Dot Pitch, Slot Pitch, Strip Pitch и качество монитора



Под шагом точки (величиной «зерна») монитора понимается расстояние между соседними точками одного цвета. С этим параметром обычно связывается разрешающая способность, а следовательно, и качество той или иной модели монитора.

Заметим, однако, что размер шага для трубок разных типов нельзя сравнивать напрямую: шаг точек (или триад) электронно-лучевой трубки с трехточечной теневой маской измеряется по диагонали, а шаг щелевой маски или апертурной решетки — по горизонтали. Поэтому при одинаковом шаге трубка с теневой маской имеет большую плотность точек по горизонтали, чем трубка с щелевой маской или апертурной решеткой. Так, 0,27 мм Dot Pitch равны примерно 0,22 мм шага по горизонтали, а с учетом конфигурации триад и полосок в других типах масок монитор с трехточечной теневой маской и шагом 0,27 мм Dot Pitch эквивалентен по разрешению монитору с щелевой маской на 0,26 мм Slot Pith (то есть меньшим примерно на 0,01) или монитору с апертурной решеткой 0,25 Strip Pitch (меньшим примерно на 0,02). Не следует забывать и о том, что некоторые производители используют в своих кинескопах переменный шаг полосы, например в мониторах с трубкой от Mitsubishi.

Отсюда, кстати, следует простой вывод о максимальном разрешении мониторов с различными типами масок: если вы аккуратно выполните все расчеты (поделите ширину и высоту рабочей области экрана на шаг точки), то получите, что оптимальным разрешением экрана, например, для 17-дюймовых мониторов с 0,27 мм Dot Pitch, 0,26 мм Slot Pith или 0,25 Strip Pitch является 1024×768 пикселов, а для того, чтобы повысить его до 1280×1024, необходимо иметь 0,26 мм Dot Pitch на трехточечной теневой маске, 0,25 мм Slot Pith на щелевой маске или не более 0,24 Strip Pitch на апертурной решетке, что бы ни писали наэтот счет производители. Имея хорошую видеокарту и электронику монитора, можно, конечно, повысить рабочее разрешение, но тогда вы получите недостаточно четкое, размытое изображение и рискуете испортить себе зрение.

Горизонтальная развертка

Кроме шага точки, или величины «зерна», на максимально поддерживаемое монитором разрешение напрямую влияет частота горизонтальной развертки электронного луча, измеряемая в килогерцах (кГц). Время горизонтального перемещения луча от левого до правого края экрана называется периодом горизонтальной развертки. Величина, обратно пропорциональная этому периоду, называется частотой горизонтальной развертки, или просто горизонтальной разверткой (иногда встречаются названия «частота строчной развертки», «строчная частота»). Например, для монитора с разрешением 1024×768 пикселов горизонтальная развертка обратно пропорциональна времени, за которое луч сканирует 1024 пиксела. При увеличении разрешающей способности за тот же период времени луч должен отсканировать большее число пикселов. При увеличении частоты кадров также должна быть увеличена частота горизонтальной развертки. Соответственно, чем больше предельное значение (именно оно, как правило, указывается на коробке для монитора), тем выше разрешение может поддерживать монитор при приемлемой частоте кадров. Предельная частота строк является критичным параметром при разработке CRT-монитора. В таких мониторах используются магнитные системы отклонения электронного луча, представляющие собой обмотки с довольно большой индуктивностью. Амплитуда импульсов перенапряжения на катушках строчной развертки возрастает с частотой строк, поэтому данный узел оказывается одним из самых узких мест конструкции и одним из главных источников помех в широком диапазоне частот. Мощность, потребляемая узлами строчной развертки, также серьезно учитывается при проектировании мониторов.

Вертикальная развертка, или частота кадров

Частота регенерации (обновления) экрана — важный параметр, определяющий, как часто перерисовывается все изображение. Монитор с электронно-лучевой трубкой обновляет изображение на экране десятки раз в секунду. Это число называется частотой вертикальной развертки, или частотой кадровой развертки, и измеряется в герцах (Гц). Один герц соответствует одному циклу в секунду. Монитор с вертикальной разверткой 60 Гц имеет такую же частоту мерцания, как лампа дневного света в США, что несколько выше, чем в Европе, где частота сети 50 Гц. Если частота обхода экрана становится меньше 70 Гц, то инерционности зрительного восприятия будет недостаточно для того, чтобы изображение не мерцало. Обычно при частотах выше 75 Гц мерцание незаметно для глаза (режим без мерцания). Однако стандарт VESA рекомендует работу на частоте 85 Гц, считая это важным потребительским показателем эргономичности монитора.

При этом чем выше частота регенерации, тем более устойчивым выглядит изображение на экране: правда, исследования показали, что при частоте вертикальной развертки выше 110 Гц глаз человека уже не может заметить никакого мерцания. Но здесь следует опять же вспомнить о лампочке (частота сети питания у нас — 50 Гц) и других электроприборах. В этом случае следует учесть эффект наложения частот при искусственном освещении (особенно люминесцентном) и различных наводках в сети питания, порождающих неприятное мерцание экрана, приводящее, в свою очередь, к утомлению глаз, головным болям и даже к ухудшению зрения. Решением этой проблемы может быть повышение рабочей частоты до 100 Гц (удвоенная частота сети — 2×50) или даже выше — до 150 Гц (3×50). Заметим, что, чем больше экран монитора, тем более заметно такое мерцание, особенно для периферийного (бокового) зрения, так как угол обзора изображения увеличивается.

Поэтому при работе с плохой электропроводкой (недостаточно хорошо или вообще не экранированной) или окружающим электрическим оборудованием желательно иметь монитор, обеспечивающий частоту регенерации не менее 100 Гц.

Заметим, что значение частоты регенерации зависит не только от используемого разрешения или электрических параметров монитора, но и от возможностей видеоадаптера.

Расчет необходимой частоты горизонтальной развертки исходя из частоты кадров следующий:

Горизонтальная развертка = (число строк)×(вертикальная развертка)×1,05.

Так, например, требуемая горизонтальная развертка при вертикальной частоте 85 Гц и разрешении 1024×768 составляет:

768×85×1,05 = 68 500 Гц = 68,5 кГц.

Полоса пропускания

Под частотой точек (Dot Rate) понимают максимальное число входящих точек в секунду, которое определяется разрешением по горизонтали и периодом сканирования по горизонтали источника сигнала. Полоса пропускания видеоусилителя характеризует то, насколько полно исходный видеосигнал преобразуется в выходной. Грубо говоря, это максимальная частота, с которой электронный луч перескакивает с пиксела на пиксел. Таким образом, видеоусилитель и генератор строчной развертки должны соответствовать друг другу по качеству:

Частота точек = (разрешение по горизонтали) : (горизонтальная развертка).

Полоса пропускания = 0,35 × 2 : (время нарастания или спада сигнала).


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!