Б) Радиовещание и телевидение Франции

Современные СМИ Франции

 

Литература:

1. Константинова Т.П. Коммунистическая печать Франции 1944-1947 гг. Лекция по курсу истории зарубежной коммунистической и рабочей пе­чати. – М., 1973.

2. Материалы о зарубежных средствах массовой информации в 1990-2002 гг. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1990-2002. № 4-6.

3. Радиовещание и телевидение Франции (сост. В. Карелина). М., 1965.

4. Соколов B.C. Периодическая печать Франции: Учебное пособие. – СПб., 1996.

5. Шарончикова Л.В. Буржуазные средства массовой информации Франции. Учебно-методическое пособие. – М., 1998.

6. Шарончикова Л.В. Печать Франции (1980-90-е гг.). – М., 1995.

Основные вопросы, которые рассматриваются в лекции:

— особенности развития современной французской прессы;

— аудиовизуальные СМИ Франции: развитие государственного и коммерческого вещания.

А) Печать Франции

При характеристике современной французской печати следует прини­мать во внимание следующие особенности:

— скрытая или явная поддержка политических взглядов тех или иных партий и движений (что обусловлено историческими особенностями формирования политической культуры Франции);

— концентрация печати вокруг крупных медиа-групп;

— разделение изданий по территории распространения на национальные и региональные.

Идеология прессы

Еще в годы оккупации Франции фашистское Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий боль­шой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Паризьен», «Матен») по­шло на сотрудничество с захватчиками («оккупационная пресса»); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов «Юманите» (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944—1946) был ознаменован ростом количества левых изданий. Газеты, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены. Однако с началом «холодной войны» (1946) роль прессы лево­го толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации вла­сти монополий, в частности, и на информационном рынке.

После окончания военных действий в правительство Французской Рес­публики вошли сторонники трех партий – Социалистической, католичес­кой партии Народно-республиканское движение и Французской коммунис­тической партии (правда, вскоре коммунисты были выведены из состава правительства). Межпартийная борьба 40—60-х годов, происходившая в ус­ловиях серьезной социально-политической напряженности, сопровождалась жестким идеологическим противостоянием. Французское общество разде­лилось на приверженцев разных концепций дальнейшего развития государ­ства. Средства массовой информации, несомненно, не остались в стороне от этих процессов.

Парижскую прессу того времени можно условно поделить на несколь­ко групп.

Правонационалистическая печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельники «Карефур», «Минют», «Ривароль»). Все эти издания были настроены по отношению к правительству оппозиционно. Печать, отража­ющая взгляды среднего класса (газета «Фигаро», журнал «Пари Матч»). Аудитория этих изданий – читатели со средним доходом, кадровые служа­щие, техническая интеллигенция и рабочая аристократия.

Либерально-объективистская пиния (газета «Монд», еженедельник «Эк­спресс»).

«Монд» – наиболее серьезная из всех французских газет времен V Рес­публики. Она давала на своих страницах большой объем информации, в основном внешнеполитической. Подробно анализировала важнейшие по­литические события во Франции и за рубежом, печатала серии серьезных проблемных статей;

СМИ левых группировок интеллигенции («Франс Обсерватэр», «Эсп-ри», «Тан Модерн»): Редакторы и издатели этой группы СМИ резко крити­ковали внешнеполитический курс Франции, но не могли его изменить в силу малого политического влияния.

Газета Французской коммунистической партии «Юманите» (была ос­нована в 1904 г.). В 1964 г. этой газете исполнилось 60 лет. В период V Рес­публики она состояла из 5 отделов – внутренней политики, иностранного, культуры, общей информации, спорта. По воскресеньям на 30 – 50 полосах выходило политическое цветное приложение «Юманите-Диманш».

В настоящее время деление французской прессы на «идеологические» группы не столь категорично. Французы чаще классифицируют современ­ные издания по тематике и выделяют прессу общей или политической на­правленности, специализированную периодику (женской прессы, молодеж­ная, техническая, экономическая, научная, спортивная и прочая печать), иллюстрированные еженедельники (например, «Пари матч»). Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия многочисленные бесплатные газеты, содержащие как журналистс­кие материалы, информацию агентств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Медиа-группы

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.

Группа АШЕТТ. Была образована в 1826 г. Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Неплохо представ­лена на рынках Восточной Европы благодаря местным версиям своих жур­налов и музыкальных радиостанций. Объединение продолжает расширять деятельность в Азии (в Японии вышел журнал «Премьер»).

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет ти­пографии в ряде крупных городов Франции.

Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого медиа-объединения откосятся газета «Париэьен», еженедельное при­ложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», ежене­дельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы изда­тельской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».

Объединение БАЙЯР-ПРЕСС было основано в 1873 г., занимается вы­пуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы яв­ляются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Развивается деятельность группы в других странах – открыто представительство в Нью-Йорке.

ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН — общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы — парижской и провинци­альной, в частности столичной «Монд».

Территория распространения

Если обратиться к вопросу о классификации французской прессы по территории распространения, то следует отметить, что уже достаточно давно печатные издания подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось толь­ко Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди».

Нужно обратить внимание на то, что национальные и региональные издания весьма сильно конкурируют между собой. Порой эта конкуренция идет почти на равных. Об этом свидетельствует даже тот факт, что тираж региональной газеты «Уэст-Франс» (около 750 тыс. экз.) превышает тираж крупных национальных изданий («Монд» – примерно 390 тыс. экз., «Экип» – 385 тыс. экз.)1. Вообще, схема распространения аудитории между регио­нальными и национальными изданиями, по мнению исследователей фран­цузских СМИ, сложилась уже давно. Отмечается, что среди бретонцев все­гда было больше почитателей местных изданий, чем среди жителей Верх­ней Нормандии (соответственно 62и 32 %). Это объясняется тем, что Бре­тань – родина крупнейшей «Уэст-Франс», в первую очередь ориентирован­ной именно на эту провинцию. Жители соседнего с Верхней Нормандией региона – Иль-де-Франс (центром которого является Париж) – именно из-за своей «столичности» не придают особого внимания местным изданиям, предпочитая им центральные газеты2.

Учитывая опыт провинциальной прессы, парижские издания усмотре­ли в местной информации один из путей развития и стали издавать провин­циальные выпуски с местной информацией, что привело к увеличению их тиражей. В этих условиях провинциальные издания были вынуждены объе­диняться. Концентрация стала одним из законов эволюции провинциаль­ной прессы.

Ныне тенденция такова, что парижские газеты издаются и распростра­няются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же от­дает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концент­рации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь га­зетам общей н политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс. экз., распространение -150 тыс., а доход от рекла­мы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей.

Национальные газеты в большинстве своем можно отнести к качествен­ной прессе («Монд», «Фигаро»). И, наоборот, среди местных и региональ­ных газет нередко встречаются издания с признаками массовой печати («Па­ризьен»).

Б) Радиовещание и телевидение Франции

Радиовещание

Первые радиопередачи во Франции были проведены в 1921 году Мини­стерством почт и телеграфа. С первых дней существования радиовещания во Франции правительство стремилось установить свою монополию в этой области. В 1926 году были выработаны основные принципы, регламенти­ровавшие работу радиовещания, и создана служба радиовещания в аппара­те Министерства почт и телеграфа. С ростом аудитории радиослушателей возникла необходимость привлечения в радиовещание финансовых средств. Это заставило парламент в 1933 году ввести абонентскую плату за пользо­вание радиоприемниками.

Состояние дел в электронных СМИ Франции после второй мировой войны во многом определялось тем, что было запрещено частное вещание, а также была провозглашена государственная монополия на передачу сиг­нала.

Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или теле­передачи, но право распространять их было предоставлено только государ­ственным службам. Этим и объясняется тот факт, что частные станции мог­ли иметь на территории Франции свои студии, но не могли вести передачи с ее территории. Выходом из этой ситуации стало появление так называе­мых частных периферических радиостанций, передатчики которых были расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Их студии находились на фран­цузской территории и были связаны с передающими антеннами с помощью кабеля.

Таким образом, несмотря на государственную монополию, во Фран­ции сложилась сеть частных коммерческих радиостанций: Радио Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андор­ра, Сюд-Радио.

Несмотря на то, что во Франции государственная монополия на веща­ние довольно строго соблюдалась, тем не менее, не всегда просто дать от­вет об источниках финансирования аудиовизуальных предприятий, так как переплетение государственных и частных капиталов довольно сложно. Из­вестны организации, через которые государство осуществляло контроль над периферическими радиостанциями: Софирад и Гавас.

Гавас – рекламное агентство, более 50 % акций которого в 40-50-е годы XX века принадлежало государству; Софирад (Сосьете Финансьер де Радьодиффузьон) было создано для участия государства в финансировании пе­риферических станций.

По мере распространения телевидения в 60-70-е годы, радиовещание вынуждено было приспосабливаться к новым условиям, учитывая конку­ренцию. Были не только пересмотрены сетки вещания, но и сами програм­мы и стиль передач. Вечернее время пришлось уступить телевидению, ос­новное время радиопрограмм было перенесено на середину дня и утро.

Государственные радиопрограммы были рупором правительства. Пе­риферические станции давали более разнообразную информацию, они при­влекали большую аудиторию, особенно в утренние часы. В конце 1962 г. РТЛ слушали 42 % французов, Эроп-1 – 34 %, а государственную Франс-Энтер – только 24 %3. В последующие годы технические усовершенствова­ния, обновление программ способствовали увеличению аудитории Франс-Энтер, и с 1967 по 1973 г. она имела самое большое число слушателей.

В 1974 г. государственное вещание было структурно упорядочено. Была создана национальная государственная компания Радио-Франс (РФ). Она передавала следующие программы: Франс-Энтер, Франс-кюльтюр, Франс-мюзик и Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) – служба иновещания.

Франс-Энтер – программа общей информации. Она содержала выпус­ки новостей, политические, разнообразные тематические, музыкальные и развлекательные передачи. Программа финансировалась за счет абонент­ной платы и не передавала рекламы. В связи с нарастающими требования­ми децентрализации аудиовизуальных средств массовой информации, ко­торые исходили от местных властей и многих общественных организаций, а также в связи с появлением радиостанций-пиратов, правительство вынуж­дено было пойти на децентрализацию радиовещания. В результате в 70-е годы во Франции стали создаваться местные государственные радиостан­ции.

Франс-кюльтюр – станция, специализирующаяся на культурной тема­тике, Франс-мюзик – музыкальное радио.

Иновещательная станция Радио-Франс-Интернасьональ (РФИ) к маю 1981 г. начала вести передачи на коротких волнах на Африку, Восточную Европу и восточный берег Америки. Постепенно РФИ расширяла геогра­фию вещания. Увеличивался объем вещания на страны Восточной Европы, на Латинскую Америку, началась подготовка программ для Ближневосточ­ного региона.

К 1983 г. государственные национальные станции охватывали вещани­ем всю территорию Франции. Региональные радиостанции, которые рань­ше входили в систему третьей программы телевидения, теперь перешли к Радио-Франс.

Одной из основных проблем частного радио была проблема его финан­сирования, так как закон запрещал этим станциям распространять рекла­му. Это вынуждало его создателей искать различные способы финансиро­вания, иногда в обход закона.

В июле 1982 г. были даны первые разрешения частным радиостанциям. Местные радиостанции стали конкурентами местным государственным стан­циям, созданным под эгидой Радио-Франс. В структуре французского ра­диовещания появился новый сектор – местные частные радиостанции.

Уже к концу 1983 г. можно было констатировать, что местные частные радиостанции привлекают все большую аудиторию. Они привлекали слу­шателей качеством звучания передач, отсутствием рекламы (значительная часть французов не одобряла рекламу на радио). Сказывались и социальные изменения – обществу требовалась более индивидуальная, специализиро­ванная информация. Однако станции получили разрешение на существова­ние без финансового обеспечения: реклама была запрещена, мощность пе­редатчиков лимитирована. Каждая радиостанция, имеющая право вещания, получала от правительства 100 тыс. фр. Это, конечно, недостаточная сум­ма, поскольку известно, что самый скромный бюджет такой станции требо­вал 500 тыс. фр. в год.

Радиостанции вынуждены были придумывать различные нестандарт­ные способы привлечения финансовых средств. Например, некоторые из них давали в передачах список торговцев, которые предоставили покупателям, предъявившим карту радиослушателя, различные льготы. Эту карту мож­но было приобрести за определенную плату на радиостанции. Другие орга­низовывали кинопремьеры, танцевальные вечера, концерты и в связи с этим неоднократно упоминали имя актера, название фильма или кинотеатра, где проходит зрелище. Часто радиостанции вели прямые передачи с фестива­лей, ярмарок, из крупных магазинов. Таким образом, скрытая реклама в передачах присутствовала.

Меньше возражений вызывали коммерческие действия радиостанций, не связанные с самими радиопередачами: производство и продажа пласти­нок, издание бесплатных еженедельников.

Подходило к концу время, когда частные радиостанции могли суще­ствовать на добровольные взносы их создателей. Пришла пора переходить к стадии профессионализма ради сохранения своей аудитории; этот пере­ход требовал финансов. И хотя специалисты уверяли, что частные радио­станции не получат права распространять рекламу, уже в 1984 г. в «Журналь Оффисьель» был опубликован закон, разрешивший им передавать рек­ламные объявления.

Таким образом, с начала 80-х годов прошлого столетия во Франции начали сосуществовать две системы радиовещания – государственная и ча­стная.

Телевидение

Первые экспериментальные передачи начались во Франции в 1936 году. Вторая мировая война прервала эти эксперименты. В 1948 году передачи французского телевидения были возобновлены. Телевизионное вещание во Франции из-за недостатка финансирования развивалось достаточно мед­ленно: в начале 50-х годов XX века «только 10 % французов могли смотреть телевизионные передачи»4. Со временем охват аудитории и объем веща­ния значительно расширились. К 1957 г. «аудитория увеличилась до 50 %, в 1967 зрительская аудитория составляла 90 %»5.

В 1964 г. было создано Управление по радиовещанию и телевидению -ОРТФ. Это государственное учреждение промышленного и коммерческого характера обладало монополией на вещание и находилось в подчинении у министерства информации и министерства финансов. Совет министров на­значал генерального директора ОРТФ, Управление имело собственный бюджет.

В августе 1974 г. ОРТФ было реформировано. Были созданы 7 компа­ний. Четыре из них – это общества, занимающиеся распространением пере­дач: Телевизьон Франсез-1 (ТФ-1), Антенн-2 (А-2), Франс-Режьон-3 (ФР-3) и Радио-Франс (РФ). Другие три компании – по обслуживанию первых: Теледиффюзьон де Франс (ТДФ) – обслуживание технических инфраструк­тур и осуществление вещания; Сосьете Франсез де Продюксьон (СФП) -непосредственное производство телепередач; Национальный институт аудиовизуальных средств – исследование радио и телевидения.

Таким образом, к началу 80-х годов во Франции функционировали три национальных государственных телевизионных канала: ТФ-1, А-2 (вступил в строй в 1967 г.), ФР-3 (появился в 1976 г.). ФР-3 с самого начала выступал в роли канала, активно налаживающего связь с регионами. В 1984 г. появи­лось 27 региональных станций, чья деятельность была тесно связана с Франс-Режьон-3.

В ноябре 1984 г. вступила в строй четвертая программа телевидения -Канал-Плюс. Это была частная программа. Появление этого канала было первым фактом отступления от государственной монополии на французс­ком телевидении. Вместе с тем, немаловажно, что хотя программа имела статус частного предприятия, государство через национализированные бан­ки и агентство «Гавас» имело возможность ее контролировать. Владельца­ми первого французского частного телевизионного канала стали француз Жером Сеиду и небезызвестный итальянский магнат Сильвио Берлускони.

В начале декабря 1985 г. был обнародован контракт о сдаче в концес­сию пятого общенационального французского телевидения, который так­же являлся частным.

1 марта 1986 г. во Франции начала вещать еще одна частная программа— Шестая программа, которая получила название Метрополъ-6 (М-6).

Вообще, 1986 год стал временем активной коммерциализации телеви­дения. В этом году было объявлено о реформе аудиовизуальных СМИ Фран­ции, В соответствии с намеченными преобразованиями предполагалось провести приватизацию государственного ТФ-1 и некоторых обслуживающих компаний, входящих в государственный вещательный сектор. В 1987 г. ТФ-1 был приватизирован. Основным держателем акций канала стало общество Буига. Компаньоном Буига в покупке ТФ-1 стал магнат английской прессы Максвелл.

В итоге Франция перешла от полностью государственного телевидения к смешанной системе, в которой к концу 80-х годов стал доминировать ча­стный сектор: два государственных канала (А-2, ФР-3) против четырех час­тных (ТФ-1, Канал-Плюс, 5 канал, М-6).

В последние годы французское государство стало уделять больше вни­мания государственной поддержке телевидения. В частности, в парламенте в конце 90-х годов шло бурное обсуждение законопроектов об электронных средствах массовой информации. Предложения законодателей заключались в ограничении коммерциализации телевизионных каналов. В частности, предлагалось вместо 12 минут в час, отведенных на рекламу на государ­ственных каналах, установить лимит времени в 8 минут. Говорилось о том, что в порядке компенсации из бюджета должны выделяться дополнитель­ные финансовые средства на развитие государственных электронных СМИ. Предусматривалось также создание государственного холдинга, объединя­ющего все государственные программы.

[1] См.: Шарончикова Л.В. СМИ Франции. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 2000. № 5. С. 85.

[2] См.: Тихонова Ю.В. Средства массовой информации Франции в 1998 году. Региональная пресса. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 1999. № 5. С. 54.

[3] Шарончикова Л.В. Буржуазные средства массовой информации Франции. Учебно-методическое пособие. – М., 1988. С. 6.

[4] Там же. С. 5.

[5] Там же.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!