства спад выражен реже.

6. Явление второй кульминации (подъем продуктивности на пятом десятилетии жизни) довольно редко встречалось в выборке (только у 15,3%). На этом основании авторы предполагают, что вторая кульминация не является некой закономерностью развития представителей творческого труда.

У представителей творческого труда редко наблюдается спад продуктивности в годы, предшествующие смерти. Напротив, у наиболее выдающихся деятелей науки и искусства в эти годы часто происходит подъем продуктивности.

 

20 Подходы к пониманию креативности. Креативность (от лат. Creatib – созидание) – общая способность к творчеству и преобразованиям, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности.

Э.Фромм: «Это способность удивляться и познавать, это умение, находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осозна­нию своего опыта». Значит критерием творческости является не качество результатов, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

Креативность трактуется как способность к творческому стилю деятельности. И суть ее состоит не в простом количественном накоплении знаний, а в умении качественно, по-новому, их использовать, направлять на получение оригинальных идей, результатов.

Анализируя существующие определения креативности (Е.Торранс насчитал их 84), К.В.Тейлор объединяет их шесть групп.

1. Определения типа «гештальт», в которых подчеркивается создание новой целостности, а креативный процесс описывается как разрушение существующего гештальта для построения лучшего.

2. Определения, ориентированные на «конечный продукт», или «инновационные» определения, в которых подчеркивается продуцирование чего-то нового.

3. Эстетические или экспрессивные определения, в ко­торых подчеркивается самовыражение творца.

4. Психоаналитические или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

5. Проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач, в которых подчеркивается не столько решение, сколько сам мыслительный процесс. Например, Дж. Гилфорд: «Креативность – это процесс дивергентного мышления».

6. Определения, не вошедшие ни в одну из вышеперечисленных групп.

Современная трактовка проблемы креативности, экспериментально подтвержденная исследователями разных стран , отличается при­знанием того факта, что проявление творческих качеств носит универсальный характер, т. е. креативность рассматривается как общая универсальная способность к творчеству, необходимая для любой сферы деятельности личности.

Причем, развитие креативности в каком-либо одном виде деятельности (например, наука или искусство) влечет за собой перенос творческих качеств личности на любую другую сферу (социальную, производственную, коммуникативную, бытовую и др.). Существуют научные доказательства того, что развитие творческих качеств детей средствами искусства стимулирует развитие математических способностей.

Креативность – охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств (способностей), способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, инди­видуально окрашенного стиля деятельности личности.

Креативность редкая черта, поскольку она требует одновременного наличия ряда характеристик (понятливости, нешаб­лонности, способности мыслить в необычной манере, настойчивости и др.). Ни одна из этих черт не является особо редкой. Но необычно сочетание их у одного и того же человека. Можно представить, что все эти черты имеют биологическую основу.

21 Структура креативности

Основными ком­понентами креативности являются:

1) критерии и показатели, или факторы креативности;

2) творчество как свойство личности в целом;

3) технология творчества.

 Все компоненты этой системы находятся в сложном взаимодействии.. 22 Теоретические подходы к соотношению понятий креативности и интеллекта.Подходы к проблеме творческих способностей.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой активности личности. Авторы, стоящие на данной позиции (А.Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.), объясняют творческое поведение через мотивацию, ценности, личностные черты.

2. Творческя способность (креативнось) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев).

В рамках этого направления существует «теория интеллектуального порога» Э.П.Торренса: 1)Если IQ ниже 115–120, интеллект и креативность образуют единый фактор. 2)При IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. (Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.)

Для подтверждения одной из гипотез большой интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитюда (Л.Термен, 1921г.). Отобрано 1528 детей от 8 до 12 лет с IQ 135 баллов, что составило 1% от всей выборки. Проводилось три среза по измерению IQ: через 7 лет, через16, и через 30 лет после первого исследования. А через 60 лет уже Д.Фельдман проверил достижения членов выборки Термена. Испытуемые, отобранные Терменом, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и пр.). Все интеллектуальные дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук.

Что касается творческих достижений, то результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки, литературы, искусства и т.д. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры. Практически все они добились высокого социального статуса.Однако высокий интеллект не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

М.Воллах и Н.Коган тестируя интел­лект и креативность учащихся 11–12 лет, выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.

 

ИНТЕЛЛЕКТ

творческие способности

  высокий низкий
высокие Вера в свои возможности. Хороший самоконтроль. Хорошая социальная интеграция. Высокая способность к концентрации внимания и большой интерес ко всему новому. Постоянный конфликт между собственным представлением о мире и школьными требованиями. Недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение. Боязнь оценки со стороны окружающих
низкие Энергия направлена на достижение успеха в учебе. Неудачи воспринимаются как катастрофа. Боязнь риска и высказывания своего мнения. Пониженная общительность. Боязнь самооценки. Хорошая (по крайней мере по внешним приз­накам) адаптация и удовлетво­ренность жизнью. Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или неко­торой пассивностью.

 

 

23 Проблема развития креативности.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка, поэтому мы остановимся на развитии воображения у дошкольников.
Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды ("стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды"). Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Таким образом, обращаясь к характеристике креативности, исследователи характеризуют ее как творческую способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие креативности качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению креативности как свойство личности. Личность – термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или.,2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности .
Согласно взглядам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству.Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативность как способность или свойство личности (Л. С. Выготский, Гилфорд, Торранс)Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В некоторых психологических концепциях интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Плаже …).

 

24 Понятие и виды одаренности.Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел. Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а так же методики её диагностики, существование данной группы людей определяется статистически.
 «детская одаренность». - способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность». И в соответствии с этим, в педагогической теории и практике возникают 2 глобальные, вырастающие из 1-го корня задачи: – разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей; – разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка. Поэтому разработка концепции одаренности важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она интересна как базовая проблема, как фундамент для дальнейшей разработки не только методик диагностики и прогнозирования развития, но так же и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности.
Существуют разные точки зрения по вопросу: Кого считать одаренными детьми?
Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в педагогической практике сказывается всё сложнее: во-первых, представления о концепции одаренности у разных педагогов различны, и, во вторых, существуют культурно-образовательные традиции, которые меняются не так быстро, как разрабатывается теория.

Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными:

1.дети с высоким IQ;

2.дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,

3.дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).

Другой специалист в области психологии интеллекта, М.А.Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть: ‘сообразительные’, ‘блестящие ученики’, ‘креативы’, ‘компетентные’, ‘талантливые’, ‘мудрые’. Последний список излишне дифференцирован, но, наверное, в теории возможно и еще более тонкое и дробное деление. Несложно заметить, что реально принято выделять обычно 3 категории, названные Н.С.Лейтесом, и ещё 1 не отмеченную им – это академическая одаренность. Таким образом, одаренными чаще всего называют:

ñдетей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);

ñдетей с высоким уровнем творческих способностей;

ñдетей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;

ñдетей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);

Виды одаренности.

Согласно определению одаренности, индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.
Одни авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика, музыка, живопись). В соответствие с этим дифференцируют математическую, музыкальную и др. виды одаренности. Другие исследователи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с различными формами профессиональной деятельности. Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.

1.Психомоторные тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически – моторной и зрительномоторной координацией.

2.Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта.

3.Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием) используют стандартные тесты достижений.

4.Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используется многочисленные стандартизованные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.

5.Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития.

6.Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество. Помимо этих видов одаренностей Роберт Стенберг, психолог из Йельского университета, обсуждает «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще.
Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

 

25 Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка
.Особенности личностного развития ребенка, маскирующие одаренность:

особые личностные качества, например, коммуникативная некомпетентность, низкая волевая регуляция; застенчивость, заставляющая ребенка скрывать свои возможности;заниженная самооценка.,специфическая система ценностей, в которую в силу воспитания могут быть не включены какие-то социально важные факторы;неудачный опыт деятельности;отсутствие возможности проявить себя при слабом типе нервной системы, невысокой общей активности, неярком стиле поведения;смещение» усилий ребенка с менее востребованных видов деятельности на более престижные.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки.
Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления.
В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно.Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т. д. Неправомерно осуществлять идентификацию одаренного ребенка на основе единой (единственной) оценки (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (нередко вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных. При этом игнорируется тот факт, что применение тестов интеллекта и креативности имеет ряд ограничений.
Во-первых, большинство тестов интеллекта созданы не для выявления интеллектуальной одаренности, а для других целей. Интеллектуальная шкала Векслера для детей (оригинальный вариант WISC, а также его отечественные модификации) предназначалась для определения уровня общего интеллекта (в частности, выявления задержки в умственном развитии), тест структуры интеллекта Амтхауэра (SIT) — для целей профориентации и профессионального отбора, дифференциальный тест способностей (DAT) — для прогноза академической успеваемости и т.д. Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности. Применение тестов, однако, предполагает профессиональную психологическую подготовку. В некоторых тестах, подобных тесту Д.Векслера, необходима оценка ответов обследуемых в баллах, что требует существенного опыта практической работы. В других случаях (например, при компьютеризированных тестах) оценка ответов производится автоматически, однако все равно остается проблема интерпретации результатов, которая может быть грамотно произведена лишь квалифицированным психологом. Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения ученика в классе, мнением родителей и т.д.

Тестирование – трудоемкая и дорогостоящая процедура, требующая привлечения высоко квалифицированного психолога. В качестве подготовки к тестированию, а в дальнейшем и для сопоставления своих выводов с заключением психолога учителя могут проводить первичную диагностику.

Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте интуиции учителей, родителей, учащихся и самих одаренных детей.Методы: различные шкалы; опросники; самоопросники; наблюдения, проводимые по оп-

ределенной схеме, информация о продуктах деятельности.

Наблюдения проводятся как в естественной ситуации школьного обучения, так и в специально смоделированных ситуациях.

 

Выявление одаренных детей – не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Его отправной точкой должна быть конкретная необходимость, возникшая в образовательном процессе. Следует четко различить два случая

употребления тестов. В одном случае целью является индивидуальная помощь ученику, выяснение проблем, с которыми он сталкивается; определение подходящих ему учебных программ и занятий Другой случай связан с отбором в специальные группы, классы, лагеря.Лучший способ отобрать

участников специальных программ углубленного изучения – вначале дать всем детям возможность принять в них участие.

Во всех случаях необходимо учитывать, что одаренность может развиваться во времени, и тестирование периодически следует повторять. Выявлением одаренных детей с помощью тестов умственных способностей психодиагностическая работа с ними не заканчивается. Рассмотрим примеры образных тестов. Задание 1: "Конструирование картин". Ребенку предлагается вырезать овальную фигуру из ярко раскрашенной бумаги по форме напоминающую плод боба или капли, приклеить ее к чистому листу и добавить различные линии так, чтобы получилась оригинальная картинка, а затем придумать название к ней или историю (10 минут на выполнение). Задание

2: "Закончи рисунок". Стимулами служат 10 незавершенных фигур, которые нужно дополнить так, чтобы получились предметы или сюжетные картинки, а затем придумать названия к ним (10 минут). Задание 3: "Линии" . Стимуль-

ный материал представляет собой повторяющиеся фигуры 30 пар параллельных линий или кругов. Необходимо завершить эти фигуры до предметов или сюжетов (10 минут)

26 Соотношение общей и художественной одаренности как основа профессионального прогнозирования. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить
— общую одаренность;
— специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.
Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. Еще одним примером специальных способностей является социальная одаренность — одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

 

27 Обучение и воспитание детей с разным типом одаренности. Роль личности педагога в этом процессе.

Цели образования . В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. Применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.
Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов.

В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности
3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности
4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.Наиболее благоприятные возможности для обучения одаренных детей предоставляют следующие формы обучения. Дифференциация параллелей. В школе предусматривается несколько классов внутри параллелей для детей с разным видом способностей.Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста распределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы, учитывающие их сходные возможности. Выделение группы одаренных учащихся из параллели. Предполагается объединение в группу 5—8 наиболее успевающих в каждой параллели школьников, которая помещается в один из классов, где кроме них находятся еще около 20 учеников. С этим классом обычно работает специально подготовленный учитель, который дает группе одаренных усложненную и обогащенную программу.

 

28 Творческие способности: их уровни и развитие..Способности - это такое своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б.выделяет следующие параметры:беглость мысли (количество идей).,гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую).,оригинальность (способность производить идеи),любознательность.,фантастичность.

 

 В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность

Одаренность - это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц; она обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.

Талант - это совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта - высший уровень творчества при осуществлении деятельности.

Гениальность - это высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности; творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности (научной, производственной, художественной и др.).

Биологической базой развития способностей являются задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип ВНД, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушария.

Несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным.

Формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятельствами:

1.наличием соответствующих задатков, предрасположенности,

2.потребностно-мотивационными особенностями личности, желанием и стремлением человека заниматься тем или иным делом,

3.социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение

 

29 Формы художественного познания. Роль памяти в художественном познании формы – чувственное познание, интеллектуально-логическое и творческое.

Чувственное познание базируется на процессах ощущения и восприятия. Интеллектуальное познание необходимо для проникновения в сущность исторических событий и логики всего происходящего в настоящем, человеческой психики и явлений, которые не поддаются чувственному восприятию. В основе интеллектуального познания лежат память, логическое мышление и те операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения, которые являются инструментами познания. Творческое познание характеризуется направленным исследованием природы неизвестных, непонятных, новых явлений в природе и обществе. Оно соответствует трехфазной структуре творческого процесса, начинается с фиксации объекта познания, включения поисковой активности, использования результатов исследования в деятельности.В творческом познании, таким образом, интегрируются все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, воображение и мышление, – каждый из которых требует специального развития.

Память формирует человека. Вся структура учебной и профессиональной деятельности, в том числе и художественно-творческой, так или иначе базируется на памяти. Память лежит в основе скорости и прочности формирования двигательных навыков, что является главным показателем специальных способностей к конкретному виду профессиональной деятельности. Эта способность проявляется даже в неодинаковой успешности усвоения навыков к разным видам изобразительного искусства.Особенно важна она в художественно-творческой деятельности, в которой помимо профессиональных знаний законов построения художественных произведений, требуется накопление опыта и знание всех особенностей человеческой психики во всех ее проявлениях и умения учитывать их у себя в процессе художественного творчества. То же самое касается и знания и понимания законов творчества, его главных операций и целей.

Вместе с тем, память является и главным «врагом» творчества, когда при решении какой-либо задачи всплывает шаблон, когда яркие впечатления от произведения других авторов порождают невольный плагиат. Поэтому творчество начинается с разрушения шаблонов, которые подсказывает память..

Творческая память характеризуется и большим объемом, и легкостью воспроизведения образных представлений и сочетанием разных видов памяти.

Быстрые, но глубокие восприятия оказываются в художественном творчестве более полезными, чем длительное аналитическое изучение, при котором детали объекта теряют свои связи с целым. Образ, сохраненный в памяти, является более надежной опорой для воображения, чем непосредственное восприятие, поскольку в нем уже вычленено существенное, выразительное. Отсюда следует, что память художника становится актом творчества.Соотношение абстрактного и конкретно-чувственного, рационального и эмоционального в художественном творчестве – это проблема соотношения понятий и представлений, художественной идеи и ее воплощения в выразительной, то есть эмоциональной, чувственной форме.

 

30 Особенности творческого мышления.Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилфорд. Он считал, что "творческость" мышления связана с доминированием в нем 4-х особенностей:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование.

3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

См.: В.Н.Пушкин "Эвристика – наука о творческом мышлении".

Чтобы найти выход из проблемной ситуации, человеку необходимо создать новую, не имевшуюся у него ранее стратегию деятельности, т.е. совершить акт творчества. Психический процесс, с помощью которого решается проблема, вырабатывается новая стратегия, носит название продуктивного мышления, или эвристической деятельности.

Творческое (дивергентное) мышление характеризуется:

1. «Широтой категоризации», т.е. широтой ассоциативного ряда, отдаленностью ассоциаций.

Дивергентное мышление, по Дж. Гилфорду, определяется как «тип мышления, идущею в различных направлениях, т.е. «веерообразно». При этом человек не концентрируется на каком-то одном способе решения проблемы, а ведет поиск одновременно, по нескольким возможным направлениям, выдвигает сразу несколько вариантов гипотез и быстро переключается с проверки одной на другую.

Конвергентное мышление увязывает все допустимые элементы пространства, относящиеся к проблеме, воедино и находит единственно верную композицию этих элементов.

С.Медник полагает, что в процессе творчества присутствует как конвергентная, так и дивергентная состав­ляющая Чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения.

2.Беглость мышления. Это означает богатство и разно­образие идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула, а также возможность включения предмета во множество самых неожиданных связей, количество которых и определяется беглостью мышления.

3. Гибкость мышления. Означает способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому. В это же понятие включается скорость перехода от сознания к работе подсознания и наоборот.

4. Оригинальность мышления. Это наиболее трудно категоризуемый признак. Основным содержанием его является самостоятельность, необычности, остроумность решения (по отношению к стимулу или традиционным способам решения).

 

31 Творческое воображение: стадии развития, внутренние механизмы и приемы создания образов воображения.Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. деятельность воображения.

В процессе профессиональной художественной деятельности одни представления ассоциируются с другими, сливаясь в едином образе. Особенностью представлений художника является легкость их перехода из одной модальности в другую: от зрительных представлений к слуховым, от слуховых к двигательным и т.д. Таковы, например, видения актера.

Благодаря конкретным и ярким представлениям – зрительным, слуховым, двигательным, тактильным, обонятельным – актер живет в предлагаемых обстоятельствах роли и спектакля как в реальной жизни. К.Станиславский называл "кинолентой видений" ассоциативную систему представлений "предлагаемых обстоятельств", возникающих в процессе работы над ролью. Важной особенностью представлений становится их подчиненность творческому замыслу. Художник способен сознательно, в соответствии с творческими задачами управлять представлениями, возникшими как будто непроизвольно.

Т.Рибо.: Творческое воображение определяется единством трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и бессознательного и включает четыре стадии развития.

1 — переход от пассивного воображения к творческому; 2 — анимизм, или одушевление, окружающих пред­метов и явлений;3 — игра; 4 — романтическая стадия.

Приемы создания образов воображения:

1.Агглютинация. 2.Гиперболизация. 3. Подчеркивание каких-либо признаков или заострение. 4. Схематизация. 5. Типизация.

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций. Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается, подчинено потребностям и мотивам творчества. Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями. Ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей – существенная сторона творческой фантазии.

32 Свойства и закономерности восприятия в художественном творчестве.

33 Особенности и механизмы художественного восприятия.

34 Условия и этапы восприятия художественного образа.

 

 

35 Художественное творчество как специфическая форма социального общения.

Функции общения, реализуемые средствами искусства: прагматическая; формирующая; подтверждения; организации и поддержания межличностных отношений; внутриличностная.

Циклы художественной коммуникации:

Ø общество – художник;

Ø художник – произведение искусства;

Ø произведение искусства – потребитель.

 

Содержательная сторона художественной коммуникации определяется потребностями общественной практики. Общество не только создает коммуникативную систему искусства, но и формирует выразительные средства, с помощью которых передается художественная информация в обществе.

В процессе общения происходит присвоение художественных и культурных ценностей, формируются эстетические потребности и способности к эстетической деятельности, эстетические идеалы (формирующая функция общения). Это процесс с обратной связью: с одной стороны человек формирует свое мышление, усваивая определенный набор художественных ценностей, передаваемых ему обществом посредством искусства; с другой – каждый член социальной общности оказывает своей деятельностью влияние на других людей и на все общество в целом.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 564; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!