Неустанный поиск смысла бытия героями трагедии Гете «Фауст»



В первых четырех сценах Фауст показан как ученый, мыслитель преклонного возраста. Он разочарован в своей деятельности: занятия науками не дали ему вожделенной мудрости. Его мучают сомнения, правильно ли он обучал своих учеников, лечил больных? В конце жизни он хочет постичь тайну бытия и услышать сокровенные слова о истину от Духа земли. Но Дух, вызванный с помощью магии, отказывается с ним разговаривать. Высшая истина настолько сложная, а человек настолько мизерная, что истина для нее непостижима. В отчаянии Фауст хочет покончить жизнь самоубийством. Но наступает Пасхальный утренник, и радостные голоса отвлекают ученого от мыслей о смерти.

Находясь на рубеже жизненного кризиса, Фауст не отвергает помощь Мефистофеля - нечистой силы. Прежде чем уйти из жизни, он хочет испытать высшей радости познания. Его не останавливает и слишком дорогая цена - собственная душа, которую Мефистофель заберет в ад. Фауст начинает догадываться, что, кроме мертвого премудрости в запыленных фоліантах, есть и другая мудрость, и она - в самом реальной жизни. Есть так называемая «вечная премудрость», которую навязывают авторитеты древности, а есть мудрость, которая вытекает из собственного жизненного опыта человека. Жизнь ставит вопросы, на которые нет ответа в древних книгах. Объяснить жизни под углом зрения старых представлений о мире становится невозможно. Он требует обновления представлений о мире, говорит о необходимости нового мировоззрения. Надо идти не путем перетлумачування известных книг, а путем познания реальной жизни.

Теперь перед нами разворачивается история уже не столько мыслителя, ученого, а просто человека, увлеченного новыми чувствами и впечатлениями, прежде всего, любовью. Фауст - пылкий влюбленный, для которого любовь превращается в высшую жизненную ценность. Он идет уже не по теориям, а по велению своего сердца. Маргарита для Фауста - женщина, в которой он нашел родственную душу. Казалось бы, Фауст преодолел свою драму ученого. Однако его неуправляемая страсть приводит к новой психологической драмы. Слепо поддавшись своему чувству, без каких-либо планов на будущее, влюбленные невольно обрекли себя на страдания, обман, преступление. Убит на дуэли Валентина - брата Гретхен; умерла мать Гретхен, об поєна бесовским зельем. Спасаясь от человеческой молвы, Фауст и Маргарита расстаются, потому что счастье их отравлено. Фаустом руководит уже не любовь, а чувство моральной ответственности. Он раскаивается в содеянном и чувствует себя обязанным спасти девушку. Все события наводят читателя на мысль, что простота жизнь призрачна. Книги и авторитеты прошлого не могут раскрыть человеку смысл бытия, но и сама жизнь не так просто дает ответа на вопрос. Перед Фаустом возникает новый вопрос: почему человек, стремясь к счастью, спізнається с бедой? Почему человек делает зло своему ближнему?

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто сражается изо дня в день за них. И за это Фауст получает на небе полное прощение. У небесных врат Фауст встречает душу Маргариты. Она уже все простила ему и любит его, как и раньше. Таким образом, Гете не оправдывает, но и не осуждает своего героя. Он как бы обращается к читателю: прежде чем вынести свой приговор, оглянься и посмотри, насколько сложен мир, сколько воли и мужества надо, чтобы жить в нем. Люди застрахованы от ошибок. Никогда не удается ей постичь все тайны мира. Но человек проживет недаром, если стремиться к высшей цели. Это не смирение перед судьбой, а совершенствование лучших качеств, которыми одарила человека Природа,- розу воли, чувства гуманности. В жизни человек должен выбирать только то, что помогает самосовершенствованию, и отвергать то, что мешает этому. Глубинный смысл фразы Фауста: «Вкушаю я высший миг жизни» Мефистофель хочет соблазнить Фауста обещаниями различных земных наслаждений. Фауст соглашается, он готов заплатить своей жизнью за это, но это может быть только тогда, когда он решит, что ему ничего не желать.

Но сам Фауст убежден, что такого никогда не будет. Мефистофель принимает эту сделку, полагая, что легко одержит победу над ученым, потому что он всего лишь человек, постоянная неудовлетворенность конечном счете утомит его, и он возвеличит

Отдельное мгновение.

Мефистофель жаждет помериться силами с Фаустом, лучшим из людей, и попытаться увести его «неверным путем за собой», подорвать его веру в возможности разума, погасить желание постичь «непостижимость мироздания». Мефистофель изобретательный, но его скептицизм только помогает герою понять «верх премудростей земных».


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!