Социально-исторические типы социокультурной регуляции.
Традиционная | Современная |
Шаблонный характер | Ценностный характер |
Неосмысленный(сковорода с мясом) | Осознанный |
Конкретно — ситуативный | Обобщенный(ценность жизни всегда ценность) |
Внешний характер | Внутриличностный характер |
Регулятивы Неиерархизированные | Формальная иерархия значений |
Благодаря стыду | Совести, чувства вины и т.д. |
Традиционная регуляция в современном обществе.
1. Привычки – элементарные, шаблонные формы поведения (здороваться, есть за столом и др.)
2. Обычай – устоявшаяся, передающаяся из поколения в поколение форма поведения, включающая в себя определенный порядок действий (система действий, связанная с приемом гостей; система воспитания детей; обычай посевов и т.п.)
3. Обряды и ритуалы – устойчивые стандартизированные действия, имеющие символическое значение.(нг, елка и т.д.)
Символ – это знак, в котором обозначающее не совпадает с обозначаемым.(белое платье символ невинности)
Воспроизводство и изменения в культуре. Основные способы изменений в культуре.
Механизмы воспроизводства в культуре:
1) Культурный иммунитет(сопротивление культуры нововведениям)
2) Культурный отбор(закрепляется только то что в какой то мере ей соответствует(принятие христианства))
3) Культурная обработка(все что вводится в культуру приспосабливается к уже имующимся образам)
|
|
Механизмы изменения в культуре:
1) Саморазвитие в культуре:
Стихийное или случайное(изменение в культуре побочный продукт любой деятельности(использование огня, удобрение земли)
Осознанное или целенаправленное ( сознательно ищут изменения #изобретения, нормы новых религий(ислам)
2) Заимствование в культуре:
Добровольное( что лучше у кого то и выбирается #реформы Петра)
Вынужденное (добровольное и принудительное)#вступление гос-ва в другое гос-во, взамствование языка)
Насильственное (прямое вынуждение)# завоевание
Культурные универсалии.
Вебер о связи вероисповедания и социального расслоения.(статья)
Протестанты:квалиф.слои рабочих
Католики:простые рабочие
Протестанты: переходят из ремесла в промышленность
Католики: остаются в рамках своего ремесла
Причины:
1) исторические – протестантизм принимался в богатых городах,облостях,странах. Нет объяснения почему богатые люди выбирали протестантизм. «не богатство породило протестантизм, а протестантизм- богатство»
2) Протестанты были в меньшинстве. Проникнуть в политику и власть им не давали, поэтому они стали заниматься экономикой. Вебер тоже не согласен с этим,т.к. даже когда протестанты стали быть в большинстве, то все ранво продолжали заниматься экономикой.
3) «протестант склонен хорошо есть,когда католик склонен спокойной спать»
Все это не объясняет т.протестантов. Позиция Вебера: объяснение нужно искать в самой религии.
|
|
М.Вебер о формировании духа капитализма (по работе «Протестантская этика и дух капитализма»).
тред Б. Франклина(18в.)
«время – деньги» , «деньги делают деньги»
Цель – зарабатывание денег, просто так. Не для богатства или других целей. Этика протестантов « я должен зарабатывать»
«Дух капитализма» - зарабатывание денег, кот. Очищено от религии, но остается в рамках морали и права.
Современный капитализм воспроизводит себя через экономику.
Чтобы возник капитализм нужна была религия(16век)
Традиционализм против Духа капитализма
1) работницы католики и работницы протестантки. Влияние религиозного воспитания.
2) сбор урожая. Только когда идет внутренняя мотивация, вот тогда люди работают.
3)предпринимательство. Протестантизм давал духовный стимул к активной работе, он обязывал это делать «работай – угодно Богу»
Протестантизм породил новое отнощение к труду
Капитализм возник благодаря протестантизму.
М. Вебер о значении лютеранства в возникновении «духа капитализма»
|
|
Начинается с протеста Лютера против интульгенций.
«Beruf» - профессия. Каким предстал таким и должен быть всю жизнь.
Понятие профессионального призвания у Лютера сохранило свой традиционный характер.
Монашество – эгоизм,бессмыслица.
Исповедь,покояние,нравственное колебание разрешалось.
Ж.Кальвин – младший соратник Лютера.
«работа в рамках профессиональной деятельности угодна Богу»(от Лютера).
27. М. Вебер о роли аскетичного протестантизма в формировании этики капитализма
(по работе «Протестантская этика и дух капитализма»).
«профессиональная этика протестантизма»
Аскеза – самоограничение, отказ от мирских удовольствий.
Догмат – этическое требование.
Основные течения: кальвинизм, пиетизм, методизм, анобабтизм
Догмат кальвинизма – предопределение «об избранности к спасению». Ты избран Богом.
Этот догмат давал стимулы к активной трудовой деятельности т.к. :
«не как мне заслужить избранность?» а «как понять избран ли я?»(к чему я предназначен?) – основной вопрос.
Ответ: Кальвин(Лютер): 1) устойчивость веры – признак избранности «Верь в свое избранничество» 2) если твои дела идут хорошо значит Бог с тобой, значит ты избран.
|
|
Кальвинизм: «не Бог для людей, а люди для Бога»
последствия:
1)одиночество(индивидуализм) один на один с Богом
2) «расколдование» Мира – усиление рациональной составляющей (отмена таинст, исповеди и т.д.)
кальвинизм – формальное условие жизни любить человека как создание Бога, как тварь Божью.
Люди: - в лютеранстве – «сосуд Божественной власти»
- в кальвинизме «орудие божественной власти»
Кальвинистская аскеза: не эмоции движут человека, а мотивы(к работе)- рациональная составляющая. В лютеранстве наоборот усилилось.
Пиетизм и Методизм
Приближены к лютеранству, вторичные веры, давали послабления(т.е. сохранение ритуалов, традиций и т.д.)
Лютеранство усилило эмоциональность.
Анабабтисты(перекрещенчество)
- секта
-собрание тех,кто уже верил, что он избран
- усиление рациональной части
- внутренний контроль и совесть
- усиление библии
- запрет ношени оружия,занятия политикой, а разрешение заниматься только хоз.деят.
- совесть-честность
У них были партнеры в торговле, т.к. они были честные предприниматели,надежные парнеры.
- распространение получили в США
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 672; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!