Предисловие издателя к третьему (английскому) изданию 21 страница



Самосохранение как борьба с антагонистом связано с архетипической идеей Тени, врага или противника, выступающей в сновидениях в образах агрессора и преследователя. На физическом уровне самосохранение воплощается в инстинктивной агрессии или инстинктивном избегании, которые являются у нас физически врожденными.

Таким образом, получается (и пока мы не встречали исключений), что любое архетипическое содержание имеет соответствующую ему форму инстинкта. Таков наш способ понимать вещи, окружающие нас. Иными словами, инстинктивные проявления – это то, что мы видим извне, тогда как репрезентации – мысли, сновидения, фантазии и образы – это то, что мы видим изнутри. Наблюдая за человеком с внешней стороны (так, как если бы фотографировали его деятельность), мы судим о нем с позиций инфракрасного полюса. В настоящее время такой «взгляд со стороны» часто можно встретить в трудах антропологов, чье внимание сосредоточено на том, чем человек отличается от других живых существ: как он находит пару для продолжения рода, как строит свое жилище, как борется за выживание и т. п. Авторы такого подхода пытаются описать человека объективно, сравнивая его со слонами, тиграми и другими животными, как будто человек – один из многочисленных подвидов представителей животного мира. Так мы получаем точную научно-обоснованную картину физически-инстинктивного поведения человека.

Однако, попытавшись отследить те же процессы изнутри (а именно этим мы и занимаемся), мы откроем внутренний источник человека – его мысли и репрезентации. Мы узнаем его «внутреннюю» анатомию, получая своего рода интроспективную картину человека. Этот «взгляд изнутри» помогает нам раскрыть загадку архетипов.

Непонятным образом эти две картины становятся единым целым – одной и той же реальностью, наблюдаемой извне и изнутри. Если принять заимствованную из мифологии идею о том, что сознательное и бессознательное представляют собой два полюса – небесный вверху и подземный внизу – то, сопоставив ее с научной моделью психики, мы можем назвать инфракрасный полюс спектра «небесами внизу», а ультрафиолетовый полюс – «небесами наверху».

Состояние психики нашего сновидца соответствует средней области обычного человеческого сознания: во сне он через расщелину видит небо под ногами, и сновидение развивается так, что заставляет его тонуть в этом небе. Вспомните, как Маленький принц, спускаясь на землю, исследовал, а скорее отрицал определенные [личностные] качества повстречавшихся на его пути людей. Как правило, пуэр прочно связан с областью архетипических репрезентаций, которые получают над ним реальную власть через материнский комплекс. Это значит, что он недооценивает реальное восприятие жизни, т. е. инфракрасный полюс [психики]. Существует значительная разница между тем, чтобы думать о бифштексе и тем, чтобы его есть; мысли о мясе под соусом беарнез могут доставлять мне большое наслаждение, но если я ем это блюдо, у меня появляются совершенно иные ощущения. То же самое справедливо в отношении архетипа конъюнкции. Одно дело фантазировать о любовной связи, представляя в воображении каждую деталь переживаемого, но другое дело – испытать это внутреннее переживание в реальной действительности..

Обычно пуэр стремится избежать немедленной реализации своих идей. Он не спускается к «небесам внизу» – он недооценивает их значение, как впрочем, и преуменьшает важность инстинктивной деятельности и инстинктивной сферы жизни. Вот почему Маленький принц встречает на земле Лиса и вот почему он так нуждается в барашке. Однако в подобных случаях понимание и осознание (realization) «небес внизу» не происходит. Впрочем, это всего лишь обобщение, ведь пуэр иногда позволяет себе поддаться инстинктам, он, образно говоря, препятствует их психологическому осмыслению. Он отделяет себя от инстинктов, переживая свой опыт автоматически – как события, совершаемые его отщепленной Тенью (split-off shadow).

В этом смысле архитепическая идея великой любви и конъюнкция, так привлекающие пуэра, остаются лишь его желанной фантазией: однажды ему встретится женщина, которая подарит совершенную любовь, душевное тепло, полную гармонию, определенность отношений и т. д.; фантазия эта – очевидная иллюзия образа матери. Тем временем он не отказывается от сексуальных отношений, поскольку отказ от физической любви явился бы сильной фрустрацией для него. Поэтому он заводит двадцать, тридцать романов с женщинами, как это было в описываемом мной случае, но не позволяет себе вовлекаться в них эмоционально. Он не «проживает» эти отношения. О таких людях можно сказать, что они невинны в худшем смысле этого слова, словно не живут вовсе, так как существуют в жизни, не вовлекаясь в нее эмоционально. Пуэр оправдывает себя, убеждая, что хотя женщина, с которой он состоит в связи – не та, что ему нужна, она временно заменяет подходящую. Физическая связь в таких случаях не имеет для них особого значения – ни на уровне мысли (mentally), ни на уровне внутреннего воображения (inner fantasy), ни в собственных чувствах. Однако, если человек не принимает отношения всерьез, не позволяет чувственному опыту повлиять на его душу, тогда он как бы и вовсе не проживает эти отношения.

Однажды я проводила психоанализ с профессиональной проституткой, которая вела себя как старая дева. В ее сновидениях всегда появлялись юные девственницы или женщины, у которых не было никакого опыта отношений с мужчинами. Это была чистая правда! Пациентка изолировала себя от того, чем жила. Ей были нужны деньги, сама она находилась вне того, чем занималась, не испытывая ни удовольствия от физической любви, ни отвращения по отношению к другим [людям]. Она приняла для себя рациональное решение: ей нужны доллары, а все остальное она послала к черту. Таким образом, в какой-то мере она осталась «нетронутой» жизнью. И хотя у нее наблюдались признаки серьезного психического нездоровья, она не выглядела жалкой и несчастной. Одним из результатов лечения явилось то, что она вдруг осознала свое печальное положение, о чем раньше не догадывалась. Она вела себя в соответствии со своим рациональным решением, не позволяя себе ни презирать мужчин, ни увлекаться ими, потому что это могло бы повредить ее бизнесу. Таким образом, будучи очень эмоциональной женщиной, она не позволяла себе иметь эмоциональные переживания, связанные с тем, что с ней происходило. Если бы она это позволила, ей пришлось бы отказывать некоторым мужчинам, и тогда ее заработок был бы существенно меньше.

То же самое иногда происходит с пуэром, который хотя и живет инстинктивной жизнью, проживает ее как бы отсекая от себя. Он создает искусственный эмоциональный барьер, отделяя переживаемое им от своего истинного «Я». В этом случае пуэр не видит звезд под ногами, а сновидение требует, чтобы он собирал их и наслаждался ими. Жизнь не наполнена, если проживаешь ее только в своем воображении, она должна быть проживаема и на инстинктивном уровне. Но это означает действительно принять жизнь, позволив себе испытывать боль от собственных переживаний, не ограничиваясь определенными условиями. Жить с внутренними оговорками значит не жить вообще; именно поэтому пуэр зачастую отрезает себя от звезд под ногами. Вот почему решение проблемы, предложенное сновидением, – в том, чтобы утонуть в мире находящихся внизу звезд.

 

Замечание: Доктор Х.Г. Байнс рассказывал мне, как его друг, изучая поведение парижских проституток, обнаружил, что у всех этих женщин без исключения доминирует отцовский комплекс. Они всегда ставят определенные условия [клиенту], таким образом «отстраняясь» от мужчины: например, просят, чтобы мужчина не целовал их в губы или еще что-нибудь подобное. Главное – у них всегда есть оговорка.

 

Да, для того, чтобы «отделить» чувства и эмоциональные переживания от происходящего в реальности. Точно так же человек может иметь жизнь полную приключений, но по существу не жить, поскольку приключения в его жизни не значат ничего.

Поэтому я думаю, что звезды внизу означают живое переживание инстинктивного или архетипического паттерна. Человек должен проживать свою жизнь для того, чтобы понять себя и осознать реальность.

 

Замечание: Часто случается, что мужчинам, которых знакомые считают пуэрами (как, например, пациенту, о котором Вы рассказывали), часто завидуют. Завидуют их способности отдаваться жизни с невероятной энергией, а потому их жизнь кажется полноценной. Мы же знаем, что все это – деятельность Тени, мы знаем, что на самом деле они отрезаны от реальности. Но как им удается создать видимость столь активной и яркой жизни?

 

Они притворяются! Люди в большинстве своем актеры, для многих притвориться означает просто сыграть роль. Насколько мне удалось понять пуэров, они играют роль даже для самих себя, пытаясь убедить себя в том, что живут. И только в ходе психоанализа им удается спуститься на землю и признать, что на самом деле такое существование не приносит им счастья. Окружающие могут считать их успешными, но сами они этого не чувствуют. На самом деле, критерий прост: чувствуешь ли ты, что ты живешь? Люди, которые не чувствуют, что живут, описывают свою жизнь как существование в постоянном притворстве, словно они все время играют роль. Даже для самих себя.

 

Замечание: Или надевают маски.

 

Да, и окружающие попадают на эту удочку, если только они не обладают некоторыми знаниями в психологии или, заглянув пуэру в глаза, не увидят истинное их выражение. Тогда они говорят: здесь что-то не так, хотя этот человек кажется весьма успешным.

 

Замечание: Если бы человек смог закрепиться на ультрафиолетовом полюсе и при этом переживать многочисленные впечатления на другом конце спектра, то мне кажется, что ультрафиолетовый полюс был бы «слишком хорош» по сравнению с инфракрасным. Даже если человек переживает несколько десятков эмоций, они кажутся ему слишком жалкими и убогими, ведь он всегда будет стремиться к ультрафиолетовому полюсу, так?

 

Именно так. Это очень точное высказывание. Можно сказать, что если вы живете только одним полюсом спектра, отделив себя от другого, то полярные части спектра оказываются никак не связанными между собой. Проще говоря, вы испытываете переживание, но оно вам кажется неважным, а то, что кажется человеку неважным, для него не существует. Оно становится реальным, только если имеет связь с эмоциональным восприятием смысла. Если такого восприятия нет, человеку становится скучно. Я знала одного мужчину, у которого было множество любовных связей, но он был настолько отчужден от своих чувств, что в середине полового акта мог посмотреть на часы, чтобы узнать, который час! Очевидно, эти отношения для него ничего не значили, кроме того, он был чрезвычайно нарциссической личностью, поскольку все его переживания сводились к маскулинной роли.

 

Вопрос: А какие проблемы возникают у женщины, которая вступает в отношения с таким мужчиной?

 

Как правило, она точно так же отчуждается от собственного Анимуса. Например, проститутка, о которой я упоминала, считала, что если она попытается заработать себе на жизнь, работая машинисткой в офисе, ей придется приходить на службу каждый день в девять утра и сидеть до шести вечера в течение всей недели и даже работать в выходные, поэтому у нее больше ни на что не хватит времени. Так как она была очень неорганизованной и инфантильной женщиной, эта работа оказалась для нее неприемлемой. Ее Анимус утверждал, что так будет продолжаться всегда, и это мнение – мнение ее Анимуса – было основополагающим.

Она могла бы работать и найти себе друга, но согласно логике ее Анимуса, если бы она сидела в офисе, то ей пришлось бы подчиняться дисциплине (а она ненавидела дисциплину), а значит, у нее никогда не было бы любовной связи. Никому неизвестно, почему одно исключает другое, но так полагал ее Анимус. Затем, как она считала, ей стукнет пятьдесят, и она превратится в старую уродину, печатающую на машинке в том же офисе!

Итак, ей хотелось жить, но она вовсе не желала проводить свои дни в офисе. Однако ей были нужны деньги, поэтому она не могла позволить себе просто жить с мужчинами, которые ей нравились. Анимус сказал, что оба желания можно совместить, послав к черту все моральные предрассудки. В данном случае женщина подчинилась [голосу Анимуса], поскольку принимала только логику и не верила ни в какую иррациональность.

Она отправилась в Нью-Йорк но, увидев этот огромный город, почувствовала, что пропадет в нем. Она не верила ни в себя, ни в жизнь, ни в свои возможности, ни в Бога. Подумав немного, она решила стать проституткой.

Жизнью любой женщины руководит Анимус, а он всегда является профессиональным пессимистом, не принимающим правило tertium quod non datur (исцеляющего третьего)[63]. Анимус говорит женщине, что ему известны только ограниченные возможности; он говорит, что это можно сделать только так, а не иначе, тем самым препятствуя создать любую другую возможность.

 

Вопрос: Вы имеете в виду, что женщина, у которой существует хорошая связь с собственными инстинктами, не увлечется таким мужчиной?

 

Да, я думаю, что это так. Или она может начать отношения на уровне, далеком от реальности, но затем так или иначе постарается вовлечь мужчину в определенные или значимые для нее отношения. Я приведу вам пример, хотя он, может быть, не совсем подходит к тому, о чем мы говорим, так как в этом эпизоде инициатива принадлежала мужчине.

Итак, одна женщина имела много любовных связей, в которые она вступала, следуя решениям Анимуса. Она встретила мужчину, который действительно ее полюбил; его инстинкты оказались значительно прочнее и крепче, чем у других мужчин. Он был чуткий человек и ощущал, что в постели с ним она зачастую не была самой собой, не чувствовала его. Поняв автономность (autonomy) ее сексуальности, он взбунтовался против этого. Он почувствовал к ней отвращение, так как ее отношение к нему причиняло ему боль. Он сказал, что ощущает себя одним из ее любовников, к которым ревновал, поскольку она вела себя с ним так же, как и с другими мужчинами. Он не имел никакого понятия о психологии, поэтому вел себя грубо и бестактно, называя ее «дешевкой» и т. п. В действительности же она вовсе не была такой, как он ее называл, просто ее чувства оказались отрезанными от нее самой. И все же, обладая мощной эмоционально-инстинктивной реакцией, он, зрелый мужчина с большим опытом и здоровым чувством физического самоконтроля, смог помочь своей возлюбленной реанимировать чувства – поистине трудновыполнимая задача! Как правило, мужчина в сексуальных отношениях настолько импульсивен, что не может себя сдерживать, но в этом случае партнер говорил женщине, что не станет продолжать с ней отношений, пока они не выйдут на [подлинно] чувственный уровень.

Ей приснился сон, что ее возлюбленный, нырнув в грязную, отравленную нечистотами яму, достал со дна золотой ключ и подарил ей. Думаю, можно утверждать, что в этой истории мужчина действительно спас чувства женщины, потому что любил ее как индивидуальность, а не пользовался ею. Он хотел обладать ею целиком, вместе с ее чувствами и негодовал, когда она их не проявляла. Благодаря его возмущению, многочисленным ссорам и передрягам, ему удалось взрастить в ней чувствующую личность.

Естественно, эту тему можно обсуждать бесконечно, расширяя ее рамки, ибо по существу она является ключом ко всему сновидению. В одной из моих лекций, посвященных теме зла (evil), я приводила в пример отрывок из русской народной сказки, иллюстрирующий проблему.

Как-то раз царь собрал своих троих сыновей и сказал им, что теперь они должны жить своей жизнью. Сыновья попросили у него благословения, оседлали коней и отправились в путь на поиски своей судьбы. Подъехали они к столбу на дороге и увидели надпись: «Пойдешь направо – сам сыт будешь, но конь голодным останется. Пойдешь налево – самому голодать придется, но конь сыт будет. Прямо пойдешь – погибнешь» Первый брат [повернул направо]: ему не хватит инстинктивного чутья, следовательно, конь его останется голодным. Этот брат нашел на горе змею, сплошь покрытую медью. Когда он привез ее отцу, царь разгневался на сына за то, что он привез домой зло и опасность, и посадил его в темницу. Иными словами, все, что нашел первый из царевичей – это часть застывшей [в меди] жизни и темницу традиционного духа, т. е. вновь попал под власть своего отца.

Второй брат повернул налево. Он встретил блудницу, которая пригласила его к себе на ложе-ловушку. Как только царевич возлег с нею, она спрыгнула с ложа и быстро привела в действие скрытый механизм. Кровать перевернулась, и царевич очутился в подвале, где томились другие мужчины-пленники, ожидающие своей участи. Так сложилась судьба брата, выбравшего путь налево.

Затем наступил черед Ивана-царевича, героя русских народных сказок. Подъехав к столбу, он стал причитать, что тот будет бедным малым, кто выберет путь, ведущий напрямик к смерти, не добыв ни чести, ни славы. Однако, пришпорив коня, он поскакал вперед. Его конь погибает и вновь оживает, Иван встречает ведьму (Бабу-Ягу) и одолевает ее. Затем он находит принцессу, возвращается домой и становится царем. Иван-царевич достигает обычных для сказки счастья и успеха, потому что решает оставаться в конфликтной ситуации, которую Эго считает смертью, ведь эго – сознание всегда хочет знать, что будет дальше.

Если бы моя пациентка, приехавшая в Нью-Йорк, обладала достаточной силой и психологическим мужеством и смогла принять факт, что ей придется страдать независимо от того, что она предпримет, что будет время, когда она не сможет увидеть даже проблеска света впереди; если бы она смогла пойти навстречу нравственной смерти, оставаясь самой собой, – вот тогда началась бы ее сказка, ее путь индивидуации. Но она не смогла этого сделать, решив повернуть налево. Кто-то принимает решение повернуть направо.

Таким образом, можно сказать, что человеческое сознание должно всегда находиться между двумя полюсами, быть как бы распятым между ними: если человек оказывается на каком-то одном из частей спектра, он погибает. В сущности, жизнь есть распятие; рациональному Эго оно кажется смертью – именно это обстоятельство очень хорошо отражено в русской сказке в прекрасной и доступной для понимания форме. Третий сын выбирает путь, который Эго представляет как путь к смерти, но на самом деле (что понятно из сюжета сказки) это путь к жизни. Двум другим братьям, которые желали поступить умнее и выбрали наименьшее зло, – и тому, кто свернул направо, и тому, кто свернул налево, – не хватает душевных сил и мужества, чтобы встретиться лицом к лицу с неизвестным, поэтому они объясняют ситуацию с рациональной точки зрения.

Несомненно, встретиться лицом к лицу с неизвестным, не понимая, что ждет тебя впереди, не зная, сможешь ли ты выстоять во мраке неизвестности, – труднейшая задача. Именно с неизвестностью связаны самые глубинные человеческие страхи и паника. Дикарь бежит прочь при виде самолета или автомобиля, поскольку все незнакомое вселяет в него ужас. Этот древнейший паттерн проявляется и в процессе психоанализа.

Сталкиваясь с ситуацией, в которой люди по каким-то своим внутренним причинам не способны увидеть, что произойдет дальше, они начинают паниковать. Это состояние весьма болезненно, но оно не имело бы такого большого значения, если бы люди не торопились тут же принять какое-либо решение – повернуть налево или направо и сразу оказаться во власти бессознательного, поскольку им не удается выдержать напряжение от неизвестности того, что ждет их впереди.

Если бы пуэр менял направление, слишком часто выбирая путь то направо, то налево, все было бы не так плохо. Ведь порой сначала нужно найти змею из меди, оказаться в темнице блудницы, чтобы затем, приняв единственно верное решение, понять, что лучше отправиться по дороге, ведущей к смерти. Но на самом деле пуэр поступает намного хуже: он никогда не отважится поставить на карту все, что у него есть: он рискует понемногу – и там и здесь, на всякий случай. Он делает ставку на одну лошадь, однако при этом ставит и на другую, а это саморазрушающие действия. Поступать так намного опаснее, чем выбрав одну из дорог, зайти далеко вперед; за подобные действия приходится платить – человек неизбежно осознает это и поворачивает обратно. Естественное взаимодействие психологических противоположностей всегда вносит коррективы в любую одностороннюю деятельность. Жизнь вынуждает человека выбирать путь посередине [из предложенных]. Однако пуэр жульничает, чтобы избежать страданий, и это психологическое жульничество возвращается ему бумерангом: он расщепляет себя тем, что бросив подачку дракону, отчасти переходит к нему, однако внутренне остается на другой стороне. Питая иллюзии в отношении самого себя, пуэр тормозит процесс жизни и увязает в ней, потому что нарушается взаимодействие психологических противоположностей. Слабая личность увлекает пуэра в этот обман для того, чтобы он не испытывал страданий.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!