Культура нового чиновничества

Часть III) Глава 5  Война сопротивления монголам и возвышение новой служилой знати (садэбу)  

Летняя война с монголами (1231-1273 гг.)

 

В начале XIII в., когда стабилизировалась власть военных во главе с кланом Чхве, на материке поднялись монгольские племена и выступили как новые властители, сменившие империю Цзинь. Долгое время ведшие кочевую жизнь и находившиеся в подчинении у киданей и Цзинь, монголы в начале XIII в., когда у них появился вождь по имени Чингиз-хан (Темучин) образовали государство (1206 г.) и, используя выдающееся искусство верховой езды, распространили свое влияние в Азии и даже в Европе. С 1211 г. Чингиз-хан повел наступление на Цзинь и завоевал Северный Китай, а затем стремился покорить Южную Сун, Корё, а также Японию.

В 1219 г. корёсцы объединились с монгольскими войсками и изгнали вошедших в крепость Кандон киданей. После этого инцидента монголы возомнили себя благодетелями Корё, требовали непомерной дани, на почве чего у них возникли трения с правителем Чхве И, а в 1225 г. произошел инцидент с монгольским послом Чжу Гуюем и его спутниками, которые повели себя в Корё крайне нагло и по пути домой были убиты на берегу Амноккана. Под этим предлогом в 1231 г. (18 год правления вана Коджона) монголы послали войско Саритая и напали на Корё, однако из-за упорного сопротивления народа Корё, и особенно армии Пак Со в крепости Квиджу, в 1232 г., заключили мир и отступили.

Однако, поскольку наглые требования монголов продолжались, в 6-м месяце 1232 г. Чхве И, решившись на длительную войну сопротивления, перенес столицу на о. Канхвадо. Эта мера была рассчитана на слабость монгольских войск в боях на море. На Канхвадо были воздвигнуты внутренние и внешние крепостные стены, что укрепило его обороноспособность, построены дворцовые палаты, храмы с поминальными табличками вана, жертвенные алтари государства, дома и буддийские молельни, поэтому остов Канхвадо выглядел как перенесенный Кэгён. Как и раньше, со всей пышностью проводились церемонии Ёндынхве и Пхальгванхве. Монголы, раздраженные непреклонной позицией Корё, за 30 лет вплоть до 1259 г. (46 год Коджона), когда был заключен мир, вторгались в страну около шесть раз.

Корёское правительство на о. Канхвадо стремилось укрыть население в горных крепостях и на островах, чтобы продолжать сопротивление, и одновременно сочетало боевые действия с переговорами. Налоги собирали и привозили по морю, и большую роль в сохранении династии Корё сыграло героическое сопротивление народа, такие действия, как защита отрядами Ким Юнху и других патриотов крепостей Чхоин и Чхунджу и др. Но, поскольку война продолжалась долго и ущерб, нанесенный жителям на материке, был велик, в корёском правительстве появилась умеренная группировка, выступившая с предложением о примирении с монголами, и в конце концов в 1258 г. (45 год Коджона) власть клана Чхве была свергнута в результате военного переворота. Чхве И был свергнут Ким Инджуном. В следующем году Корё заключило мирный договор, разрешавший отправку в Монголию наследного принца и приведший к уходу монголов из страны (1359 г.), а затем, с возвращением в 1270 г. (11 год Вонджона) правительства Корё в Кэгён, наступил мир. Вследствие того, что пришедшие на смену клану Чхве правители Ким Инджун, Лим Ён, Лим Юму и другие военные были устранены один за другим (1270 г.), кончился продолжавшийся 100 лет период правления военных.

То, что монголы заключили мир с Корё и признали суверенитет (ванскую власть) Корё и его исконные обычаи, означало, что лопнули, как мыльный пузырь, их планы завоевать Корё и превратить его в вассальное государство. Тот факт, что полностью покорившие Китай (Южную Сун) и даже Европу монголы потерпели поражение в покорении Корё, заслуживает особого внимания. Монголы не могли быть недовольны тем, что они перетянули на свою сторону корёского вана и что пала власть военных, являвшихся самой упорной антимонгольской силой.

Однако сговор королевского двора Корё с монголами вызвал решительный протест со стороны войск Самбёльчхо, бывших основной опорой военного режима и сыгравших авангардную роль в антимонгольском сопротивлении. Самбёльчхо под руководством Пэ Джунсона подняли восстание, назначили ванского родственника Она, князя Сынхва, ваном и создали антимонгольское правительство, после чего перенесли свою ставку из Канхвадо в крепость Ёнджансан на о. Чиндо, а оттуда на о. Чеджудо. Таким образом, было создано морское королевство, которое контролировало приморские районы провинций Кёнсан и Чолла. Этот район был не только экономической опорой власти военных, но там были места, почти недоступные для монголов, поэтому они смогли сопротивляться целых 4 года. Однако, несмотря на упорное сопротивление военачальника Ким Тхонджона, восстание на Чеджудо в конце концов было подавлено (1273 г., 14 год Вонджона).

Юани создали на Чеджудо наместничество – Тхамна чхонгванбу (Наместничество Тхамна) и развели пастбища для лошадей, в районе Ёнхына на севере – Ссансон чхонгванбу (Наместничество двух крепостей), а также Тоннёнбу (Восточное владение) в районе Пхеньяна и превратили их в свои вассальные территории. Однако из-за решительных требований корёских властей Тоннёнбу и Тхамна чхонгванбу были вскоре возвращены Корё.

 

2. Вмешательство монгольской династии Юань и возвышение служилой знати (садэбу)

 

1) Реформы и сопротивление в условиях юаньского вмешательства

 

С окончанием в 1259 г. войны с монголами, свержением в 1270 г. власти военных и восстановлением власти вана, корейское общество постепенно возвращалось к стабильности. Корёский ван (Вонджон) женил наследника (будущего вана Чхуннёля) на дочери императора Юаней Хубилая, и после этого ваны следовали этому обычаю. Таким образом, дворы двух стран были крепко связаны кровными узами, и обычно наследник Корё пребывал некоторое время в Пекине, а потом по возвращении становился ваном. Ставший зятем Юаней корёский ван хотя и был в положении, которое позволяло ему влиять на Юаней, но и сам был зависим от Юаней. Юани понизили статус титула корёского вана и преобразовали политические управления Корё[1]. Путем посылки даругачи (наместника) и учреждения Чондон хэнсон (Управления Восточного похода) монголы контролировали внутреннюю политику страны. Несомненно, что такие меры монголов наносили немалый ущерб престижу государства Корё, но тем не менее Юани признавали, что Корё – сильная страна с высокой культурой, и уважали ее исконные обычаи. Вот почему Корё, самостоятельно укрепляя ванскую власть и совершенствуя чиновную систему, упорно продолжало прилагать усилия к проведению социально-экономических реформ. С другой стороны, люди из Корё, ездившие в Юань, глубоко проникали в политическую жизнь и оказывали влияние на дела в империи.

Хотя при заключившем мир с Юанями ване Вонджоне (1259-1274 гг.) и следующем ване Чхуннёле (1274-1308 г.) из-за попыток Юаней завоевать Японию Корё подверглось многим тяготам, поскольку при постоянном вмешательстве монголов во внутренние дела ему было приказано выставить военные корабли и армию, при следующем ване Чхунсоне (1308-1313 гг.) были предприняты попытки реформ по исправлению накопившихся недостатков и проблем в политике, обществе и экономике[2]. Направление политики реформ при ване Чхунсоне было определено при помощи Хон Джабона и по воле монарха и проводилось при опоре на такие органы, как Саримвон. Устранив сначала приспешников вана Чхуннёля, стремились изменить организацию правительства так, чтобы в соответствии с конфуцианскими идеалами укрепить власть вана, а затем ставилась задача исправить неразбериху в земельной системе, вызванную захватом земель влиятельной знатью, увеличить доходы государства и наладить жизнь народа, уменьшить всякие повинности крестьян, возвратить в состояние янминов (простолюдинов) людей, насильственно превращенных в крепостных (ноби). Однако политика реформ вана Чхунсона закончилась провалом из-за сопротивления могущественных кланов и помех со стороны монголов. Важной причиной неудачи было и то, что еще не появилась политическая сила, способная решительно поддержать политику реформ.

Потерпевший поражение при попытке реформ ван Чхунсон передал трон сыну – вану Чхунсуку (1313-1330 гг.) и уехал в столицу Юаней (Пекин), где создал научно-исследовательский институт под названием Мангвондан («Дворец десяти тысяч книг»), собрал видных юаньских конфуцианцев Чжао Мэнфу, Яо Суя, Янь Фу и других, а также корёских – Ли Джэхёна и других, с которыми изучал и обсуждал проблемы конфуцианства и основал в Юаньском Китае систему государственных экзаменов (кваго). Такая его ученая деятельность открыла начало к будущему расцвету конфуцианства в Корё и нарастанию числа реформистски настроенных интеллектуалов.

После вана Чхунсона и ван Чхунмок (1344-1348 гг.) предпринял меры против промонгольских сил, основав Чончхи тогам (Управление по исправлению политики), стал возвращать прежним хозяевам земли и ноби, захваченных могущественными кланами, ликвидировал категорию так называемых дарованных земель (сагыпчон), которыми в столичной провинции Кёнги владели могущественные кланы, и стал раздавать их простым чиновникам и местным податным людям в качестве жалованных земель (ноккваджон). Хотя система ноккваджон осуществлялась с 1271 г., (12 год Вонджона), сразу после падения власти военных, она не давала большого результата из-за противодействия могущественных кланов.

Могущественные кланы расширяли свои земельные владения путем запашек и захватов, поэтому наносили огромный ущерб финансам государства и жизни крестьян. Иногда дело доходило до того, что земли, принадлежавшие одному человеку, простирались на огромном пространстве, ограниченном только горами и реками, а число людей, собиравших налоги с одного участка, достигало 6-7 человек. Что касается земельных владений ванской семьи (чан или чхо), то они были разбросаны в 360 местах по всей стране. Роскошь и расточительство вана и дань монголам сделали жизнь народа особенно тяжелой; учреждение нового органа Ынбандля изъятия необходимых для охоты предметов и соколов (хэдончхон) причиняло всевозможные беспокойства населению и вызывало его жалобы.

В период монгольского вмешательства владевшие большими земельными угодьями власть имущие кланы назывались квонмун седжок (властные дома, влиятельные роды). Хотя в их состав входила и прежняя аристократия, но было немало и вновь выдвинувшихся людей из переводчиков монгольского языка или служителей соколиной канцелярии Ынбан, из людей, породнившихся с императорским Юаньским домом или же получивших от монголов звание манхо (темник, «военачальник над десятью тысячами». – Прим. пер.). Типичным примером выдвижения путем брачных связей с Юаньским императорским домом являлась власть клана Ки в лице Ки Чхоля. Однако они (вновь выдвинувшиеся) отличались той прогрессивной чертой, что их власть основывалась не принадлежности к известному ученому роду, подобно знатным родам мунболь в средний период Корё, или присвоении им привилегий государства, а тем, что они выдвинулись за счет личных способностей.

Представители квонмун седжок, участвуя в заседаниях Государственного Совета (Топхёныйсаса), обладали реальной политической властью. В ранний период Корё в Тобёнмаса входило не более 10 человек министров (чэсинов) и следующих за ними (чхусинов), и он был только временным совещательным органом, но в период Юаньского вмешательства он был преобразован в Топхёныйсаса, число его членов увеличилось до 70-80, и он стал постоянным высшим исполнительным органом. Такое увеличение функций Топхёныйсаса хотя и означало, соответственно, ослабление ванской власти, но в то же время по сравнению с периодом военного режима ванская власть усилилась, что свидетельствовало о процессе восстановления бюрократического правления.

 

2) Реформы вана Конмина и рост новой чиновной знати (садэбу)

 

Когда в условиях Юаньского вмешательства в дела Корё реформы вана наталкивались на сопротивление сильных домов, происшедшее в 1368 г. (17 год Конмина) изгнание Юаней из Китая на Север и выход на историческую сцену новых властителей Китая – Минской династии – создали благоприятные международные условия для политики реформ в Корё. Именно в этом кроется причина того, что при ване Конмине (1351-1374) реформы определенно оживились. Ван Конмин, хотя и был женат на монголке, будучи ваном Корё не утратил своей принципиальности и в сфере внешней политики открыто проводил курс, направленный против Юаней и в пользу Минов, а внутри – активно вел реформаторскую политику подавления сильных домов, укрепления ванской власти и стабилизации жизни народа.

Сначала в 1356 г. (5 год Конмина) он разгромил группировку промонгольских чиновников, которые были представлены Ки Чхолем с братьями, прижал могущественные кланы, которые были проюаньскими и угрожали власти вана и в том же году вооруженным путем присоединил управление Ссансон чхонгванбу в районе Ёнхына, которое раньше было непосредственным владением монголов. При возвращении Ссансон чхонгванбу он получил полную поддержку местного влиятельного человека (тхохо) Ли Джачхуна (отец Ли Сонге), и с этого времени дом Ли Сонге стал продвигаться по служебной линии в столице. В 1359 г. (8 год Конмина) крестьянская армия (хунтоу, «красноголовые»), поднявшаяся в Китае против юаньского господства, вторглась в Корё и одно время даже вызвала переполох в связи с захватом столицы, но ее успешно разгромили. В 1369-1370 гг. (18-19 годы Конмина) Ин Дану, Чхве Ёну и Ли Сонге было приказано по очереди (три раза) атаковать Ляодунский район Китая для возвращения древних земель Когурё.

Политика реформ вана Конмина встретила противодействие могущественных кланов из проюаньской группировки, и в 1363 г. (12 год Конмина) возник заговор Ким Ёна по устранению вана (в храме Хваннёнса). Однако ван не уступил и на высокую должность самджун тэгван ёндо чхоми (главный министр) назначил простого монаха Синдона из монастыря Окчхонса, чтобы продвигать реформы. Синдон изгнал влиятельных сановников Ли Гонсу, Кён Чхонхына и других, в 1366 г. основал Чхонмин пёнджон тогам (Управление по пересмотру полей и людей) и провел реформу по изъятию земель и ноби у могущественных кланов и возвращению их прежним владельцам. За это Синдона стали называть святым.

Ван Конмин также способствовал расцвету Сонгюнгвана, превратив его в образцовый конфуцианский образовательный орган, и повелел талантливым ученым Ли Сэку, Чон Монджу, Чон Доджону, Пак Санчхуну, Ли Сунину и Ким Гуёну глубоко изучать неоконфуцианство. Это послужило толчком к появлению большого числа выдающихся неоконфуцианских ученых. Экзаменационная система была реформирована так, чтобы отбирать людей не по литературным, а по политическим знаниям. Воспитанные и выдвинувшиеся в этот период молодые чиновники, так называемая новая чиновная знать (садэбу), в дальнейшем выступили в качестве ведущей политической и идеологической силы новой династии Чосон.

Итак, реформы периоды Юаньского вмешательства, включая реформы Конмина, хотя и добились успеха в пестовании неоконфуцианства, но не пытались на его основе осуществить политические реформы. В этом проявилась ограниченность реформ этого периода. В результате поднявший меч решительных реформ Синдон был убит из-за сопротивления сильных домов, был убит и вдохновитель их ван Конмин, а затем при ване У (1374-1388 гг.) произошел возврат к крайне реакционной политике сильных домов. Основанные на неоконфуцианстве реформы стали возможны в крайних обстоятельствах, когда реакционная политика достигла предела, что и привело к установлению династии Чосон.

 

Культура нового чиновничества

 

1) Наука и техника

 

В период антимонгольского сопротивления в XIII-XIV вв. в Корё наметился значительный прогресс в области науки и техники. Во-первых, серьезные изменения в области обороны страны принесло совершенствование огнестрельного оружия. Приблизительно со времени правления вана Конмина разорившиеся из-за развития торгового капитала японские военные низшего уровня стали грабить на десятках, а то и сотнях судов центральное и южное побережье и наносить этому району большой ущерб. В то время их звали вэгу («японскими пиратами»).

Поскольку в ходе борьбы с вэгу выяснилась настоятельная необходимость огнестрельного оружия, правительство Корё создало в 1377 г. (3 год вана У) учреждение Хватхон тогам (Пушечное управление) и на основе ввезенной из Юаньского Китая техники производства пороха стало производить огнестрельное оружие. Особенно высокими боевыми качествами отличались созданные Чхве Мусоном пороховая пушка хвапхо и хватхон; установление их на боевых кораблях дало большой эффект в подавлении вэгу. Также, в 1389 г. (1 год вана Чхан) товонсу из провинции Кёнсан Пак Ви во главе флота из 100 кораблей атаковал логово вэгу на Цусиме, поджег их корабли и одержал весомую победу. С тех пор могущество вэгу серьезно ослабло.

       Большую революцию в быту вызвало появление техники выращивания хлопка и производства хлопчатобумажных тканей. В 1364 г. (13 год вана Конмина) отправленный посланником в империю Юань Мун Икчом на обратном пути раздобыл в китайском районе Цзынань (кор. Каннам, букв.: «к югу от реки») семена хлопка, передал их ремесленнику из Тансона в провинцию Кёнсан по имени Чон Чхоник, и с тех пор началось выращивание хлопка. Чон Чхоник приложил значительные усилия для адаптации хлопка к климату и природным условиям Кореи, которые отличаются от китайских, и добился успеха в его выращивании; он даже произвел хлопкоочистительную машину и прялку по вытягиванию хлопковой нити и внёс крупный вклад в революцию в сфере производства одежды. В эпоху, когда не знали другого, кроме грубого пенькового холста, дорогого шелка и ткани из рами, дающий возможность крупного производства хлопок начал превращаться в целую отрасль по производству одежды.

       Изменения произошли и в области агротехники. В начале периода Корё она была еще незрелой, и хотя каждый год была возможна пахота земель, обычной была система, при которой участки в горах оставались под паром 1-2 года. Однако к концу Корё сельское хозяйство усовершенствовалось, малоземельные и безземельные крестьяне активно обрабатывали участки в горах и повысили производительность сельскохозяйственного труда, создав способ внесения удобрений сибибоп и систему орошения путем преграждения небольших рек и образования заводей, использовавшихся в качестве водохранилищ, а также открыв способ глубокой пахоты симгёнбоп, при котором использовались волы, позволявшие глубже возделывать почву. Таким образом, площади земель под паром уменьшились, а площади регулярно обрабатываемых пахотных земель возросли.

       Определенную роль в развитии агротехники сыграл северокитайский способ земледелия хвабук нонбоп, заимствованный из книги «Нонсан чибё» («Сведения о земледелии и шелководстве в Китае»), которую привез из Юаньского Китая и распространил Ли Ам. С другой стороны, благодаря воспринявшему конфуцианство из Сунского Китая новому чиновничеству, большой интерес вызвал использовавшийся в Южном Китае способ обработки заливных полей (суджон). Поскольку по климату и природным условиям Корея в определенной степени приближается к развитым в сельскохозяйственном отношении регионам Северного и Южного Китая, заимствование их опыта способствовало развитию комплексной агротехники. Такое развитие агротехники и повышение производительности сельскохозяйственного труда вызвало рост числа средних и малых провинциальных помещиков, что послужило основой для увеличения числа конфуцианских ученых – выходцев из их среды.

       В развитие науки и сельского хозяйства конца Корё также внесли существенный вклад заимствованные через Юаньский Китай арабские астрономия, метеорология и география.

       Следствием продолжавшихся в конце Корё войн стали неурожаи и эпидемические заболевания, что потребовало развития медицины с применением лекарственных растений, произраставших внутри страны. Характерно для этого периода появление самой старой в Корее книги по медицине «Хянъяк кугыппан» («Способы изыскания местных лекарственных растений»), изданной в 1236 г. (23 г. вана Коджона) одновременно с «Тэджангён» («Трипитакой»). Кроме того, был составлен ряд медицинских книг, в том числе и широко использовавшиеся в качестве повседневного пособия «Самхва чахян якпан» («Способы изготовления местных лекарств из трёх компонентов»), которые стали основой для составления в период Чосон «Хянъяк чипсонбан» («Собрания рецептов местных лекарств»).

       Корё, достигшее высокого уровня ксилографической печати уже в период военного правления, когда были вырезаны тексты «Трипитаки», совершило шаг в новую стадию путём развития подвижного шрифта. Ксилографическая печать была удобна при выпуске крупных тиражей, но имела неудобства при публикации малотиражных изданий. Это неудобство устранялось печатью с применением металлического наборного шрифта. Этот метод приобрел особое распространение к концу Корё, и в 1392 г. (4 г. вана Конъяна) была создана основанная на нем государственная типография по изготовлению шрифтов и печатанию книг Соджогвон. Это стало основой для интенсивного развития печати с помощью подвижного набора в период Чосон.

 

2) Внедрение неоконфуцианства (соннихак) и изменения в буддизме

 

       Пришедшее в упадок в период военного правления конфуцианство стало вновь восстанавливать свое влияние с утратой власти военными при переходе к периоду вмешательства в управление монгольской династии Юань, когда политическое влияние перешло в руки гражданских чиновников. Характерным для этого времени было восстановление рациональной конфуцианской политики путём реставрации ослабевшей ванской власти и ограничения чрезмерно возросшей власти и злоупотреблений могущественных родов, а также роста их земельных владений.

       В период правления вана Чхуннёля (1274-1308) для поощрения изучения канонов и исторических сочинений (сахак) было создано соответствующее управление Кёнса кёсу тогам, и первыми шагами возвращения к конфуцианской политике были восстановление конфуцианской высшей школы и строительство поминального алтаря (храма) Конфуция Мунмё. В это время в авангарде развития конфуцианства стоял выходец из Сунхына (пров. Кёнсан) Ан Хян (прежнее имя Ан Ю), который был первым ученым, внедрившим заимствованное из Юаньского Китая чжусианство.

       Затем, в правление вана Чхунсона (1308-1313) в Юаньском Китае побывали Пэк Иджон, Ли Джехён, Пак Чхунджва, которые познакомились там с такими видными учеными как Яо Суй, Янь Фу и Чжао Мэнфу. Вслед за этим, начиная с правления вана Чхунсука (1313-1330) Ан Чхук, Ли Гок, Ли Инбок, Ли Сэк сдали в Китае экзамены кваго и получили государственные посты, что позволило им углубить изучение различных направлений конфуцианства, в том числе и чжусианства.

       Особенно активизировалось изучение и преподавание конфуцианства в период вана Конмина (1351-1374), когда был реорганизован Сонгюнгван, ставший исключительно учебным конфуцианским учреждением. Сюда были приглашены Ли Сэк, Чон Монджу, Чон Доджон, Ким Гуён, Пак Санчхун, Ли Сунин, которые занимались изучением и обсуждением неоконфуцианства (соннихак) и способствовали подготовке многих неоконфуцианских ученых.

       Прежнее конфуцианство не включало в себя метафизики, объяснявшей в комплексе сущность вселенной и человеческой натуры; этими вопросами занимались буддизм и даосизм. Однако буддизм чрезмерно акцентировался на идеальном начале ли, а даосизм – на поддержании жизни, выражаемом с помощью ки, поэтому было нарушено равновесие между этими началами. А неоконфуцианство (соннихак) создало объективную идеалистическую философскую систему, объединившую буддийское идеальное начало ли и даосистское материальное начало ки, и на этой основе прогрессивное учение о морали. Неоконфуцианская система морали, признавая самостоятельность (ки) отдельных предметов и устанавливая взаимосвязь между всеми вещами, стала теорией, подходящей для построения более рационального нравственного сообщества. Это обеспечило неоконфуцианству поддержку со стороны нового чиновничества, стремившегося к реформам.

       Хотя движение за реформы периода Юаньского вмешательства и расширило сферу влияния неоконфуцианства, оно не смогло привести к реформам, основанным на неоконфуцианстве. В результате, с распространением неоконфуцианства в конце периода Корё, в среде неоконфуцианских ученых возникли две группировки – радикалов (Кыпчинпха) и умеренных (Онгонпха), – расходившиеся во взглядах на глубину и методы преобразований. Неоконфуцианцы начального периода придерживались умеренной линии и склонялись к реформизму, суть которого была в частичном ослаблении социальных противоречий в обществе при сохранении династии Корё. И противоречия в земельной системе, с которыми были тесно связаны и положение народа, и состояние государственных финансов, они хотели разрешить путем ослабления некоторых поборов с населения, и даже не ставили вопроса о монастырских хозяйствах, которые должны были стать объектами реформирования.

       Однако представленная Чон Доджоном радикальная группировка вместе с с неоконфуцианством (соннихак) восприняла идею «Чжоули» и путем последовательного проведения идеи общего интереса (конгэнём) стала стремиться к полному реформированию общественного порядка. Их центральными задачами стали: ослабление пропасти между бедными и богатыми путем земельной реформы в системе государственных земель конджон, укрепление государственных финансов и обороноспособности. Их взгляды сочетали учение о морали неоконфуцианства с утилитаризмом ханьского и танского конфуцианства (юхак). Именно в этом заключалась причина восприятия ими «Чжоули», имевшей сильно выраженный государственно-социалистический характер. Они последовательно критиковали буддизм с позиций неоконфуцианства и стремились осуществить полную реформу религии и активно изменить зловредные стороны монастырских хозяев. Другими словами, радикальная группировка занимала левые позиции, а умеренная – правые. Среди причин, способствовавших разделению на две группировки, наряду с разницей в унаследованном юридическом статусе, была и та, что среди представителей радикалов было и немало выходцев из «подлого сословия» чхонминов (ноби), и они в силу этого испытывали ограничения в карьерном росте.

С другой стороны, в период Юаньского контроля происходили изменения и в буддийской среде. Если в период правления военных главными буддийскими храмами были Сусонса и Пэннёнса, и буддизму были присущи близость к народу и простота, то в период Юаньского господства он отличался близостью с ванским дворцом и родовитыми семьями и проявлял интерес к политике. Во времена вана Чхуннёля храм Пэннёнса был превращен в главное место молебен царской фамилии и переименован в Мёрёнса, но в управлявшемся ранее сагульсанской (с гор Сагульсан?) группировкой монастыре Сусонса власть перешла к группировке с гор Каджисан, которая имела тесные связи с влиятельными семьями и приобрела главенствующее влияние в буддизме. Кроме того, со времени вана Чхунмока с помощью Поу (Тхэго) и Хегына (Нанок) начало внедряться учение юаньской секты Линьцзы чань, которая, прервав связи с традиционным буддизмом, образовала новое течение в буддизме. Это можно сравнить с тем, как пришедшее из Юаньского Китая неоконфуцианство превратилось в новое течение конфуцианства. Традиционный буддизм хотя и участвовал в политики в форме службы вану и гсударству, а также учения Девяти гор, и выполнял роль советчика в политических делах, настаивая, например, на переносе столицы, однако не соответствовал требованиям времени. На протяжении периода Чосон и вплоть до нашего времени он был представлен сектой Чоге.

 

3) История, литература и искусство

 

Неоконфуцианские ученые конца рассматриваемого периода Корё восприняли конфуцианское учение как теоретическую систему, способную разрешить общественные противоречия, поэтому особое внимание в этом учении обращалось на изучение конфуцианских канонов и официальных историй.

Выдающимися знатоками канонов были Чон Монджу, Чон Доджон, Квон Гын. Познания Чон Монджу в области канонов были настолько выдающимися, что его бывший учитель Ли Сэк говорил, что «какие бы слова он ни произносил, они соответствуют смыслу сонни (учению Чжу Си)», поэтому его называли «основателем восточного (корейского) учения об идеальном начале». Но трудов от него осталось немного. Чон Доджон написал «Хакча чинамдо» («Изображение компаса ученого»), в котором основные положения неоконфуцианской философии (соннихак) были изложены в виде схем. Квон Гын в развитии этого составил сочинение «Ипхак тосоль» («Введение в конфуцианство»), вышедшее во 2 год вана Конъяна. Кроме этого, Чон Доджон написал такие произведения, как «Симмун чхондап» («Ответы Неба на вопросы сердца») и «Симгили» («Мысли о вещественном (ки) и духовном (ли)»), где кратко изложил идею о преимуществах неоконфуцианской философии над буддизмом и даосизмом. После основания династии Чосон эти два сочинения были теоретически дополнены и изданы под названием «Пульсси чаппён» («Разные заметки о Будде»), и эта книга известна наиболее высоким уровнем критики буддизма в истории Кореи.

В период монгольского контроля были составлены многие исторические книги, ставившие цель упорядочить культурную традицию эпохи Корё и с позиций идей конфуцианства выработать основы политики реформ. Характерными примерами могут служить составленные во времена вана Чхуннёля сочинения «Когымнок» («Записи о прошлом и настоящем», 1284 г.) Вон Бу и Хо Гона, «Чхончху кымгённок» («Записи золотого зерцала за тысячу лет») Чон Гасина, «Понджо пхённен канмок» («Краткие летописи правящей династии», 1319 г.), составленные автором Мин Джи при ване Чхунсоне, «Краткая история» («Саряк», 1357 г.), написанная Ли Джехёном при ване Конмине. Все эти труды критически оценивали деяния ванов династии Корё с позиций конфуцианских идей. Особого внимания заслуживает «Понджо пхённен канмок» как первая попытка внедрить способ схему летописания (канмок) Чжу Си. Эти исторические книги впоследствии сыграли большую роль при составлении «Истинных записей» (силлок) правления ванов Корё и истории Корё в начальный период Чосон. Однако большинство книг по истории конца Корё после составления истории Корё в начальный период Чосон исчезли, и сохранились только «Сарон» («Исторические комментарии»), помещённые в книгу Ли Джехёна «Саряк» («Краткая история»).

       Среди исторических трудов отдельных авторов конца Корё характерными являются «Самгук юса» («Забытые деяния Трёх государств», 1281 г.), составленные во времена вана Чхуннёля в монастыре Ингакса монахом Ирёном (светское имя Ким Гёнмён), имевшим достаточные познания и в конфуцианстве, и «Чеван унги» («Рифмованная история правителей», 1287 г.) Ли Сынхю, в стихах воспевшего историю Китая и Кореи. Эти труды оказали значительное влияние на последующие поколения. Обе эти книги определяли начало истории Кореи с периода тангунского Чосона и с гордостью описывали ее самостоятельную и высоконравственную культурную традицию. Особенно подчеркивалось чудесное рождение и деяния основателей государств, начиная с Тангуна, с любовью отмечались отличные от монголов самостоятельные корни и культура. Однако эти труды значительно отличались друг от друга, ибо «Самгук юса» в корейской культурной традиции выделяла прежде всего буддийскую традицию Силла с центром в Кёнджу, а написанная Ли Сынхю в горах Тутхасан в Самчхоке «Чеван унги», делая упор на конфуцианство, включала также и буддизм и даосизм. Кроме того, в «Чеван унги» была сильнее выражена идея о происхождении корейского рода от Тангуна[3]. Однако «Самгук юса» отличала особая тщательность в подборе материалов, и она значительно дополняла сведения о древнем Чосоне и Трёх Хан, выпавшие из «Самгук саги».

       В конце Корё произошли изменения и в области литературы. Новое чиновничество, продолжая сохранять поэтическую форму хянга, под влиянием сунской литературы и музыки создали новый стиль песенной поэзии – кёнгичхега («столичный стиль»). Характерным примером его было произведение конфуцианского ученого Ан Чхука «Квандон пёльгок» («Мотивы Квандона»). С другой стороны, в среде простого народа возник новый песенный жанр – так называемые чанга («долгие песни»). Его характерными образцами были такие произведения, как «Чхонсан пёльгок» («Чхонсанские мотивы»), «Согён пёльгок» («Согёнские мотивы»), «Касири», «Чоныпса», «Тондон», а также «Ссанхвачом». Чанга неизвестных авторов хорошо отражали жизнь и настроения простого народа того времени. Например, в «Чхонсан пёльгок» следующим образом отразились наивные чувства народа, живущего в согласии с природой:

 

Как живём мы, поживаем

На Чхонсанской стороне.

Поедаем виноград и актинидию

На Чхонсанской стороне…

 

       Характерными образцами архитектуры периода конца Корё можно считать павильон Кыннакчон в монастыре Понджонса («Павильон великой радости») в Андоне и павильон Мурянсуджон («Павильон долголетия», 1376 г.) в монастыре Пусокса в Ёнджу, а также павильон Тэунджон («Павильон величия») в монастыре Судокса в Есане, пров. Южная Чхунчхон. Эти здания не только являются старейшими сооружениями деревянной архитектуры, сохранившимися в Корее, но их колонны с особенной формы энтазисом (чусимпхо) и трехъярусные капители (конпхо) демонстрируют одновременно солидность, торжественность и изящество.

       Самой знаменитой из буддийских пагод конца Корё является 10-ярусная пагода из монастыря Кёнчхонса в Кэпхуне (ныне хранится во дворце Кёнбоккун), построенная при ване Чхунмоке. В отличие от других пагод, обычно строившихся из гранита, она сделана из мрамора, украшена роскошной скульптурой и носит следы явного влияния монгольского ламаизма. По образцу этой пагоды в период Чосон при ване Седжо была создана пагода монастыря Вонгакса (ныне стоящая в Сеульском парке Тхапколь).

       Живопись получила значительное развитие с начала периода Корё в связи с появлением художников из числа новых гражданских чиновников, популярными темами творчества которых являлись досуг нового чиновничества, а также изображение четырёх символов благородного мужа (сливы, гибискуса, лотоса и бамбука). Особо была известна картина «Чхонсан тэрёпто» («Рыбалка на Небесной горе»), которая, как считается, принадлежит кисти вана Конмина.

       Из буддийских картин периода монгольского контроля особое внимание обращает жанр Янню кванымдо («Изображение бодхисатвы Авалокитешвары среди ив»). Эти картины были типичными для буддийской живописи периода Корё, их еще называли «Суволь кванымдо» («Авалокитешвара у реки под луной»). Большая их часть в конце Корё была похищена японскими пиратами вэгу, поэтому отдельные образцы их ныне хранятся в Японии. Самой знаменитой из них является написанная Ким Умуном и другими дворцовыми художниками «Янню кванымдо» («Авалокитешвара среди ив», 1310 г., хранится в Японии в фирме «Кёсинся»), длиной более 4 метра, вызывающая восхищение искусным и богатым исполнением. Другими выдающимися произведениями того же времени являются две картины «Янню кванымдо» (ок. 1300 г., хранится в Японии в монастыре Асакудзи) монаха Хехо и Со Губана (1323 г., хранится в Японии в доме Сумитомо).

       Корейская каллиграфия испытала монгольское влияние, причем если в начале Корё был в моде стиль танского ученого Оуян Сюня (Ку Янсун чхе), то впоследствии на смену ему пришел стиль «сонсольчхе» («Сосны в снегу»). Представителем каллиграфов этого периода был Ли Ам, живший в период правления вана Чхунсона. С другой стороны, селадон, являющийся замечательным образцом прикладного искусства Корё, освободился от влияния «южной школы» сунского Китая и стал применять технику «северной школы» юаньского Китая. Таким образом, окраска керамики стала изменяться от загадочного цвета зимородка в сторону скромного сизого цвета пунчхон, который оставался популярным до начала династии Чосон.

 


[1] В посмертном титуловании вана вместо «чо» и «чон» стали употреблять иероглиф «ван», а перед посмертным титулом заставили обязательно писать иероглиф «чхун» (преданный). Также был изменен ряд наименований учреждений и титулов: слово «чим» вместо «ко», «пхеха» («величество») было изменено на «чонха» («высочество»), «тхэджа» (титул наследника) на «седжа», «сонджи» («монарх») на «ванджи» («правитель»), что снизило их разряд. Кроме этого три высших министерства объединили и назвали Чхомыйбу, а Чунчхувон преобразовали в Мильчикса, из шести министерств Конбу упразднили, Ибу и Ребу объединили в Чонниса, Хобу преобразовали в Пхандоса, Пёнбу – в Кунбуса, Хёнбу – в Чонбопса. Как раз в это время изменили название совета Тобёнмаса на Топхёныйсаса. Все это было сделано без сопротивления корёсцев.

[2] Для завоевания Японии Юани создали орган Чондон хэнсон (Управление Восточного похода) и, активно вмешиваясь во внутреннюю политику Корё, требовали поставки кораблей, солдат и продовольствия. Таким образом, Корё дважды – в 1274 г. (начальный год Чхуннёля) и в 1281 г. (7 год Чхуннёля) участвовало в походах на Японию, но Юани потерпели поражение из-за сопротивления японского бакуфу (правительство сёгунов) в г. Камакура и прошедших тайфунов, а также из-за негативного отношения Корё.

[3] В «Самгук юса» потомками Тангуна называли Пуё, Когурё и Пэкче, а Три Хан и Силла – основными потомками выходцев из Китая. В «Чеван унги», напротив, происходящими от Тангуна считались Три Хан, Три государства, Емэк, Пуё, Окчо и другие древние государства.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 463; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!