Духовный кризис - как следствие пренебрежения в изучении писаний
Привычка к регулярному чтению священных писаний – это один из главных столпов духовной жизни, дающий способность сохранять стойкость и крепкий разум на пути преданного служения Господу. Подобно тому, как от постоянного недоедания физическое тело человека постепенно истощается и приносит болезнь, также и от недостаточного изучения священных писаний, происходит нечто вроде «духовного умирания». Практикующий, в этом случае, постепенно начинает ощущать определенные симптомы, подобно тому, как это происходит при физической болезни. Прежде всего, заметно ослабевает вера, появляются сомнения, постепенно угасает энтузиазм и пропадает вкус к духовной практике в целом. Далее, как неизбежное следствие этому пренебрежению, возникает духовная слабость, внутреннее неудовлетворение, состояние застоя и опустошения. И все это – незамедлительно приводит к «атрофированию» разума, потере видимости главной цели жизни, и, особенно к склонности к критике и поиску недостатков в других. Таковы лишь основные (общие) из последствий, возникающие от пренебрежения чтением священных писаний.
Хотя такие последствия могут проявляться чисто индивидуально, у каждого по-разному и в самой разной степени, то наиболее частой и общей проблемой становится следующая: пренебрегая регулярным изучением богооткровенных писаний, ученик постепенно утрачивает способность серьезно следовать своим духовным обетам. Безжалостные факты и крайне неутешительная статистика показывают, что даже самые, казалось бы, искренние преданные, в последствии пренебрегавшие чтением, сразу сталкивались с одной схожей для всех тенденцией: у большинства, тут же появлялся соблазн подменить внутреннюю духовную жизнь, на бурную внешнюю деятельность, постепенно превращающуюся в обычные поверхностные ритуалы и механическую деятельность. И когда такая «бурная деятельность» выдавалась как духовная внутренняя работа, то по прошествии какого-то времени, от такой «практики» приходило полное разочарование и потеря вкуса ко всем остальным видам служения. Особенно это сразу становится заметным в некачественном повторении предписанных кругов мантры Харе Кришна (если таковые уже практиковались преданным). И, увы, как следствие - это часто кончалось полным отказом от дальнейших попыток заниматься вообще духовной практикой. (Способы устранения причин такого нежелательного исхода событий описаны в следующем разделе «4 главные причины, почему нужно регулярно изучать священные писания»).
|
|
Надо всегда помнить о том, что наличие у нас «хронического» нежелания изучать священные писания – это главный и крайне неблагоприятный симптом, показывающий словно градусник, насколько мы больны или здоровы духовно. Равнодушное отношение к писаниям, рано или поздно превращает процесс духовной практики в чисто механическое действие или вообще к прекращению таковой. Если мы заметили у себя те самые симптомы и искренне относим себя к числу «заболевших» (т.е. тех, кто начал пренебрегать регулярным чтением священных писаний), необходимо сделать все возможное, чтобы исправить положение. Мы должны хорошо понимать и знать Того, кого собираемся любить, кому собираемся отдать всю свою душу, и для чего нам все это нужно. Пренебрегая развитием такого понимания - мы медленно, но верно будем терять способность и интерес стремиться к Господу, хотя совсем недавно могли считать Его постижение главным делом своей жизни. В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Описание Верховного Господа – единственное лекарство, которое успешно излечивает от болезни материализма, освобождая обусловленную душу из цикла рождения и смерти. Кто же откажется слушать прославления Господа, кроме убийцы собственной души?»(Бхаг., 10.1.4)
|
|
Нужно всегда быть начеку и уметь отличать в каком положении находится наша духовная жизнь: внутреннем - когда мы совершаем практику осознанно, или внешнем – когда мы практикуем ее механически. Те, кто пытается выдавать внешнюю «суррогатную» практику за подлинную духовную жизнь, рано или поздно разочаруются в этом и потеряют ту необходимую остроту разума, которая дает силу противостоять могущественным «чарам» материальной природы. Иными словами, к каждому из нас, однажды должно прийти четкое понимание: духовный путь и служение Богу - это не внешняя показная имитация духовной жизни и не покупка «дешевого билета» в царство Бога. Это, прежде всего нелегкий труд, протекающий в самых глубинах нашего сердца. И основывается он, в первую очередь, на серьезном отношении к изучению священных писаний, которое делает осознанным (внимательным) нашу практику повторения святых имен и вдохновляет на служение Господу. Поэтому за качество нашей духовной практики, каждый из нас несет ответственность сам лично, и потому книги Шрилы Прабхупады, должны стать для нас фундаментом, бесценным сокровищем и неисчерпаемым источником вдохновения, которое можно обрести, изучая и следуя наставлениям этих книг. Одно из наиболее сильных утвержденийШрилы Прабхупады о важности чтения книг содержится в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила 25.278, комм.):
|
|
Все преданные в Движении сознания Кришны должны читать все книги, которые были переведены («Чайтанья-чаритамриту», «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту» и другие). В противном случае через некоторое время они только и будут делать, что есть и спать и, в конце концов, сойдут с духовного пути. Так они упустят возможность достичь вечной жизни, исполненной духовного блаженства».
|
|
Поняв важность чтения книг Шрилы Прабхупады, необходимо начать делать это каждый день. Это ни когда не будет зря потраченным временем – сколько бы мы не читали. Сознание Кришны – это научное знание, основанное на авторитетной практике, тщательно и досконально изложенной в священных писаниях, и мы не сможем ее постичь, если будем пренебрегать ее канонами и основными постулатами.
Отсутствие регулярного изучения превращает процесс духовной практики в чисто механическое действие или вообще к прекращению таковой. «Хроническое» нежелание читать – крайне неблагоприятный симптом, показывающий словно градусник, насколько мы больны или здоровы духовно.
Великие личности о важности правильного чтения священных писаний:
«Чтобы должным образом воспринять то, что действительно может дать священное писание, необходимо медленное чтение и вдумчивый анализ перед тем, как перейти к следующему стиху, предложению или важной мысли. Только так все прочитанное отложится в нашем подсознании. Читать не размышляя, все равно, что есть и не быть способным переварить съеденное». (Лев Толстой)
«Прежде всего, необходимо обладать искренним желанием учиться у книги и проникнуться ее внутренним духом. Любой разумный человек должен хотеть и уметь находить интересным все то, что могло бы кардинально повлиять на его духовную жизнь в лучшую сторону. Именно пытливость и искреннее желание – это основа и секрет для успешного, максимально эффективного получения знания. Желание читать и общаться с мудрой книгой – высшая и незаменимая форма духовного и интеллектуального развития человека». (Махатма Ганди)
«Как правило, причиной плохого запоминания или отсутствие интереса к чтению является то, что мы, либо слишком поверхностно читаем, либо вовсе не вникаем в прочитанное, не зная и того, как применить это на практике. Всегда лучше читать немного, но более вдумчиво, основательно и по определенной системе, чем читать поспешно (пусть даже и много) и без всякой системы. Такой подход гораздо более эффективен, практичен и дает наиболее ощутимые результаты. Читать без понимания и запоминания, то же самое, что вообще не читать». (Р. Эмерсон)
«При чтении очень важно отмечать, записывать или останавливаться на каждой прекрасной мысли, как если бы эта мысль была самой важной и самой сокровенной для нас абсолютной истиной. Если мы действительно читаем для того, чтобы приобретать знание, то должны записывать все, что нам покажется полезным и важным, и стараться применить это на практике. Жизнь всегда учит гораздо большему, чем лучшая из лучших книг. Книга – только орудие или пособие, призванное помочь применить суть любого знания на практике». (Г. Лихтенберг)
«Систематическое чтение духовной литературы развивает силу воли, очищает разум и дает решимость следовать своим духовным обетам. Правильный результат от такого чтения - это желание действовать и применять в жизни прочитанное. Дело даже не в том, как читать книги, а в горячем стремлении стать лучше, чище и мудрее. Тогда найдется и способ, и желание, и время читать и изучать книги так, чтобы прочитанное достигло нашей души и сердца. Все, что приобретается при регулярном чтении посредством углубленного изучения, постепенно становится нашей плотью и кровью, превращаясь в нашу натуру, характер и образ жизни» (Сенека)
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 506; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!