В психологической организации личности художника в про-
Nbsp; НОВОЕ В ЖИЗНИ, НАУКЕ, ТЕХНИКЕ ПОДПИСНАЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ СЕРИЯ
ЭСТЕТИКА
5/1985
Издается ежемесячно с 1976 г,
Е. Я. Басин,
доктор философских наук
Психология
художественного
творчества
{ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД)
Издательство «Знание» Москва 1985
ББК87.8
Б 27
Автор: БАСИН Евгений Яковлевич — доктор философских наук, профессор, старший научный сотрудник ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР, написал ряд работ по психологии искусства и проблемам искусствознания.
Рецензенты: Волкова Е. В. — доктор философских наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова; Шингаров Г. X.— доктор философских наук, профессор кафедры философии АМН СССР.
Басин Е. Я.
Б 27 Психология художественного творчества. (Личностный подход). — М.: Знание, 1985. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика»; № 5).
11 к.
В процессе создания художественного произведения художник творит и самого себя, свою художественную личность. Каковы психологические механизмы формирования художественной личности? В чем заключаются ее основные черты? Каким образом знание этих механизмов и черт помогает художнику с наибольшей полнотой воплотить в произведении свой художественный замысел? Эти и другие вопросы психологии художественного творчества анализируются в предлагаемой читателям брошюре.
0302060000 ББК 87.8
|
|
7
(C) Издательство «Знание», 1985 г,
Введение
Владимир Ильич Ленин, формулируя задачи культурной
революции, говорил о необходимости ликвидировать «отчуж-
денность о культуры» широких слоев населения страны,
дать возможность всем пользоваться «сокровищами науки и
искусства».
Сегодня эта цель достигнута. Приобщение к искусству стало массовым. Громадными тиражами издаются произведе-
ния наших лучших поэтов и писателей — и расходятся
мгновенно! Какие очереди выстраиваются около музеев и картинных галерей, когда там демонстрируются сокровища мировой и отечественной живописи! Каждый знает, как труд-
но достать «билетик» на хороший спектакль или концерт. Социологи подсчитали, что за последние двадцать лет коли-
чество времени, отдаваемого советскими людьми приобще-
нию к ценностям культуры, увеличилось в 2,5 раза. И оно продолжает расти, что является характерной особенностью социалистического образа жизни.
|
|
На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось,
что по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей, растут возможности
его активного вмешательства в общественную жизнь, усили-
вается влияние на формирование личности 1. Но как, каким
образом искусство воздействует на личность? На этот во-
прос призвана отвечать наука.
Свое слово здесь должны сказать и эстетика, и искусствознание, и социология, физиология, кибернетика и другие
науки. В этом комплексе наук важная роль принадлежит психологической науке. Потребность в целостном и комплекс-
ном анализе функционирования искусства в обществе, отме-
тил министр культуры СССР П. Н. Демичев, диктует необходимость рассмотрения этого процесса с психологической точки зрения 2.
Одним из положений психологии искусства, на которое
опирается марксистско-ленинская эстетика, освещая проблему художественного воздействия, является тезис о том, что
|
|
в акте такого воздействия в личности зрителя, слушателя и
т. д. совершаются психологические преобразования, анало-
гичные тем, которые происходят у автора в процессе созда-
ния данного произведения искусства. Ответить на вопрос, в
чем же состоят эти преобразования, мы попытаемся ниже.
Здесь же укажем лишь на факт такого «совпадения».
Эмпирически, на опыте, этот факт был установлен дав-
но. Наиболее отчетливо он зафиксирован великим знатоком искусства Л. Н. Толстым, который писал об уподоблении лич-
ности воспринимающего личности автора в актах художест-
венного воздействия. Л. Н. Толстой отмечал, что в процессе восприятия произведения литературы душа читателя «сли-
вается» с душою автора. Произведение искусства заслужи-
вает своего названия лишь в том случае, если вызывает в
читателе чувство «единения душевного с другим (автором)...»,
«в сознании воспринимающего уничтожается разделение
|
|
между ним и художником...», «в этом-то слиянии личности
с другими и заключается главная притягательная сила и
свойство искусства...» «Я» художника сливается с «я» всех
воспринимающих...»3 .
Наблюдение великого писателя подтверждается свидетельствами многих других художников, а также научными исследованиями. Но если признать этот факт в качестве достоверного, из него логично следует вывод: чтобы знать, как искусство воздействует на человека, на его личность, надо
изучить процесс художественного творчества, причем под определенным углом зрения. Этот угол зрения мы называем «личностным подходом».
Художественное творчество — это процесс создания произведения искусства, художественная ценность которого всег-
да содержит в большей или меньшей степени элемент но-
визны. Процесс создания произведения искусства изучается многими науками (эстетикой, социологией, физиологией и
др.), в том числе и психологией — общей и социальной.
Одним из методологических принципов изучения художест-
венного творчества с позиций общей психологии — а имен-
но с этих позиций мы и будем рассматривать искусство —
является личностный подход. Он проявляется в двух основ
ных аспектах.
Художественное творчество предполагает участие раз-личных психических функций, процессов и состояний (воображения, памяти, эмоций и т. д.). Личностный подход тре-
бует рассматривать их не абстрактно, а как проявления жи-
вых, конкретных личностей. Это во-первых. Во-вторых, личностный подход предполагает изучение личности творца как самостоятельной области исследования, как предмета непосредственного изучения. На этом втором аспекте и будет
сделан акцент в данной работе.
Таким образом, основная цель настоящей брошюры — проанализировать те преобразования, которые совершаются
в психологической организации личности художника в про-
цессе художественного творчества.
Как показывают опыт и научные исследования, результатом таких преобразований является формирование специфической творческой личности, или творческого «Я». Психологическая природа этой личности, ее структура, психологи-
ческие механизмы порождения, способы и формы ее выра-
жения — вот те главные проблемы, которые надлежит рас-
смотреть.
В постановке и решении названных проблем мы будем исходить из центрального материалистического положения марксистско-ленинской эстетики об отражательной сущности искусства. Принцип отражения указывает на исходную
связь всех субъективных явлений в сфере художественного творчества с материальным миром. Именно принцип отраже-
ния дает ключ для понимания не только природы художест-
венного образа, но и специфики внутреннего мира худож-
ника, включая его активную творческую деятельность по
созданию произведения искусства.
Личностный подход анализу художественного творче-
ства с позиций марксистской эстетики и психологии проти-
востоит всякого рода идеалистическим и биологизаторским концепциям художественного творчества. Вот почему рассматриваемая нами проблематика, ее позитивная разработ-
ка имеют не только социально-практический, но и идеологи-
ческий смысл, выдвигая теоретические аргументы против буржуазной идеологии в сфере художественной культуры.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!