Цели и способы развития творческих способностей на кружковых занятиях по вышивке



 

Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, дети осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения.

Обогащение опыта учащихся в процессе изучения декоративно прикладного искусства способствует развитию их художественного творчества. Методика формирования художественного опыта основана на творческих принципах самого искусства.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка, как один из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком; её красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.[5;38]

Изменение социокультурной среды ставит новые задачи дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей разного возраста, создание оптимальных условий для развития творческой личности ребенка, его адаптации в современной жизни.

Для успешного развития творческих способностей в общеобразовательных школах учителя декоративно-прикладного искусства проводит с детьми большую внеклассную и внешкольную работу.

Внеклассная работа по это проведение бесед, лекций, докладов, руководство кружкам и факультативам, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий и музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукции произведений мастеров декоративно-прикладного искусства детских работ), оформление школы к различным праздникам.

Внеклассная работа ставит те же задачи, что и классные занятия. Важнейшей задачей всех видов внеклассной работы с детьми по декоративно-прикладному искусству является творческое развитие учащихся, расширение и углубление знаний и представлений школьников о прекрасном, развитие способности понимать и чувствовать прекрасное в окружающей действительности.

Основными формами внеклассной работы с детьми являются кружки, факультативные занятия по изобразительному и декоративному искусству.

В школьной практике широкое распространение получили кружки рисунка, графики, композиции, декоративно-прикладного искусства, оформительского искусства.

Основная задача кружков - развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов искусства. Формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, интереса к искусству, понимание его роли в жизни народа.

Как правило, в кружке одновременно занимаются 12-15 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количеством на уроке декоративно-прикладного искусства дает возможность педагогу больше объяснить каждому школьнику правила рисования, перспективы и т.д.

Большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время – 3-6 часов, тогда как на уроке изобразительного искусства длительный рисунок выполняется в течении 2-3 часов.[9;294]

Особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:

- воспитать у учащихся творческое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;

- развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;

- научить грамотно передавать особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов;

- сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;

- воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформление стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;

- научить анализу произведений искусства.

Важных видом занятий в кружковых являются ознакомление учащихся с выдающимися произведениями декоративно-прикладного искусства. В отличие от аналогичного вида занятий на уроках в кружке педагог имеет возможность более подробно рассказать о демонстрируемом произведении, о творческом пути художника, шире привлечь для сравнения произведения мастеров.

Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.

Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для перевода на материал? Как убедить своих воспитанников в том, что все видимые предметы и явления, прежде чем они будут воплощены в материале, должны пройти творческую декоративную переработку? Чаще всего ребята стремятся сразу начать работать в материале. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) влечет к случайным, маловыразительным картинкам, которые они переводят на материал.[21;18]

Воспитание творческих способностей в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа. В процессе творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства учащиеся должны понять, что каждый материал требует лишь ему присущей декоративной трактовке и обобщения.

Задача руководителя – направлять процесс отбора возможных композиций для перевода в материал. Дети должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия – образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала.

Очень многое зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и чтобы его можно было выполнить за один - два занятия.

Руководитель кружка должен иметь, что на задания общего характера, выполняемые учащимися по одному и тому же образцу, у каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первую композиция, другой успеет сделать две - три работы. В этом специфика индивидуально-творческой деятельности в кружке.

С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Использование образцов возможно на стадии общего знакомства со спецификой того или иного вида декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем главной становится самостоятельная творческая работа учащихся.

Как показывает опыт работы лучших учителей, проблемное обучение, основой которого является создание и организация различных типов проблемных ситуаций перед учащимися, управление их деятельностью в ходе решения проблем способствует успешному решению учебно-воспитательных задач, поставленных перед изобразительным искусством в общеобразовательной школе. Проблемное обучение предполагает проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросов.[3;107]

Проблемные ситуации характеризуются условиями, когда человек не может выполнить известными ему способами поставленного перед ним задания, для чего необходима активизация процессов его мышления. Проблемное задание - это задание практическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащим для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемный вопрос - это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия.

При этом следует иметь в виду, что проблемные ситуации могут создаваться не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе учащимися рационального способа действия, приема выполнения учебного задания, например, рисунка. Данные положения необходимо учитывать в процессе обучения детей декоративно-прикладному искусству, поскольку именно этот вид занятий часто характеризуется процедурами репродуктивного характера.[14;280]

Для реализации путей развития творческих способностей мы должны таким образом организовать кружковые занятия, чтобы учащиеся постоянно находились в ситуации решения творческих задач, то есть создавать проблемные ситуации. Проблемные ситуации возникли в результате побуждения учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определить понятия.

Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя. В процессе поисков решения проблемы учащиеся нередко возникающие противоречия между уже имеющимися знаниями и требованиями задачи, выявляют новые элементы знаний, способы оперирования им, овладевают способами познания, что расширяет их возможности в решении еще более сложных проблем. Эта активная самостоятельная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и тем самым – к микросдвигу в их умственном развитии.

Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих принципов решения целого класса задач, в основе которых лежат неизвестные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия у школьников исходного минимума знаний или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить детей с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем надо помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не наводить, не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной.

Поставив проблему, учитель должен дать школьникам самим попытаться ее решить на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что этих знаний для достижения цели явно недостает, а затем принять участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию. Он ограничивается критикой ложных ходов мысли при попытках школьников найти решение.[16;82]

Наиболее эффективное средство для создания проблемных ситуаций - использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача.

Задачи-проблемы ставят ученика в условия неопределенности, и возникновение ошибок здесь вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит внимание школьников на них и добьется понимания тех причин, которые породили ошибки, и способов их преодоления,

Основной путь к открытию нового для человека способа решения проблем – «анализ через синтез». Он предполагает включение содержащихся в условии задачи основных и выводимых из них промежуточных данных во все новые и новые системы связей, благодаря чему в них выявляются не выделенные ранее свойства, отношения, раскрываются возможности их использования для достижения цели.[1;94]

Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем. Это неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся и требует от ребенка выведения такого уровня, на основе имеющегося, которым он еще обладал, то есть решение творческой задачи.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 955; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!