Тема 2. Воспитание и педагогическая мысль в Античном мире



Тема 1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.

 

Источники изучения первобытного воспитания, концепции происхождения воспитания.

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весьма исторически удаленных.

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение:

· памятников материальной и духовной культуры;

· языка, фольклора;

· этнографические данные.

Огромное значение имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности:

1) это сведения о редкостных сообществах, не тронутых цивилизацией,

2) труды ученых и путешественников XVIII-начала XX вв., содержащие описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Северной и Южной Америки.

К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов, орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и проч. Свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, фольклор.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. Традиционно рассматриваются две:

 

Эволюционно-биологическая Психологическая
(Ш. Летурно, Дж. Симпсон,   Эспинас) (П. Монро)
Сближали воспитательную деятельность людей (первобытного общества) с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.   Объяснял происхождение воспитания появлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым.

Общим для этих концепций является утверждение о том, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. П. Монро писал: «Мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде.

Появление организованных форм воспитания.

 

На смену праобщине палеонтропов пришла раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов. (40 – 35 тыс. лет назад), для которой было характерно:

· присваивающая экономика,

· половозрастное разделение труда,

· полное социальное равенство всех членов общества.

В раннепервобытных общинах воспитание приняло свою завершенную общественную форму. Рассматривая воспитательный процесс в наиболее типичных для эпохи раннепервобытных общин этнических группах, можно выделить на этой основе его характерные черты. К числу таких обществ можно отнести племена аборигенов Австралии.

Детство мальчиков и девочек проходит в одних и тех же условиях. Много времени они проводят с женщинами, которые постепенно приобщают их к простейшим видам деятельности. Важное место в воспитании детей принадлежит играм, особенно тем, которые способствуют физическому развитию, выработке навыков, необходимых для успешной хозяйственной деятельности. Многие этнографы обращают внимание на полное отсутствие наказаний (прежде всего физических) как специального метода воспитания у австралийских аборигенов. Для их общества характерно «воспитание без принуждения».

Становясь старше, мальчики все больше времени проводят с мужчинами, которые готовят их к охоте и другим видам преимущественно мужской деятельности. К 9-11-ти годам детей начинают готовить к возрастным инициациям – церемониям посвящения подростков в полноправные члены первобытного коллектива. Инициация знаменовала собой переход от безответственности к долгу, от безмятежного детства – к дисциплинированной зрелости.

Анализируя этнографические данные о педагогической практике наиболее архаических обществ, можно сделать вывод о том, что в раннепервобытных общинах воспитание существовало как вполне сложившееся общественное явление.

Тема 2. Воспитание и педагогическая мысль в Античном мире


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 718; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!