Специфика первобытного мышления: мифологизм, синкретизм. Виды мифов в первобытной культуре
1)Мифы. Содержанием мифов являются рассказы:
1. о сотворении мира;
2. об основании древних государств и городов;
3. о поступках культурных героев;
4. о месте человека в мире и его назначении;
5. о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.
Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю.
Для мифологического сознания характерен магический (колдовской, волшебный) способ взаимодействия с миром. В целом же для мифологического сознания характерно:
· растворение человека в мире;
· полное отождествление человека с природой, ее обожествление;
· фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам;
· анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.
В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности.
2)СИНКРЕТИЗМ-неразделенность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии.
|
|
3)Классификация мифов
Мы можем классифицировать мифы по разным основаниям:
мифы о созидании — мифы об уничтожении;
мифы о богах — мифы о смертных людях;
объясняющие мифы — этиологические мифы;
мифы об отношениях — мифы о достижениях;
Астральные мифы. Во многих мифах звезды представляются в виде животных. В некоторых мифах герои попадают на небо и превращаются в звезды.
Тоттемные мифы - Они повествуют о родстве между племенем и тотемами — животными и растениями. Тотем — это предмет, растение, животное и т. д., от которого произошла данная группа (например, племя) и который защищает нас как членов этой группы.
Этиологические мифы.Слово «этиология» происходит из древнегреческого языка и означает «причина». Такие мифы объясняют причины разных явлений — это одна из важнейших их функций. Они повествуют о происхождении растений, животных, гор, рек, некоторых социальных институтов и т. д.
Различные формы религии анимизм, тотемизм, фетишизм магия
|
|
Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха. Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой.
Религия существует в многообразных формах. Наиболее известными первоначальными формами религии являлись:
û тотемизм -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;
û анимизм - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;
û фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;
|
|
û магия - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения.
Одно из частных проявлений анимизма – фетишизм, вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Следующим шагом в развитии архаического сознания становится представление о своем родстве с природой. Это отношение с миром и лежит в основе тотемизма. Постепенно архаическое сознание логически приходит к очеловечиванию природы – антропоморфизму.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 787; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!