Заговор, предательство и смерть

Слайд «Песнь о моём Сиде» (Cantar de mío Cid) — памятник испанской литературы, анонимный героический эпос (написан после 1195, но до 1207 года) неизвестным певцом-хугларом. [ хуглары- профессиональные певцы и исполнители, хранители и распространители народных песен, баллад, танцев. Скитаясь по дорогам Испании, от селения к селению, от города к городу, устраивали театрализованные представления пели и сочиняли баллады, исполняли пантомимы и показывали дрессированных животных, чем занимались и скоморохи на Руси] «Песнь о моём Си́де» близка к исторической правде в большей степени, чем другие памятники героического эпоса, она даёт правдивую картину Испании и в дни мира и в дни войны. Её отличает высокий патриотизм. Главным героем эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник народных интересов. Основная цель его жизни — освобождение родной земли от арабов. Историческим прототипом Сида послужил кастильский военачальник, дворянин, герой Реконкисты Родриго (Руй) Диас де Вивар (1040—1099), прозванный за храбрость Кампеадором («бойцом»; «ратоборцем»). 3 слайд Хине́с Пе́рес де И́та (исп. Ginés Pérez de Hita; 1544(?), Мула(?), Мурсия, Испания — 1619(?), Барселона) — испанский писатель и хронист, один из основоположников жанра исторического романа в Европе.  «Повесть о Сегри́ и Абенсеррахах» («Historia de los vandos de los Zegríes y Abencerrajes») Издание 1610 года, Барселона. Самая популярная книга  писателя посвящена событиям, происходившим в Гранаде в последние годы перед взятием Гранадского эмирата Католическими королями и завершением Реконкисты. Повесть украшают около четырёх десятков пограничных и мавританских романсов. Книга изображает мавританскую Гранаду как рыцарское в европейском понимании королевство и пронизана глубоким уважением к побежденным. 4 слайд Падение Гранады произошло 2 января 1492 года после нескольких месяцев осады города, став кульминацией так называемой Гранадской войны 1482—1492 гг. Город был захвачен Королевством Кастилия и Леон. Передачу Гранады регулировал специально составленный Гранадский договор (1491), состоящий из 77 пунктов. Вместе с падением Гранады прекратил существование Гранадский эмират, и его территория вошла в состав Кастильской короны как Королевство Гранада. Взятие Гранады означало конец 780-летнего арабского присутствия на Иберийском полуострове и конец Реконкисты. После этой победы христианское королевство стали называть Испанией. 5 слайд Хуана БезумнаяПосле смерти Изабеллы Кастильской в 1505 году кортесы, согласно вышеописанному документу, признали Хуану королевой Кастилии. Но её супруг Филипп объявил, что регентом новоиспечённой королевы будет всё-таки он, а не её отец Фердинанд. Таким образом, Филипп стал первым королём Кастилии из династии Габсбургов под именем Филипп I. Но не прошло и года, как осенью 1506 года Филипп заболел оспой и умер. Перед этим тесть успел обвинить его в том, что он держит Хуану в заключении и правит от её имени незаконно. Страна стояла на пороге войны.После смерти обожаемого супруга королева впала в невменяемое состояние. Она ездила с его телом по Кастилии, не давала похоронить, и периодически вскрывала гроб, чтобы взглянуть на Филиппа. В Кастилии воцарилась анархия.

Слайд Жизнь в заточении

Родившаяся после смерти отца Екатерина Австрийская — инфанта Каталина, была оставлена матери. Хуана воспитывала Каталину в Тордесильяс. Когда будущая королева Португалии уже девушкой была забрана оттуда ко двору в преддверии подготовки брака, все отмечали её некоторую неадекватность.

Мать относилась к ребёнку, как к последнему, что осталось у неё от мужа. Она считала, что он говорит с ней посредством лепета младенца. Кровать девочки помещалась в алькове комнаты, попасть в который можно было лишь мимо Хуаны. Единственным развлечением ребёнка было смотреть в окно. Компанию Хуане составляли лишь две женщины. Забрать Каталину у истеричной матери было невозможно. Когда в 1516 году после смерти Фердинанда новый король, её сын Карл, будущий император, приехал с сестрой Элеонорой навестить мать, он был поражён не только тем, насколько она пренебрегала гигиеной и комфортом для себя и для дочери, но также и тем какой образ жизни вела Хуана. Её обычной пищей был хлеб и сыр. Их оставляли у её двери. Она не допускала, чтобы кто-нибудь видел, как она ест.

 

Слайд

Несколько лет спустя после отвоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1491 года. В 1502 году им было предписано либо креститься, либо оставить Кастилию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 году.

Инквизиция в Испанских землях, возникшая в XIII веке, как отголосок борьбы с ересями в южной Франции, возрождается с новой силой в конце XV века, получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение.

Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров Католическими королями Пиренейского полуострова. Евреи и усвоившие их образованность мавры являлись наиболее просвещёнными, производительными и зажиточными элементами населения. Уже в конце XIV века масса евреев и мавров были вынуждены принять христианство (Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов. Рост богатства и власти conversos (выкрестов) в Испании вызывал негативную реакцию, в частности аристократии и среднего класса. Было написано несколько трактатов, демонстрировавших, что тайные иудеи проникли практически во все благородные семейства Испании. В изобилии появились антисемитские теории заговора. Говорили, будто conversos — часть тщательно разработанной схемы, с помощью которой евреи пытаются разрушить испанское дворянство и Католическую церковь изнутри[2].

Систематическое преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени соединения Кастилии и Арагона в одну монархию при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему.

 

10 слайд Ало́нсо де Эрси́лья-и-Су́ньига (1533— 1594) испанский поэт баскского происхождения.

Араука́на (исп. La Araucana) — повествование о завоевании испанцами земель арауканов, обитавших на территории современного Чили. Написана Алонсо де Эрсилья-и-Суньигой (исп. Alonso de Ercilla y Zúñiga; 1533—1594, испанский поэт баскского происхождения в период арауканской войны (исп. Guerra de Arauco). Поэма была весьма популярна в кон. XVI в. во многом из-за того, что автор был одновременно и свидетелем и участником событий, как ярый патриот и ревностный католик. Интерес представляет описание природы и местных ландшафтов Араукании, обычаев и культуры.

Aраукана считается первой эпической поэмой Латинской Америки, и рассказывает о войнах между испанцами и мапуче в Чили. Автор, Алонсо де Эрсилья, был участником в этих войнах и до этого служил пажом при Филиппе II, имел достаточно высокое образование по сравнению с другими завоевателями. Именно поэтому он смог рассказать о войнах в прекрасном художественном стиле.

Алонсо де Эрсилья прибыл в Чили для поддержки экспедиции под руководством нового губернатора Гарсия Уртадо де Мендоса.

Сюжет Aраукана состоит из трех частей, которые были опубликованы в Испании в разное время (1569 г., 1578 г. и 1589 г.). Книга смешивает исторические факты и сведения с фантазией и религиозными элементами. Это история войны в Чили в стихах, в которой автор описывает не только географию, поля боев и столкновения, но и использует гуманистические и духовные рамки для описания героев.

В 1971 году испанский режиссёр Хулио Колль (Julio Coll; 1919—1993) снимает военно-историческую драму «Араукана» по мотивам одноименной поэмы Эрсильи. По сценарию фильма, летом 1540 года при императоре Карлосе V, в Куско, из похода на юг, возвращается дон Педро де Вальдивия с пятью израненными солдатами. Они — единственные оставшиеся в живых. Несколько дней спустя, оправившись от ран, Педро де Вальдивия решает предпринять новую попытку завоевания Чили.

Сюжет

«Араукана» начинается рассказом о причинах восстания арауканов и заканчивается победой над индейцами губернатором доном Гарсиа Уртадо де Мендосой.

В первой песне рассказывается о местоположении Чили и индейского государства Арауко (Estado de Arauco); традиции и военные приемы местных жителей; завоевания испанцев до того, как Арауко взбунтовалось. А заключительная песня 37 описывает то, как король дон Фелипе завоевывает королевство Португалию.

Франсиско Прадилья испанский исторический живописец, директор Музея Прадо в 1896-1898 годах.

11 слайд Франси́ско Ло́пес де Го́мара (исп. Francisco López de Gómara, 1511?, Гомара, Сория — 1566?, Севилья?) — испанский священник, гуманист, историограф Конкисты. Никогда не был в Новом Свете, однако его работы отличаются высокой информативностью. Гомара был духовником Кортеса и лично знал многих участников завоевания Мексики. Его работы вдохновили Берналя Диаса.

«Всеобщая история Индий»

Книга впервые была издана в Сарагосе в 1552 г. Книга отличалась выдающимися литературными достоинствами, и была чрезвычайно популярна: быстро была переведена на итальянский (1560) и французский языки (1578), а в XVII в. Доминго Франсиско Чимальпаин перевёл книгу на науатль.

Трактат состоял из двух частей: в первой, посвящённой королю Карлу V, описывались географические открытия испанцев, а также завоевание Антильских островов, Перу и Чили, экспедиция Магеллана. Вторая часть описывала покорение Мексики, и снабжена посвящением «Блистательному дону Мартину Кортесу, маркизу дель Валье де Оахака», сыну завоевателя. Трактат Гомара содержал уникальные сведения, поэтому использовался многими авторами, в частности, Инкой Гарсиласо де ла Вега.

Работу критиковали ещё при жизни автора, а труд Берналя Диаса был написан как опровержение трактата Гомара. Король Филипп II 17 ноября 1553 г. отдал приказ изъять из продажи все экземпляры этого труда, и наложил штраф на все типографии, осмеливавшиеся переиздавать труд де Гомара. Запрещение было снято только в 1727 г., когда труд Гомара был переиздан в антологии Андреаса Гонсалеса Мартиаля Coleccion de historiadores primitivos de las Indias Occidentales. Прочие работы Гомара при жизни не издавались.

В 1749 году труд Гомара был издан во втором томе «Historiadores primitivos de las Indias Occidentales» Андреса де Барсиа.

В 1826 году в Мехико вышел обратный перевод труда Гомара с науатль, под названием «Historia de las conquistas de Hernando Cortés». Переводчик был ошибочно принят за автора.

Отрывки из первой части под названием «Historia de la Conquista del Perú» издавались в Барселоне в 1852 и 1854 гг.

Полный текст Гомара в Мексике был издан только в 1943 г. под редакцией Педро Робредо. Он был озаглавлен «Historia de las Indias y Conquista de México» («История Индий и завоевания Мексики»). Это издание было повторено в 1988 г.

В Испании труд Гомара переиздавался также в 1954 году.

12 слайд Висе́нте Бла́ско Иба́ньес — один из крупнейших испанских писателей XX века. Выдающийся социальный романист, младший представитель плеяды писателей-реалистов второй половины XIX века. Именно Бласко Ибаньес наиболее ярко воплощал в своём творчестве принцип демократической критики действительности.

В роман "В поисках Великого хана" автор обращается к образу Христофора Колумба, к истории его первого путешествия за океан.

Алóнсо де Охéда (исп. Alonso de Ojeda; около 1466 — 1515) — один из спутников Колумба, который в мае 1499 году возглавил экспедицию, открывшую остров Кюрасао, озеро Маракайбо, берег Гвианы, устье реки Ориноко и бухту, названную за сходство с Лагуной «малой Венецией»[3]. Среди его спутников были купец Америго Веспуччи, картограф Хуан де ла Коса и нотариус Родриго де Бастидас.

 

Маршруты экспедиций Охеды

Во время второго путешествия Охеда высадился в 1502 году на южноамериканском берегу и основал первое испанское поселение на континенте, Санта-Крус. Его жестокость в обращении с подчинёнными стала причиной восстания. Охеду доставили в цепях на Эспаньолу, где он был лишён чинов и с позором выслан в Европу.

При содействии Хуана де ла Коса несостоявшемуся конкистадору удалось в 1509 году организовать третью и наиболее масштабную экспедицию к берегам Южной Америки. Он отплыл из Гаити на четырёх судах во главе 300 искателей приключений. В его команду записались прославившиеся впоследствии Нуньес де Бальбоа, Франсиско Писарро и Эрнан Кортес (последний остался на Эспаньоле из-за болезни).

Охеда высадился с 70 солдатами на побережье Новой Андалусии поблизости от современной Картахены с целью наловить индейцев для продажи их в рабство. Все его спутники пали жертвой ярости туземцев, спасся только Охеда с единственным товарищем.

Попытка устройства колонии Сан-Себастьян пошла более удачно. Это была первая испанская крепость на материке. Оставив поселение под начальством Писарро, Охеда отплыл за провизией на Эспаньолу, но в пути потерпел кораблекрушение и, едва добравшись в 1515 году до Санто-Доминго, умер.

 

Габсбурги

15 слайдФерна́ндо де Эрре́ра (по прозвищу «Эль Диви́но» — «Божественный»; ок. 1534, Севилья — 1597, Севилья) — испанский поэт золотого века. Петраркист. Основатель севильской поэтической школы. Лирическое наследие поэта включает канцоны, элегии и оды. Особую известность получили его оды по случаю победы в битве при Лепанто (А la victoria de Lepanto) и гибели короля Португалии Себастьяна в битве при Эль-Ксар-эль-Кебире (A la pérdida del rey Don Sebastián). Поэтический талант Эрреры высоко оценивали Лопе де Вега и Сервантес, который написал в его честь сонет. Эррера также занимался историей и написал две работы, посвящённые битве при Лепанто и Томасу Мору. Эррера также издал стихи испанского полководца Гарсиласо де ла Веги «Замечания о Гарсиласо» (Anotaciones a las obras de Garcilaso, 1580).

16 слайд Сервантес во введении к «Назидательным новеллам» писал о себе в третьем лице: «В морской битве при Лепанто выстрелом из аркебуза у него была искалечена рука, и хотя увечье это кажется иным безобразием, в его глазах оно прекрасно, ибо он получил его в одной из самых знаменитых битв, которые были известны в минувшие века и которые могут случиться в будущем…»

17 слайд Франсиско де Сурбаран (1598-1664) Оборона Кадиса 1634г.

Огромное полотно было заказано Сурбарану графом Оливаресом, всесильным министром и фаворитом короля Филиппа IV, чтобы прославить победы испанского оружия. Сурбаран создал два полотна, посвященных этой теме. Обе картины украшали Салон королевств» дворца Буэн Ретиро и висели на противоположных стенах. Одно из них, к сожалению, утрачено.

Картина "Оборона Кадиса" посвящена битве 1 ноября 1625 года, когда в окрестностях Кадиса высадилось восемь тысяч английских солдат под командованием лорда Уимблдона.

Руководил обороной старый комендант крепости дон Фернандо Хирон-и-Понсе де Лион; на картине он изображен сидящим в кресле.

Имея под своим началом лишь небольшой гарнизон, старый комендант сумел победить и прогнать неприятеля.

Решая композицию этого эпического полотна, Сурбаран поделил его на две части. На первом плане перед нами находятся военачальники, которым суждено одержать победу и сам комендант, прикованный к креслу подагрой. Мы можем рассматривать их суровые и напряженные лица, даже разглядывать детали их одежды.

Темная стена крепости кулисой отгораживает коменданта он панорамы нашествия. Но все эти приближающиеся к берегу корабли кажутся рядом с фигурами испанских военачальников почти игрушечными, что вселяет веру в неминуемость победы.

18 слайд Во время осады Бреды происходит действие романа Артуро Переса-Реверте «Испанская ярость» из цикла «Приключения капитана Алатристе» - 1624.

Книги и сюжет

· 1996 — «Капитан Алатристе» (исп. El capitán Alatriste). Испания, XVII век. Время правления Филиппа IV. Ветеран войны во Фландрии Диего Алатристе после ранения возвращается в Мадрид. Председатель святой инквизиции предлагает ему выгодное для церкви дело: убить двух англичан.

· 1997 — «Чистая кровь» (исп. Limpieza de sangre). Алатристе совершает нападение на монастырь, чтобы вызволить насильно содержащуюся там девушку, и сам оказывается в ловушке.

· 1998 — «Испанская ярость» (исп. El sol de Breda[1]). Алатристе снова воюет во Фландрии и участвует в осаде крепости Бреда.

· 2000 — «Золото короля» (исп. El oro del rey). Алатристе уходит в отставку. Он получает задание от короля: захватить галеон, следующий из Америки с контрабандным золотом.

· 2003 — «Кавалер в жёлтом колете» (исп. El caballero del jubón amarillo). Алатристе влюбляется в актрису Марию де Кастро, но у него появляется неожиданный соперник.

· 2006 — «Корсары Леванта» (исп. Corsarios de Levante). Алатристе вместе с командой галеры «Мулатка» преследует турецкие и пиратские суда на Средиземном море.

· 2011 — «Мост убийц» (исп. El puente de los asesinos). Алатристе в Венеции.

Осада Бреды — осада и взятие испанскими войсками города Бреда в ходе Восьмидесятилетней войны. Голландская крепость была взята 2 июня 1625 года испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. Отвоевана голландцами в 1637 году. С военной точки зрения осада Бреды была крайне рискованным и абсолютно бесполезным предприятием, являющим основной целью поднятие духа войск, но с точки зрения политики имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.

Дон Амбрóджо Спи́нола-Дóрия, 1-й маркиз де Лос-Бальбасес, 1-й герцог Сеста (исп. Ambrosio Spínola Doria o Ambrogio Spínola Doria; 1569, Генуя — 25 сентября 1630, Кастельнуово-Скривия) — испанский полководец из генуэзского рода Спинола, командовавший армиями Габсбургов на заключительном этапе Восьмидесятилетней войны.

19 слайдПедро Кальдерон де ла Барка, «Осада Бреды» (исп. El sitio de Breda). Пе́дро Кальдеро́н де ла Ба́рка, часто сокращённо — Кальдерон (полное имя — Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño; 7 (17 января 1600) — 15 (25 мая 1681) — испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века.

20 слайд «Сдача Бреды» (исп. La rendición de Breda или «Копья», Las lanzas) — картина Диего Веласкеса, написанная в 1634—1635 гг. Изображает сцену передачи ключей голландского города Бреды её губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года. Второе название полотна — «Копья» обусловлено тем, что почти треть полотна занята изображением копий испанской армии, составляющих важную часть композиции. Картина находится в Прадо. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Все они предназначались для зала королевств (исп. Salón de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). Некоторые исследователи полагают, что крайним справа на картине изображен сам художник.

В книге «Испанская ярость», входящем в цикл романов Переса-Реверте, а также в поставленном по нему фильме «Капитан Алатристе» есть эпизод, изображённый на картине. Что интересно, сама картина тоже появляется в фильме.

21 слайд Чёрная легенда (исп. La leyenda negra) — протестантская пропаганда времён Контрреформации, которая стремилась выставить в чёрном свете испанских Габсбургов как наиболее могущественных и решительных врагов Реформации. В результате этого католическую Испанию XVI—XVII веков долгое время было принято представлять как царство изнеженности, косности и мракобесия. Словарь Королевской академии испанского языка даёт определение «чёрной легенды» как «широко распространенное мнение против всего испанского начавшееся в шестнадцатом веке» и «в целом неблагоприятное мнение о ком-то или о чём-то, как правило, необоснованное».

Julián Juderías y Loyot (Madrid, 16 de septiembre de 1877-ibídem, 19 de junio de 1918) fue un historiador, sociólogo, crítico literario, periodista, traductor e intérprete español, principal divulgador de la expresión y del concepto de «leyenda negra».

Бурбоны

22 слайд Война за испанское наследство (1701—1714) — крупный европейский конфликт, начавшийся в 1701 году после смерти последнего испанского короля из династии Габсбургов, Карла II. Карл завещал все свои владения Филиппу, герцогу Анжуйскому — внуку французского короля Людовика XIV — который впоследствии стал королём Филиппом V Испанским. Война началась с попытки императора Священной Римской империи Леопольда I защитить право своей династии (также Габсбургов) на испанские владения. Когда же Людовик XIV начал более агрессивно расширять свои территории, некоторые европейские державы (главным образом Англия и Голландская республика) выступили на стороне Священной Римской империи, чтобы воспрепятствовать усилению Франции. Другие государства присоединились к союзу Франции и Испании, чтобы попытаться заполучить новые территории или же защитить уже имеющиеся. Война проходила не только в Европе, но и в Северной Америке, где локальный конфликт был назван английскими колонистами войной королевы Анны.

Людольф Бакхёйзен. «Битва в Виго». Людольф Бакхёйзен — нидерландский художник. Наряду с Виллемом ван де Вельде считается самым известным художником-маринистом Голландии. Битва в заливе Виго (исп. Batalla de Rande) — морское сражение 12 (23) октября 1702 года в заливе Виго между англо-голландскими войсками и французско-испанским флотом, произошедшее во время войны за испанское наследство. Во время битвы в гавани Виго англичане и голландцы уничтожили испанский флот, перевозивший серебро на сумму около миллиона фунтов стерлингов.

23 слайд Барселона. Осада Барселоны не подвигалась вперед, а когда прибывшая 10 мая к Барселоне английская эскадра высадила десант на помощь городу, то Тессе 11 мая начал отступление. Узнав об отступлении французов от Барселоны, Голуэй, командовавший англо-португальской армией, выступил 3 июня из Сиудад-Родриго к Мадриду, в который вступил 25 июня и провозгласил королём Испании эрцгерцога Карла. Однако, Бервик, соединившись с Тессе, 4 августа вновь занял Мадрид, а Голуэй отошёл в провинцию Валенсия. После выручки Барселоны война на суше ознаменовалась для Карла III целым рядом успехов. 26 июня был взят Мадрид, и Филипп V вместе с французской армией отступил во Францию.

24 слайд Сражение при Альмансе — сражение, произошедшее 25 апреля 1707 года у испанского городка Альманса на границе Валенсии и Мурсии между французско-испанской армией и союзными английскими, португальскими и австрийскими войсками. Характерно, что французской армией командовал британец по происхождению маршал Бервик, а союзниками француз, маркиз де Рувиньи, граф Голуэй. Сражение закончилось полным разгромом союзной армии и повлияло на итоговый выигрыш французами кампании 1707 года в Испании. Кроме нескольких тысяч убитых и раненых союзники потеряли 10 000 пленными, 120 знамен и всю артиллерию.Последствием Альманского сражения было окончание кампании в пользу французов и покорение им большей части Испании, а в конечном итоге утверждение династии Бурбонов на испанском престоле в лице Филиппа V. Рикардо Балака-и-Орехас-Кансеко (31 декабря 1844 - 12 февраля 1880) - крупнейший испанский баталист XIX века. Блестяще проявил себя и в портретной, и в религиозной живописи; более всего прославился серией гравюр к «Дон-Кихоту» Сервантеса.

25 слайд Утрехтский мирный договор — договор, положивший конец Войне за испанское наследство. Мирный договор состоял из соглашений, подписанных в Утрехте в апреле и июле 1713 года между Францией и Испанией с одной стороны и Великобританией, Голландской республикой, Священной Римской империей, Португалией и Савойей с другой. Филипп V из династии Бурбонов отрёкся от всех прав на французский престол и был признан королём Испании и её колоний, с усло­вием, что король испанский никогда не будет одновременно ко­ролем французским. Испания должна была уступить Австрии Неаполитанское королевство, Сардинию, часть Тосканы, Миланское герцогство и Испанские Нидерланды; Англии — Гибралтар и остров Минорка; Савойе — Сицилию. События вокруг Утрехтского мира изображены в пьесе французского драматурга Эжена Скриба «Стакан воды». Пьеса была экранизирована в 1979 году в СССР режиссёром Юлием Карасиком под тем же названием, «Стакан воды». При дворе идёт политическая борьба двух партий: герцогиня Мальборо стремится продолжить войну до победного конца, а лорд Болингброк считает, что войну необходимо прекратить и начать мирные переговоры. Герцогиня Мальборо ревнует, ссорится с королевой Анной, и в результате этой ссоры Война за испанское наследство прекращается.

26 слайд Антуан Ривалз – Аллегория (вероятно, Утрехтский мир) 1713

Antoine Rivalz (1667 - 11 December 1735) was a French painter. Born in Toulouse, the son of Jean-Pierre Rivalz (who painted and designed the city's hôtel de ville), Antoine became the town's official painter, and was a talented portraitist of the society of the city in the 18th century. He also produced a large number of drawings.

27 слайд «Motin de Esquilache», картина Франсиско Гойи. Реформы не проходили гладко, в 1766 году в связи с сокращением мировых запасов зерна и трудностей, возникших при либерализации рынка зерна, в Мадриде и других испанских городах начались бунты против повышения цен на продовольствие. «Motin de Esquilache» вынудил короля покинуть столицу и поставил премьер-министра в сложное положение.

28 слайд Артуро Переса-Реверте  «Мыс Трафальгар» — повесть (2004)

Сюжет:

Повесть посвящена одному из самых интересных исторических событий — Трафальгарской битве, произошедшей 21 октября 1805 года. Показаны все маневры кораблей. Повесть сопровождается схемами, где указано расположение каждого корабля. Если для англичан этот день — страница славы и величия воинской доблести, то для союзников, Испании и Франции — это чёрный день скорби и траура. Хотя союзники в этот день и проиграли, их доблесть была равна мужеству английских моряков.

В повести рассказывается, что происходило у мыса Трафальгар, начиная с обнаружения противниками друг друга. Во время долгой битвы с двумя, а затем тремя безымянными английскими кораблями испанский парусник «Антилья» приходит в ужасное состояние. Перебит весь командный состав. Потерян весь рангоут. Англичане не в лучшем состоянии. Из шпигатов кораблей рекой льётся кровь. Незадолго до гибели «Антильи» один из матросов-испанцев, Николас Маррахо Санчес, немногий из оставшихся в живых, держит в руках испанский флаг, поскольку рангоута, чтобы поднять его, просто нет. Англичане прекращают стрельбу, и, построившись на палубе, кричат ему «ура». Повесть заканчивается вымышленным рапортом капитана разведывательного тендера Луи Келеннека, в котором рассказывается о судьбе кораблей, оставшихся на плаву после сражения. Начался шторм, и корпуса многих кораблей усеяли материковый берег Испании.

Единственная вольность, которую себе позволил автор (как он сам пишет в послесловии) — это появление в составе союзной эскадры испанского парусника «Антилья», под командованием капитана первого ранга дона Карлоса де ла Роча-и-Окендо. Ни такого корабля, ни такого капитана в действительности не существовало. Нет этого корабля и в диспозиции, приведённой в повести.

Национальные эпизоды (исп. Episodios nacionales) представляют собой четыре цикла по десять романов и один, состоящий из шести книг, написанных Бенито Перес Гальдосом в период с 1873 по 1913 годы и описывающих историю Испании, начиная с Трафальгарской битвы и заканчивая 1874, годом падения либералов и первой испанской республики.

Лейтмотивом цикла стала любовь к отечеству. Каждая серия романов посвящена определенному историческому периоду и имеет своего собственного героя. Однако подлинным героем, объединяющим все «национальные эпизоды», является испанский народ. «Национальные эпизоды» стали не только художественной летописью политической и общественной жизни Испании XIX столетия, но и выразили авторскую точку зрения на существовавший социальный строй.

 

Первая серия: 1873—1875

Главный герой этой серии — Габриэль Арасели — участник и ветеран войны с Наполеоном, рассказывающий на старости лет историю своей жизни.

Третья серия: 1898-

Третья серия изображает Испанию, терзаемую гражданской войной между карлистами и центральным правительством.

Четвёртая серия

Четвёртая серия посвящена изображению царствования Изабеллы II. В ней писатель отходит от собственно исторических событий и даёт изображение отдельных личностей и их психологии.

Пятая серия: ..-1913

Пятая серия посвящена кризису и падению Изабеллы II и последующей реставрации монархии. Сам Гальдос был уже современником этих событий и поэтому мог опереться на собственные впечатления.

Последним романом этой серии должен был стать «Сагаста», но книга так и осталась в проекте.

29 слайд Кáдисская конститу́ция — конституция, провозглашенная 19 марта 1812 года Кадисскими кортесами Испании, собравшимися во время Пиренейской войны. Эта конституция, одна из самых либеральных для своего времени, была, фактически, первой конституцией Испании. «Принятие конституции 1812 года» кисти Сальвадора Виньегры. La promulgación de la Constitución de 1812 Музей Кадисских кортесов. Salvador Viniegra y Lasso de la Vega (Cádiz, 23 de noviembre de 1862-Madrid, 29 de abril de 1915) fue un pintor historicista y mecenas español.

30 слайд Аллегория конституции 1812 года. Картина Франциско Гойи. Alegoría de la Constitución de 1812. English: Truth, Time and History. На картине три действующих лица: Испания – дама в белом платье с глубоким декольте, старик Время и полуобнажённая Истина. Время выводит вперёд Испанию, для которой настало время истины. В правой руке Испания держит новую Конституцию, а в левой символ королевской власти – скипетр. Это означает конституционную монархию и превосходство конституции над монархией. А теперь представьте чувства Гойи, когда через два года он рисовал скипетр в правой руке Фердинанда.

31 слайд Бенито Перес Гальдос

32 слайд Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде (исп. Dos de Mayo) — восстание жителей Мадрида против оккупации города войсками французского императора Наполеона Бонапарта, послужившее прелюдией к затяжной партизанской войне.

Мадрид был оккупирован войсками Наполеона  23 марта 1808 года. Король Карл IV был вынужден отречься в пользу своего сына Фердинанда VII, однако Наполеон заманил обоих на французскую территорию и взял под арест в городе Байонна. Попытка командующего французскими войсками Иохана Мюрата вывезти из страны также дочь и младшего сына Карла IV привела к народному восстанию в Мадриде, которое было подавлено после нескольких часов ожесточенных уличных боев. Жестокое подавление восстания и последующее провозглашение королём Испании брата Наполеона Жозефа привели к распространению волнений на всю Испанию.

33 слайд На картине запечатлено начало освободительной борьбы испанцев против французских оккупантов, а именно, — сцена расстрела испанских повстанцев оккупационными французскими войсками в ночь на 3 мая1808 года.

Испанские повстанцы и французские солдаты изображены Гойей как две противостоящие друг другу группы: несколько безоружных мадридских ремесленников и шеренга военных с поднятыми ружьями. Лица и позы испанцев прописаны Гойей довольно чётко (патриотизм, отвага, злость, бесстрашие и пр.) в то время, как французские солдаты прописаны бегло и как бы сливаются в одну безликую массу.

34 слайд Хосé Мари́я де Торри́хос-и-Уриарте (исп. José María de Torrijos y Uriarte; 20 марта 1791, Мадрид — 11 декабря1831, Малага) — испанский военный деятель, участник войны за независимость Испании, выступавший за свержение абсолютизма и либеральные реформы в Испании

После реставрации абсолютистской монархии в Испании участвовал в заговоре против короля Фердинанда VII и восстановлении Конституции 1812 года. За участие в заговоре Хосе Марию Торрихоса арестовали и поместили в тюрьму в 1817 году. Благодаря Испанской революции 1820 года получил освобождение. В 1823 году правительство назначило его военным министром, однако к этому времени произошла интервенция французских войск и свержение либерального режима. Фердинанд VII вновь стал правителем Испании, и Торрихосу вместе с группой единомышленников пришлось искать убежища сначала во Франции, а с 1824 года — в Англии.

Заговор, предательство и смерть

 

«Расстрел Торрихоса и его соратников на пляже в Малаге». Антонио Перес Гисберт (1888). Национальный музей Прадо, Мадрид

Находясь в иммиграции, Торрихос возглавил новый заговор среди испанских либералов Англии. Он возглавил Руководящий совет восстания Испании, более радикального крыла либеральной оппозиции.

В 1830 году Торрихос с группой единомышленников тайно высаживается в Гибралтаре, надеясь поднять восстание в периферийных районах Испании. Каждая из таких попыток жестоко подавлялась правительственными войсками. Самого Торрихоса было решено выманить хитростью. Для этого губернатор Малаги Висенте Гонсалес Морено под псевдонимом Viriato начал переписку с Хосе Мария Торрихосом, смог завоевать его доверие и убедить его, что в Малаге найдётся достаточно либерально настроенных людей, готовых поднять восстание. Торрихос самонадеянно поверил этим обещаниям и попал в расставленную ловушку. 30 ноября 1831 года два корабля с шестьюдесятью людьми на борту во главе с Торрихосом покинули Гибралтар. 2 декабря у берегов Малаги их обстрелял испанский корабль. Не видя иного выхода, Торрихос приказал высадиться на берег и направился в горы Михаса. 4 декабря у Валье-дель-Гуадалорсе группу Торрихоса окружили правительственные войска. После непродолжительного боя Торрихас решил прекратить сопротивление. Группу арестовали и заключили в монастырь ордена босых кармелитов, где соратники Торрихоса провели последние часы своей жизни.

В воскресенье, 11 декабря 1831 года, Хосе Марию Торрихоса и его 48 единомышленников без суда были расстреляны на берегу пляжа Сан-Андре в Малаге.

 

35 слайдМиге́ль Эрна́ндеc в период войны с фашизмом стал революционным поэтом и героем антифашистского движения (30 октября 1910, Аликанте — 28 марта 1942, Аликанте) — испанский поэт и драматург. Приехав в Мадрид (1934), познакомился с Висенте Алейксандре, Федерико Гарсиа Лоркой, Пабло Нерудой, Марухой Мальо (она позднее будет иллюстрировать его книгу «Неугасимый луч»). Участвовал в Гражданской войне на стороне республиканцев, писал стихотворные листовки. Принимал участие во Втором международном конгрессе писателей против фашизма в Мадриде и Валенсии (1937). Находился в тюрьмах Мадрида, Севильи, Толедо. В марте 1940 был приговорен к смерти, под давлением общественности казнь заменили 30-летним заключением. Через два года умер в тюрьме от туберкулеза. Хотя по хронологии Эрнандес должен был бы принадлежать к так называемому «поколению 1936 года», его творчество обычно рассматривают в рамках Поколения 1927 года, с представителями которого он был творчески и дружески связан. Кансьонеро и романсеро разлук (1938—1941), Человек на страже (1939, тираж уничтожен франкистами, сохранились два экземпляра), Ветер народа (1937), Неугасимый луч (1936)

36 слайдВисéнте Алейсáндре-и-Мéрло (26 апреля 1898, Севилья — 14 декабря 1984, Мадрид) — испанский поэт, представитель «поколения 27 года». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1977 года «За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами». 1936 — начало Гражданской войны. Написанные в манере народных романсов стихи Алейсандре «Безымянный ополченец» и «Расстрелянный» становятся фронтовыми листовками. На смерть Лорки Алейсандре откликается элегией «Погребенный». После победы франкистов поэт надолго прекращает печататься.

37 слайд Взгляды Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955) наиболее полно выражены в книгах «Испания с переломанным хребтом»  España invertebrada (1921) и «Восстание масс» La rebelión de las masas (1930).

38 слайд Ана Мария Матуте (26 июля 1925, Барселона — 25 июня 2014) «Мертвые сыновья» (Время и место действия - 1930-1940-е годы, Испания и частично Франция. Гражданская война, Вторая мировая война - и их последствия). Одной из отличительных особенностей Матуте является объединение романов в трилогии. Многие критики считают лучшей работой автора трилогию «Торговцы» (Los Mercaderes), включающую в себя романы «Первые воспоминания»(Primera memoria), «Солдаты плачут ночью» (Los soldados lloran de noche) и «Ловушка» (La trampa). О романах Матуте говорят, что «хотя сюжет каждого романа независим, их объединяет тема Гражданской войны и портрет общества, живущего по законам материализма и корысти».

39 слайд Мигель Делибес. Трагедия Гражданской войны 1936—1939 годов, влияние политической тирании послевоенных десятилетий на человеческую психологию и судьбу Делибес раскрывал в романе «Пять часов с Марио» (1966). Настоящие шедевры созданы писателем в жанре «охотничьей» прозы — «Дневник охотника» (1955), «Книга об охоте на мелкую дичь» (1966) и мн. др. Персонажи его романа «Крысы» живут в адских условиях, но воспринимают окружающее с удивительной мудростью и философским спокойствием.

40 слайд «Герни́ка» (исп. Guernica) — картина Пабло Пикассо, написанная в мае 1937 года по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Тема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, — бомбардировка Герники, произошедшая незадолго до этого, а также ужас апрельской испанской революции и Гражданской войны в Испании (1931—1939 годов). В 1940 году через некоторое время после вступления германских войск в Париж к Пабло Пикассо пришли из гестапо. На столе художника находились открытки с репродукцией «Герники». «Это вы сделали?» — задали мастеру риторический вопрос о картине. «Нет, — ответил Пикассо, — это сделали вы»

41 слайд «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)» Сальвадор Дали. Всю центральную часть полотна занимает странная конструкция из человеческих рук и ног, своей формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт абсурдное, болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании

42 слайд «Осенний каннибализм» Сальвадор Дали Картина «Осенний каннибализм» была написана в 1936 году, за год до начала гражданской войны в Испании. «Осенний каннибализм» демонстрирует отношение Дали к разразившейся в Испании гражданской войне: на картине два существа, мужское и женское, ложками вынимают плоть друг друга. Однако, это событие соединяется с эротическими комплексами проявляющимися с прежней силой. Каннибалы не борются, а, напротив, обнимаются и целуются; вновь возникают муравьи (у Дали — символ разрушения); выдвинутый ящик комода (еще один частый у художника образ) сигнализирует о присутствии бессознательного слоя психики — «ящика Пандоры», полного нежелательных импульсов и побуждений.

43 слайд «Загадка Гитлера» Сальвадор Дали. Сальвадор Дали пишет свою полную неясностей картину «Загадка Гитлера» в 1937 году. Принято считать, что на полотне художник показывает свою обеспокоенность неминуемым началом второй мировой войны. Дали очень интересовался судьбой и личностью Гитлера, не мог определить до конца своего к нему отношения. В разные периоды жизни художник говорил о нем разное. То признавался, что его привлекает мягкая спина Гитлера, то говорил о нем как о мазохисте, с самого начала знавшем о том, что война будет проиграна. Именно в год создания картины «Загадка Гитлера» Дали больше симпатизировал ему, чем наоборот. В период написания картины Дали часто в своих творениях изображает телефон. На этой картине сразу бросается в глаза черная сломанная телефонная трубка, висящая на сухом поломанном дереве и сложенный висящий зонт. С трубки капают вниз крупные слезы. Считается, что это является символом не слишком удачной встречи и переговоров Гитлера и Чемберлена.

Прямо под телефонной трубкой находится пустая тарелка, на ней лежит немного бобов. А это символизирует бедность, голод и ужасы войны. Вокруг этих предметов бедный тусклый пейзаж: пустой пляж и высокие горы. Сбоку нарисованы люди как символ уходящего мира.

Также на картине присутствуют устрашающие летучие мыши, явно не предвещающие ничего хорошего. Все эти предметы, изображенные на картине, являются символами того, что мир не спасти, и война неизбежна, а все попытки и переговоры бесполезны перед надвигающейся катастрофой. Сам Сальвадор Дали позже признается, что не ожидал того, что эта картина станет пророческой. Но при этом отрицал, что сознательно внес в свое творение политический подтекст. Дали желал лишь разгадать загадку личности Гитлера и на момент написания картины ему это не удалось.

44 слайд «Плачущая женщина» Пабло Пикассо.

Загадочный мир женщины и особенно её логики до сих пор никто не смог расшифровать. Но глядя на это полотно, понимаешь, что случилось нечто страшное и неразумное. Просто может мы, не всегда обращаем внимание на то, как люди плачут. Пикассо на это своё внимание обратил и как итог это полотно и ещё ряд с таким же названием. Между прочим, это полотно называется «Плачущая женщина, №12». Вариантов много и в каждом вроде та же поза. Вроде то же самое, но всё-таки есть что-то своё присуще именно только этой в данном случае изображённой женщине. Но неизменно, так же, как и на этом полотне, отдельно изображается эта чёрно-серая гримаса горя, которое сильно искажает итак непритязательное лицо.

45 слайд «Испания» Сальвадор Дали. В этом своем творении Дали изобразил довольно привычную для глаз поклонников художника и искусствоведов пустыню. Перед нами на почти все полотно растянулась испанская равнина, приобретшая цвет кофе, смешанного с молоком, из-за смешения пыли, грязи и песка. Вдали, у полосы горизонта видны горы, какое-то здание, возведено не то из песчаника, не то из известняковых блоков, а, может, вообще из каких-нибудь незнакомых обывателю камней. Небо, виднеющееся также где-то далеко впереди, темное, серое и грязное. Оно больше напоминает горное плато в тумане, каким его можно увидеть, если падать на него откуда-то сверху.

Ближе к зрителю расположена огромная, просто гигантская тумба, у которой есть лишь один-единственный ящик на самом верху. Он слегка выдвинут. Его ручка, больше похожая на бронзовую булавку, кажется совсем новой. Из ящика вот-вот выпадет что-то, напоминающее одновременно и красную (окровавленную?) тряпку, и человеческие внутренности. О тумбу опирается женщина, чей силуэт вырисовывается из фигур военных и зверей, снующих в хаосе.

Очевидно, она одета в платье. К слову, она, если судить по чертам, настоящая испанка. Поэтому ее имя Испания – пустынная, страдающая страна, которая, будь она живым человеком, плакала бы кровавыми слезами во время событий, которые носят название «гражданская война».

46 слайд «Воин» Сальвадор Дали 1982. Может быть, перед нами солдат, обезумевший от нескончаемой череды убийств, смертей и ужаса, увиденных им на кровавой бойне, называемой войной. Не исключено, что это — фанатичный полководец, слепо исповедующий только одну стратегию — стратегию победы, и неважно, каким количеством человеческих жертв она обернется.

Похоже, что персонаж картины только что перешагнул ту тонкую грань, разделяющую сумасшествие и здравый рассудок, ибо, несмотря на то, что зритель видит кого-то в зрачках воина, все равно они напоминают глубокие темные колодцы человеческого сознания, где прячутся жестокость, жажда величия и ненависть.

А вдруг, это бойницы неприступной крепости, откуда наблюдение ведут безжалостные стрелки, готовые в любой момент поразить неприятеля из лука или арбалета либо вылить на голову противника кипящую смолу? Но что, если мы видим, как сквозь редкие облака на небесном фоне проступает суровый лик самого бога войны? Эта картина — напоминание о том, как близко находятся люди к тому, чтобы своими зачастую неосознанными деяниями приблизить встречу лицом к лицу с истинным кошмаром войны.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!